Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
новой задачи;
на самоанализ и самоконтроль результата;
так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей.
Обучающийся научится:
в сотрудничестве с учителем;
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
и других людей;
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Обучающийся научится:
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра
в общении и взаимодействии;
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
и видит, а что нет;
Обучающийся получит возможность научиться:
от собственной;
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
и позиций всех участников;
и сотрудничества с партнёром;
необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования
и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного курса
1. Место курса в Учебном плане
I-IV четверть: 1 час в неделю
По плану: I четверть – 9ч. III четверть – 10 ч.
II четверть – 7 ч. IV четверть-8 ч
Итого: 34 ч
Содержание курса
№ п.п | Раздел | Основные виды учебной деятельности | Формы организации занятий |
1 | История письменности. Звук. Буква.
| Как обходились без письма. Понятно без слов. Ручное письмо. Немного о пересказе. Древние письмена. Договор между читающим и пишущим. “Священные знаки”. Владеть понятиями – звук, буква. Определять количество звуков и букв в словах. Распознавать и различать гласные и согласные звуки. | беседа, работа в парах |
2-3 | Как люди научились говорить?
А кто в алфавите живёт?
| Почему люди говорят на разных языках? Русский язык на земном шаре. Языки и народы. Как возникла наша письменность. Меня зовут фонема. Поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы? Таинственная фонема. Буква – подсказчица. Составлять алфавитный список. | практикум, работа в парах, игра |
4 | Слог. Слово. Ударение.
| Определять количество слогов в словах. Различать группы слов по количеству слогов. Моделировать двухсложные, односложные слова к предложенным схемам. Определять ударный слог. | практикум, работа в парах, игра |
5-6 |
В путь за “главным” правилом. | Что такое орфографическая зоркость? Тайна фонемы. Ключ к тайне фонемы. Опасные согласные. Составление “свода законов”. Здравствуйте, гласные! | беседа, практикум, работа в парах, в группах, |
7-8 | Память и грамотность.
| Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Как тренировать память. Способы запоминания. Составление плана. | практикум, работа в парах, игра |
9-10 | Однозначные и многозначные слова.
| Умей различать разные значения одного и того же слова. Говори правильно. Употребление слов в речи как в прямом, так и в переносном смысле. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”. | практикум, работа в парах, игра |
11-12 | Где же хранятся слова? | Копилки слов. Как найти слово в словаре? Какая наука изучает происхождение слов? | практикум, работа в парах, игра |
13-15 | В мире словарей. | Как рождаются новые слова? Звуковые законы. Можно ли усвоить правописание всех слов? Этимологический , толковый , орфографический словари | беседа, практикум, работа в парах, в группах, викторина |
16-18 | Из чего строятся слова.
| Строительная работа морфем. Поговорим о всех приставках сразу. Роль суффикса в “строительной” работе. | беседа, практикум, работа в парах, в группах, |
19-20 | Приставки-труженицы. | Много ли на свете приставок? Для разных приставок – разные законы. Игры с приставками. Коварная приставка с. Самые трудные приставки (пре-, при-) | беседа, практикум, работа в парах, в группах, |
21-23 | Смотри в корень!
| Секреты родственных слов. Кто командует корнями. Приведём наши знания в порядок | беседа, практикум, работа в парах, в группах, викторина |
24-26 |
Корень и “главное” правило. |
Сообразил – проверил – написал. Игра “Словесный мяч” ударим по безударным гласным. Проверить удаётся не всё. | беседа, практикум, работа в парах, в группах, |
27-29 | Соблюдение речевого этикета в споре. | Способы выражения просьбы. Вежливый отказ. Общение в форме спора. Какую речь хочется слушать. | практикум, работа в парах, игра викторина |
30-33 | Культура поведения и культура речи. | Слово – это тоже поступок. Что значит быть вежливым? Тон вежливой речи. | практикум, работа в парах, игра |
34 | Итоговое занятие | | практикум, работа в парах, игра, викторина |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема занятий | дата |
план | факт |
| 1. История письменности. (4 ч.) | 2017г. | |
1 | История письменности. | 07/09 | |
2-3 | Как люди научились говорить. | 14. 21 | |
4 | А кто в алфавите живёт? | 28 | |
| 2. В путь за “главным” правилом. (6 ч.) | | |
5-6 | В путь за “главным” правилом. | 5/10, 12 | |
7 | Память и грамотность. | 19 | |
8 | Память и грамотность. Играем в загадки. | 26 | |
9-10 | Однозначные и многозначные слова. | 2/11 | |
| 3. Словари. ( 5 ч.) | | |
11-12 | Где же хранятся слова? | 16, 23 | |
13-15 | В мире словарей. | 30, 7/12, 14 | |
| 4. Из чего строятся слова.( 11ч.) | | |
16-18 | Из чего строятся слова. | 21, 28. | |
19-20 | Приставки-труженицы. | | |
21-23 | Смотри в корень! | | |
24-25 | Корень и “главное” правило. | | |
26 | Корень и “главное” правило.Обобщение | | |
| 5. Культура поведения и культура речи. ( 8 ч.) | | |
27-29 | Соблюдение речевого этикета в споре. | | |
30-33 | Культура поведения и культура речи. | | |
34 | Итоговое занятие. ( 1 ч.) | | |
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: совершенствование и повышение качества знаний, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
Результаты второго уровня: развитие интереса школьников к русскому языку, потребности изучать его, интереса к познанию существенных свойств языка.
Список литературы
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М., “Просвещение”, 2004.
Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., “Просвещение”, 1990Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М., “Просвещение”, 1989.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., “Просвещение”, 1978Г.А. Панов. Занимательные задания по русскому языку”. – М., “Просвещение”, 1991.
А. Бондаренко. Где прячутся ошибки.– М., “Просвещение”, 1999.
Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М., “Просвещение”, 2005.
Волина В.А. Весёлая грамматика. – М., “Просвещение”, 1995.
Гольдин В.Е. Обращение: Теоретические проблемы.– Саратов, 1987.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.. Секреты орфографии. -М., “Просвещение”, 1994.
Дьячкова Г.Т. Факультативный курс по русскому языку. Волгоград, “Учитель – АСТ”, 2005.