РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного учебного предмета
“Патриот”
в 10-11классе (оборонно-спортивного) профиля
Пояснительная записка
10-11 класс
Программа элективного учебного предмета предусматривает изучение основ военного дела в объеме подготовки молодого солдата и предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования. Программа структурирована по образцу федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441). Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134"Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Государственным стандартом общего образования, (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.). Регионального компонента- устанавливается субъектом Российской Федерации (№1089 от 06.12.2004 г.).
- Основной образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей».
- Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей».
- Учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей».
Начальная военная подготовка молодежи проводится на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» ФЗ 113 от 25.07.2002 г. Конституции РФ (ст. 59). Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р).
Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1645 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413.
Освоение элективного учебного предмета «Патриот», поможет молодым людям стать гражданами готовыми к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
В процессе изучения данного учебного предмета, учащиеся получают необходимые знания об истории и обороне государства, о воинской обязанности граждан, приобретут практические навыки по правилам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, оказанию само и взаимопомощи, по выполнению строевых, огневых, физических приемов и нормативов.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы выстроено по трем линиям: Изучение основ военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности. Изучение современного комплекса безопасности жизни, а также социальную ориентацию личности.
Цели
Повышение возможности самореализации на основе воспитания нравственных качеств, формирование готовности стать надежным защитником своего Отечества.
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровье и здоровом образе жизни; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России, ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Программа предусматривает изучение учебного элективного предмета «Патриот» в 10 - 11 классе в количестве 70 часов, из расчета 2 часов в неделю, (35 учебные недели).
ПРОГРАММА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РЕШАЕТ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА:
Совершенствования физического развития обучающихся.
Приобретение знаний, умений и навыков изучаемого предмета
Связь с историческими событиями, традициями Вооруженных Сил РФ.
Умение организовать практический показ приемов и действий
Активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Знания необходимые для безболезненной психологической подготовке к службе в армии
Поднятия престижа службы в Вооруженных Силах РФ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
участие в практической деятельности, в организации и проведении общественных мероприятий;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни общечеловеческих требований;
умение отстаивать свою позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Патриот» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в Вооруженных Силах РФ, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.
Распределение учебного времени элективного предмета “Патриот”
Оборонно-спортивного профиля
№ | Наименование разделов и тем | 10 кл | 11 кл | Практ |
1 | Раздел №1. Основы безопасности общества и государства | 8 | 9 | |
2 | Нормативно правовая база | 2 | | |
3 | Уставы Вооруженных Сил | 6 | 4 | 3 |
4 | Я гражданин России | | 5 | |
5 | Раздел №2. Основы обороны государства. | 10 | 10 | |
6 | Вооруженные силы Российской Федерации на современном этапе | 4 | | |
7 | Военнослужащий защитник своего Отечества | | 4 | |
8 | Боевые традиции Вооруженных Сил | 6 | | |
9 | Основы обороны государства и воинской обязанности граждан | | 6 | |
10 | Раздел №3.Основы медицинских знаний | 4 | 4 | 7 |
11 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 4 | 4 | 7 |
12 | Раздел №4. Основы военной службы | 48 | 47 | |
13 | Основы военной службы | | 4 | |
14 | Строевая подготовка | 10 | 8 | 17 |
15 | Гражданская оборона | 6 | 2 | 2 |
16 | Оружие массового поражения | | 4 | 2 |
17 | Военная топография | 4 | | 4 |
18 | Тактическая подготовка | 10 | 11 | 15 |
19 | Огневая подготовка | 12 | 10 | 20 |
20 | Физическая подготовка | 6 | 8 | 14 |
| ВСЕГО ЧАСОВ: | 70ч | 70ч | 91 ч |
Основное содержание программы
Раздел №1 Основы безопасности общества и государства.
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности граждан. Положения Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан и государства (Федеральные Законы: «О воинской обязанности и военной службы», «О безопасности»; «О гражданской обороне»; «О противодействии терроризму»; «О противодействии экстремистской деятельности» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера. Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны. Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
Раздел № 2. Основы обороны государства.
Основные виды оружия массового уничтожения и их поражающие факторы. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ, их противодействие и воздействие на организм. Бактериологическое (биологическое оружие). Современные средства поражения. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Средства индивидуальной защиты.
Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Сухопутные воска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота. Ракетные войска стратегического назначения (РВСИ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Космические войска, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вооруженные силы Российской Федерации — основа обороны государства Основные задачи современных Вооруженных Сил России. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинская обязанность Основные понятия о воинской обязанности. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учёт. Требования к индивидуальным качествам военнослужащих — специалистам по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям, её предназначение и порядок осуществления. Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Основное предназначение и порядок его проведения. Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к военной службе.
Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества. Основные составляющие личности военнослужащего-защитника Отечества способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Военнослужащий — патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Военнослужащий — специалист своего дела. Военнослужащий — подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащих.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства). Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Символы воинской чести Боевое знамя части. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды.
Боевые традиции Вооружённых Сил России Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений.
Раздел № 3 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешно выполнять обязанности в профессиональной деятельности.
Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидность ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.
Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно- легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких.
Раздел № 4 Основы военной службы
Особенности военной службы. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы. Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности. Распределение времени и внутренний распорядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы. Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.
Строевая подготовка. Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения, развернутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.
Огневая подготовка Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборка автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Порядок чистки и смазки автомата. Его хранение. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Пневматическая винтовка и ее устройство. Порядок ее заряжания. Меры безопасности при обращении с винтовкой.
Тактическая подготовка. Современный бой. Обязанности солдата в бою.
Виды огня и маневра. Основы ведения разведки. Боевые характеристики основных танков, бронемашин, боевых самолетов и вертолетов иностранных армий. Передвижение на поле боя. Выбор огневой позиции.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Порядок движения по маршруту. Движение по азимутам
Основы технической и прикладной физической подготовки Наставление по физической подготовке военнослужащих (НФП-2009). Нормативы физической подготовленности, предъявляемые к военнослужащим первого года службы по призыву. Первый и второй комплекс выполнения физических упражнений. Устройство спортивного городка и назначение полосы препятствий.
ТАБЛИЦА НОРМ ОЦЕНОК, УМЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ
№ | Вид упражнений | 10 кл | 11 кл |
оценки | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
1 | Подтягивание | 12 | 10 | 8 | 13 | 11 | 9 |
2 | Выход силой на перекладине | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 |
3 | Подъем переворотом на перекладине | 6 | 5 | 3 | 8 | 6 | 4 |
4 | Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях | 10 | 7 | 4 | 12 | 10 | 7 |
5 | Сгибание и разгибание рук в упоре | 40 | 37 | 32 | 40 | 37 | 32 |
6 | Пресс за 30 сек | 35 | 30 | 25 | 35 | 30 | 25 |
7 | Челночный бег 10 х 5 | 15,4 | 15,9 | 16,8 | 15,4 | 15,9 | 16,8 |
8 | Челночный бег 10 х 10 | 24,5 | 25,5 | 27,5 | 24,5 | 25,5 | 27,5 |
9 | Бег 100 м | 13,6 | 14,2 | 14,8 | 13,6 | 14,2 | 14,8 |
10 | Бег 1000 м | 3,25 | 3,35 | 4,05 | 3,25 | 3,35 | 4,05 |
11 | Бег 3000 м | 12 | 12,45 | 13,20 | 12 | 12,45 | 13,20 |
12 | Полоса препятствий | 1,35 | !,40 | 1,50 | 1,25 | 1,30 | 1,40 |
13 | Метание гранаты на дальность | 40 | 35 | 30 | 40 | 35 | 30 |
14 | Стрельба из МК винтовки (количество выбитых очков) | 20 | 16 | 12 | 25 | 20 | 15 |
15 | Разборка и сборка А К - 74 У | 18/30 | 20/35 | 25/40 | 18/30 | 20/35 | 25/40 |
16 | Снаряжение магазина автомата 30 патронами | 30 | 35 | 40 | 30 | 35 | 40 |
17 | Одевание противогаза (на время) | 7 | 8 | 9 | 7 | 8 | 9 |
18 | Одевание ОЗК (на время) | 3,30 | 4,00 | 4,30 | 3,30 | 4,00 | 4,30 |
В результате изучения обучающийся должен
Знать/понимать
требования, предъявленные военной службой к уровню подготовки призывника;
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеяте льности личности;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
нормы международного гуманитарного права;
порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебной стрельбы;
средства массового поражения и их поражающие факторы;
защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
порядок размещения и условия быта военнослужащих.
Уметь владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
пользоваться индивидуальными средствами защиты;
обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ПРИ ОЦЕНКЕ УРОКА УЧИТЫВАЕТСЯ
полнота, последовательность и доходчивость изложения учебного материала.
вычленение основных понятий темы, четкое определение понятий и выводов.
осуществление межпредметных связей.
дисциплина и выполнение правил поведения и требования уставов.
При оценке устного ответа, оценка ставится:
“Отлично”, если обучаемый правильно и полно ответил на поставленный вопрос, точно сформулировал основные требования, факты, события и значения, а смысл подтвердил примерами из жизни и деятельности.
“Хорошо”, правильный ответ, но были неточности, нарушения последовательности в ответе.
“Удовлетворительно”, правильный ответ, однако, лишь с помощью дополнительных вопросов, нарушение последовательности в ответе.
“неудовлетворительно”, ответ не правильный, неумение сформулировать требования даже при наводящих вопросах.
При оценке практического выполнения приемов и действий
“Отлично”, если оценка за выполнение приема - “отлично”, а за ответ на контрольный вопрос не ниже “хорошо”.
“Хорошо”, - хорошо и не ниже удовлетворительно.
“Удовлетворительно”, -удовлетворительно.
“Неудовлетворительно”, -неудовлетворительно, независимо от оценки за ответ на конкретный вопрос.
Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:
Лекции;
Беседы;
Семинары;
Практические занятия.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности
(10—11 классах)
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Нормативно-правовые документы |
1 | Конституция Российской Федерации | шт. | по количеству обучающихся в классе (группе) |
2 | Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» | шт. | по количеству обучающихся в классе (группе) |
3 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации | шт. | по количеству обучающихся в классе (группе) |
2. Учебная литература |
4 | Учебник по основам безопасности жизнедеятельности | шт. | по количеству обучающихся |
5 | Наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова | шт. шт. | 1 1 |
6 | Учебное пособие по основам медицинских знаний | шт. | по количеству обучающихся |
3. Учебно-наглядные пособия |
7 | Набор плакатов или электронные издания: Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации Ордена России Текст Военной присяги Воинские звания и знаки различия Военная форма одежды Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе Военно-прикладные виды спорта Военно-учётные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники Приёмы и правила метания ручных гранат Мины Российской армии Фортификационные сооружения Индивидуальные средства защиты Приборы радиационной разведки Приборы химической разведки Организация и несение внутренней службы Строевая подготовка Оказание первой медицинской помощи Гражданская оборона | компл. компл. шт. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. компл. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
11 | Средства индивидуальной защиты :общевойсковой противогаз общевойсковой защитный комплект респиратор | шт. шт. шт. | по количеству обучающихся 1 1 |
12 | Приборы: радиационной разведки химической разведки | шт. шт. | 1 1 |
13 | Бытовой дозиметр | шт. | 1 |
14 | Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ | шт. | 1 |
15 | Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ | шт. | 1 |
16 | Компас | шт. | по количеству обучающихся |
17 | Визирная линейка | шт. | по количеству обучающихся |
18 | Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) | компл. | 1 |
19 | Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ | шт. | 1 |
20 | Макет 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова | шт | 2 |
21 | Макеты мин противопехотных, противотанковых, гранат Ф-1, РГД-5 | шт шт | 2 2 |
4. Медицинское имущество |
22 | Индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ пакеты перевязочные ППИ пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 | шт. шт. шт. | 1 1 1 |
23 | Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC | шт. | 1 |
24 | Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м × 14 см бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м × 10 см вата медицинская компрессная косынка медицинская (перевязочная) повязка медицинская большая стерильная повязка медицинская малая стерильная | шт. шт. кг шт. шт. шт. | 3 3 0,1 3 3 3 |
25 | Медицинские предметы расходные: булавка безопасная шина проволочная (лестничная) для ног шина проволочная (лестничная) для рук шина фанерная длиной 1 м | шт. шт. шт. шт. | 3 1 1 1 |
26 | Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты: знак нарукавного Красного Креста лямка медицинская носилочная флаг Красного Креста | шт. шт. шт. | 2 1 1 |
Рекомендованная литература
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. ––
М.: Просвещение, 2016.
Методические разработки по начальной военной подготовке. Сборник. М., ДОСААФ, 1997.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации М. «Эксмо», 2008
Основы военной службы: Учеб. пособие. / А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Дрофа, 2013
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; Под общей. ред. А.Т. Смирнова.– М.: Просвещение 2016
Учебник НВП. Ю. А. Науменко М., Просвещение 1987
Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997
Видеотека мультимедийной учебной продукции.