ТЕХНОЛОГИЯ
рабочая программа
УМК «Школа России»
(1-4 класс)
Кемерово, 2021
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………… 3
Содержание учебного предмета ………………………………………… 5
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы……..……………………..…… 8
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс (33 часа)
№ урока | Раздел, название темы | Модуль/форма в соответствии с программой воспитания | К-во часов |
Природная мастерская (10 ч.) |
1. | Рукотворный и природный мир города. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
2. | Рукотворный и природный мир села. | | 1 |
3. | На земле, на воде и в воздухе. | | 1 |
4. | Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. | | 1 |
5. | Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. | | 1 |
6. | Природа и творчество. Природные материалы. Веточки и фантазии. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
7. | Природа и творчество. Природные материалы. Фантазии из шишек. | | 1 |
8. | Композиция из листьев. Что такое композиция? | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 1 |
9. | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | | 1 |
10. | Природные материалы. Как их соединить? | | 1 |
Пластилиновая мастерская (4 ч.) |
11. | Материалы для лепки. Что может пластилин? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, интеллектуальных игр | 1 |
12. | В мастерского кондитера. Как работает мастер? | | 1 |
13. | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | | 1 |
14. | Наши проекты. Аквариум. | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 1 |
Бумажная мастерская (14 ч.) |
15. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! | | 1 |
16. | Бумага. Какие у неё есть секреты? | | 1 |
17. | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | | 1 |
18. | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
19. | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | | 1 |
20. | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | | 1 |
21. | Наша армия родная. | | 1 |
22. | Ножницы. Что ты о них знаешь? | | 1 |
23. | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
24. | Шаблон. Для чего он нужен? | | 1 |
25. | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | | 1 |
26. | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | | 1 |
27. | Образы весны. Какие краски у весны? | | 1 |
28. | Настроение весны. Что такое колорит? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
Текстильная мастерская (5 ч.) |
29. | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | | 1 |
30. | Игла-труженица. Что умеет игла? | | 1 |
31. | Вышивка. Для чего она нужна? | | 1 |
32. | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
33. | Итоговое занятие. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе | | 1 |
| | | Итого: 33 часа |
2 класс (35 часов)
№ урока | Раздел, название темы | Модуль/форма в соответствии с программой воспитания | К-во часов |
Художественная мастерская (10 ч.) |
1. | Что ты уже знаешь? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
2. | Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | | 1 |
3. | Какова роль цвета в композиции? | | 1 |
4. | Какие бывают цветочные композиции? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
5. | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | | 1 |
6. | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | | 1 |
7. | Можно ли сгибать картон? Как? | | 1 |
8. | Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. | | 1 |
9. | Как плоское превратить в объёмное? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
10. | Как согнуть картон по кривой линии? | | 1 |
Чертёжная мастерская (7 ч.) |
11. | Что такое технологические операции и способы? | | 1 |
12. | Что такое линейка и что она умеет? | | 1 |
13. | Что такое чертёж и как его прочитать? | | 1 |
14. | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
15. | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | | 1 |
16. | Можно ли без шаблона разметить круг? | | 1 |
17. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 1 |
Конструкторская мастерская (10 ч.) |
18. | Какой секрет у подвижных игрушек? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
19. | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | | 1 |
20. | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | | 1 |
21. | Что заставляет вращаться винт-пропеллер? | | 1 |
22. | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | | 1 |
23. | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | | 1 |
24. | Как машины помогают человеку? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
25. | Поздравляем женщин и девочек. | | 1 |
26. | Что интересного в работе архитектора? | | 1 |
27. | Наши проекты. Макет города. | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 1 |
Рукодельная мастерская (8 ч.) |
28. | Какие бывают ткани? | | 1 |
29. | Какие бывают нитки. Как они используются? | | 1 |
30. | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
31. | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | | 1 |
32. | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | | 1 |
33. | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | | 1 |
34-35. | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 2 класс | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 2 |
| | | Итого: 35 часов. |
3 класс (35 часов)
№ урока | Раздел, название темы | Модуль/форма в соответствии с программой воспитания | К-во часов |
Информационная мастерская (3ч) |
1. | Вспомним и обсудим! | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы. | 1 |
2. | Знакомимся с компьютером. | | 1 |
3. | Компьютер — твой помощник | | 1 |
Мастерская скульптора (4 ч.) |
4. | Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, | 1 |
5. | Статуэтки. | | 1 |
6. | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? | | 1 |
7. | Конструируем из фольги. | | 1 |
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) (8 ч) |
8. | Вышивка и вышивание. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, | 1 |
9. | Строчка петельного стежка. | | 1 |
10. | Пришивание пуговиц. | | 1 |
11. | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». | | 1 |
12. | История швейной машины. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, | 1 |
13. | Секреты швейной машины. | | 1 |
14. | Футляры. | | 1 |
15. | Наши проекты. Подвеска. | | 1 |
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов (11 ч) |
16. | Строительство и украшение дома. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, | 1 |
17. | Объём и объёмные формы. Развёртка. | | 1 |
18. | Подарочные упаковки. | | 1 |
19. | Конструирование из сложных развёрток. | | 1 |
20. | Модели и конструкции. | | 1 |
21. | Наши проекты. Парад военной техники. | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 1 |
22. | Наша родная армия. | | 1 |
23. | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, | 1 |
24. | Изонить. | | 1 |
25. | Изонить. | | 1 |
26. | Художественные техники из креповой бумаги. | | 1 |
Мастерская кукольника (9 ч) |
27. | Может ли игрушка быть полезной. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, интеллектуальных игр | 1 |
28. | Театральные куклы-марионетки. | | 1 |
29. | Театральные куклы-марионетки. | Школьный урок/ театральная постановка. | 1 |
30. | Игрушка из носка. | | 1 |
31. | Игрушка из носка. | | 1 |
32. | Игрушка-неваляшка. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы, интеллектуальных игр | 1 |
33. | Игрушка-неваляшка. | | 1 |
34-35. | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 3 класс | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 2 |
| | | Итого: 35 часов |
4 класс (35 часов)
№ урока | Раздел, название темы | Модуль/форма в соответствии с программой воспитания | К-во часов |
Информационный центр (5 ч.) |
1. | Вспомним и обсудим! | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы. | 1 |
2. | Информация. Интернет. | | 1 |
3. | Создание текста на компьютере. | | 1 |
4. | Создание презентаций. Программа PowerPоint. | | |
5. | Создание презентаций. Программа PowerPоint. | | |
Проект «Дружный класс» (4 ч.) |
6. | Презентация класса Презентация класса (проект). | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
7. | Эмблема класса. | | 1 |
8. | Папка «Мои достижения». | | 1 |
9. | Папка «Мои достижения». | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 1 |
Студия «Реклама» (3 ч.) |
10. | Упаковка для мелочей. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
11. | Коробочка для подарка. | | 1 |
12. | Упаковка для сюрприза. | | 1 |
Студия «Декор интерьера» (4 ч.) |
13. | Плетёные салфетки. | | 1 |
14. | Цветы из креповой бумаги. | | 1 |
15. | Сувениры на проволочных кольцах. | | 1 |
16. | Изделия из полимеров. | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 1 |
Новогодняя студия (2 ч) |
17. | Игрушки из зубочисток. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
18. | Игрушки из трубочек для коктейля. | | 1 |
Студия «Мода» (5 ч) |
19. | История одежды и текстильных материалов. Одежда народов России. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
20. | Синтетические ткани. Твоя школьная форма. | | 1 |
21. | Аксессуары одежды. | | 1 |
22. | Объёмные рамки. | | 1 |
23 | Вышивка лентами. | | 1 |
Студия «Подарки» (3 ч) |
24. | Плетёная открытка. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
25. | День защитника Отечества. | | 1 |
26. | Весенние цветы. | | 1 |
Студия «Игрушки» (9 ч) |
27. | История игрушек. Игрушка-попрыгушка. | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
28. | Качающиеся игрушки. | | 1 |
29. | Подвижная игрушка «Щелкунчик». | | 1 |
30. | Подвижная игрушка «Щелкунчик». | | 1 |
31. | Игрушка с рычажным механизмом. | | 1 |
32. | Игрушка с рычажным механизмом. | | 1 |
33. | Подготовка портфолио. Отбор и обсуждение зачётных работ за все четыре года обучения | Школьный урок/ применение на уроке интерактивных форм работы | 1 |
34-35. | Проверим себя. Проверка знаний и умений за 4 класс | Организация предметно-эстетической среды/ оформление интерьера школьных помещений, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций, событийный дизайн | 2 |
| | | Итого:35 часов. |
1 В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.
15