СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса « Мотивы православия в русской классической литературе» для 11 класса среднего общего образования (базовый уровень)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса « Мотивы православия в русской классической литературе» для 11 класса среднего общего образования (базовый уровень)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель ШМО учителей __________________________

__________________________

Протокол №_____ от

«____» _________20 г.


«Согласовано»

Председатель Методического совета МБОУ «Карамышевская СОШ»

__________ Т.В. Литовка

«____» _________ 20 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Карамышевская СОШ»

_______О.В. Марковская

приказ от

«____» _______20 г. №__




Рабочая программа учебного курса

« Мотивы православия в русской классической литературе»

для 11 класса

среднего общего образования (базовый уровень)

на 2016— 2017 учебный год








Составитель:

учитель русского языка и литературы

Крёкова Евгения Алексеевна




с. Карамышево, 2016


Пояснительная записка

Программа учебного курса «Мотивы православия в русской классической литературе» рассчитана на 17 учебных часов в год, 0.5 час в неделю.

Литература - одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка. История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ невозможно осмыслить произведения русских писателей, ибо их идеи во многом основаны на библейских сюжетах. По словам православной писательницы С. Шамаевой, «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки». Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях православия. Этот подход выразил Николай Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса – одно из основных направлений модернизации современного образования. Помочь реализации данного направления призван данный курс

Целью учебного курса «Мотивы православия в русской классической литературе» - ознакомление учащихся с влиянием православия на формирование мировоззрения писателей 20 века и наших дней.

Основные задачи курса:

- показать школьникам отражения православных мотивов в произведениях литературы 20 века и наших дней;
- осуществлять межпредметные связи литературы и основы православной культуры, укрупнять дидактические компоненты;
- формировать личность старшеклассника, осознания им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций.

Методы и приёмы:

С учётом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. В связи с этим на занятиях используются такие формы работы как устное сообщение, доклад, выступление, реферат.

Особое место уделяется изучению духовной литературы (Библия, Евангелия), творчеству писателей 19-20 века (И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.М.Горького), поэтам серебряного века.


Формы проведения занятий:

Виды и формы обучения. Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Приёмы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. На занятиях используется такие формы работы как устное сообщение, доклад, выступление, реферат.

  1. Виды контроля:

Публичное выступление, доклад

Планируемые образовательные результаты обучающихся


Учащиеся 11 класса должны познакомиться с влиянием православия на формирование мировоззрения писателей 20 века и наших дней;
-уметь отражать православные мотивы в произведениях литературы 20 века и наших дней;
- осуществлять межпредметные связи литературы и основы православной культуры,
изучать отечественные культурные традиции.


Программа учебного курса реализуется через учебное пособие:

Русская литература 20 века 11 кл.: В двух частях / В.В. Агеносов, 2008 год./ Русская литература 20 века 11 класс хрестоматия в двух частях В.В.Агеносов,

2008 г


Календарно-тематическое планирование

№ урока п\ п

Наименование раздела \ темы


Количество часов

Характеристика видов деятельности

(контрольные лабораторные, практические, обобщающие уроки)

Дата по плану

Дата по факту

Наименование раздела (количество часов)

1

Что понимать под термином «православная тема» в литературе?

1




2

Библия: историко – литературный аспект.

1




3

Православная тема в русской литературе 20 века

1




4

Понимание человека как неотъемлемой части Бога в произведениях И.А.Бунина.

1




5

Символы бездуховности в рассказе «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник» - прощание на пороге монастыря.

1




6

Православное прочтение рассказов о любви А.И. Куприна.

1




7

Уход от язычества, отрешенности от Христа – к Богу в рассказе «Олеся». Трагизм эпизода «Олеся приходит в церковь».

1




8

«Да святится имя Твое» (роль молитвы в рассказе «Гранатовый браслет»). «Песнь Песней» - сюжетная и стилевая основа повести «Суламифъ».

1




9

Истолкование православных аспектов в творчестве М.Горького.

1




10

Религиозные мотивы в поэзии Серебряного века. «Старшие символисты».

1




11

Д.С.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». А.Белый «О религиозных переживаниях».

1




12

Ненависть А.Блока к атмосфере духовного разложения пред- и революционных лет.

1




13

Творчество С.Есенина и В.Маяковского в религиозном контексте.

1




14

Роль религиозных мотивов в создании образа Руси. Восприятие православного календаря в сборнике С.Есенина «Радуница».

1




15

Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» в религиозном контексте.

1




16

Православный подход к прочтению поэмы А.Ахматовой «Реквием».

1




17

Образы, сюжеты, детали, свидетельствующие об обращенности русской литературы 20 века и нашего времени к православным ценностям вневременного звучания

1





Оценивание образовательных достижений обучающихся


1.Основные формы контроля: наблюдение, беседа, устное сообщение, доклад

Итоговый контроль: публичное выступление

2. Критерии и нормы оценки ЗУН, компетенций обучающихся осуществляются на основании Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края, утвержденного приказом от 03 сентября 2012 года № 115.


Оценка тестов


«5»

«4»

«3»

«2»

100 – 85%

84 – 61%

60 – 33%

32 – 0%




Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!