РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Естественно-научное направление
«Основы агрохимии»
10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы агрохимии» для среднего общего образования (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения явлений и закономерностей в области агрохимии, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков в современной агрохимии.
Актуальность реализации программы
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.
Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научно-исследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла, естественных наук и технологий.
Наряду с образовательными, курс предполагает решение воспитательных задач и развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, исследовательскую деятельность. Таким образом, вовлеченность обучающихся в данный учебный курс позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах естественно-научных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10 и 11 классов.
Программа курса рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе), в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как лекции, беседы, дискуссии и экскурсии.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа учебного курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, учитывает психолого- педагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется в:
воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении и деятельности через формирование системы убеждений, основанных на конкретных знаниях;
становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в гармонии с окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
приоритете личностных результатов реализации программы учебного курса, нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программы воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере гражданского воспитания:
готовность к совместной творческой деятельности при выполнении экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов агрохимического содержания;
в сфере патриотического воспитания:
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в науке;
способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие агрохимии, понимание значения агрохимии в жизни человека и современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания:
в сфере физического воспитания:
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курения);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл агрохимических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать ее достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);
использовать научный язык в качестве средства при работе с информацией: применять соответствующие знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в агрохимических исследованиях (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;
умение решать поисковые задачи; выявлять причинно- следственные связи между исследуемыми объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;
умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; анализировать полученные результаты и делать выводы;
умение оценивать этические аспекты современных исследований в области агрохимии;
умение мотивировать свой выбор будущей профессиональной деятельности в области агрохимии, сельского хозяйства; углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор соответствующей профессии.
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
совместная деятельность:
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
использовать агрохимические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе агрохимических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
признавать свое право и право других на ошибки.
в сфере трудового воспитания:
готовность к активной деятельности агрохимической и экологической направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с агрохимией;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
в сфере экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
способность использовать приобретаемые при изучении агрохимии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
в сфере научного познания:
понимание специфики агрохимии как науки, осознание ее роли в формировании рационального научного мышления, создание целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества;
убежденность в значимости агрохимии для современной цивилизации: создание перспективных технологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества; поиск путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении агрохимических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нем изменений; умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по агрохимии в соответствии с жизненными потребностями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс (34 ч)
Тема 1. Организационное занятие. Общие требования к учащимся (рабочие тетради и т.д.). Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Агрохимия как наука, ее связь с химией и биологией. Краткий исторический очерк развития агрохимии.
Тема 2. Научные основы земледелия. Краткое знакомство обучающихся с комплексами технологических операций по восстановлению плодородия почвы и управлению продукционным процессом сельскохозяйственных культур в агроценозах с целью обеспечения экологической безопасности и определенной экономической эффективности.
Тема 3. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории. Уточнение расположения в кабинете электрических выключателей, водопроводных и газовых кранов, средств тушения пожаров. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Тема 4-5. Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Понятие о потенциальном и эффективном плодородии почвы. Почвенный профиль. Понятие о генетических почвенных горизонтах. Мощность почвы.
Практические работы:
№ 1. “Определение мощности почвы и её отдельных горизонтов”.
№ 2. “Взятие почвенных образцов и подготовка их к анализу”.
Тема 6. Состав минеральной части почвы: понятие о первичных и вторичных минералах. Состав органической части почвы: негумифицированные и гумусовые органические вещества (гумус); гуминовые кислоты фульвокислоты.
Практические работы:
№ 3 “Определение влажности и массовой доли органических веществ почвы”.
№ 4 “Определение массовой доли перегноя в почве”.
Тема 7. Генетическая классификация почв, понятие о почвенном типе. Классификация почв по механическому составу, гранулометрический состав почв.
Практические работы:
№ 5 “Определение механического состава почвы методом отстаивания”.
Тема 8. Поглотительная способность почв: биологическое, физическое, механическое, химическое, физико-химическое поглощение; понятие о почвенных коллоидах, почвенном поглощающем комплексе (ППК), емкости обменного поглощения, степени насыщенности основаниями.
Кислотность почв: актуальная, обменная, гидролитическая кислотности почвы. Щелочность и буферность почв.
Практические работы:
№ 6 “Определение кислотности почвы”.
Тема 9. Почва как особое природное тело и экологическая среда. Процесс образования почвы. Важнейшие особенности почвы. Наличие специфических органических соединений – гумусовых веществ – продуктов переработки растительных и животных организмов. Распределение в почве энергии и вещества.
Тема 10. Классификация форм воды, содержащейся в почве. Гравитационная, грунтовая, капиллярная, кристаллизационная, гигроскопическая и парообразная вода почвы. Понятие о влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы.
Тема 11. Обработка почвы. Виды обработки почвы: вспашка, глубокое рыхление, лущение, фрезерование, культивация, боронование, прикатывание, чизелевание.
Тема 12. Особенности осенней и весенней обработки почвы. Обработка и правильный уход за почвой.
Тема 13. Почвообрабатывающие орудия. Качественное рыхление поверхностного слоя, уничтожение сорняков, измельчение и заделка растительных остатков, создание мульчи, окучивание корневой системы растений, уплотнение почвы.
Тема 14. Обработка почвы с помощью сельскохозяйственной техники. Машины для подготовки почвы к посеву, для заделки семян, культивации, междурядной обработки и др.
Тема 15. Сорные растения и борьба с ними. Классификация сорных растений по биологическим группам: однолетние, многолетние, полупаразиты, паразиты. Размножение и распространение. Меры борьбы с сорной растительностью: предупредительные и истребительные (агротехнические, биологические, химические).
Тема 16. Классификация гербицидов: системные и контактные. Хранение и подготовка к использованию гербицидов.
Тема 17. Эрозия почвы. Условия проявления эрозионных процессов. Вред, причиняемый эрозией почв. Виды эрозии: водная эрозия, дефляция. Их распространение. Понятие о промышленной эрозии почв. Рекультивация земель, ее основные типы. Понятие о дигрессии почв. Дегумификация почв. Мероприятия по защите почв от эрозии: землеустроительные, агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические.
Тема 18. Охрана почвы. Комплекс мероприятий по обеспечению правильного состояния почвы.
Тема 19. Питание растений. Типы питания: воздушное, корневое. Физиологическая равноценность всех элементов питания. Роль макроэлементов: азота, фосфора, калия, кальция, магния, железо, серы. Роль микроэлементов: марганца, бора, молибдена, меди, цинка, кобальта. Признаки голодания растений.
Тема 20. Повторение изученного материала. Выбор темы работ (рефератов).
Тема 21. Экскурсии на поля, виноградники и в сады.
Тема 22. Защита работ (рефератов) по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет/буклетов по теме работ.
11 класс (34 ч)
Тема 1. Повторение изученного материала за 10 класс. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории.
Тема 2. Этапы использования удобрений в жизни человека. Классификация удобрений. Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам. Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений в жизни человека.
Тема 3. Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания растений. Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по форме азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные азотные удобрения.
Практические работы:
№ 1 “Определение содержания нитратного азота в почве”.
Тема 4. Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для питания растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения; фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах.
Тема 5. Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений. Зола как местное калийное удобрение.
Практические работы:
№ 2 “Определение содержания калия в почве”.
№3 “Распознание минеральных удобрений”.
Тема 6. Общее понятие о микроэлементах. Микроэлементы в жизнедеятельности растений: железо, бор, марганец, медь, молибден, цинк. Классификация микроудобрений в зависимости от содержащегося в них микроэлемента.
Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения.
Тема 7. Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических удобрений. Торф и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение (сидераты).
Тема 8. Основы получения и производства удобрений. Производство удобрений на заводе. Необходимое оборудование.
Тема 9. Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.
Тема 10. Система применения удобрений. Комплекс агрономических и организационных мероприятий по рациональному использованию минеральных и органических удобрений.
Практические работы:
№4 “Расчет доз удобрений”.
Тема 11. Основные машины для внесения удобрений. Поверхностное и внутрипочвенное внесение минеральных и органических удобрений (твёрдых и жидких) при основном, предпосевном удобрении почвы и при подкормке растений.
Тема 12. Севообороты. Практика выращивания ряда различных видов сельскохозяйственных культур на одной и той же территории в течение нескольких вегетационных сезонов.
Тема 13. Мелиорация сельскохозяйственных угодий. Процесс создания новых или восстановление старых земель для их последующего использования в сельском хозяйстве и прочей деятельности человека.
Тема 14. Средства защиты растений. Пестициды. Инсектициды. Средства борьбы с сорняками- гербициды.
Тема 15. Экология и сельское хозяйство. Естественные и искусственные причины загрязнения окружающей среды. Средства защиты сельскохозяйственных растений от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Тема 16. Развитие сельского хозяйства в Республике Крым. Зерново-животноводческое направление, виноградарство, садоводство, овощеводство и т.д.
Тема 17. Экскурсии на поля, виноградники и в сады.
Тема 18. Повторение изученного материала. Выбор темы работ (рефератов).
Тема 19. Защита работ (рефератов) по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет/буклетов по теме работ.
Примерный перечень тем работ (рефератов)
История зарождения и развития агрохимии. Этапы использования удобрений в жизни человека.
Питание растений из почвы.
Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений.
Органические и минеральные вещества почвы.
Типы почв, встречаемых на территории Республики Крым.
Значение азота, фосфора, калия в жизни растений.
Содержание основных элементов питания растений (азота, фосфора, калия) в различных типах почв.
Значение микроэлементов в жизни растений и животных.
Органические удобрения (торф, навоз, компосты и др.).
Бактериальные удобрения (нитрагин, азотобактерин и др.).
Анализ органических удобрений.
Основы получения и производства удобрений.
Охрана почв.
Средства защиты растений.
Экология и сельское хозяйство.
Развитие сельского хозяйства в Республике Крым.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Практические работы | |
Раздел 1. Введение | 3 | | |
Раздел 2. Почва (признаки, состав и свойства) |
2.1. | Понятие о почве. Плодородие почвы. Состав почвы | 10 | 4 | https://bigenc.ru/c/pochva-a23782 |
2.2. | Свойства почвы. Вода почвы | 6 | 2 | https://multiurok.ru/files/tema-vodnye-svoistva-pochvy-vozdushnye-svoistva-po.html |
Итого по разделу: | 16 | |
Раздел 3. Обработка почвы |
3.1. | Обработка почвы. Особенности обработки почвы. Почвообрабатывающие орудия | 4 | | https://infourok.ru/lekciya-po-teme-obrabotka-pochvi-1775202.html |
3.2. | Сорные растения. Эрозия почвы. Охрана почвы. Питание растений | 7 | | https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-teme-eroziya-pochvi-predmet-osnovi-agronomii-983491.html |
Итого по разделу: | 11 | |
Раздел 4. Повторение изученного материала |
4.1. | Экскурсии. Защита работ | 4 | | |
Итого по разделу: | 4 | |
ИТОГО: 34 часа
11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Практические работы | |
Раздел 1. Повторение материала | 1 | | |
Раздел 2. Удобрения. Классификация удобрений |
2.1. | Классификация удобрений. Азот и фосфор в жизнедеятельности растений | 7 | 1 | https://videouroki.net/video/48-himiya-i-proizvodstvo-udobrenij.html |
2.2. | Калий в жизнедеятельности растений | 3 | 2 | https://infourok.ru/urok-po-himii-mineralnye-udobreniya-5102685.html |
Итого по разделу: | 10 | |
Раздел 3. Микроудобрения. Органические удобрения |
3.1. | Понятие о микроэлементах | 2 | | https://infourok.ru/material.html?mid=31855 |
3.2. | Органические удобрения. Получение и производство | 3 | | https://конспекты-уроков.рф/tehnology/9-klass/file/88196-organicheskie-udobreniya-vidy-sposoby-zagotovki |
Итого по разделу: | 5 | |
Раздел 4. Внесение удобрений |
4.1. | Применение удобрений | 4 | 1 | https://infourok.ru/urok-udobreniya-ih-svoystva-i-primeneniya-3814220.html |
4.2. | Машины для внесения удобрений. Севообороты | 3 | | http://www.cnshb.ru/AKDiL/0024/base/RM/003014.shtm |
Итого по разделу: | 7 | |
Раздел 5. Средства защиты растений. Сельское хозяйство в Республике Крым |
5.1. | Средства защиты растений. Экология и сельское хозяйство | 4 | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologii-himiya-i-selskoe-hozyaystvo-3760006.html |
5.2. | Развитие сельского хозяйства в Республике Крым | 2 | | https://msh.rk.gov.ru/ru/structure/458 |
Итого по разделу: | 6 | |
Раздел 6. Повторение изученного материала |
6.1. | Экскурсии. Защита работ | 5 | | |
Итого по разделу: | 5 | | |
ИТОГО: 34 часа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Большая российская энциклопедия - https://bigenc.ru/.
Мультиурок - https://multiurok.ru/.
Инфоурок - https://infourok.ru/.
Видеоуроки - https://videouroki.net/.
Конспекты уроков - https://конспекты-уроков.рф/ .
Всероссийский Интернет-портал «Открытый урок» - https://open-lesson.net/6846/.