СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Мир истории" для 6 класса коррекционной школы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для обучающихся 6 класса, имеющих интеллектуальные нарушения. ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Мир истории" для 6 класса коррекционной школы.»






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «____» ______________ 20__г.







Утверждаю

директор

_____________

от «____»_________________ 20___г.


Согласовано:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________

«____»_________________ 20___г.






Рабочая программа по учебному предмету

«Мир истории»

для 6 класса









Составитель: учитель 1 категории

Коршунова Наталья Викторовна









г. Алапаевск

2021г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа «Мир истории» в 6 классе разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Мир истории» 6 класс И. М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2021. – 207 c.

Темы уроков соответствуют параграфам учебного пособия.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-IX классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;

― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;

― формирование умения работать с «лентой времени»;

― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;

― воспитание интереса к изучению истории.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • понимание доступных исторических фактов;

  • использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;

  • последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;

  • использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;

  • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

  • адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

  • знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;

  • использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;

  • участие в беседах по основным темам программы;

  • высказывание собственных суждений и личностное отно­шение к изученным фактам;

  • понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;

  • владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

  • владение элементами оценки и самооценки;

  • проявление интереса к изучению истории.

Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История России», рассчитан на 1 год обучения и предусматривает следующее количество часов: 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая адаптация в обществе.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.

Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной

направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

При изучении курса «Мир истории» реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам.

Курс начинается с раздела «Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас», знакомящего школьников с новым предметом и источниками познания исторического прошлого. Дети получают представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас, представление о времени в истории, об истории как науке.

Далее следует раздел «История Древнего мира». В нем дается представление об истории появления и развития древнего человека и человека разумного, об образе жизни и орудиях труда древних людей.

Раздел «История вещей и дел человека» раскрывает историю освоения человеком огня и энергии, использования воды, дает представление о жилище, одежде, обуви человека во все времена, происхождении и совершенствовании мебели, посуды, рассказывает об особенностях питания человека в различных регионах планеты.

Раздел «История человеческого общества» дает представление о коллективах древних людей, язычестве и мировых религиях, формирует представление о культуре, искусстве, науке и образовании. Учащиеся получают доступные сведения о государстве, политике и экономике, о том, что служит причинами войн и какими они бывают.

На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, ребусов, викторин.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

· при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность,

· последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение

· умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.

Оценка «5» – понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4» – при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3» – материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Тестовая оценка знаний и умений учащихся.

При тестовой оценке знаний и умений обучающихся целесообразно придерживаться рекомендаций И.М. Бгажноковой о применении в коррекционной школе:

оценки «удовлетворительно» («зачтено») при правильном выполнении учеником от 35 до 50% заданий;

оценки «хорошо» - при выполнении от 50 до 65% заданий;

оценки «отлично» - если выполнено свыше 65% заданий.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.

  1. Учебные пособия для обучающихся:

- Мир истории 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Карточки-задания, тесты, кроссворды.

2.Методические пособия для учителя:

Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.

Видеофильмы соответствующего содержания.

Слайды соответствующего содержания.

Информационное обеспечение образовательного процесса

Интернет – ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://www.festival.1september.ru/.

Содержание программы


п/п

Название раздела

Формы и методы работы

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Методическое обеспечение


1.


Введение. Имя, отчество, семья, родословная человека.

Фронтальная и индивидуальная работа;

  • словесные – рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение при работе с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр отдельных фрагментов кино.

  • практические – упражнения, работа с исторической картой, схемами.

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Мир истории 6 класс: учеб. для общеобраз. организаций, реализующих адаптированные основные общеобраз. программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Индивид. карточки, тесты, кроссворды.

Умение составить родословную, соотнесение числового ряда с возрастом человека.

Знать собственное имя, отчество, фамилию. Имена, отчества, фамилии ближайших родственников.

2.

Отчий дом. Наша Родина – Россия.

Фронтальная и индивидуальная работа; самостоятельная работа, работа в парах и группах.

  • словесные – объяснение, беседа, работа с книгой;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр видеофильмов.

  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Понимание значений новых слов. Представление о естественной природе мира, месте планеты Земля в Солнечной системе.

Представления об охране жизни на Земле.

Знание названия государства, его столицы, знаков, символов. Представления о малой и большой Родине.

Мир истории 6 класс: учеб. для общеобраз. организаций, реализующих адаптированные основные общеобраз. программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Индивид. карточки, тесты, кроссворды.

3.

О том, что такое время и как его изучают.

Фронтальная и индивидуальная работа; работа в парах.

  • словесные – рассказ, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Выражение времени в арабских и римских цифрах. Умение работать с лентой времени.

Представления о мерах и способах исчисления лет в истории.


Мир истории 6 класс: учеб. для общеобраз. организаций, реализующих адаптированные основные общеобраз. программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Индивид. карточки, тесты, кроссворды.

4.

Что изучает наука история.

Фронтальная и индивидуальная работа; работа в группах.

  • словесные – объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Понимание роли исторической науки в изучении прошлого и настоящего.

Усвоение значений новых понятий.

Умение называть, классифицировать вещественные и невещественные памятники истории.

Мир истории 6 класс: учеб. для общеобраз. организаций, реализующих адаптированные основные общеобраз. программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Индивид. карточки, тесты, кроссворды.

5.

История Древнего мира

Фронтальная и индивидуальная работа; коллективная работа.

  • словесные – рассказ, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Умение делать выводы о необходимости коллективного взаимодействия людей в сложных природных и социальных условиях.

Общие представления об эволюции человека.

Мир истории 6 класс: учеб. для общеобраз. организаций, реализующих адаптированные основные общеобраз. программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Индивид. карточки, тесты, кроссворды.

6.

История вещей

Фронтальная и индивидуальная работа; работа в парах.

  • словесные – объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Формирование умений поисковой ориентации в предметной среде (мода, архитектура, культурные традиции и др.)

Развитие представлений о деятельности людей по изменению быта, эволюция уклада жизни из поколения в поколение.

Мир истории 6 класс: учеб. для общеобраз. организаций, реализующих адаптированные основные общеобраз. программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Индивид. карточки, тесты, кроссворды.

7.

Человек и общество

Фронтальная и индивидуальная работа; работа в парах.

  • словесные – рассказ, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Составление вопросов к данному содержанию;

Способность к простейшим сравнениям и обобщениям изученных исторических сведений. Уметь участвовать в диалогах по данной теме, приводить доступные примеры, применять новые понятия.

Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;


Мир истории 6 класс: учеб. для общеобраз. организаций, реализующих адаптированные основные общеобраз. программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова – М.: «Просвещение», 2021.

- Индивид. карточки, тесты, кроссворды.

Характеристика контингента обучающихся.

Учащиеся, относящиеся к достаточному уровню хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, составить простейший план, и пересказать текст по плану. Они почти не нуждаются в предметной наглядности, обычно им достаточно словесного указания на те наблюдения и явления, которые им уже известны. Учащиеся на уроках пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия. При анализе характеристике того или иного события, описании исторической личности ученики придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики. Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, им нужна дополнительная помощь. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют.

К минимальному уровню относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения ими знаний, в первую очередь, зависит от понимания того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся низкий.


Достаточный уровень

Минимальный уровень


















Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем программы

Количество часов


Введение. Почему надо изучать историю.

1

I

Имя, отчество, семья, родословная человека.

8

1

История имени.

1

2

Отчество и фамилия человека.

2

3

Семья.

1

4

Биография.

1

5

Поколения людей.

2

6

Контрольно-обобщающий урок.

1

II

Отчий дом. Наша Родина – Россия.

12

1

О доме.

2

2

Названия городов и улиц.

1

3

Родник «Двенадцать ключей».

1

4

Истоки.

1

5

Наша Родина – Россия.

1

6

Как устроено государство.

1

7

Герб, флаг, гимн России.

1

8

Москва – столица России.

1

9

Мы жители планеты Земля.

2

1

Контрольно-обобщающий урок.

1

III

О том, что такое время и как его изучают.

7

1

Что такое время.

2

2

История календаря

1

3

Русский земледельческий календарь.

1

4

Счет лет в истории. Историческое время

2

5

Контрольно-обобщающий урок.

1

IV

Что изучает наука история.

6

1

Что такое история.

1

2

Какие науки помогают истории.

1

3

Как работают археологи.

1

4

Исторические памятники.

1

5

Историческая карта.

1

6

Контрольно-обобщающий урок.

1

V

История Древнего мира.

10

1

Земля и космос.

1

2

От кого произошел человек.

2

3

Человек умелый.

1

4

Следующее поколение людей каменного века.

2

5

Наступление ледников.

1

6

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1

7

Новые занятия людей.

1

8

Контрольно-обобщающий урок.

1

VI

История вещей. Занятия человека на Земле.

18

1

Огонь в жизни древнего человека.

1

2

Огонь, глина, гончар

1

3

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

4

Вода, её значение в жизни человека.

2

5

Вода и земледелие.

1

6

Вода как источник энергии.

1

7

Какие дома строили древние люди.

1

8

Как появилась мебель.

1

9

Как появились каша и хлеб.

1

10

История об обыкновенной картошке.

1

11

О керамике, фарфоре.

1

12

Деревянная посуда. История её появления, виды.

1

13

История появления одежды.

1

14

Одежда и положение человека в обществе.

2

15

Как люди украшали себя.

1

16

Контрольно-обобщающий урок.

1

VII

Человек и общество.

8

1

О далёких предках – славянах и родовом строе.

1

2

Как люди понимали мир природы в древности.

1

3

Современные религии, как они появились.

1

4

Искусство и культура.

1

5

Письмо и первые книги.

1

6

От изобретения колеса – к новым открытиям.

1

7

Человечество стремится к миру.

1

8

Контрольно-обобщающий урок.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!