МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новомичуринский многоотраслевой техникум»
Утверждаю:
Директор ОГБПОУ
«Новомичуринский многоотраслевой
техникум»
____________________ О.А.Немых
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
студенческого научно-исследовательского кружка
«Экономика вокруг нас»
РАССМОТРЕНА
на заседании методической комиссии профессионального цикла
Протокол №___от «___»___________20___г.
Председатель ЦМК __________ /___________/
г. Новомичуринск, 2019г.
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Новомичуринский многоотраслевой техникум»
Разработчик:
Десятова Ульяна Анатольевна, преподаватель ОГБПОУ «Новомичуринский многоотраслевой техникум»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ студенческого научно-исследовательского кружка | 4 |
СТРУКТУРА и содержание студенческого научно-исследовательского кружка | 6 |
условия реализации программы студенческого научно-исследовательского кружка | 14 |
| |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ студенческого научно-исследовательского кружка
Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере экономики.
Миссией СНК является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ОГБПОУ "Новомичуринский многоотраслевой техникум", расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.
Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся интеграцией занятий и подчеркивает универсальный характер экономической и финансовой деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла экономики.
Основной целью работы СНК является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к экономическим процессам происходящим в России приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к экономическим дисциплинам.
1.1. Для достижения поставленной цели, в рамках работы СНК, решаются следующие задачи:
1) развитие у студентов навыков публичного выступления и самообразования, необходимых для защиты выпускных квалификационных работ, а также в последующей профессиональной деятельности;
2) укрепление экономической и правовой культуры студентов и преодоление информационной асимметрии;
3) содействие в повышении уровня научной подготовки и компетентности студентов, способствующих повышению готовности к социальной и профессиональной мобильности;
4) привлечение студентов к участию в конференциях, конкурсах, выставках, программах и проектах реализуемых Министерствами РФ, фондами и другими организациями;
5) содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;
6) привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно- исследовательскую работу до уровня еѐ реализации;
7) обучение студентов принципам организации подготовки научно-исследовательских отчетов и проектов;
8) установление и развитие сотрудничества со студенческими научными обществами высших учебных заведений, обмен опытом и совместное выполнение исследований;
9) проведение заседаний по обсуждению теоретических и прикладных вопросов экономики и предпринимательства;
10) Воспитание интереса к изучаемым предметам экономического цикла;
11) Освоение знаний о бюджетной системе Российской Федерации об особенностях предпринимательской деятельности в РФ о банковском секторе экономики России о рынке страхования в России на современном этапе;
12) Формирование умения анализировать и интерпретировать информацию обобщать делать выводы разрабатывать проект развивать умение самостоятельной работы;
13) Развитие познавательной активности студентов через межпредметные связи;
14) Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения экономических знаний с использованием различных источников информации способствует формированию навыков со справочной литературы;
15) Развитие коммуникативных проектных презентационных умений и навыков;
16) Развитие внимания памяти воображения мышления сообразительности творческой активности;
17) Развитие Учебной мотивации студентов на выбор профессии.
1.2. Приоритетные направления студенческого научного кружка:
- привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;
- обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;
- развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;
- выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;
- расширить знания по основным для данной специальности направлениям науки и техники;
- формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах;
- способствовать профессиональной и социальной адаптации.
Студенческий научный кружок не только способствуют активной научной деятельности учащихся, но и помогают выявить наиболее талантливых, способных и деятельных студентов.
1.3. Результаты занятий
Ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются:
умения и навыки:
- работать в сотрудничестве и группе;
- определить цель, выделить объект исследования способы регистрации полученной информации и ее обработки;
- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
- составлять отчет, придерживаясь определенной структуры;
- формулировать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
- осуществлять проектную деятельность.
знания:
- о бюджетной системе Российской Федерации;
- об особенностях предпринимательской деятельности в РФ;
- о банковском секторе экономики России;
- о рынке страхования в России на современном этапе.
В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются общие компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работату членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Количество часов на освоение программы:
Программа научно-исследовательского кружка разработана на 56 часов.
2. СТРУКТУРА и содержание студенческого научно-исследовательского кружка
2.1. Объем программы и виды работ
Вид работы | Объем часов |
Общее количество часов (всего) | 56 |
теоретические занятия | 14 |
практические занятия | 12 |
самостоятельная работа | 28 |
Подведение итогов (деловая игра) | 2 |
2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ | КОЛИЧЕСВО ЧАСОВ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ |
теория | практика |
1 | Введение. | Утверждение плана работы кружка | 2 | - | | |
2 | Доходы и расходы бюджета, их структура. Исполнение бюджета по доходам и расходам. | Доходы и расходы бюджета, их структура. Анализ динамики исполнения бюджета по доходам и расходам. | 1 | 1 | Знание структуры доходов и расходов бюджета. Умение анализировать исполнение бюджета по доходам и расходам. | Сообщение, доклад, презентация |
3 | Бюджетная политика и плановая политика. | Сущность бюджетной политики. Порядок формирования бюджетной политики. Основные направления совершенствования бюджетной политики. источники финансирования дефицита бюджета. | 1 | 1 | Иметь представление об источниках финансирования дефицита бюджета. Знание порядка формирования бюджетной политики. | Сообщение, доклад, презентация |
4 | Проблемы развития малого предпринимательства России. | Малый бизнес и его роль в экономике страны. Проблемы функционирования малого бизнеса и пути их решения. Государственная поддержка малого бизнеса. Кредитование малого бизнеса. | 1 | 1 | Иметь представление о роли малого бизнеса, об основных направлениях государственной поддержки малого бизнеса, о проблемах функционирования малого бизнеса и их решении. Умение анализировать статистические показатели деятельности субъектов малого бизнеса. | Сообщение, презентация, исследовательская работа |
5 | Предпринимательский риск и предпринимательская тайна | Виды рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской тайны. | 1 | 1 | Иметь представление о предпринимательской тайне и видах рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. | Сообщение, презентация |
6 | Инвестиции и инвестиционная деятельность в России | Понятие и сущность инвестиций. Виды инвестиций. Инвестиционная деятельность и ее характеристика. | 1 | 1 | Иметь представление об инвестиционной деятельности предприятий и организаций. Знание видов и форм инвестиций. Умение рассчитывать эффективность инвестиций. | Сообщение, презентация |
7 | Банковская система России на современном этапе | Структура банковской системы России и этапы ее развития. Роль банковского сектора в экономике страны. Основные показатели, характеризующие состояние банковского сектора экономики России на современном этапе. | 1 | 1 | Иметь представление о роли банковского сектора в экономике. Зание структуры банковской системы России. Умение анализировать статистические показатели, характеризующие банковскую систему России на современном этапе. | Сообщение, доклад, презентация, исследовательская работа, проектная деятельность. |
8 | Состояние и развитие рынка кредитования | Банковское кредитование в России и его особенности. Формы и виды кредитования. Кредитование физических лиц. Кредитование юридических лиц. Ипотечное кредитование. | 1 | 1 | Иметь представление о банковском кредитовании в России. Знание форм и видов кредитования. Умение анализировать статистические показатели, характеризующие систему банковского кредитования в России. | Сообщение, доклад, тезисы, исследовательская работа, презентация |
9 | Депозитные операции банков | Виды депозитных операций. Депозитный портфель банка. Современное состояние депозитных операций в России. Перспективы развития депозитных операций. | 1 | 1 | Иметь представление о состоянии депозитных операций. Знание видов депозитных операций. | Сообщение, доклад, презентация |
10 | Платежные системы. Национальная платежная система | Сущность платежных систем. Национальная платежная система "Мир". Особенности развития системы безналичных расчетов в России и за рубежом. | 1 | 1 | Иметь представление о платежных системах. Знание видов платежных систем, порядка осуществления безналичных расчетов банковскими картами. Умение анализировать состояние безналичных расчетов в России. | Сообщение, доклад, презентация |
11 | Рынок страхования в России на современном этапе | Понятие рынка страхования. Виды страховых услуг. страховые взносы и порядок их расчета. Особенности страхования в России. | 1 | 1 | Иметь представление о рынке страхования. Знание форм и видов страхования, видов страховых договоров. Умение рассчитывать страховые премии, анализировать состояние рынка страхования в России. | Сообщение, доклад, исследовательская работа, презентация |
12 | Туристический рынок и его современное состояние | Понятие туристического рынка. Виды туристических услуг. Внешний и внутренний туризм. Состояние туристического рынка на современном этапе. | 1 | 1 | Иметь представление о состоянии туристического рынка на современном этапе. Знание основ туристической деятельности. Умение анализировать состояние рынка туристических услуг. | Сообщение, доклад, исследовательская деятельность, проектная деятельность, презентация |
13 | Характеристика и состояние рынка недвижимости | Понятие рынка недвижимости. Показатели, характеризующие состояние рынка недвижимости. | 1 | 1 | Иметь представление о состоянии рынка недвижимости. Знание показателей, характеризующих рынок недвижимости в России. Умение работать с источниками информации для анализа современного состояния недвижимости. | Сообщение, доклад, презентация |
14 | Итоговое заседание в форме деловой игры | | | 2 | Иметь представление о важнейших экономических событиях в стране. Знание структуры доходов и расходов бюджета, основ бюджетной политики, основных проблем развития малого предпринимательства в России, видов предпринимательства в России, видов предпринимательских рисков, сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, основ банковской системы России. знание основ страхования в России, основ туристической деятельности. Умение творчески мыслить и применять полученные знания на практике. | Сообщение, доклад, презентация |
| Итого | | 14 | 14 | | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" требуется наличие учебного кабинета для социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска;
- учебная мебель.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства - схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые источники:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ)
(с изменениями на 3 июля 2016 года);
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 №39-ФЗ " О рынке ценных бумаг" (редакция, действующая с 3 июля 2016 года);
Дополнительные источники -журналы, газеты:
1. Аналитический банковский журнал
2. Банковское обозрение
3. Проблемы анализа риска
4. БДМ. Банки и деловой мир
5. Финансы и кредит