СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Азбука права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Азбука права"»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Азбука права» составлена в соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» и используется для обучения учащихся МБОУ СОШ № 1 по программе основной общеобразовательной школы в 8 классах.

Преподавание учебного предмета ведется по учебникам:

Обществознание. Боголюбов Л.Н., М.: Просвещение,2017-2019г.

Дополнительно используются учебники:

О.Б.Соболева, В.Н..Медведева «Обществознание»  - М.: Вентана- Граф, 2012г.;

С.И. Володина и др. «Основы правовых знаний (Беседы о праве)» - М.: Изд. «ВИТА-Пресс», 2010г.

Целью является развитие личности, направленное на формирование у подростка мотивации к осознанному законопослушному поведению, правовой культуры, посредством ознакомления учащихся с их основными правами и обязанностями.

Задачи:

- знакомство учащихся с содержанием учебного курса «Азбука права»;

- развитие представлений восьмиклассников о значении государства и права в жизни человека и общества;

- выработка и закрепление у учащихся установок на осознанное правомерное поведение;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека;

- формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;

- формировать умения защищать окружающую природу;

- формирование умения анализировать правовые источники и работа с текстом.

Методы преподавания данного учебного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссий и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации. Поэтому будут использованы такие формы проведения занятий:

- лекция

- беседа

- дискуссия

- семинар с использованием видеоматериалов, презентаций, фильмов

- ролевые игры

- викторина.

Учебный курс «Азбука права» рассчитан на один год обучения, 34 часа (1 час в неделю).

В основной школе учебный курс «Азбука права» ориентирован на обучающихся 8 класса. Учебный план составляет 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,

  • предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,

  • условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,

  • указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных

  • условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта

  • характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

    • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

    • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

    • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений объяснять их сходство;

    • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

    • выделять явление из общего ряда других явлений;

    • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

    • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

    • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

    • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД:

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

    • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

    • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

    • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии соответствии с коммуникативной задачей;

    • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

    • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

    • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

    • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

    • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

4. выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

5. выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты:

Изучение учебного курса обеспечивает:

формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении учебного курса общественно-научной направленности задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной (для обучающихся с расстройствами аутистического спектра приоритетной является задача социализации).

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)

Предметные результаты изучения учебного курса отражают:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

3) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

4) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

5) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


III. Содержание учебного предмета, курса

I

Право и государство


Что такое право? Как устроено право?


Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон?


Правоотношения


Правонарушения. Юридическая ответственность


Государство: понятие и признаки


Правовое государство и гражданское общество

II

Основы конституционного права РФ


Конституция - основной закон государства.

Федеративное устройство


Организация государственной власти.

Органы местного самоуправления


Судебная власть и судебная система


«Тихо, идет судебное заседание»


Правоохранительные органы РФ


Подросток и правоохранительные органы. Конфликты и взаимодействие.

III

Правовой статус личности


Права и свободы человека и гражданина РФ


Международная система защиты прав и свобод человека


Права несовершеннолетних


Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка


Гражданство РФ.

Право избирать и быть избранным

Общественные объединения


Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность


Могут ли права быть без обязанностей?

IV

Правовое регулирование в различных отраслях права


Гражданское право


Семейное право


Административное право


Трудовое право


Уголовное право


Экологическое право


«Сам себе юрист» интеллектуальная игра


Роль права в жизни человека, общества и государства

IV. Тематическое планирование

1) Учебный план

раздела

Название раздела

Всего часов

Теоретические

Практические

Контроль

I

Право и государство

10

6

4


II

Основы конституционного права РФ

8

4

3

1

III

Правовой статус личности

8

5

3


IV

Правовое регулирование в различных отраслях права

8

6

1

1


Итого:

34

21

11

2

2) Тематическое планирование

Темы

Кол-во часов

Теоретические

Практические

Контроль

I

Право и государство

10

6,5

3,5

0

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1



2

Что такое право? Как устроено право?

1

0,5

0,5


3-4

Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон?

2

1

1


5

Правоотношения

1

1



6-7

Правонарушения. Юридическая ответственность

2

1

1


8

Государство: понятие и признаки

1

1



9-10

Правовое государство и гражданское общество

2

1

1


II

Основы конституционного права РФ

8

4

3

1

11-12

Конституция - основной закон государства.

Федеративное устройство

2

1

1


13-14

Организация государственной власти.

Органы местного самоуправления

2

1

1


15

Судебная власть и судебная система

1

1



16

Урок контроля: интеллектуальная игра «Тихо, идет судебное заседание»

1



1

17

Правоохранительные органы РФ

1

1



18

Подросток и правоохранительные органы. Конфликты и взаимодействие.

1


1


III

Правовой статус личности

8

4

4

0

19

Права и свободы человека и гражданина РФ

1

0,5

0,5


20

Международная система защиты прав и свобод человека

1

1



21

Права несовершеннолетних

1

1



22

Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка

1


1


23-24

Гражданство РФ.

Право избирать и быть избранным

Общественные объединения

2

1

1


25

Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность

1

0,5

0,5


26

Могут ли права быть без обязанностей?

1


1


IV

Правовое регулирование в различных отраслях права

8

3

4

1

27

Гражданское право

1

0,5

0,5


28

Семейное право

1

0,5

0,5


29

Административное право

1

0,5

0,5


30

Трудовое право

1

0,5

0,5


31

Уголовное право

1

0,5

0,5


32

Экологическое право

1

0,5

0,5


33

Итоговый контроль «Сам себе юрист» (проведение интеллектуальной игры)

1



1

34

Роль права в жизни человека, общества и государства

1


1



Итого:

34





3) Практическая часть программы ( контроль):


Вид контроля, тема

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Урок контроля: интеллектуальная игра «Тихо, идет судебное заседание» «






2

Итоговый контроль «Сам себе юрист» (проведение интеллектуальной игры)







Итого:









4) Учебная программа



Раздел, темы

Всего часов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

I. Право и государство (10 часов)

1

Введение. Инструктаж по ТБ


Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания. 

Будет сформировано осознанное отношение к учебному курсу «Право», умение высказывать свое мнение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


2

Что такое право? Как устроено право?


Научатся раскрывать значение терминов: Право, норма права, источник права, система и отрасли права. Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания. 

Будет сформировано осознанное отношение к учебному курсу «Право», умение высказывать свое мнение. Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать право. Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий.

3-4

Нормативно-правовой акт.


Научатся раскрывать значение терминов: нормативно-правовой акт, закон, подзаконный акт. Смогут сравнить виды нормативно-правовых актов.

Смогут характеризовать некоторые общественные процессы. Смогут аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам права.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

5

Система законодательства.

Как найти нужный закон?


Смогут устанавливать иерархию нормативно-правовых актов, решать элементарные юридические задач.

Выражают положительное отношение к процессу познания. Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий. Научатся ориентироваться в нормативно-правовых актах.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

6

Правоотношения


Научатся раскрывать значение термина: правоотношения, анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения.

Выражают устойчивую учебно -
познавательную мотивацию учения. Научатся характеризовать некоторые общественные процессы; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам права.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по­следовательность действий.

7-8

Правонарушения. Юридическая ответственность.


Научатся раскрывать значение терминов: правонарушение, юридическая ответственность. Научатся определять признаки правонарушений и их виды. Узнают виды юридической ответственности. Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека

Научаться давать собственную оценку своим поступкам и поступкам правонарушителей.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

9

Государство: понятие и признаки.


Научатся раскрывать значение термина: государство. Узнают признаки государства, а также формы государственного устройства.

Научатся давать собственную оценку формам государственного устройства. Смогут характеризовать некоторые общественные процессы. Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают 
разные точки зрения

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

10

Правовое государство и гражданское общество


Научатся раскрывать значение термина: гражданское общество. Научатся, характеризовать особенности правового государства, демократии, гражданского общества. Узнают принципы на которых строится демократия, признаки правового государства.

Смогут оценить значение гражданского общества, демократии, правового государства и научатся давать им собственную оценку. Научатся сравнивать, излагать свое мнение по вопросу, объясняя различия и преимущества








Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


II. Основы конституционного права РФ (8 часов)

11-12

Конституция - основной закон государства. Федеративное устройство.


Узнают какие бывают Конституции. Научатся анализировать текст Конституции РФ и Конституции УР. Узнают основные положения Конституции РФ и УР.

Смогут устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания, классифицировать конституции России разных периодов и сравнивать их, анализировать исторические события в обществоведческих целях.

Устанавливать межпредметные связи с географией и курсом обществознания, устанавливать влияние исторического и географического факторов на современное политико-правовое развитие, анализировать факты общественной жизни по теме, сравнивать права субъектов, работать с политической картой.

Смогут оценить значение конституции в разные периоды истории России.

Определяет целостный, социально ориентированный взгляд 
на мир в единстве 
и разнообразии 
народов, культуры 
и религий

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по­следовательность действий.

13-14

Организация государственной власти.

Органы местного самоуправления.


Устанавливать связи с курсом обществознания, применять знания современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментировать таблицы, анализировать их содержание, имитировать законотворческий процесс в группе, анализировать статистические данные, извлекать информацию из Конституции РФ, соотносить компетенции органов власти, сравнивать правовые ситуации, систематизировать материал в таблицу, находить актуальную юридическую информацию в интернет-источниках, выявлять региональные особенности по теме.

Научатся высказывать свое мнение о значении органов государственной власти, органов местного самоуправления. Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса для чего нужны органы местного самоуправления на примере РФ.

Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

15

Судебная власть и судебная система


Научатся раскрывать значение терминов: законопроект, государственный аппарат, закон, законность, законодательная инициатива. Сравнивать полномочия различных видов судов, оценивать значимость суда присяжных и мировых судей, использовать кино в познавательных целях, анализировать интервью, решать юридические задачи, получать жизненно важную информацию по теме, осознавать собственный уровень социальной ответственности

Смогут оценить значение судебной системы и научатся давать ей собственную оценку. Научатся сравнивать, излагать свое мнение по вопросу, объясняя различия и преимущества

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

16

Урок контроля: интеллектуальная игра «Тихо, идет судебное заседание»


Должны решить поставленную юридическую задачу. Смогут имитировать ролевую игру о защите собственных прав

Будет сформировано осознанное отношение к судебному процессу.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

17

Правоохранительные органы РФ


Смогут разграничивать функции и возможности различных правоохранительных органов для решения конкретных жизненных задач

Смогут объяснить новые понятия: правоохранительные органы, должностное лицо.

Смогут высказать свое мнение о необходимости правоохранительных органов, аргументируя свое мнение.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач

18

Подросток и правоохранительные органы. Конфликты и взаимодействие


Обучающиеся узнают как подростку необходимо взаимодействовать с правоохранительными органами, как избежать конфликтов.

Смогут высказать свое мнение о необходимости взаимодействия с правоохранительными органами и недопустимости конфликтов. Научатся сравнивать, излагать свое мнение по вопросу, объясняя различия и преимущества.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

III. Правовой статус личности (8 часов)

19

Права и свободы человека и гражданина РФ


Обучающиеся смогут объяснить значение: правовой статус личности, права и свободы гражданина, обязанности гражданина, гражданин.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач

20

Международная система защиты прав и свобод человека


Смогут охарактеризовать основные международные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека. Узнают виды международных преступлений и правонарушений.

Понимают значение знаний для человека и принимают его. Выбирает адекватные способы деятельности, анализирует социальные ситуации

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

21

Права несовершеннолетних


Определять собственную дееспособность в разном возрасте, анализировать ситуации из личного опыта по теме, выполнять проблемно-познавательные задания

Понимает значение знаний для человека и принимает его; развивает способность к самооценке. Анализирует; делает выводы, дает нравственную 
и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществляет поиск дополнительных сведений 
в СМИ. Смогут сравнить

права взрослых и права детей

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

22

Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка


Смогут познакомиться с Конвенцией о правах ребёнка. Узнают правовой статус малолетних в РФ: до 6 лет, с 6 до 10 лет, с 10 до 14 лет.

Смогут высказывать суждения о необходимости Конвенции о правах ребенка для всего мирового сообщества. Научатся сравнивать положения Конвенции с другими н-п актами защищающие права детей. Смогут высказать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

23-24

Гражданство РФ.

Право избирать и быть избранным

Общественные объединения


Научатся давать определения понятиям: гражданин, избиратель, кандидат, политика, политическая партия, гражданство.

Узнают как проходят выборы в РФ их принципы. Кто может воспользоваться правом избирать и быть избранным. Рассмотрят какие бывают общественные объединения.

Адекватно воспринимает предложения 
и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Научится строить свои взаимоотношения с другими людьми. Научатся вступать в речевое общение, излагать свое мнение по заданной теме

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

25

Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность


Смогут изучить и проанализировать Конституционные обязанности человека и гражданина, права налогоплательщика. Узнают, кто является участником налоговых правоотношений. Рассмотрят варианты альтернативной гражданской службы.

Научатся уважению прав и свобод человека и гражданина.

Смогут объяснить, почему так важно соблюдать законы. Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

26

Могут ли права быть без обязанностей?


Смогут выразить предположения, почему права не могут быть без обязанностей?

Адекватно воспринимает предложения 
и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса.

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по­следовательность действий.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач

IV. Правовое регулирование в различных отраслях права (8 часов)

27

Гражданское право


Научатся давать определения понятиям: Гражданское право, правоспособность, дееспособность. Смогут охарактеризовать гражданское право как отрасль права.

Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам гражданского права.

Будет сформирован познавательный интерес к гражданскому праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать гражданское право.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

28

Семейное право


Научатся давать определение понятию: семейное право.

Узнают задачи семейного права, его источники. Рассмотрят возраст вступления в брачные отношения в различных субъектах РФ.

Научатся

аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам семейного права. Будет сформирован познавательный интерес к семейному праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать семейное право.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

29

Административное право


Научатся давать определение понятию: административное право.

Смогут охарактеризовать административные отношения и административную ответственность.

Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам административного права. Будет сформирован познавательный интерес к административному праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать административное право. Убеждённость в неотвратимости наказания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: адекватно ис­пользуют речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


30

Трудовое право



Научиться раскрывать значение терминов: трудовое право, трудовой договор.

Смогут углубить знания о праве несовершеннолетних на труд.

Научатся

аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам трудового права. Будет сформирован познавательный интерес к трудовому праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать трудовое право.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

31

Уголовное право


Научатся давать определения понятиям: уголовное право, преступление, наказание, вина. Узнают виды уголовной ответственности несовершеннолетних.

Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам уголовного права. Будет сформирован познавательный интерес к уголовному праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать уголовное право. Убеждённость в неотвратимости наказания.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

32

Экологическое право


Научатся давать определения понятиям: экологическое право. Смогут познакомиться с правовыми основами охраны окружающей среды.

Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам экологического права. Будет сформирован познавательный интерес к экологическому праву. Смогут объяснить, почему нужно изучать экологическое право.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

33

«Сам себе юрист» интеллектуальная игра


Решение тестовых заданий про пройденным темам.

Смогут характеризовать некоторые общественные процессы. Смогут охарактеризовать основные положения учебного курса.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по­следовательность действий.

34

Роль права в жизни человека, общества и государства


Обучающиеся смогут обобщить весь изученный материал.

Научатся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам учебного курса «Право». Научатся выдвигать свои версии в обсуждении вопроса. Смогут охарактеризовать основные положения учебного курса.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей


Приложение

Методический инструментарий оценки достижения предметных результатов обучающихся

Шкала оценивания:



Оценка за контроль выставляется в форме зачет/незачет. Зачет ставится при выполнении 70% заданий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!