Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
Рассмотрено На МО воспитателей Руководитель МО _______________Менцер И.Ю От «___»__________2021г. | Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе ______________Метель Е.В. «___»___________2021г. | Утверждаю Директор школы-интернат _____________Бойко А.В. От «___»__________2021г. |
Рабочая программа творческого объединения дополнительного образования
«Мастерская творчества»
Возраст детей 12-14лет
Срок реализации 1год
Составила: воспитатель:Виллер Т.В
Славгород 2021
Творческое объединение дополнительного образования
«Мастерская творчества»»
Руководитель: Виллер Т.В.
Пояснительная записка
« Без творчестванемыслимо познние человекомсвоих сил,
способностей,наклонностей;невозможно утверждение
самоуважения,чуткого отношения к личности
к моральному влиянию коллектива»
Василий Ивнович Сухомлинский
Занятие художественно-эстетической практической деятельностью в кружке «Мастерская творчества» способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала воспитанника среднего звена, даёт ему арсенал средств для саморазвития, самоутверждения, освоения множества приёмов при работе с различными материалами, поможет детям понять и развить собственные возможности и способности, создаёт условия для развития инициативности. Кружковая работа способствует более глубокому, всестороннему развитию, помогает решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, мелкой моторики, прививает вкус к простому, удобному, красивому, учит создавать своими руками эстетически оформленные поделки.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности, направленной на овладение необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы по изготовлению различных предметов эстетического содержания для дома и школы.
2.Общая характеристика курса
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,
воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Данная программа следует основным педагогическим принципам:
1. Учёта познавательной активности и практических умений и навыков в освоении трудовых операций.
2. Наглядности и гласности.
3.Дифференцированного и индивидуального подхода к организации занятий кружка.
4. Уважительного отношения к личности и опоры на положительные качества ребёнка.
5. Сотрудничества.
6. Доступности и последовательности в изложении материала.
7. Воспитывающей рефлексии.
На занятиях кружка будут использоваться следующие формы организации детей:
коллективная
индивидуальная
групповая
3.Ожидаемые результаты:
Будут сформированы:
-познавательный интерес к творчеству;
-навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-способность к самооценке;
-основы социально ценных личностных качеств (трудолюбия, организованности. добросовестного отношения к делу, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам чужого труда.
Дети научатся:
-выбирать цвет, материал;
-работать по плану, следовать инструкциям;
-адекватно воспринимать оценку своей работы окружающими;
-проявлять фантазию, воображение.
Дети будут знать:
-название и значение материалов (бумага, нитки, пластилин, картон, ткань, природные материалы);
-название и назначение ручных инструментов и приспособлений ( ножницы, кисточки, стеки);
-правила безопасного труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Работа с бумагой и картоном
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
Работа с цветными нитками
Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.
Дети должны уметь:
-правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности и гигиены;
-анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, оследовательность изготовления);
-экономно размечать материал с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, спичек.
4.Методы организации занятий:
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Практическая работа включает изготовление, оформление поделок.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный — дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный — учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский — самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный — одновременная работа со всеми учащимися; индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой — организация работы в группах; индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий, решение
5.Материальное обеспечение программы:
Для выполнения работ необходимы следующие материалы и инструменты:
Бумага, картон, краски, фломастеры, карандаши, клей, кисти, стеки, нитки, пластилин.
6.Описание места курса в учебном плане.
Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических занятий для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в неделю – 1 час
Общее количество часов за год – 34 часа.
Четверть | I | II | III | IV | Всего |
Количество часов | 9 | 8 | 6 | 11 | 34 |
Список воспитанников:
1.Белая В
2.Бехтольдт В
3.Белый Р.
4.Афанасьев М
5.Храпов И.
Группа №3 (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Программное содержание | Дата |
1 блок | Работа с природным и бросовым материалами. | 9 | | |
1 | Художественное конструирование из природных материалов. | 1 | План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка природного материала. Выбор изделий из бросового материала. | 1.09 |
2 | Подготовка природного материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности. | 1 | 8.09 |
3-4 | Композиция из природных материлов. Аппликция из листьев «Звери» | 2 | Составление композиции.Прикрепление деталей и оформление картины | 15.09 22.09 |
5 | Композиция из природных материалов. Картина «Осенний пейзаж», «Природные просторы», «Мой любимый уголок». | 1 | Составление композиции по выбору и самостоятельно. Прикрепление деталей и оформление картины. | 29.09 |
6 | «Волшебные листья» Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей создавать композиции из бумажных заготовок. | 1 | Инструктаж по технике безопасности.Подготовка инструментов и материалов для работы | 06.10 |
7-8 | «Волшебные листья» Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей создавать композиции из бумажных заготовок. | 2 | Инструктаж по технике безопасности. Изготовление и оформление композиции | 13.10 20.10 |
9-10 | «Волшебные листья» Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей создавать композиции из бумажных заготовок и семян Выставка работ | 1 | Выполнение композиции. Выполнение композиции | 27.10 10.11 |
2 блок | Работа с материалами для оформления интерьера | 8 | | |
11-12 | Коллективная работа «Букет цветов в вазе». | 2 | Работа над выполнением коллективной работы под руководством педагога. | 17.11 24.11 |
13 | «Лошадка» Цель. Учить составлять фигуру из спичечных коробков, развивать аккуратность, воображение, закреплять умение пользоваться ножницами. | 1 | Инструктаж по ТБ работы с бумагой, спичками,ножницми,клеем | 1.12 |
14 | «Морской пейзаж» Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. | 1 | Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор. | 08.12 |
15 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | Подготовка инструментов и материалов для работы в мозаичной технике Инструктаж по ТБ работы с бумагой, клеем. | 15.12 |
16 | Основные формы. Выбор изделия. | 1 | Повторить основные формы. Заготовка необходимых форм для изделия. | 22.12 |
3блок | Работа с бумагой | 6 | | |
17 | Колокольчики и васильки. Собачка. | 1 | Выполнение композиции простых цветов. День собаки, что это за дата. | 12.01 |
18-19 | Конструирование аппликаций из разных форм бумаги Составление открытки на «День защитника Отечества», «8 Марта». | 2 | Изготовление и оформление поздравительной открытки на выбор. Сбор композиции. | 19.01 26.01 |
20-21 | Объёмные цветы «Ромашки» для ветеранов Великой Отечественной войны. | 2 | Изготовление рисунка с разными объёмными цветами .Скоро День победы. | 02.02 09.02 |
22-23 | Коллективная работа. «Букет из роз». | 2 | Из готовых цветов составляется Коллективная работа. | 16.02 2.03 |
24 | «Яблонька» Цель: Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность. | 1 | Мозаичная аппликация | 16.03 |
25 | Декоративное панно. Способы его изготовления. Выставка работ | 1 | Что такое декор. Виды декоративных панно и способы изготовления. Сообщение ребят. | 23.03 |
4 блок | Работа с нитками | 6 | | |
26 | Выбор творческой композиции | 1 | Инструктаж по ТБ. Выбор ниток по цветовой гамме. Подготовка эскизов, материалов. | 6.04 |
27-28 | Коллективная работа «Бабочки на лугу». | 2 | Выполнение работы . Самостоятельное выполнение под контролем педагога. | 13.04 20.04 |
29-32 | «Букет для мамы» Цель. Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, нитками, ножницами. | 4 | Коллективная работа. | 27.04 4.05 11.05 18.05 |
33 | «Лето» Цель. Развивать воображение, закреплять умение работать с бумагой, ножницами и клеем. Закреплять умение композиционно правильно располагать готовые элементы. | 1 | Аппликация | 25.05 |
34 | Оформление выставки «Наше творчество». | 1 | Сбор материала и оформление выставки кружка «Умелые ручки». Грамоты за лучшие результаты. | 31.05 |
Литература
1. Оригами. Поделки к праздникам /Е.Ступак. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!)
2. Pop-up. Чудеса бумажного декора / О.Соколова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 63 с.: ил. – (Город мастеров)
3. Художественно-творческая деятельность. Оригами./ И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 95 с.
4. Праздник своими руками: новогодние игрушки и украшения / Т.А. Лаврова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 67 с.: ил.
Интернет ресурсы
В работе используются материалы сайта «Страна Мастеров» - http:/stranamasterov.ru
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по
охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.