СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Литература" для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе УМК под ред. Ю.В. Лебедева

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Литература" для 10 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы МКОУ «Головищенская средняя общеобразовательная школа», Примерной программы основного общего образования по литературе.

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература. 10кл. Учеб. дляобщеобразоват. учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1/ Ю.В. Лебедев – М.: Просве­щение, 2019. Ч 2/ Ю.В.  Лебедев. – М.: Просвещение, 2019

       Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Головищенская СОШ».

Цели и задачи учебного предмета «Литература»

В соответствии с ФГОС среднего общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

• воспитание грамотного, думающего, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

• приобщение старшеклассников к отечественному и мировому наследию классической литературы, к лучшим образцам современной литературы;

• воспитание уважительного отношения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, закладывающих основы гражданственности и патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;

• развитие потребности в чтении художественных произведений;

• формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного образа, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;

• развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса;

• совершенствование речи на примере высоких образцов произведений художественной литературы, развитие умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).


Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Историко-литературный курс в 10 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. При изучении литературы в 10 классе обучающиеся постигают этапы развития литературы.

Ведущая проблема изучения литературы в 10 классе – целостное исследование творческого пути писателя и развития его художественной индивидуальности в контексте общественной жизнии писательской биографии.


Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов. И по календарному плану школы 3 часа в неделю. Количество учебных недель -35.


 








Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»в 10 классе

Изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе является частью образовательной деятельности учащихся на ступени СОО, следовательно, процесс изучения данного предмета направлен на достижение основных результатов образования, предусмотренных ФГОС.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

Изучение русской классической литературы в 10 классе по программе В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева направлено на достижение личностных результатов образования.

Достижение личностных результатов СОО, отраженных в ФГОС, обеспечивается на уроках литературы средствами, органичными для данного учебного предмета, и в формах, обусловленных его спецификой. Учитель литературы может оценить личностные результаты обучения, взаимодействуя с учащимися на уроках, организуя внеурочную и внеклассную работу школьников, анализируя письменные работы и проектную деятельность учеников.

Личностные результаты СОО по ФГОС

Результаты изучения предмета «Литература» на ступени СОО

Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

Сформированное уважение к русской классической литературе, осознание ценности художественного наследия русских писателей XIX-XX веков как неотъемлемая часть формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину.

Осознание ценности художественного наследия писателей народов России, понимание плодотворного характера взаимодействия национальных культур народов, проживающих на территории России, способность привести примеры взаимообогащающего культурного обмена в области художественной словесности XIX-XX веков

Гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

Сформированность представлений о традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностях, воплощённых в лучших произведениях отечественной литературы XIX-XX веков

Готовность к служению Отечеству, его защите

Осознание долга перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите как одной из высших ценностей, последовательно утверждавшихся в национальной культуре России, в том числе в произведениях словесности, способность привести примеры художественных произведений, воспевающих людей долга, защитников Отечества.

Способность демонстрировать знание историко-литературных фактов, раскрывающих патриотическую позицию писателей XIX-XX веков

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Владение научными основами предмета «Литература», в том числе историко-литературными и теоретико-литературными знаниями об основных явлениях литературного процесса второй половины XIX- начала XX века в контексте исторических событий в России (в объёме учебной программы курса).

Способность интерпретировать отдельные явления художественной словесности второй половины XIX- начала XXI века в соответствии с современными научными представлениями о литературе как виде искусства и о русской литературе как национально-культурном феномене (в объёме учебной программы курса)

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Способность оценивать явления художественного творчества XIX- начала XXI века, интерпретировать проблематику литературных произведений этого периода с опорой на сформированную систему нравственных приоритетов, формулировать суждения этического и философского характера при освоении изучаемых литературных произведений, воплощать собственную нравственно-эстетическую позицию в форме устных и письменных высказываний разных жанров, а также различных творческих формах (артистических, литературно-творческих, социокультурных и т.д.)

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Наличие опыта участия в групповых формах учебной деятельности, дискуссиях, учебных диалогах и коллективных учебных проектах по литературе в соответствии с содержанием образования на ступени СОО

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

Способность осознавать и характеризовать нравственные ценности, воплощённые в произведениях русской литературы XIX- начала XXI века, соотносить их с собственной жизненной позицией.

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Успешное освоение учебной программы по литературе, достижение удовлетворительного уровня предметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС и Примерной образовательной программы, отсутствие академической задолженности по предмету к этапу итоговой аттестации

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений

Способность к эстетическому восприятию и оценке литературных произведений, изученных в 10-11 классах, а также прочитанных самостоятельно

Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и у других людей, умение оказывать первую помощь

Сформированное представление о культуре поведения и соблюдении норм человеческого общежития; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни как на уроках, так и во внеурочное время

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Сформированное представление о профессиональной деятельности писателя, литературного критика, ученого-литературоведа, понимание их роли в общественной жизни (в историческом контексте и на современном этапе)

Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Умение выявлять экологическую проблематику в изучаемых и прочитанных самостоятельно литературных произведениях, осознание её места в комплексе нравственно-философских проблем, освещаемых отечественной словесностью XIX- начала XXI века

Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

Способность формулировать собственное представление о ценностях семейной жизни на основе прочитанных литературных произведений, приводить образы, эпизоды в качестве аргументов при изложении собственного отношения к проблемам создания и существования семьи

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» на ступени СОО являются обязательными для организаций, реализующих программы СОО.

Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Метапредметныерезультаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

Изучение литературы как учебного предмета способствует достижению метапредметныхрезультатов освоения основной образовательной программы.

Конкретизация метапредметных результатов для систематического контроля за их формированием связана с указанием предметной области, сферы реальной действительности, конкретных специфических объектов, для освоения которых применяются УУД в рамках предмета «Литература». Также можно обозначить некоторые специфические средства обучения и характерные для данной дисциплины виды деятельности учащихся, способствующие достижению метапредметных результатов:

- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т.п.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.






























Содержание учебного предмета «Литература»

10 КЛАСС (105 ч.)

 

Введение – 1 ч.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА. – 1 ч.

Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.

Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.

Становление реализма как направления в европейской литературе - 2 ч.

Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Стендаль и Бальзак. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч. Диккенс.

Иван Сергеевич Тургенев –9 ч.

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.

Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

А.В. Сухово-Кобылин – 2 ч.

А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» (обзор содержания). Анализ пьесы.

Николай Гаврилович Чернышевский – 2 ч.

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»

Иван Александрович Гончаров – 8 ч.

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.Роман «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения.

Александр Николаевич Островский - 7 ч.

Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.

Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».

Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание сочинения.

Федор Иванович Тютчев – 2 ч.

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения.

Николай Алексеевич Некрасов - 12 ч.

О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.

Рр. Чтение наизусть стих-й Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.

Афанасий Афанасьевич Фет – 2 ч.

Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею…», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.Метафоричность лирики Фета.

Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.

Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критич.статьи. Написание сочинения. Анализ стихотворений.

Алексей Константинович Толстой - 4 ч.

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».

Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - 3 ч.

Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен». Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола). «Общественный» роман «Господа Головлевы».

Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.

Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода.

Федор Михайлович Достоевский - 8 ч.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».

Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.

Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого дома». Написание сочинения.

Лев Николаевич Толстой - 18 ч.

Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.

Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души», «Мысль народная» в романе –эпопее.

Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.

Д.В. Григорович - 1 ч.

Внеклассное чтение: Д.В. Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»

Русская литературная критика второй половины XIX века- 1 ч.

Николай Семенович Лесков - 3 ч.

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.

В.М. Гаршин – 1 ч.

Внеклассное чтение: В.М. Гаршин. Рассказ «Красный цветок»

Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. - 3 ч.

Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. «Пигмалион».

Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».

Антон Павлович Чехов – 6 ч.

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.

Г.И. Успенский – 1 ч.

Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила»

Контрольная работа за II полугодие – 1 ч.

Нравственные уроки русской литературы XIX века – 1 ч.

Итоговая контрольная работа – 2 ч.

Резервное время – 4 ч.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ

«ЛИТЕРАТУРА» 10 КЛАСС

(105 часов)

                                                                  

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Введение.

2

Становление реализма как направления в европейской литературе

2

И.С. Тургенев

  1. Урок контроля

9

1

А.В. Сухово-Кобылин

2

Н.Г. Чернышевский

2


  1. И.А. Гончаров

  2. Урок развития речи

8

2

А.Н. Островский

7

Ф.И. Тютчев

2

Н.А. Некрасов

  1. Урок контроля

  2. Урок развития речи

12

1

2

А.А. Фет

2

А.К. Толстой

1) Урок контроля

4

1

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

Ф.М. Достоевский

8

Д.В. Григорович

1

Русская литературная критика второй половины XIX века

1

Л.Н. Толстой

1) Урок развития речи

18

2

Н.С. Лесков

3

В.М. Гаршин

1

Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор)

3

А.П. Чехов

6

Г.И. Успенский

  1. Урок контроля

2

1

Нравственные уроки русской литературы XIX века.

1

Итоговый контроль

2

Резервное время

4

Итого:

105 ч.















Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя

Основная литература

  1. Литература. 10 кл. Учеб. дляобщеобразоват. учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1/ Ю.В. Лебедев – М.: Просвещение, 2019. Ч 2/ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2019

  2. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линияучебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы:учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень /А. Н. Романова, Н. В. Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М.: Просвещение, 2019.


Дополнительная литература

  1. Воропаев В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. – М: Православный паломник, 2008.

  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 10 класс. II полугодие. Москва. ВАКО. 2014 год.

  3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. поурочные разработки по литературе. II половина 19 века. 10 класс. II полугодие. Москва. ВАКО. 2013 год.

  4. Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  5. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  6. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  7. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  8. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  9. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  10. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.

  11. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.

  12. Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 классы: Для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ.

  13. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  14. Сахаров В.И. А.Н.Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  15. Соболев Л.И. Путеводитель по книге Л.Н.Толстого «Война и мир». Часть 2. Учебное пособие.- М.: Издательство МУ, 2012.

  16. Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  17. Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  18. Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.



Литература для обучающихся:

Основная литература

  1. Литература. 10 кл. Учеб. дляобщеобразоват. учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1/ Ю.В. Лебедев – М.: Просвещение, 2019. Ч 2/ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2019


Дополнительная литература

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004

  2. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.


Календарно-тематическое планирование

Литература – 10 класс

по учебнику Ю.В. Лебедева

105 часов (3 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Дата

факти-ческая

плани-руемая


Введение

2 ч.



1

Русская литература в контексте мировой литературы.

1



2

Становление реализма в русской литературе XIX века

1




Становление реализма как направления в европейской литературе

2 ч.



3

Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Стендаль и Бальзак

1



4

Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч.Диккенс

1




И.С.Тургенев

9 ч.



5

И.С. Тургенев. Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева.

1



6

Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров.

1



7

Споры партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение И.С. Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников.

1



8

Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой.

1



9

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью.

1



10

Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений.

1



11

Базаров как «трагическое лицо». Финал романа.

1



12

Творчество И.С.Тургенева в конце 1860-х – начале 1880-х годов (обзор).

1



13

Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева.

1




А.В. Сухово-Кобылин

2 ч.



14

А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» (обзор содержания)

1



15

А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского». Анализ пьесы.





Н.Г.Чернышевский

2 ч.



16

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?»

1



17

Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос, вынесенный в название.

1




И.А.Гончаров

8 ч.



18

И.А. Гончаров. Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова.

1



19

Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части.

1



20

Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя.

1



21

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе.

1



22

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью.

1



23

Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения.

1



24-25

Р.р. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

2





А.Н. Островский

7 ч.



26

Личность и творчество А.Н.Островского.

1



27

Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху.

1



28

Нравы города Калинова.

1



29

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством».

1



30

Катерина в системе образов драмы «Гроза».

1



31

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского.

1



32

Художественное своеобразие пьес Островского. Тест.

1




Ф.И. Тютчев

2 ч.



33

Основные темы поэзии Ф.И.Тютчева.

1



34

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева.

1




Н.А. Некрасов

12 ч.



35

Н.А. Некрасов. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова.

1



36

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова.

1



37

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка.

1



38

«Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения.

1



39

Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо».

1



40

Изменение крестьянских представлений о счастье.

1



41

Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и ЕрмилГирин.

1



42

Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий.

1



43

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.

1



44-45

Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

2




46

Контрольная работа за I полугодие.

1




А.А. Фет

2 ч.



47

«Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета.

1



48

Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты.

1




А.К. Толстой

4 ч.



49

Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого

1



50

Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика.

1



51

Урок-зачет по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1



52

Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1




М.Е.Салтыков-Щедрин

3 ч.



53

М.Е. Салтыков-Щедрин. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города».

1



54

Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России.

1



55

Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России.

1




Ф.М.Достоевский

8 ч.



56

Ф.М. Достоевский. Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение.

1



57

Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание».

1



58

Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе.

1



59

Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе.

1



60

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя.

1



61

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании.

1



62

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя.

1



63

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского.

1




Д.В. Григорович

1 ч.



64

Внеклассное чтение: Д.В. Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»

1




Русская литературная критика второй половины XIX века

1 ч.



65

Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор)

1




Л.Н.Толстой

18 ч.



66

Л.Н. Толстой. Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве.

1



67

Лев Толстой как мыслитель.

1



68

«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения.

1



69

Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества.

1



70

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов.

1



71

Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского.

1



72

Образ Наташи Ростовой.

1



73

Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны.

1



74

Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории.

1



75

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев.

1



76-77

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова.

2



78

Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир».

1



79

Контрольная работа по роману «Война и мир»

1



80-81

Р.р. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»


2



82-83

Внеклассное чтение: Л.Н. Толстой. Рассказы «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий».


2




Н.С. Лесков

3 ч.



84

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова.

1



85

Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник».

1



86

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.

1




В.М. Гаршин

1 ч.



87

Внеклассное чтение: В.М. Гаршин. Рассказ «Красный цветок»

1




Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор)

3 ч.



88

Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии.

1



89

Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б.Шоу.

1



90

Ги де Мопассан. Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения.

1




А.П. Чехов

6 ч.



91-92

А.П. Чехов. Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения. Борьба живого и мертвого в рассказах А.П. Чехова.

2



93

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе.

1



94

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев.

1



95

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям.

1



96

Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других пьесах А.П.Чехова.

1




Г.И. Успенский

2 ч.



97

Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила»

1



98

Контрольная работа за II полугодие.

1



99

Нравственные уроки русской литературы XIX века.

1



100-101

Итоговая контрольная работа

2



102-105

Резервное время

4











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!