СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Технология укрепления и сбережения здоровья"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Технология укрепления и сбережения здоровья"»

Рабочая программа

превентивного обучения

«Полезные навыки»


«Технологии укрепления

и сбережения здоровья»

для 8 класса

Учитель Юдина Олеся Васильевна



Рабочая программа составлена на основе

программы элективных курсов.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы.

Предпрофильное обучение: сборник 1 / А. Л. Винник. – М.: Дрофа, 2009.


















Пояснительная записка


Здоровье детей и подростков при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики, показывает, что оно значительно хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. В качестве характеристик здоровья исследователи рассматривали уровень физического и психического состояния, моторного развития, социально-бытовые условия, качество и характер питания, характер двигательной активности, склонность к употреблению психоактивных веществ, острую и хроническую заболеваемость.

Кроме того, вырос интегральный показатель травматизма, причём значительное место занимают тяжёлые травмы. В этой связи важное значение приобретают факторы, связанные с разумным, здоровым образом жизни, преодолением вредных привычек, построением правильного вектора движения к цели, управлением собой при выполнении любой работы, освоением здоровьесберегающих технологий.

Отрицательная экологическая обстановка в некоторых районах проживания и обучения школьников повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Не следует также оставлять без внимания неблагоприятное воздействие факторов риска, иногда имеющих место в образовательных учреждениях и негативно сказывающихся на росте, развитии и здоровье детей. К их числу относятся:

  • Интенсификация учебного процесса

  • Несоответствие технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям школьников

  • Неправильная организация учебной деятельности

  • Недостаточная профессиональная грамотность педагогов в вопросах укрепления и сбережения здоровья

  • Школьный стресс (агрессивная среда, конфликтные ситуации между родителями и школой, педагогами и учащимися, упрёки в несостоятельности, дефецит времени в процессе учебной деятельности)

Разумный и здоровый образ жизни – главный резерв человека, основа его благополучия в личной, учебной, профессиональной и общественной жизни. Достичь определённого уровня здоровья можно только приложением конкретных волевых усилий в этом направлении. Кроме волевых усилий, важны и знания о том, как следует изменить себя, чтобы стать здоровым во всех отношениях. В этой связи познание самого себя – одна из основных технологий на пути укрепления здоровья. Поэтому очень важно в образовательных учреждениях реализовывать программы, позволяющие учащимся поэтапно открывать в себе психологические и физические составляющие, овладевать методиками конструктивного переживания внутренних и внешних конфликтов, обеспечивать основу для самопознания, самокритики и самоуважения, устранять причины, мешающие восстанавливать, сохранять и укреплять своё здоровье.


Цель курса: ознакомить школьников с теоретическими и практическими подходами к решению вопросов сбережения и укрепления здоровья в процессе учебной деятельности.


Методические рекомендации

Данная программа позволяет создать информативную базу обучения: темы для лекций, бесед, практических занятий, тезисные основы для проведения дискуссий, средства и необходимый объём информации по пропаганде знаний о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек.

Формирование у учащихся компетенций здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Эта деятельность заключается в обучении детей и подростков элементарным приёмам здорового образа жизни, различным видам оздоровительной гимнастики, пальцевым и дыхательным упражнениям для профилактики простудных заболеваний, бодрости, хорошего сна, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, ожогах, укусах насекомых и животных, переломах и других травмах. Важное место необходимо отводить здоровьесберегающим технологиям в процессе обучения: физкультминутки, подвижные перемены, витаминотерапия, ароматерапия, музыкальная психотерапия, чередование занятий с различной функциональной двигательной активностью.

Уместны также организационно-теоретические и практические занятия. Для проведения качества усвоения знаний можно использовать выступления школьников на семинарах и конференциях, их участие в диспутах и деловых играх, обсуждении и рецензировании ответов, а также подготовку рефератов, докладов, буклетов, плакатов и стендов.












































Учебно-тематический план

(32 часа)


Дата

Наименование темы

Количество часов

Вид занятия


1. Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровья.

1

Лекция


2. Человек и здоровье. Определение уровня здоровья.


1

Лекция


3. Эмоциональное здоровье.


1

Лекция


4. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника.


1

Лекция


5. Механизмы сохранения и укрепления здоровья.


2


Лекция


6. Образовательная среда и здоровье школьников.


2


Лекция


7. Физическое здоровье.



1

Лекция


8. Особенности методики подвижных игр.



1

Практические


9. Подвижные игры с дидактической направленностью.


1

Практические


10. Методики использования игр.



1

Практические


11. Нравственное и социальное здоровье.



1

Лекция



12. Семейное воспитание.



1

Лекция



13. Нравственная защита школьников.



1

Лекция



14. Актуализация нравственности.



1

Лекция



15. Здоровьесберегающая педагогика.



1

Лекция



16. Принципы и методы здоровьесберегающей педагогики.


1

Лекция


17. Основные формы организации обучения.



1

Лекция


18. Технология организации урока в условиях здравотворчества.


1

Лекция


19. Практические аспекты здорового образа жизни.

2

Лекция


20. Разумный двигательный режим.



1

Практические


21. Целенаправленные дыхательные упражнения.


1

Практические


22. Оптимальный уровень питания.



1

Практические


23. Профилактика повреждений и травм.



1

Практические


24. Школа здоровья. Основы школы здоровья.


2


Лекция


25. Профилактика вредных привычек.



4


Практические



























Литература:


  1. Баль Л. В., Барканов С. В., Горбатенко С. А. Педагогу о здравом образе жизни детей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Горбунов Н. В. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - № 8

  3. Зеленская Д. И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. – 1995. - № 2

  4. Ирхин В. Н., Кащенко В. П. Здоровье учителя и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. - № 3

  5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.

  6. Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2001.

  7. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

  8. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

  9. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

  10. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.

  11. Макеева А. Г. Семейная профилактика наркотизма: книга для родителей. – М.: Просвещение, 2005.

  12. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

  13. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Поляков, М. М. Кузнецов, В. В. Марков, В. Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008.

  14. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008.

  15. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков – М.: Дрофа, 2008.

  16. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков – М.: Дрофа, 2008.

  17. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков – М.: Дрофа, 2008.

  18. Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учебник. - М.: Мастерство, 2002.

  19. Усов И. Н. Здоровый ребёнок. – Минск: Беларусь, 1994.

  20. Фомин Н. А. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1992.

  21. Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. – М.: Издательство МФО, 1997.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!