СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа творческого объединения «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» в рамках дополнительных образовательных услуг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой выбор: театральная педагогика. Воспитательные приёмы: театрализация, ситуация успеха, ситуация игры, творческий и деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа творческого объединения «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» в рамках дополнительных образовательных услуг»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА

_________________________________________________________________

155804 г.Кинешма, Ивановская обл., ул. Межевая, д.18

тел.(факс) (49331)5-37-10, 5-56-41; Е-маil: schoolnum5@маil.ru



Принято на педсовете


Протокол № 1

от 30 августа 2021 г.


Утверждаю

Директор МБОУ школы №5 г.Кинешма

____________/З.В. Лялюхина

Приказ № 135-Д от 30 августа 2021 г.




Рабочая программа

творческого объединения

«ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

в рамках дополнительных образовательных услуг



Программа предназначена для реализации

в 2019-2024 учебном году




Направление программы – общекультурное

Возрастной состав программы – 7-11 лет ( 1-4 класс)

Срок реализации программы – 4 года




учитель начальных классов

Пеледова Екатерина Викторовна






ПРЕДИСЛОВИЕ

Весь мир – театр, сказал Шекспир…

Но, если люди в нём актёры,

А дети – маленькие люди, –

Учителя в нём режиссёры.


Мой выбор: театральная педагогика. Воспитательные приёмы: театрализация, ситуация успеха, ситуация игры, творческий и деятельностный подход.

Убеждена: мир ребенка в школе не следует сужать до границ учебного пространства. Поступать так, значит целенаправленно обеднять его. Считаю своей воспитательной задачей – создание педагогически организованной территории творчества, дающей возможности, как для раскрытия способностей, так и для развития эмоционально насыщенной деятельности.

Из всех видов деятельности для реализации этой задачи я выбрала театрально-коммуникативную. Основная организационная форма – театрализованные коллективные творческие дела.

При этом я не ставлю амбициозных целей: сформировать из своих воспитанников артистов. Цель в том, чтобы, используя приёмы театрализации, через участие моих ребят в театрализованных КТД, проигрывание ими различных ролей, общение, которое возникает в ходе репетиций, обсуждений, рефлексий последействия, освободить из от подростковой зажатости, открыть канал выхода эмоционального напряжения, утолить присущий подростку эмоциональный голод, научить культуре переживаний, сопереживаний, культуре общения. Создать, таким образом,

педагогическую среду взросления, среду социализации личности. Уверена, моим ребятам, прошедшим школу театральной педагогики, будет легче интегрироваться в макросоциум.

Разумеется, миру нужны «умники и умницы», но последние исследования социальной психологии причин успешности утверждают, что только 20% людей с высоким IQ добились успеха. Кто же остальные 80%? Люди с высоким эмоциональным интеллектом. Считаю, что мои педагогические усилия, направленные на воспитание эмоциональной и коммуникативной культуры личности средствами театральной педагогики, помогут моим ребятам попасть в эти 80%

Театральная педагогика,

Отрицающая демагогию.

Не заискивает, не лукавит.

С её помощью в душах искусство правит.

Не навязывает – предлагает.

По себе каждый роль выбирает.

Опытом жизненным обогащает

Чем ребёнку взрослеть помогает!


Жизнь коротка – Искусство вечно.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«В деянии начало бытия»

Гёте «Фауст»

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).


Программа кружка «Театр в начальной школе» составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр

г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).


Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.


Задачи:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление


Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в театрах города.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66 часов год в 1 классе, 68 часов в год во 2-4 классах.



Педагогические Принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей

  • Принцип коллективизма

  • Принцип «через эмоции – к разуму»

  • Принцип деятельностного подхода

  • Принцип природосообразности.


Педагогические Приёмы:

  • Создание «ситуации успеха»

  • Приём мозгового штурма

  • Педагогическая рефлексия

  • Личностно-ориентированный подход




1 этап - 1 класс: «Весь мир – театр»

Цель :

Создание единого коллектива (детей, родителей и классного руководителя)

  • Задачи:

  • Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.

  • Развитие толерантных отношений в коллективе

  • Расширение спектра занятости досуга учащихся


МЕРОПРИЯТИЯ:

    • Беседы, форумы: «Искусство представления» и «искусство переживания»,

    • «История театра», « Театр античности», «Кукольный театр»

    • Посещение театров города


2 этап – 2 класс: «Мы играем»

Цель:

Развитие эмоционально – волевой сферы участников программы, артистизма, фантазии.

Задачи:

  • Освобождение от детской зажатости, воспитание через «ситуацию успеха».

  • Развитие творческой фантазии

  • Создание «зоны возможностей»


МЕРОПРИЯТИЯ:

  • Познавательно-интеллектуальные игры с элементами театрализации

  • Беседы, форумы: «Мир закулисья»

  • Участие в школьных театрализованных КТД

  • Посещение театров города


3 этап– 3 класс «Кто Я?..»

Цель:

Становление зрительской культуры, устойчивого интереса к театру как виду искусства через самоопределение.

Задачи:

  • Создание творческих мастерских: актёры, художники-декораторы, костюмеры и т.д.

  • Приобретение навыков импровизации и организации;

  • Развитие лидерских качеств личности ребёнка.


МЕРОПРИЯТИЯ:

  • Театрализованные уроки: истории, литературы, ИЗО и т.д.

  • Создание классного театра миниатюр

  • Посещение театров города с последующим обсуждением


4 этап– 4 класс. «Я в театре или театр во мне?»

Цель:

Овладение навыками проектирования культурно-массовых мероприятий

Задачи:

  • развитие творческой фантазии;

  • формирование психологической комфортности в коллективе;

  • создание внутриклассной субкультуры;

  • организация театрально-коммуникативной деятельности в рамках воспитательной системы школы;

  • осуществление театрализованных коллективных творческих дел;



МЕРОПРИЯТИЯ:

  • организация театрализованных КТД для параллели младших школьников

  • проведение классных капустников с участием родителей

  • подготовка и показ авторского (классного) спектакля

  • участие в городских мероприятиях

  • посещение театров города с последующим анализом, оцениванием спектакля как произведения искусства




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Формирование «имиджа» класса

  • Развитие креативности и творческих способностей учащихся

  • Воспитание толерантно настроенных детей

  • Формирование позитивных межличностных отношений

  • Реализация потребности в ярких эмоциональных переживаниях и ощущениях.


Учащийся приобретает представления:


- об истории театральной куклы;

- о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

- об устройстве театра.

и умеет:

- водить куклу за ширмой;

- изготавливать театральную куклу из различных материалов;

- создавать декорации и афиши для спектаклей.




Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


























Ожидаемое влияние программы на развитие личностных качеств ребёнка.











































ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ



п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступле-ние

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.


















Список литературы:


1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!