ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 7 класс составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Обществознание» в 5 – 9 классах
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе- 15 часов
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях- 15 часов
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа- 4 часа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение- 1 час
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Регулирование поведения людей в обществе | 15 ч |
2. | Человек в экономических отношениях | 15 ч |
3. | Человек и природа | 4 ч |
4. | Итоговое повторение | 1 ч |
| Итого: | 35 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе- 15 ч |
1.-2. | Что значит жить по правилам. Учимся общаться в Интернете. | 2 | |
3.-4. | Понятие прав, свобод и обязанностей граждан. Учимся пользоваться своими правами. | 2 | |
5.-6. | Почему важно соблюдать законы. Учимся читать и уважать закон. | 2 | |
7.-8. | Защита Отечества. Учимся быть мужественными. | 2 | |
9.-10. | Что такое дисциплина. Учимся быть дисциплинированными. | 2 | |
11.-12. | Виновен- отвечай. Учимся уважать закон. | 2 | |
13.-14. | Кто стоит на страже закона. Учимся защищать свои права. | 2 | |
15. | Повторительно-обобщающий урок. Практикум | 1 | |
Глава II. Человек в экономических отношениях - 15 ч |
16.-17. | Экономика и ее основные участники. Учимся принимать рациональное решение.. | 2 | |
18.-19. | Золотые руки работника. Учимся секретам профессионального успеха. | 2 | |
20.-21. | Производство, затраты, выручка, прибыль. Учимся прогнозировать успешность своего дела. | 2 | |
22.-23. | Виды и формы бизнеса. Учимся создавать свой бизнес. | 2 | |
24.-25. | Обмен, торговля, реклама. Учимся быть думающим покупателем. | 2 | |
26.-27. | Деньги и их функции. | 1 | |
28.-29. | Экономика семьи | 2 | |
30. | Человек и экономика. Урок обобщения. Практикум. | 1 | |
Глава III. Человек и природа- 4 ч |
31. | Воздействие человека на природу. | 1 | |
32. | Охранять природу — значит охранять жизнь. | 1 | |
33. | Закон на страже природы | 1 | |
34. | Учимся беречь природу. Практикум. | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ- 1час |
35. | Итоговое повторение | 1 | |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Для учителя:
Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017.
Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2016.
Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2016.
Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2015.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016
С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2016.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., «Дрофа» 2016.
Для обучающихся:
Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2016
Конституция РФ. М., 2002.
Декларация прав ребенка;
Конвенция о правах ребенка.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.
Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год.
Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996.
Краткий экономический словарь школьника. М., «просвещение» 1993.
Детский экономический словарь. М., «просвещение» 1993.
Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.
Интернет- ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.