СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Комплексный анализ текста» для 11 класса среднего общего образования (базовый уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Комплексный анализ текста» для 11 класса среднего общего образования (базовый уровень)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края

«Согласовано»

Руководитель ШМО учителей __________________________

__________________________

Протокол №_____ от

«____» _________20 г.


«Согласовано»

Председатель Методического совета МБОУ «Карамышевская СОШ»

__________ Т.В. Литовка

«____» _________ 20 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Карамышевская СОШ»

_______О.В. Марковская

приказ от

«____» _______20 г. №__


Рабочая программа учебного курса

«Комплексный анализ текста»

для 11 класса

среднего общего образования (базовый уровень)

на 2016— 2017 учебный год








Составитель:

учитель русского языка и литературы

Крёкова Евгения Алексеевна





с. Карамышево, 2015

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Комплексный анализ текста» рассчитана на 17 учебных часов в год, 0,5 часа в неделю.

На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста, проблемные вопросы.

При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища.

Программа учебного курса содержит лекционный и практический (творческий) разделы.

Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространенные фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).

Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку.

На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.

Программа может дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи, быть использована как самостоятельный факультатив по теме «Комплексный анализ текста» при подготовке к экзаменационному сочинению. Углубленное изучение русского языка будет способствовать основательной подготовке учащихся к вступительному экзамену в высшие и средние заведения.

.Целью учебного курса «Комплексный анализ текста»»- является овладение навыками речевого анализа текста, подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена (в форме ЕГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Основные задачи курса:

- формировать речевые умения учащихся;

- уметь анализировать текст и его семантические и структурные компоненты;

- способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях,

- совершенствовать языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности.

Методы и приёмы:

С учётом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. В связи с этим на занятиях используются такие формы работы как тестирование, работа с контрольно-измерительными материалами, практические работы, разного рода списывания. Особое место уделяется комплексному анализу текста.

Формы проведения занятий:

Виды и формы обучения. Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Приёмы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. На занятиях используется практическая работа, групповые формы работы, диалоги, практикумы, семинары, зачёты. Предполагается составление обобщающих таблиц и схем;

самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); самостоятельный отбор материала; работа в группах; работа с КИМами, написание рецензий.

Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний. Материал для упражнений подобран с учётом ранее изученного, но дополнен и усложнён, повышен уровень сложности используемых текстов.

Виды контроля:

Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме тестовых заданий ОГЭ. Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, итогового тестирования.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Учащиеся 11 класса должны научиться пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;

- знать основы речевой и коммуникативной компетентности.


должны познакомиться (повторить на более глубоком уровне) с законами создания текстов разных стилей;

- учить читателей и слушателей воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения.

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы.

Программа учебного курса реализуется через учебное пособие и УМК

Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Авторы В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. 43- изд.,М. «Просвещение» 2003 г.- 286 с.


Содержание тем учебного курса

Введение. Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста»

Типы речи: описание, повествование и рассуждение

Стили речи.

Рецензия и эссе как вид творческой работы

Диалог как одна из форм повествования.

Заглавие – один из важнейших элементов структуры текста.

Выполнение тестовых заданий ЕГЭ


№ урока п\ п

Наименование раздела \ темы


Количество часов

Характеристика видов деятельности

(контрольные лабораторные, практические, обобщающие уроки)

Дата по плану

Дата по факту

Наименование раздела (количество часов)

1

Введение. Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста»

1




2

Диагностирующий тест (по материалам ЕГЭ).

1





3

Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1




4

Описание

1




5

Повествование

1




6

Рассуждение

1




7

Стили речи. Характеристика функциональных стилей

1




8

Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.

1




9

Выразительные средства морфологии и словообразования.

1




10

Выразительные средства синтаксиса.

1




11

Рецензия и эссе как вид творческой работы

1




12

Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

1




13

Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация.

1




14

Комплексный анализ текста

1




15

Диалог как одна из форм повествования.

1




16

Заглавие – один из важнейших элементов структуры текста.


1




17

Выполнение тестовых заданий ЕГЭ


1




Оценивание образовательных достижений обучающихся

Основные формы контроля: наблюдение, беседа, практикум, тест, устное сообщение

Итоговый контроль: итоговое тестирование, лексический анализ текста с решением тестовых задач (ЕГЭ)

Критерии и нормы оценки ЗУН, компетенций обучающихся осуществляются на основании Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края, утвержденного приказом от 03 сентября 2012 года № 115.

Оценка тестов


«5»

«4»

«3»

«2»

100 – 85%

84 – 61%

60 – 33%

32 – 0%



Средства контроля образовательных результатов.

Самостоятельные работы, тесты находятся в следующих методических пособиях: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007г.


Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса

Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Авторы В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. 43- изд.,М. «Просвещение» 2003 г.- 286 с.

Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса

Литература для преподавателей:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.

3. Власенков А.И. Русская словесность 5–11-е классы. М.: Просвещение, 1999.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания 3 (С). Учебно-методическое пособие. М.: Экзамен, 2006.

5.Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

6 . Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / авт.-сост. А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. 7. Мучник Б.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10–11-х классов средних школ, гимназий с углубленным изучением русского языка. М.: АО «Аспект Пресс», 2009.

8. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку / Под ред. А.Н. Тихонова. М.: Словарь, 1985.

9. Трудности русского языка: Словарь-справочник / В.Н. Вакуров, Л.И. Рахманова, И.В. Толстой, Н.И. Формановская / Под ред. Л.И. Рахмановой. 3-е изд. М.: Издательство мгу, 1993.

Литературы для обучающихся

Русский язык. 10-11 классы : тесты для учащихся / сост. Н. М. Божко [и др.]. - Волгоград
Учитель, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Проверь себя. Тесты).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!