Рабочая программа
превентивного обучения
«Полезные навыки»
«Технологии укрепления
и сбережения здоровья»
для 8 класса
Учитель Юдина Олеся Васильевна
Рабочая программа составлена на основе
программы элективных курсов.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы.
Предпрофильное обучение: сборник 1 / А. Л. Винник. – М.: Дрофа, 2009.
Пояснительная записка
Здоровье детей и подростков при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики, показывает, что оно значительно хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. В качестве характеристик здоровья исследователи рассматривали уровень физического и психического состояния, моторного развития, социально-бытовые условия, качество и характер питания, характер двигательной активности, склонность к употреблению психоактивных веществ, острую и хроническую заболеваемость.
Кроме того, вырос интегральный показатель травматизма, причём значительное место занимают тяжёлые травмы. В этой связи важное значение приобретают факторы, связанные с разумным, здоровым образом жизни, преодолением вредных привычек, построением правильного вектора движения к цели, управлением собой при выполнении любой работы, освоением здоровьесберегающих технологий.
Отрицательная экологическая обстановка в некоторых районах проживания и обучения школьников повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Не следует также оставлять без внимания неблагоприятное воздействие факторов риска, иногда имеющих место в образовательных учреждениях и негативно сказывающихся на росте, развитии и здоровье детей. К их числу относятся:
Интенсификация учебного процесса
Несоответствие технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям школьников
Неправильная организация учебной деятельности
Недостаточная профессиональная грамотность педагогов в вопросах укрепления и сбережения здоровья
Школьный стресс (агрессивная среда, конфликтные ситуации между родителями и школой, педагогами и учащимися, упрёки в несостоятельности, дефецит времени в процессе учебной деятельности)
Разумный и здоровый образ жизни – главный резерв человека, основа его благополучия в личной, учебной, профессиональной и общественной жизни. Достичь определённого уровня здоровья можно только приложением конкретных волевых усилий в этом направлении. Кроме волевых усилий, важны и знания о том, как следует изменить себя, чтобы стать здоровым во всех отношениях. В этой связи познание самого себя – одна из основных технологий на пути укрепления здоровья. Поэтому очень важно в образовательных учреждениях реализовывать программы, позволяющие учащимся поэтапно открывать в себе психологические и физические составляющие, овладевать методиками конструктивного переживания внутренних и внешних конфликтов, обеспечивать основу для самопознания, самокритики и самоуважения, устранять причины, мешающие восстанавливать, сохранять и укреплять своё здоровье.
Цель курса: ознакомить школьников с теоретическими и практическими подходами к решению вопросов сбережения и укрепления здоровья в процессе учебной деятельности.
Методические рекомендации
Данная программа позволяет создать информативную базу обучения: темы для лекций, бесед, практических занятий, тезисные основы для проведения дискуссий, средства и необходимый объём информации по пропаганде знаний о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек.
Формирование у учащихся компетенций здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Эта деятельность заключается в обучении детей и подростков элементарным приёмам здорового образа жизни, различным видам оздоровительной гимнастики, пальцевым и дыхательным упражнениям для профилактики простудных заболеваний, бодрости, хорошего сна, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, ожогах, укусах насекомых и животных, переломах и других травмах. Важное место необходимо отводить здоровьесберегающим технологиям в процессе обучения: физкультминутки, подвижные перемены, витаминотерапия, ароматерапия, музыкальная психотерапия, чередование занятий с различной функциональной двигательной активностью.
Уместны также организационно-теоретические и практические занятия. Для проведения качества усвоения знаний можно использовать выступления школьников на семинарах и конференциях, их участие в диспутах и деловых играх, обсуждении и рецензировании ответов, а также подготовку рефератов, докладов, буклетов, плакатов и стендов.
Учебно-тематический план
(32 часа)
Дата | Наименование темы | Количество часов | Вид занятия |
| 1. Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровья. | 1 | Лекция |
| 2. Человек и здоровье. Определение уровня здоровья. | 1 | Лекция |
| 3. Эмоциональное здоровье. | 1 | Лекция |
| 4. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника. | 1 | Лекция |
| 5. Механизмы сохранения и укрепления здоровья. | 2 | Лекция |
| 6. Образовательная среда и здоровье школьников. | 2 | Лекция |
| 7. Физическое здоровье. | 1 | Лекция |
| 8. Особенности методики подвижных игр. | 1 | Практические |
| 9. Подвижные игры с дидактической направленностью. | 1 | Практические |
| 10. Методики использования игр. | 1 | Практические |
| 11. Нравственное и социальное здоровье. | 1 | Лекция |
| 12. Семейное воспитание. | 1 | Лекция |
| 13. Нравственная защита школьников. | 1 | Лекция |
| 14. Актуализация нравственности. | 1 | Лекция |
| 15. Здоровьесберегающая педагогика. | 1 | Лекция |
| 16. Принципы и методы здоровьесберегающей педагогики. | 1 | Лекция |
| 17. Основные формы организации обучения. | 1 | Лекция |
| 18. Технология организации урока в условиях здравотворчества. | 1 | Лекция |
| 19. Практические аспекты здорового образа жизни. | 2 | Лекция |
| 20. Разумный двигательный режим. | 1 | Практические |
| 21. Целенаправленные дыхательные упражнения. | 1 | Практические |
| 22. Оптимальный уровень питания. | 1 | Практические |
| 23. Профилактика повреждений и травм. | 1 | Практические |
| 24. Школа здоровья. Основы школы здоровья. | 2 | Лекция |
| 25. Профилактика вредных привычек. | 4 | Практические |
Литература:
Баль Л. В., Барканов С. В., Горбатенко С. А. Педагогу о здравом образе жизни детей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
Горбунов Н. В. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - № 8
Зеленская Д. И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. – 1995. - № 2
Ирхин В. Н., Кащенко В. П. Здоровье учителя и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. - № 3
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.
Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2001.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Макеева А. Г. Семейная профилактика наркотизма: книга для родителей. – М.: Просвещение, 2005.
Основы безопасности жизнедеятельности: сборник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Поляков, М. М. Кузнецов, В. В. Марков, В. Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков – М.: Дрофа, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков – М.: Дрофа, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков – М.: Дрофа, 2008.
Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учебник. - М.: Мастерство, 2002.
Усов И. Н. Здоровый ребёнок. – Минск: Беларусь, 1994.
Фомин Н. А. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1992.
Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. – М.: Издательство МФО, 1997.