СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Светофорчик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок "Светофорчик") по ПДД для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Светофорчик"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Рябининская средняя общеобразовательная школа»






Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Светофорчик»

название предмета, курса

(базовый уровень)

для 2 класса





Составитель

Бузинская В.Н., учитель начальных классов













пос. Рябинино

2021 год







Пояснительная записка


Пусть горит зелёный

свет на твоей дороге!


Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «Светофорчик») для 2 класса составлена на основе рабочей программы учителей Столяровой Л.Н., Савурёнок Е.М. и переработана под условия нашей школы.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

1.   Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.

2.   Развитие дорожной грамотности детей.

3.   Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

4.   Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

5.   Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Ценностные ориентиры содержания курса

Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-10 лет и реализуется в течение 34 часов – 1 час в неделю. Теоретическая часть занимает 23 %, а практическая часть – 77 %.

Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.

Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Реализация данной программы рассчитана на полгода обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);

  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);

  • видеометод (просмотр, обучение);

  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Работа кружка проводится в форме тео­ретических и практических занятий.

Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




В результате реализации программы

Дети должны знать:

1.   Дорожные знаки;

2.   Сигналы светофора;

3.   Виды транспорта;

4.   Причины  ДТП;

5.   Правила движения на велосипеде;

6.   Правила движения по дороге.

Дети должны уметь:

1.   Ориентироваться в дорожных ситуациях;

2.   Оценивать свое поведение на дороге;

3.   Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.





































































Учебно-тематический план

Тема

Всего

часов

В том

числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1


2-3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

1

1

4-5

Практические занятия: Строим макет главной улицы нашего посёлка.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

2


2

6

Дорожные знаки и светофор.

1


1

7-8

Пешеходные переходы.

2

1

1

9

Особенности дорожного движения зимой

1


1

10

Проект № 1 « Стенгазета - Добрая Дорога Детства»

1


1

11-12

Регулируемая дорога. Практическое занятие

2

1

1

13

Нерегулируемые перекрестки.

1


1

14

Регулировщик и его сигналы.

1


1

15

Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие.

1


1

16

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

1


17-18

Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут».

2


2

19

Где можно и где нельзя играть.

1


1

20

Ты – велосипедист.

1


1

21

Ты - пассажир.

1


1

22

Дорога глазами водителей.

1

1


23

Учусь читать дорожные знаки.

1


1

24-25

Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности».

2


2

26

Обязанности пассажира – ролевая игра.

1


1

27

Игра – викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай».

1


1

28

Виды транспортных средств.

1

1


28-30

Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке».

2


2

31

Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

1


1

32-33

Почему дети попадают в дорожные аварии.

2

1

1

34

Итоговое занятие.

1


1

ИТОГО

34

8

26






Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Светофорчик»


Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

Тема занятия

Базовое содержание

1

1.09-5.09


Вводное занятие.


Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного травматизма.

2-3

8.09-12.09


15.09-19.09


Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма.

4-5

22.09-26.09


29.09-3.10


Практические занятия.

Строим макет главной улицы нашего города.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

Мы учимся соблюдать правила дорожного движения –изготовление макетов главной улицы города.

Экскурсии по городу. Характеристика улиц,  переулков, на которых живут учащиеся.

6

6.10-10.10


Дорожные знаки и светофор.

Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор.

7-8

13.10-17.10


20.10-24.10


Пешеходные переходы.

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

9

27.10-31.10


Особенности дорожного движения зимой

Сформировать у обучающихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на дорогах зимой.







10

10.11-14.11


Проект № 1 «Стенгазета – Добрая Дорога Детства».

Систематизация знаний азбуки дорожного движения и разъяснительная работа среди учащихся школы.

11-12

17.11-21.11


24.11-28.11


Регулируемая дорога. Практическое занятие.

Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.

13

1.12-5.12


Нерегулируемые перекрёстки.

Типы перекрестков.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого  перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

14

8.12-12.12


Регулировщик и его сигналы.

Для чего регулировщику нужны жезл и свисток?

Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.

Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

15

15.12-19.12


Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие.

Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах.

16

22.12-30.12


Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге.

Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы.

Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.

Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд.

17-18

12.01-16.01

19.01-23.01


Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут»

Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой.

19

26.01-30.01


Где можно и где нельзя играть.

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

20

2.02-6.02


Ты – велосипедист.

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.

Правила безопасной езды для юных велосипедистов.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

21

9.02-13.02


Ты – пассажир.

Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта безопасному поведению на остановках.


22

16.02-20.02


Дорога глазами водителей.

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.

Особенности работы водителя.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

23

23.02-27.02


Учусь читать дорожные знаки.

Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.

24-25

2.03-6.03

9.03-13.03


Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности»

Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы.

26

16.03-20.03


Обязанности пассажиров – ролевая игра.

Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира.

27

30.03-3.04


Игра – викторина по правилам до-рожного движения «Счастливый случай».

Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни.

28

6.04-10.04


Виды транспортных средств.

Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

29-30

13.04-17.04

20.04-24.04


Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке»

Формирование навыка расстановки дорожных знаков.

31

27.04-1.05


Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств.

32-33

4.05-8.05

11.05-15.05


Почему дети попадают в дорожные аварии.

Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприя-тия, чувства предвидения опас-ности, наблюдательность, дис-циплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

34

18.05-22.05


Итоговое занятие.

Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры – путешествия по станциям «В гостях у Светофорика»




Ожидаемые результаты.

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.

  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .

  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

































ИСТОЧНИКИ:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.

  2. Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  4. Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.

  5. Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.

  6. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.


ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm

Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493

http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html

http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46

http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7

http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23

Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-

Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. –

http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85



















ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностические материалы по теоретической части.

Контрольные вопросы:

2 класс.

  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

  • Для чего служит дорога?

  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

  • Для чего предназначен тротуар?

  • Для чего служит проезжая часть?

  • Для чего нужна обочина на дороге?

  • Какие транспортные средства вы знаете?

  • Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

  • Каковы особенности движения пешеходов?

  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

  • Как нужно идти по пешеходному переходу?

  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

  • В каких местах можно переходить дорогу?

  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

  • Кому дает команды пешеходный светофор?

  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

  • Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

Олимпиада по Правилам дорожного движения.

2 класс


  1. Что означает термин «проезжая часть» ?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


  1. Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части


3. Кого называют «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.


4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два Б. Три В. Четыре


5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак; Б. Оштрафовать; В. Посадить в тюрьму.


  1. Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.


  1. Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.


  1. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.


  1. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.


  1. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен; Б. Да, разрешен; В. Разрешен, если нет автомашин.


  1. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет


  1. При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.


  1. Где впервые появились дорожные знаки?

А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.

  1. Где появился первый светофор?

А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге


  1. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого


  1. Как начинается пословица: «… – дальше будешь»?


  1. О каком дорожном знаке эта загадка?


Этот знак совсем несложный,

Но зато такой надежный.

Помогает он в пути

Нам дорогу перейти.


  1. Как называется этот знак?


А.Ура! Закончились уроки!

Б. Внимание: дети!

В. Побежали-побежали




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!