СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» для 2 класса ССД

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

          В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» для 2 класса ССД»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Владимирской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат г. Кольчугино»




Рабочая программа

учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация»

для 2 класса ССД

2017-2018 учебный год



Составитель программы: Яблокова И. Н.







Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основными задачами реализации программы «Речь и альтернативная коммуникация» являются:

  1. Формирование у обучающихся навыков установления, поддержания и завершения контакта.

  2. Знакомство детей с альтернативными средствами коммуникации.

  3. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации.

  4. Формирование умения понимать обращенную речь.

  5. Формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить элементарные предложения.

  6. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» представлена следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации процесса обучения является урок. Работа на уроках предусматривает фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. Занятия по программе «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. Общее количество часов за год: 100 .

I четверть – 25 ч.

II четверть – 22 ч.

III четверть – 30 ч.

VI четверть – 23 ч.

Возможные результаты освоения программы:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

  • понимание ребенком слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения -
вербальными и невербальными:

  • понимание ребенком обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

  • умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач:

  • умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

  • умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование ребенком предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание
смысла узнаваемого слова:

  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • использование ребенком карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму:

соотнесение пиктограммы с надписью к ней и реальным предметом.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Для реализации программы «Речь альтернативная коммуникация» необходимо материально-техническое обеспечение:

  • графические средства для организации альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

  • комплект тетрадей «Я говорю!»: «Ребенок и игрушки», «Ребенок в семье», «Ребенок и явления природы», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Я - ребенок», «Ребенок в школе» (Л.Б. Боряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина).

  • аудио и видеоматериалы;

  • учебно-методический комплект по освоению опыта речевой деятельности: игры с разрезными картами (5 игр с описанием);

  • карточки для занятий в детском саду и дома: Расскажите детям о домашних животных;

  • комплект карточек: Мой дом. Рассказы по картинкам;

  • демонстрационный материал: Семья (Весна-дизайн);

  • комплект карточек: Животные домашние питомцы. Мир в картинках;

  • комплект карточек: Домашние животные. Мир в картинках;

  • карточки для занятий в детском саду и дома: Расскажите детям о домашних питомцах;

  • интерактивная доска, документ-камера, принтер, ноутбук.


№ п/п

Наглядно-дидактические пособия по ФГОС

Кол-во

1.

Расскажите детям о лесных животных. Карточки д/занятий в д/саду и дома

1

2.

Расскажите детям о домашних питомцах. Карточки д/занятий в д/саду и дома

1

3.

Расскажите детям о домашних животных. Карточки д/занятий в д/саду и дома

1

4.

Расскажите детям о деревьях. Карточки д/занятий в д/саду и дома

1

5.

Расскажите детям о фруктах. Карточки д/занятий в д/саду и дома

1

6.

Расскажите детям об овощах. Карточки д/занятий в д/саду и дома

1

7.

Комплект карточек: Деревья и листья. Мир в картинках

1

8.

Комплект карточек: Мой дом. Рассказы по картинкам

1

9.

Комплект карточек: Родная природа. Рассказы по картинкам

1

10.

Игры с разрезными картами Учеб-метод. к-т по освоению опыта речевой деят-ти 5 игр с описанием Средняя группа

1

11.

Демонстрационный материал: Семья (Весна-дизайн)

1

12.

Комплект карточек: Животные домашние питомцы. Мир в картинках

1

13.

Комплект карточек: Овощи. Мир в картинках. ФГОС

1

14.

Комплект карточек: Птицы домашние. Мир в картинках

1

15.

Комплект карточек: Фрукты. Мир в картинках ФГОС

1

16.

Комплект карточек: Цветы. Мир в картинках.

1

17.

Комплект карточек: Домашние животные. Мир в картинках

1





















Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

2 класс

I четверть (25 ч.)

№ п/п

тема урока

кол-во

часов

словарная работа

наглядность

коррекционная направленность

дата

дата

по плану

по факту

1.

«День знаний».

1

«Я ученик», «Школа»

Сюжетные картинки.

Уметь соотносить себя с учениками.

01.09.


2.

Вежливые слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста».

1

«Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста».

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; 8*, 10.

Уметь использовать вежливые слова (жестами, мимикой, пиктограммами).

04.09.


3.

Я – ребенок. Работа с пиктограммой «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)».

2

Ребенок, девочка, мальчик.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей.

Уметь соотносить себя с определенным полом, возрастом.

06.09

08.09


4.

Чтение телесных и мимических движений.

1

Жест, движение, лицо.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, движения, жесты и мимика учителя.

Уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы.

11.09


5.

Чтение пиктограмм «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)». Соотнесение себя и соответствующей пиктограммы.

1

Ребенок, девочка, мальчик.


Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей.

Уметь соотносить себя с определенным полом, возрастом, пиктограммой.


13.09


6.

Знакомство с пиктограммой «Семья».

2

Семья, мама, папа, ребенок (я).

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи.

Уметь показывать членов семьи, соотносить их с соответствующими фотографиями и пиктограммой.

15.09

18.09


7.

Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом.

1

Зеркало, жест, действие.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, движения, жесты и мимика учителя.

Уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу.

20.09


8.

Чтение пиктограммы «Семья».

1

Семья, мама, папа, ребенок (я).

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи.

Уметь показывать членов семьи, соотносить их с соответствующими фотографиями и пиктограммой.

22.09


9.

Узнавание напечатанных слов, обозначающих членов семьи, их имена. Узнавание напечатанного своего имени, имени одноклассников.

2

Семья, мама, папа, ребенок.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи.

Узнавать напечатанные слова, обозначающие членов семьи, их имена, свое имя и имена одноклассников.

25.09

27.09


10.

Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой.

2

Семья, мама, папа, дети, ребенок.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи.

Формирование умения соотносить напечатанные слова, обозначающие членов семьи, их имена, свое имя и имена одноклассников с соответствующей пиктограммой.

29.09

02.10


11.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Девочка, мальчик, ребенок, семья, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи.

Уметь узнавать изученные пиктограммы, соотносить их с определенными фотографиями.

04.10.


12.

Повторение пиктограмм «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)» «семья».

1

Девочка, мальчик, ребенок, семья, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи.

Уметь узнавать изученные пиктограммы, соотносить их с определенными фотографиями.

06.10.


13.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Девочка, мальчик, ребенок, семья, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи.

Уметь узнавать изученные пиктограммы, соотносить их с определенными фотографиями.

09.10.


14.

Знакомство с пиктограммами, обозначающими действия: «плакать», «радоваться», «есть», «пить», «играть», «идти».

2

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия, жесты и мимика учителя.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы.

11.10.

13.10.


15.

Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом.

1

Лицо, движение, жест, зеркало.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия, жесты и мимика учителя.

Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу.

16.10.


16.

«Чтение» пиктограммам, обозначающих действия.

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия, жесты и мимика учителя.

Уметь показывать пиктограммы, обозначающие действия для выражения своих эмоций, просьбы или желания.

18.10.


17.

Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой.

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, действия, жесты и мимика учителя.

Уметь узнавать напечатанные слова и соотносить их с определенным действием.

20.10.


18.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, действия, жесты и мимика учителя.

Уметь соотносить картинки и соответствующие пиктограммы.

23.10.


19.

Повторение пиктограмм, обозначающих действия.

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, действия, жесты и мимика учителя.

Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными действиями.

25.10.


20.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, действия, жесты и мимика учителя.

Уметь соотносить картинки и соответствующие пиктограммы.

27.10.



II четверть (22 ч.)

№ п/п

тема урока

кол-во

часов

словарная работа

наглядность

коррекционная направленность

дата

по плану

дата

по факту

1.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11.

Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными людьми и действиями.

08.11.


2.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11.

Уметь соотносить картинки и соответствующие пиктограммы.

10.11.


3.

Знакомство с пиктограммами «Игрушки».

1

Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки.

Уметь показывать / узнавать игрушки, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой.

13.11.


4.

«Чтение» пиктограмм «Игрушки».

1

Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки.

Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой.

15.11.


5.

Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с игрушкой и изображением на картинке.

1

Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки.

Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

17.11.


6.

Визуальные упражнения с реальными игрушками и пиктограммами.

2

Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки.

Уметь следовать инструкциям «Делай так же», «Дай такую же», уметь следовать по образцу.

20.11.

22.11.


7.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки.

Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

24.11.


8.

Повторение пиктограмм «Игрушки».

1

Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки.

Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

27.11.


9.

Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом.

1

Лицо, движение, жест, зеркало.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10.

Уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы.

29.11.


10.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки.

Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

01.12.


11.

Знакомство с пиктограммами «Действия с игрушками».

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки.

Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами.

04.12.


12.

«Чтение» пиктограмм «Действия с игрушками».

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки.

Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами.

06.12.


13.

Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с реальным действием с игрушкой и изображением на картинке данного действия.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия учителя, игрушки.

Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия.

08.12.


14.

Подражание действиям учителя.

1

Лицо, движение, жест, зеркало.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действие учителя, игрушки.

Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу.

11.12.


15.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», игрушки.

Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия.

13.12.


16.

Реальные действия с игрушкой и соотнесения их с соответствующей пиктограммой.

2

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, игрушки.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы.

15.12.

18.12.


17.

Визуальные упражнения с пиктограммами.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, игрушки.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы.

20.12.


18.

Повторение пиктограмм «Действия с игрушками».

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, игрушки.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы.

22.12.


19.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать,

игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, игрушки.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы.


25.12.


20.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать,

игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, игрушки.

Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными игрушками и действиями с ними.

27.12.




III четверть (30 ч.)

№ п/п

тема урока

кол-во

часов

словарная работа

наглядность

коррекционная направленность

дата

по плану

дата

по факту

1.

Повторение изученных пиктограмм.

2

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать,

игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа, читать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки.

Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными людьми и действиями, игрушками и действиями с ними.

12.01.

15.01.


2.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать,

игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки.

Уметь соотносить картинки, фотографии, реальные изображения предметов и действий с соответствующими пиктограммами.

17.01.


3.

Знакомство с пиктограммами «Школьные принадлежности».

2

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности.

Уметь показывать / узнавать школьные принадлежности, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой.

19.01.

22.01.


4.

«Чтение» пиктограмм «Школьные принадлежности».

1

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности.

Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой.


24.01.


5.

Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с соответствующими школьными принадлежностями.

2

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности.

Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

26.01.

29.01.


6.

Упражнения по подражанию со школьными принадлежностями.

2

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; движения учителя, школьные принадлежности.

Уметь следовать инструкциям «Делай так же», «Дай такую же», уметь следовать по образцу и по инструкции учителя.

31.01.

02.02.


7.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности.

Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

05.02.


8.

Визуальные упражнения с пиктограммами: соотнесение пиктограмм с реальными школьными принадлежностями и действия с ними.

2

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности.

Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями.

07.02.

09.02.


9.

Повторение пиктограмм «Школьные принадлежности».

1

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности.

Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями.

12.02.


10.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности.

Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

14.02.


11.

Знакомство с пиктограммами «Действия в школе».

2

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности.

Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами.

16.02.

19.02.


12.

«Чтение» пиктограмм «Действия в школе».

1

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, школьные принадлежности.

Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами.

21.02.


13.

Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с реальными действиями в классе.

2

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности.

Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия.

26.02.

28.02.


14.

Подражание действиям учителя и его выражению лица.

2

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действие учителя, школьные принадлежности.

Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу.

02.03.

05.03.


15.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности.

Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия.

07.03.


16.

Реальные действия и пиктограммы.

2

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, школьные принадлежности.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами.

09.03.

12.03.


17.

Соотнесение реальных действий с соответствующими пиктограммами.

2

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, любить, дарить, играть, причесывать, одевать.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, школьные принадлежности.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами.

14.03.

16.03.


18.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, школьные принадлежности.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами.

19.03.


19.

«Чтение» пиктограмм «Действия на улице».

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»

Находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами.

21.03


20.

«Чтение» пиктограмм «Действия на улице».

1

Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»

Находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами.

23.03.



IV четверть (23 ч.)

№ п/п

тема урока

кол-во

часов

словарная работа

наглядность

коррекционная направленность

дата

по плану

дата

по факту

1.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать,

игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки, школьные принадлежности.

Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными людьми и действиями, игрушками и действиями с ними, школьными принадлежностями и действиями с ними.

02.04.


2.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Любить, дарить, играть, причесывать, одевать,

игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки, школьные принадлежности.

Уметь соотносить картинки, фотографии, реальные изображения предметов и действий с соответствующими пиктограммами.

04.04.


3.

Знакомство с пиктограммами «Животные».

1

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь показывать / узнавать животных, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой.

06.04.


4.

«Чтение» пиктограммам «Животные».

1

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12,1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой.


09.04.


5.

Соотношение напечатанных слов с пиктограммой.

2

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

11.04.

13.04.


6.

Подражание животным, изображенным на пиктограммах.

1

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; движения учителя, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь следовать инструкциям «Делай так же», «Дай такую же», уметь следовать по образцу и по инструкции учителя.

16.04.


7.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

18.04.


8.

Визуальные упражнения с пиктограммами: соотношения игрушек животных и пиктограмм. Соотношение напечатанных слов с пиктограммой.

1

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями.

20.04.


9.

Повторение пиктограммам «Животные».

1

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями.

23.04.


10.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом.

25.04.


11.

Знакомство с пиктограммами «Растения».

2

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16.

Уметь показывать / узнавать растения и место их произрастания, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой.

27.04.

30.04.


12.

«Чтение» пиктограммам «Растения».

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16.

Уметь соотносить растения и место их произрастания с соответствующей пиктограммой.

02.05.


13.

Соотношение напечатанных слов с пиктограммой.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16.

Уметь соотносить растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке.

04.05.


14.

Подражание действиям учителя и его выражению лица.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действие учителя, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16.

Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же», «Дай такой же» и по образцу.

07.05.


15.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне» 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16.

Уметь соотносить растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке.

11.05.


16.

Визуальные упражнения с пиктограммами: соотношения картинок с растениями и пиктограмм. Соотношение напечатанных слов с пиктограммой.

2

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами.

14.05.

16.05.


17.

Повторение пиктограммам «Растения».

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16.

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами.

18.05.


18.

«Чтение» изображений на картинках.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные).

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами.

21.05.


19.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные)

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами.

23.05.


20.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные)

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами.

25.05.


21.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные)

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами.

28.05.


22.

Повторение изученных пиктограмм.

1

Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза.

Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные)

Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами.

30.05.





Литература

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

  2. Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Ркомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002

  3. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: «Академия», 2011.

  4. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011.

  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2012.

  6. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2012.

  7. Помощь детям с недостатками развития: кн. для родителей / А. Р. Маллер. – М. : Аркти, 2006. – 71 с.

  8. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

  9. Проект Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D): Проект. – Электронный ресурс: http://www.irooo.ru/images/8-АООП_для_умственно_отсталых_детей__С-D.pdf

  10. Специальная психология / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – М.: «Юрайт», 2014.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/11/08_ФГОС_УО_22.-11-20141.pdf

  12. Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственно отсталостью: Проект. – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_27.09.2014.pdf

  13. Шипицина, Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – Спб.: Владос Северо-Запад, 2010.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!