Извлечение из
основной образовательной программы
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 54 от 31.08.2021г
Рабочая программа
учебного курса
«Алгоритмизация и решение
задач в электронных таблицах»
для обучающихся 11 класса
МКОУ «СОШ» с.п. Шордаково
на 2021-2022 учебный год
2021г.
Рабочая программа учебного курса «Алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах» для учащихся 11 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413), и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/15-з). Структура рабочей программы соответствует Положению о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МКОУ «СОШ» с.п. Шордаково, утвержденного приказом №52/1 от 31.08.2021г.
Программа курса предназначена для обучающихся 11-х классов. Рассчитана на 34 часа учебного времени, составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных» в базовом курсе информатики и предполагает углубленное изучение материала по данной теме.
Курс предназначен для углубленного изучения работы в электронных таблицах и ориентирован в первую очередь на подготовку учеников к последующему профессиональному образованию.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Информатика» УМК авторов: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; «Информатика» 11 класс, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Цели и задачи изучения курса
Цели программы:
формирование умений применять имеющиеся математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач;
ознакомление с задачами оптимизации и способами их решения с помощью MS Excel;
закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора MSExcel;
развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу;
на конкретных практических примерах познакомить учащихся с определенным классом задач, которые успешно решаются с помощью электронных таблиц;
показать актуальность и значимость электронных таблиц для современного школьника;
дать навыки практической работы в Excel.
Задачи программы:
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся;
развивать способности логически рассуждать;
формировать информационную культуру и потребности приобретения знаний;
развивать умения применять полученные знания для решения задач различных предметных областей.
воспитывать творческий подход к работе, желания экспериментировать
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Общая характеристика курса
Содержание курса построено на межпредметных связях информатики с математикой. Обучающиеся расширят и углубят собственные представления о возможностях табличного процессора Excel, использовании разнообразных средств и приемов при выполнении финансово-экономических расчетах в ходе работы с электронными таблицами, подготовки различных форм документов финансовой отчетности.
В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций: информационных и коммуникационных.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах» для учащихся 11 класса.
В результате изучения данного курса выпускник научится: использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой); использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе): навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; основами соблюдения норм информационной этики и права; познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Содержание учебного курса «Алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах» для учащихся 11 класса.
1. Основы работы в среде Excel
Электронная таблица. Назначение программы Excel. Возможности электронных таблиц.
Алгоритмы. Понятие алгоритма.Решение задач линейной структуры в электронных таблицах.
2. Функции Excel
Категории функций: математические, статистические, логические, функции выбора и поиска. Комбинирование функций. Разветвляющиеся алгоритмы в электронных таблицах. Встроенная функция ЕСЛИ. Запись условий. Простейшие алгоритмы циклической структуры. Метод табулирования функций. Построение графиков, отображающих данные из таблицы. Массивы. Что такое массивы и для чего их используют. Создание массива в электронной таблице. Функция случайных чисел.
Использование функций в финансово-экономических расчетах.
Практическая работа № 1 «Категории функций: математические, статистические»
Практическая работа № 2«Категории функций: логические»
Практическая работа № 3 «Использование функций в финансово-экономических расчетах
Основы работы со списками, фильтрами Основные приемы работы со списками, фильтрами, сортировка
Практическая работа № 4 «Основы работы со списками».
Практическая работа № 5 «Основы работы с фильтрами»
4. Моделирование объектов и процессов в электронных таблицах
Классификация моделей. Этапы моделирования в электронных таблицах: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования. Геометрические модели, моделирование ситуаций, биоритмов, случайных и физических процессов.
Тематическое планирование учебного курса
«Алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах» для учащихся 11 класса
№ урока | Тема | Кол-во часов |
| Основы работы в среде Excel | 3 |
| Электронная таблица. Назначение программы Excel. Возможности электронных таблиц. | 1 |
| Алгоритмы. Понятие алгоритма. Решение задач линейной структуры в электронных таблицах. | 1 |
| Решение задач линейной структуры в электронных таблицах. | 1 |
| Функции Excel | 16 |
| Категории функций: математические, статистические Практическая работа №1 «Категории функций: математические, статистические» | 1 |
| Категории функций: математические, статистические | 1 |
| Практическая работа №1 «Категории функций: математические, статистические» | 1 |
| Логические, функции выбора и поиска. Комбинирование функций. | 1 |
| Практическая работа №2«Категории функций: логические» | 1 |
| Разветвляющиеся алгоритмы в электронных таблицах. Встроенная функция ЕСЛИ. Запись условий. | 1 |
| Практическая работа № 3 «Использование функций в финансово-экономических расчетах | 1 |
| Простейшие алгоритмы циклической структуры. Метод табулирования функций. Построение графиков, отображающих данные из таблицы. | 1 |
| Построение графиков, отображающих данные из таблицы. | 1 |
| Массивы. Что такое массивы и для чего их используют. | 1 |
| Создание массива в электронной таблице. Функция случайных чисел. | 1 |
| Основы работы со списками | 1 |
| Основы работы с фильтрами | 1 |
| Практическая работа № 4 «Основы работы со списками». | 1 |
| Основные приемы работы с фильтрами, сортировка | 1 |
| Практическая работа № 5 «Основы работы с фильтрами» | 1 |
| Моделирование объектов и процессов в электронных таблицах | 15 |
| Классификация моделей | 1 |
| Этапы моделирования в электронных таблицах: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент. | 1 |
| Этапы моделирования в электронных таблицах: анализ результатов моделирования. | 1 |
| Геометрические модели | 1 |
| Моделирование ситуаций | 1 |
| Моделирование ситуаций | 1 |
| Моделирование биоритмов | 1 |
| Моделирование биоритмов | 1 |
| Моделирование случайных процессов | 1 |
| Моделирование случайных процессов | 1 |
| Моделирование физических процессов | 1 |
| Моделирование физических процессов | 1 |
| Моделирование физических процессов | 1 |
| Исследование модели кредитования | 1 |
| Исследование модели кредитования | 1 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
Учебный курс: Алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах
Класс: 11
Учебник: 1.1.3.4.2.1.2. «Информатика» 11 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2017г.
Количество часов в неделю- 1 час
Количество часов в год - 34 часа
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведение |
| Основы работы в среде Excel | 3 | По плану | По факту |
| Электронная таблица. Назначение программы Excel. Возможности электронных таблиц. | 1 | | |
| Алгоритмы. Понятие алгоритма. Решение задач линейной структуры в электронных таблицах. | 1 | | |
| Решение задач линейной структуры в электронных таблицах. | 1 | | |
| Функции Excel | 16 | | |
| Категории функций: математические, статистические Практическая работа №1 «Категории функций: математические, статистические» | 1 | | |
| Категории функций: математические, статистические | 1 | | |
| Практическая работа №1 «Категории функций: математические, статистические» | 1 | | |
| Логические, функции выбора и поиска. Комбинирование функций. | 1 | | |
| Практическая работа №2«Категории функций: логические» | 1 | | |
| Разветвляющиеся алгоритмы в электронных таблицах. Встроенная функция ЕСЛИ. Запись условий. | 1 | | |
| Практическая работа № 3 «Использование функций в финансово-экономических расчетах | 1 | | |
| Простейшие алгоритмы циклической структуры. Метод табулирования функций. Построение графиков, отображающих данные из таблицы. | 1 | | |
| Построение графиков, отображающих данные из таблицы. | 1 | | |
| Массивы. Что такое массивы и для чего их используют. | 1 | | |
| Создание массива в электронной таблице. Функция случайных чисел. | 1 | | |
| Основы работы со списками | 1 | | |
| Основы работы с фильтрами | 1 | | |
| Практическая работа № 4 «Основы работы со списками». | 1 | | |
| Основные приемы работы с фильтрами, сортировка | 1 | | |
| Практическая работа № 5 «Основы работы с фильтрами» | 1 | | |
| Моделирование объектов и процессов в электронных таблицах | 15 | | |
| Классификация моделей | 1 | | |
| Этапы моделирования в электронных таблицах: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент. | 1 | | |
| Этапы моделирования в электронных таблицах: анализ результатов моделирования. | 1 | | |
| Геометрические модели | 1 | | |
| Моделирование ситуаций | 1 | | |
| Моделирование ситуаций | 1 | | |
| Моделирование биоритмов | 1 | | |
| Моделирование биоритмов | 1 | | |
| Моделирование случайных процессов | 1 | | |
| Моделирование случайных процессов | 1 | | |
| Моделирование физических процессов | 1 | | |
| Моделирование физических процессов | 1 | | |
| Моделирование физических процессов | 1 | | |
| Исследование модели кредитования | 1 | | |
| Исследование модели кредитования | 1 | | |
| Итого | 34 | | |