«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат г. Кольчугино»
Составитель программы: Яблокова И. Н.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Работа на уроках предусматривает фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. Занятия по программе «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. Общее количество часов за год: 100 .
соотнесение пиктограммы с надписью к ней и реальным предметом.
Для реализации программы «Речь альтернативная коммуникация» необходимо материально-техническое обеспечение:
№ п/п | тема урока | кол-во часов | словарная работа | наглядность | коррекционная направленность | дата | дата |
по плану | по факту |
1. | «День знаний». | 1 | «Я ученик», «Школа» | Сюжетные картинки. | Уметь соотносить себя с учениками. | 01.09. | |
2. | Вежливые слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста». | 1 | «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста». | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; 8*, 10. | Уметь использовать вежливые слова (жестами, мимикой, пиктограммами). | 04.09. | |
3. | Я – ребенок. Работа с пиктограммой «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)». | 2 | Ребенок, девочка, мальчик. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей. | Уметь соотносить себя с определенным полом, возрастом. | 06.09 08.09 | |
4. | Чтение телесных и мимических движений. | 1 | Жест, движение, лицо. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, движения, жесты и мимика учителя. | Уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. | 11.09 | |
5. | Чтение пиктограмм «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)». Соотнесение себя и соответствующей пиктограммы. | 1 | Ребенок, девочка, мальчик. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей. | Уметь соотносить себя с определенным полом, возрастом, пиктограммой. | 13.09 | |
6. | Знакомство с пиктограммой «Семья». | 2 | Семья, мама, папа, ребенок (я). | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи. | Уметь показывать членов семьи, соотносить их с соответствующими фотографиями и пиктограммой. | 15.09 18.09 | |
7. | Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом. | 1 | Зеркало, жест, действие. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, движения, жесты и мимика учителя. | Уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу. | 20.09 | |
8. | Чтение пиктограммы «Семья». | 1 | Семья, мама, папа, ребенок (я). | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи. | Уметь показывать членов семьи, соотносить их с соответствующими фотографиями и пиктограммой. | 22.09 | |
9. | Узнавание напечатанных слов, обозначающих членов семьи, их имена. Узнавание напечатанного своего имени, имени одноклассников. | 2 | Семья, мама, папа, ребенок. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи. | Узнавать напечатанные слова, обозначающие членов семьи, их имена, свое имя и имена одноклассников. | 25.09 27.09 | |
10. | Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой. | 2 | Семья, мама, папа, дети, ребенок. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи. | Формирование умения соотносить напечатанные слова, обозначающие членов семьи, их имена, свое имя и имена одноклассников с соответствующей пиктограммой. | 29.09 02.10 | |
11. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Девочка, мальчик, ребенок, семья, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи. | Уметь узнавать изученные пиктограммы, соотносить их с определенными фотографиями. | 04.10. | |
12. | Повторение пиктограмм «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)» «семья». | 1 | Девочка, мальчик, ребенок, семья, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи. | Уметь узнавать изученные пиктограммы, соотносить их с определенными фотографиями. | 06.10. | |
13. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Девочка, мальчик, ребенок, семья, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, фотографии детей и членов семьи. | Уметь узнавать изученные пиктограммы, соотносить их с определенными фотографиями. | 09.10. | |
14. | Знакомство с пиктограммами, обозначающими действия: «плакать», «радоваться», «есть», «пить», «играть», «идти». | 2 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия, жесты и мимика учителя. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы. | 11.10. 13.10. | |
15. | Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом. | 1 | Лицо, движение, жест, зеркало. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия, жесты и мимика учителя. | Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу. | 16.10. | |
16. | «Чтение» пиктограммам, обозначающих действия. | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия, жесты и мимика учителя. | Уметь показывать пиктограммы, обозначающие действия для выражения своих эмоций, просьбы или желания. | 18.10. | |
17. | Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой. | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, действия, жесты и мимика учителя. | Уметь узнавать напечатанные слова и соотносить их с определенным действием. | 20.10. | |
18. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, действия, жесты и мимика учителя. | Уметь соотносить картинки и соответствующие пиктограммы. | 23.10. | |
19. | Повторение пиктограмм, обозначающих действия. | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, действия, жесты и мимика учителя. | Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными действиями. | 25.10. | |
20. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, действия, жесты и мимика учителя. | Уметь соотносить картинки и соответствующие пиктограммы. | 27.10. | |
№ п/п | тема урока | кол-во часов | словарная работа | наглядность | коррекционная направленность | дата по плану | дата по факту |
1. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11. | Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными людьми и действиями. | 08.11. | |
2. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11. | Уметь соотносить картинки и соответствующие пиктограммы. | 10.11. | |
3. | Знакомство с пиктограммами «Игрушки». | 1 | Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки. | Уметь показывать / узнавать игрушки, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой. | 13.11. | |
4. | «Чтение» пиктограмм «Игрушки». | 1 | Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки. | Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой. | 15.11. | |
5. | Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с игрушкой и изображением на картинке. | 1 | Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки. | Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 17.11. | |
6. | Визуальные упражнения с реальными игрушками и пиктограммами. | 2 | Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки. | Уметь следовать инструкциям «Делай так же», «Дай такую же», уметь следовать по образцу. | 20.11. 22.11. | |
7. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, игрушки. | Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 24.11. | |
8. | Повторение пиктограмм «Игрушки». | 1 | Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки. | Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 27.11. | |
9. | Подражание выражению лица учителя и его действиям перед зеркалом. | 1 | Лицо, движение, жест, зеркало. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10. | Уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. | 29.11. | |
10. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки. | Уметь соотносить игрушки с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 01.12. | |
11. | Знакомство с пиктограммами «Действия с игрушками». | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки. | Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами. | 04.12. | |
12. | «Чтение» пиктограмм «Действия с игрушками». | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, игрушки. | Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами. | 06.12. | |
13. | Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с реальным действием с игрушкой и изображением на картинке данного действия. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действия учителя, игрушки. | Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия. | 08.12. | |
14. | Подражание действиям учителя. | 1 | Лицо, движение, жест, зеркало. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действие учителя, игрушки. | Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу. | 11.12. | |
15. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», игрушки. | Уметь соотносить реальные действия с игрушками с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия. | 13.12. | |
16. | Реальные действия с игрушкой и соотнесения их с соответствующей пиктограммой. | 2 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, игрушки. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы. | 15.12. 18.12. | |
17. | Визуальные упражнения с пиктограммами. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, игрушки. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы. | 20.12. | |
18. | Повторение пиктограмм «Действия с игрушками». | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, игрушки. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы. | 22.12. | |
19. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать, игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, игрушки. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы. | 25.12. | |
20. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать, игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, игрушки. | Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными игрушками и действиями с ними. | 27.12. | |
№ п/п | тема урока | кол-во часов | словарная работа | наглядность | коррекционная направленность | дата по плану | дата по факту |
1. | Повторение изученных пиктограмм. | 2 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать, игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа, читать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки. | Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными людьми и действиями, игрушками и действиями с ними. | 12.01. 15.01. | |
2. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать, игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки. | Уметь соотносить картинки, фотографии, реальные изображения предметов и действий с соответствующими пиктограммами. | 17.01. | |
3. | Знакомство с пиктограммами «Школьные принадлежности». | 2 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности. | Уметь показывать / узнавать школьные принадлежности, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой. | 19.01. 22.01. | |
4. | «Чтение» пиктограмм «Школьные принадлежности». | 1 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности. | Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой. | 24.01. | |
5. | Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с соответствующими школьными принадлежностями. | 2 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности. | Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 26.01. 29.01. | |
6. | Упражнения по подражанию со школьными принадлежностями. | 2 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; движения учителя, школьные принадлежности. | Уметь следовать инструкциям «Делай так же», «Дай такую же», уметь следовать по образцу и по инструкции учителя. | 31.01. 02.02. | |
7. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности. | Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 05.02. | |
8. | Визуальные упражнения с пиктограммами: соотнесение пиктограмм с реальными школьными принадлежностями и действия с ними. | 2 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности. | Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями. | 07.02. 09.02. | |
9. | Повторение пиктограмм «Школьные принадлежности». | 1 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности. | Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями. | 12.02. | |
10. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности. | Уметь соотносить школьные принадлежности с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 14.02. | |
11. | Знакомство с пиктограммами «Действия в школе». | 2 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова, школьные принадлежности. | Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами. | 16.02. 19.02. | |
12. | «Чтение» пиктограмм «Действия в школе». | 1 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 8, 10, 11, школьные принадлежности. | Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами. | 21.02. | |
13. | Соотнесение напечатанных слов с соответствующей пиктограммой, с реальными действиями в классе. | 2 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности. | Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия. | 26.02. 28.02. | |
14. | Подражание действиям учителя и его выражению лица. | 2 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действие учителя, школьные принадлежности. | Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же» и по образцу. | 02.03. 05.03. | |
15. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», школьные принадлежности. | Уметь соотносить реальные действия со школьными принадлежностями с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке данного действия. | 07.03. | |
16. | Реальные действия и пиктограммы. | 2 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, школьные принадлежности. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами. | 09.03. 12.03. | |
17. | Соотнесение реальных действий с соответствующими пиктограммами. | 2 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, любить, дарить, играть, причесывать, одевать. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, школьные принадлежности. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами. | 14.03. 16.03. | |
18. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Читать, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, школьные принадлежности. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами. | 19.03. | |
19. | «Чтение» пиктограмм «Действия на улице». | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне» | Находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами. | 21.03 | |
20. | «Чтение» пиктограмм «Действия на улице». | 1 | Плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне» | Находить нужные пиктограммы, соотносить реальные действия с соответствующими пиктограммами. | 23.03. | |
№ п/п | тема урока | кол-во часов | словарная работа | наглядность | коррекционная направленность | дата по плану | дата по факту |
1. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать, игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки, школьные принадлежности. | Уметь узнавать и показывать нужные пиктограммы, соотносить их с определенными людьми и действиями, игрушками и действиями с ними, школьными принадлежностями и действиями с ними. | 02.04. | |
2. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Любить, дарить, играть, причесывать, одевать, игрушки, кубики, медвежонок, кукла, машинка, мяч, плакать, радоваться, есть, пить, играть, идти, ребенок, семья, девочка, мальчик, мама, папа, считать, рисовать, учить, петь, танцевать, школьные принадлежности, портфель, книга, тетрадь, пенал, карандаши, ластик, краски. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова; 8, 10, 11, игрушки, школьные принадлежности. | Уметь соотносить картинки, фотографии, реальные изображения предметов и действий с соответствующими пиктограммами. | 04.04. | |
3. | Знакомство с пиктограммами «Животные». | 1 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь показывать / узнавать животных, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой. | 06.04. | |
4. | «Чтение» пиктограммам «Животные». | 1 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12,1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой. | 09.04. | |
5. | Соотношение напечатанных слов с пиктограммой. | 2 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 11.04. 13.04. | |
6. | Подражание животным, изображенным на пиктограммах. | 1 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; движения учителя, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь следовать инструкциям «Делай так же», «Дай такую же», уметь следовать по образцу и по инструкции учителя. | 16.04. | |
7. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 18.04. | |
8. | Визуальные упражнения с пиктограммами: соотношения игрушек животных и пиктограмм. Соотношение напечатанных слов с пиктограммой. | 1 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями. | 20.04. | |
9. | Повторение пиктограммам «Животные». | 1 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом и с реальными действиями со школьными принадлежностями. | 23.04. | |
10. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь соотносить животных с соответствующей пиктограммой, картинкой, с соответствующим напечатанным словом. | 25.04. | |
11. | Знакомство с пиктограммами «Растения». | 2 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16. | Уметь показывать / узнавать растения и место их произрастания, соотносить их с соответствующими картинками и пиктограммой. | 27.04. 30.04. | |
12. | «Чтение» пиктограммам «Растения». | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне»; напечатанные слова; 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16. | Уметь соотносить растения и место их произрастания с соответствующей пиктограммой. | 02.05. | |
13. | Соотношение напечатанных слов с пиктограммой. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16. | Уметь соотносить растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке. | 04.05. | |
14. | Подражание действиям учителя и его выражению лица. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», действие учителя, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16. | Развитие мелких мышц лица, уметь использовать телесные и мимические движения для выражения просьбы. Уметь следовать инструкции «Делай так же», «Дай такой же» и по образцу. | 07.05. | |
15. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне» 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16. | Уметь соотносить растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами, с напечатанными словами и изображением на картинке. | 11.05. | |
16. | Визуальные упражнения с пиктограммами: соотношения картинок с растениями и пиктограмм. Соотношение напечатанных слов с пиктограммой. | 2 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами. | 14.05. 16.05. | |
17. | Повторение пиктограммам «Растения». | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16. | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы, соотносить реальные растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами. | 18.05. | |
18. | «Чтение» изображений на картинках. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные). | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами. | 21.05. | |
19. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные) | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами. | 23.05. | |
20. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные) | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами. | 25.05. | |
21. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные) | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами. | 28.05. | |
22. | Повторение изученных пиктограмм. | 1 | Сад, лес, поле, огород, яблоко, груша, слива, морковь, капуста, лук, роза, животные, собака, лошадь, петух, лиса, заяц, медведь, волк, кошка, корова, свинья, коза. | Сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю!»; тетрадь «Все обо мне», напечатанные слова, 4, 16, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 1, 2, 3, 14, 17, 12, игрушки (животные) | Уметь с помощью пиктограмм выражать свое желание; находить нужные пиктограммы соотносить реальных животных, растения и место их произрастания с соответствующими пиктограммами. | 30.05. | |