ТИТУЛЬНИК
Лениногорск, 2021
Программа танцевального клуба внеурочной деятельности является дополнением к образовательной программе среднего профессионального образования, предназначенной для профессиональных образовательных организаций, реализующих дисциплину социально-экономического цикла ОГСЭ профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена ППССЗ СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа танцевального клуба внеурочной деятельности разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по всем специальностям
Организация-разработчик:
ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж»
Разработчик:
педагог дополнительного образования Зарипова Альбина Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Паспорт программы внеурочной деятельности творческого направления танцевального клуба «Шаг вперед»
Структура и содержание программы внеурочной деятельности танцевального клуба «Шаг вперед»
Рекомендуемая литература
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танцы - один из любимых и популярных видов искусства - дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания учеников. Танцы развивают естественную грацию, музыкальную ритмичность Занятия в танцевальном коллективе приучают учеников к самодисциплине, ответственности, раскрывают индивидуальные возможности. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал студентов. Актуальность программы связана с необходимостью развития танцевального потенциала обучающихся и расширения знаний по дисциплинам «Бальный танец и современный», «Основы народного танца и его композиции».
2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
танцевального клуба «Шаг вперед»
1.1. Область применения программы
По структуре программа внеурочной деятельности танцевального клуба «Шаг вперед» является ступенчатой в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале, и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному.
«Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива.»
Как глоссит древняя китайская пословица «Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь»
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, формирование у них устойчивой мотивации к занятию хореографией и достижением ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях хореографическим коллективом.
«Инновационные и традиционные» методы работы с хореографическим коллективом и их взаимосвязь». Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирования у них устойчивой мотивации к занятиях хореографией и достижениями ими высокого творческого результата используются различные методы в работе.
Традиционные методы работы изучение танцевальной техники построение и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое развитие занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
- современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности;
- методы развития межличностного общения в коллективе;
- интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта коллектива;
- методы создания художественной среды средствами хореографии.
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей занимающихся.
Данный способ включает:
-визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, видео материал)
-теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений)
-практический компонент разучивание и проработка элементов танцевальных комбинаций, закрепление путем повторения, тренировка мышечной памяти)
-рефлексивный компонент (обращение к видео записи, сравнение что позволяет оценить достоинства и недостатки в работе).
1.Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях хореографией включает индивидуально- групповую работу и коллективную работу.
Групповая работа (с учетом данных обучаемых, также различаются пот половому признаку, количество от 5 до 15 человек, группа может состоять из участников какого –либо танца или этюда)
Коллективная форма (применяется для репетиций сводных, постановок танцевальных номеров)
Индивидуальная форма (работа с солистами, одаренными детьми, эта форма применяется и с обучающимися не усвоившими материал).
Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более высокого. Л В. Звонков разработал систему развивающего обучения, в котором на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой в ходе их учебной деятельности. В своей работе я иду от простого к сложному последовательно и систематично, на занятиях большое значение я придаю музыкальному сопровождению, которое развивает художественный вкус, общую музыкальную культур.
2.Информационные технологии: кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:
- методика работы с интернет-технологиями (путешествие по сети интернет посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
-методика использования обучающих видео –программ (видео пособие «Азбука классического танца» и др.)
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерный практикум.
3.Технология здоровье сберегающего обучения
В своей работе я придерживаюсь девизу, не навреди, применяя данную технологию, ставлю перед собой следующие задачи:
-организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
-создание условий ощущения радости в процессе обучения;
-мотивация на здоровый образ жизни.
4.Технология проектного обучения.
Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях.
Программа «Шаг вперед» представлена следующим образом:
1 часть: Стартовая (1 года обучения) «Азбука хореографии», «Современная хореография»;
2 часть: Базовая (2год) Основы «Классического» и «Народного танца»;
3 часть: Продвинутая (3-4 год) танцевальная группа «Шаг вперед».
Первый уровень обучения – подпрограмма. «Азбука хореографии» «Современная хореография»
В процессе занятий ставятся задачи создания мотивации занятий хореографией, привития интереса, любви к музыкальному движению. Отсюда идет основной приток сил.
Второй уровень в данной группе занимаются, проявившие интерес к занятиям хореографией, отличающиеся уровнем хореографической подготовки.
Третий уровень обучения — это рубеж перехода обучающихся в танцевальный клуб «Шаг вперед» закрепляются навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, формирования чистоты стиля и хорошей манеры исполнения, формирование общей культуры.
Программа разработана в объеме 30 часов.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
Развитие танцевальных навыков и основ сценического поведения обучающихся.
Задачи программы:
Образовательные.
Углубить знания студентов в танцевальной области – народной, бальной эстрадной.
Воспитательные.
Привить интерес к танцевальным жанрам (народным, бальным, современным танцам), истокам возникновения народных танцев.
Формировать чувство прекрасного.
3. Развивающие.
Развить танцевальные способности, чувство ритма и музыкальности.
Методы занятий:
Словесный (объяснения, замечания)
Наглядный (личный показ педагога)
Практический (выполнение движений)
Структура занятий:
Подготовительная часть (разминка)
Основная часть (разучивание нового материала)
Заключительная часть (закрепление выученного материала)
Краткие сведения о кружке.
Состав группы постоянный на весь учебный год. В группу входят учащиеся 1-4 курсов, набор в группу свободный, по желанию учащихся. Форма занятий – групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного танца, могут участвовать учащиеся разных курсов в зависимости от необходимости.
Выход результатов: выступление на праздниках колледжа торжественных и тематических, выступление на конкурсе «Студенческая весна».
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение междисциплинарного курса:
Максимальная аудиторная нагрузка обучающегося - 30 часов, из которых 5 – лекционные занятия, 25 – практические.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и современность»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 30 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 30 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 5 |
практические занятия | 25 |
3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шаг вперед»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. | 1,5 |
2 | Техника безопасности. | 1,5 |
3 | Элементы классического танца: Батман, тандю, жете. | 1,5 |
4 | Элементы классического танца: ронд де жамб, пар тер. | 1,5 |
5 | Постановочно – репетиционная работа | 1,5 |
6 | Элементы классического танца: фуэтэ, тур, тур шене. | 1,5 |
7 | Постановочно – репетиционная работа | 1,5 |
8 | Элементы классического танца: плие, деми плие, грант плие, батман, па. | 1,5 |
9 | Элементы народно-сценического танца: жесты, мимика, поза. | 1,5 |
10 | Элементы народно-сценического танца: движение рук, головы, корпуса ног. | 1,5 |
11 | Постановочно – репетиционная работа | 1,5 |
12 | Элементы народно-сценического танца: жесты, мимика, поза. | 1,5 |
13 | Постановочно – репетиционная работа | 1,5 |
14 | Элементы народно-сценического танца: движение рук, головы, корпуса ног. | 1,5 |
15 | Постановочно – репетиционная работа | 1,5 |
16 | Элементы эстрадного танца: танцевальная миниатюра. | 1,5 |
17 | Постановочно – репетиционная работа | 1,5 |
18 | Работа над репертуаром | 1,5 |
19 | Постановочно – репетиционная работа | 1,5 |
20 | Работа над репертуаром | 1,5 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Громов Ю.И. Хореографический коллектив в клубе. - Л., 2017 г.
Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. -М.,2018
Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М.,2018
Быкова М. С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. Учебно-методическое пособие. - М., Просвещение, 2017
13