Пояснительная записка
Рабочая программа среднего общего образования по русскому языку для обучающихся 10-11 классов составлена на основе авторской программы «Русский язык», 10-11 классы. Базовый уровень. Автор-составитель Н.Г. Гольцова. - Москва: «Русское слово», 2014.
Программа учебного предмета «Русский язык и литература» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.
В системе общего образования эта ступень имеет особое значение. На данном этапе школьник готовится к выбору своего жизненного пути. И задача школы – помочь ему сделать выбор осознанно. Для этого необходимо не только вооружить учащегося знаниями, но и научить эти знания применять, освоить основные учебные компетенции. Не менее важно научить обучающегося самостоятельно добывать и хранить знания, трансформировать их, то есть работать с информацией, чтобы подготовить его к непрерывному дальнейшему образованию.
Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология».
Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык – один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и других международных организаций.
Русский язык – один из наиболее богатых и развитых языков мира. На русском языке созданы произведения, являющиеся золотым фондом русской культуры и литературы, получившие мировую известность и признание.
Всё это определяет значимость изучения русского языка как науки и как средства познания мира и человека в нём, средства приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, а также к культурно-историческому опыту человечества.
Выполняя требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, ориентироваться на регулирование становления личностных характеристик выпускника средствами изучаемого предмета, программа учебного предмета «Русский язык и литература» предусматривает включение тем и заданий, направленных:
на формирование уважения к своей стране, своему народу, его культуре и традициям;
на воспитание признания ценности семьи, осознание себя гражданином России, понимание многонациональности Российского государства, сопричастности общечеловеческим ценностям;
на развитие креативности и умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников;
на понимание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
на обучение научным методам познания окружающего мира;
на развитие творчества и инновационную деятельность;
на формирование готовности к сотрудничеству, на обучение учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;
на осознание обучающимися себя личностью, пробуждение социальной активности, осознание собственной ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:
формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях. Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в Стандарте.
Курс русского языка в 10-11 классах общеобразовательных организаций призван завершить формирование представлений о системе языка, его уровнях и изобразительно-выразительных возможностях, поэтому теоретический материал преподносится крупными блоками. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося мировоззрения на этапе старшей школы.
Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа. В учебник включены фрагменты, которые сами по себе являются средством воспитательного воздействия на обучающегося, например тексты, несущие яркие образы родной природы (И. Тургенев, А. Чехов, В. Солоухин, К. Паустовский, М. Пришвин), поднимающие высокие нравственные, гражданственные, патриотические проблемы (Д. Лихачёв, К. Паустовский), тексты, являющие собой образцы вкуса, стиля (поэтические тексты А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Цветаевой), мастерского филигранного владения словом, синтаксическими конструкциями, средствами выразительности (тексты И. Гончарова, А. Грина, А. Куприна, И. Бунина, В. Гаршина). Важно показать старшекласснику, как авторский замысел посредством языка воплощается в тексте. И чем выше творческий потенциал писателя, тем совершеннее выбор слова, синтаксической конструкции, звукового оформления написанного произведения.
Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:
личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;
регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);
познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;
коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.
Программа охватывает все разделы русского языка, соединяя традиционный и инновационный аспекты современной методики и технологии обучения русскому языку. Традиционно большое внимание в программе уделяется грамматике, орфографии и пунктуации, так как правописные и аналитико-синтетические навыки работы с языковыми явлениями, безусловно, требуют своего закрепления и развития в старшей школе. Причём этот процесс выстраивается на более высокой методико-дидактической платформе, с учётом возрастных особенностей обучающихся в старшей школе и имеющегося у них комплекса знаний, умений и навыков, компетентностей и универсальных учебных действий, полученных и сформированных на ступени основного общего образования, что обеспечит преемственность между изучением предметов на этих ступенях образования.
Курс русского языка и литературы в их единстве позволяет старшекласснику научиться соотносить мировоззренческие позиции человека с богатством его языкового запаса как средства осознания и формирования принципиальных позиций в области экологии сознания и общения, нравственных идеалов, общей культуры, важной составляющей которой, безусловно, является культура речи. Чем ярче личность человека, тем больший диапазон речевых средств ему нужен для выражения собственной мысли. Чем сложнее мысль, тем более сложного морфолого-синтаксического выражения она требует. Теоретические сведения осмысляются учащимися в ходе формирования универсальных учебных действий в их неразрывном единстве под руководством учителя и при самостоятельной работе как неотъемлемые практико-ориентированные основы для собственного развития и обогащения собственной личности.
Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности подчинены формированию конкретных практических умений и навыков (орфографических, пунктуационных, стилистических), т.е. навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации, вместе с тем развиваются культура речи, литературный вкус, расширяется лингвистический кругозор в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечиваются большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, а также включением заданий исследовательского и проектного характера.
В программу включён специальный раздел «Культура речи», в котором даны расширяющие сведения об уже известной школьникам дисциплине. Но этот раздел носит характер итогового и обобщающего, даёт возможность учителю и ученикам сознательно поговорить о проблемах правильности речи, ещё раз поставить индивидуальные ориентиры дальнейшего совершенствования речи. А само освоение происходит в течение всего курса обучения. Теоретический материал описывает содержание нормы, практические упражнения позволяют её закрепить, а творческие задания и проблемные вопросы и ситуации – перенести в собственную речевую практику обучающегося. Они вооружают обучающегося навыками самоконтроля за речевым поведением и выбором адекватных речевых средств в их нормативном соответствии.
В программе отражены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
При изучении тем «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращается внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, особое внимание уделяется пунктуационному анализу.
Задачи, стоящие перед учебным предметом «Русский язык и литература» в старших классах, успешно решаются в рамках урока и при самостоятельной работе над языковым анализом литературных произведений. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место в учебнике отводится орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи предназначены такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Учитывая конкретные особенности условий и задач работы, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволяет освободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», изучение которых даёт возможность в первую очередь самостоятельно освоить материал, анализировать тексты разных функциональных стилей, что расширяет лингвистический кругозор, помогает формированию языкового вкуса, углублению знаний о языке.
Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая важную функцию восполняющего повторения. Это особенно важно при организации деятельности обучающегося по подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Изучение русского языка и литературы как единого предмета даёт возможность для формирования индивидуальной готовности обучающихся к самостоятельному получению знаний и дальнейшему непрерывному образованию.
Задача непрерывного профессионального образования может быть решена, если современный школьник уже в рамках общеобразовательной организации будет вооружён навыками работы с информацией, если в нём заложена потребность в расширении и углублении собственного кругозора, если он способен к самостоятельному планированию своей познавательной деятельности. Включение в число заданий исследовательских и проектных работ, проблемных вопросов к текстам упражнений, соотнесение языковой основы литературного текста с его идейным замыслом позволяют планомерно решать поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий и готовить обучающихся к непрерывному обучению в течение всей его профессиональной жизни.
Большую роль в освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала на пике внимания и сосредоточенности. Подготовка презентаций как вид самостоятельного коммуникативного взаимодействия – важнейшая форма формирования коммуникативной компетенции и решения коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, способ достижения метапредметных результатов в ходе обучения русскому языку. При создании учебной презентации учащийся овладевает умением анализировать имеющуюся у него информацию и отделять главное от второстепенного и фонового. Школьник учится различным способам сокращения текста сообщения, учится соотносить текст на экране в презентации с текстом, произносимым в это время перед слушателем. Он учится экономно-выразительному подбору иллюстративного оформления текстовой информации, графически целесообразному и воспринимаемому с экрана таблично или алгоритмически организованному тексту. Этот набор операций является мощнейшим мотивационным стимулом освоения русского языка и литературы как практически значимым условием, обеспечивающим возможность подготовки сообщения, сопровождающегося презентацией.
Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет вооружение учащихся навыками самостоятельного получения и обработки информации. Электронные образовательные ресурсы, электронные словари, электронные библиотеки, электронные научные и научно-популярные порталы, с одной стороны, как естественное продолжение работы с учебником в ходе освоения программы развивают обучающегося и дают ему возможность в зоне удалённого доступа общаться с мировым сообществом, что становится актуальным в условиях глобализации мирового экономического, политического и образовательного пространств, с другой – требуют от него чёткости в формировании образовательного запроса, краткости и точности в общении, толерантности в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате напрямую ассоциируется с культурой речи, ибо является единственным маркером собеседника в дистанцированном общении. Поэтому культурно-речевой аспект является основным в изучаемом материале.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса рассчитано на 68 ч (34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе – 1 ч в неделю). Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Курс русского языка и литературы в 10-11 классах предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия.
Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты:
способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики. Предметные результаты:
сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.
Содержание учебного предмета
класс
Введение
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Орфография
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки пре- и при-.
Гласные ииы после приставок.
Употребление ъ и ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.
Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.
Число имён существительных.
Падеж и склонение имён существительных.
Морфологический разбор имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имён числительных.
Правописание имён числительных.
Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния. Служебные части речи
Предлог. Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы. Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
Повторение и обобщение пройденного.
11 класс
Повторение и обобщение изученного материала 10 класса
Синтаксис и пунктуация
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Второстепенные члены предложения.
Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложнённое и неосложнённое предложение.
Синтаксический разбор простого предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложнённое и неосложнённое предложение.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочинённое предложение.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания. М. В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Повторение и систематизация изученного материала.
Учебно-тематический план. 10 класс
№ п/п | Тема | Количество по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 5 | 5 |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | 2 |
4 | Морфемика и словообразование | 2 | 2+1 (тестирование) |
5 | Орфография | 3 | 4+1 (Р/р) |
Самостоятельные части речи |
6 | Имя существительное | 2 | 2+1 (Р/р) |
7 | Имя прилагательное | 2 | 2 |
8 | Имя числительное | 1 | 2+1 (Р/р) |
9 | Местоимение | 1 | 1 |
10 | Глагол | 3 | 1 |
11 | Причастие | 2 | 1 |
12 | Деепричастие | 1 | 1 |
12 | Наречие | 1 | 1+1 (Р/р) |
13 | Категория состояния | 1 | 1 |
14 | Служебные части речи | 5 | 2+1(тест) |
15 | Повторение и обобщение изученного | 3 | - |
| Итого: | 35 | 34 |
Тематическое планирование
10 класс (34 ч)
Основное содержание курса | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Введение(1 ч) Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка | Осознавать роль русского языка в жизни человека и общества. Осознавать функции русского языка как государственного и языка межнационального общения. Понимать роль и значение русского литературного языка. Уметь выявлять характерные признаки разных стилей, определять стилевую принадлежность текста, создавать тексты разных стилей |
Лексика. Фразеология. Лексикография (4 ч) |
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. |
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография | Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей. Расширять свой лексический запас. Определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Осознавать выразительные возможности указанных групп слов, находить их в литературном произведении. Определять роль изобразительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художественного произведения, уметь сознательно употреблять их в своей речи. Осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности. Уметь объяснить значение и происхождение фразеологизмов. Уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации |
Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 ч) |
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. | Владеть основными терминами и понятиями раздела. |
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение | Уметь объяснять причины появления возможных ошибок, связанных с фонетическими процессами в слове. Уметь выполнять фонетический разбор. Вырабатывать правильное литературное произношение. Уметь при необходимости сопоставить фонетические системы двух разных языков: русского и изучаемого иностранного языка. Уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразительности, определять их роль в произведении |
Морфемика и словообразование (2 ч) |
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. | Владеть основными терминами и понятиями раздела. Употреблять их при выполнении аналитических упражнений по морфемике и словообразованию. Понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим спо- |
Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке | собами образования слов, между словообразованием и формообразованием. Осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами. Осознавать стилистические возможности морфем. Находить в тексте художественного произведения слова с стилистически окрашенными морфемами. Уметь объяснять роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении |
Морфология и орфография (22 ч) |
Орфография (3 ч) Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии. Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность |
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные ишы после приставок. Употребление ъиъ. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов | |
Самостоятельные части речи Имя существительное (2 ч) Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи. Определять грамматические признаки имени существительного. Определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Уметь на этой основе выбирать верные формы сочетающихся с именами существительнымиимён прилагательных и глаголов прошедшего времени. |
Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание | Понимать особенности выбора падежных окончаний имён существительных, выбирать верные в стилистическом и грамматическом плане варианты окончаний. Обобщить правила написания сложных имён существительных и составных наименований. Выполнять морфологический разбор имён существительных |
Имя прилагательное (2 ч) Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи. Выявлять стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения и на этой основе выбирать верные грамматические формы степеней сравнения имён прилагательных. Выявлять особенности образования и употребления кратких прилагательных. Уметь выбирать синонимические формы полных и кратких имён прилагательных. Обосновывать свой выбор. Выполнять морфологический разбор имён прилагательных. |
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных | Обоснованно выбирать верные формы падежных окончаний имён прилагательных. Объяснять выбор написания имён прилагательных, использовать изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных в речи. Находить в текстах художественных произведений имена прилагательные, выявлять эпитеты и определять их роль в создании образа и настроения |
Имя числительное (1 ч) Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор имён числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени числительном как части речи. Производить морфологический разбор имени числительного. Анализировать особенности склонения имён числительных. |
Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных | Понимать особенности употребления имён числительных в речи. Употреблять в собственной речи верные формы имён числительных |
Местоимение (1 ч) Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о местоимении как части речи. Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Выполнять морфологический разбор местоимений. Соблюдать правила правописания местоимений в речевой практике |
Глагол (3 ч) Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о глаголе как части речи. Понимать особенности грамматических категорий глагола. Употреблять в речи правильные глагольные формы. Уметь правильно образовывать формы глагола. Выполнять морфологический разбор глагола. Выбирать и обосновывать верные варианты глагола в собственной речевой практике. |
Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов | Определять роль глаголов в предложении и тексте |
Причастие (2 ч) Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о причастии как особой форме глагола. Выполнять морфологический разбор причастия. Понимать особенности образования причастий с учётом грамматических и сочетательных норм. Употреблять верные формы причастий в собственной речи, обосновывать свой выбор |
Деепричастие (1 ч) Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о деепричастии как особой форме глагола. Выполнять морфологический разбор деепричастия. |
Переход деепричастий в наречия и предлоги | Осознавать процессы, приводящие к переходу деепричастий в наречия и предлоги. Определять роль деепричастий в предложении и тексте |
Наречие (1 ч) Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о наречии как о части речи. Производить морфологический разбор наречий. Выявлять признаки выбора написаний наречий, применять правила в речевой практике. Определять стилистические возможности наречий, осознавать необходимость верного употребления наречий в собственной речевой практике |
Слова категории состояния (1 ч) Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о категории состояния как о части речи. Понимать сложность выявления слов категории состояния и их отличия от наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Выполнять морфологический разбор слов категории состояния. Определять роль слов категории состояния в предложении и тексте |
Служебные части речи Предлог (1 ч) Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи. Выполнять морфологический разбор предлогов. Объяснять написание предлогов. Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов |
Союзы и союзные слова (2 ч) Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о союзах и их грамматических признаках. Выполнять морфологический разбор союзов. Объяснять написание союзов. Определять роль союзов в предложении и тексте. Употреблять союзы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка |
Частицы (1ч) Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о частицах и их грамматических признаках. |
Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не'а ни с различными частями речи | Выполнять морфологический разбор частиц. Объяснять выбор верного написания частиц. Определять роль частиц в предложении и тексте. Употреблять частицы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка |
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч) Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о междометиях и их грамматических признаках. Выполнять морфологический разбор междометий. Объяснять выбор верного написания междометий. Определять роль междометия в предложении и тексте. Употреблять междометия в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка |
Повторение и обобщение пройденного(3 ч) | Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления |
Примерное тематическое планирование с практической частью.
10 класс
№ урока | Тема урока | Примечание |
1 | Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Основные функциональные стили. | |
2 | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Однозначность и многозначность слов. | |
3 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. | |
4 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов | |
5 | Происхождение лексики современного русского языка. | |
6 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. | |
7 | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. | |
8 | Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. | |
9 | Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. | |
10 | Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор Основные способы формообразования в современном русском языке. | |
11 | Контрольное тестирование по темам: «Фонетика», «Лексика», «Морфемика и словообразование». | |
12 | Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | |
13 | Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и ц. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых и двойных согласных, сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ | |
14 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Буквы И-Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь знаков | |
15 | Р/р. Сочинение по тексту публицистического стиля | |
16 | Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. | |
17 | Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. Существительные общего рода. Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор. | |
18 | Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание | |
19 | Р/р. Сочинение по тексту художественного стиля | |
20 | Имя прилагательное как часть речи. Разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. | |
21 | Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных, особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. | |
22 | Имя числительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор. | |
23 | Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. | |
24 | Р/р. Сочинение по тексту научно-популярного стиля | |
25 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. | |
26 | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор. Правописание глаголов. | |
27 | Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор. Образование причастий. Правописание суффиксов. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. | |
28 | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия. Переход деепричастий в наречия и предлоги. | |
29 | Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | |
30 | Р/р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | |
31 | Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния. | |
32 | Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления. Морфологический разбор. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Морфологический разбор. Правописание союзов. | |
33 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение, употребление и написание. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Функциональностилистические особенности употребления междометий. | |
34 | Итоговое контрольное тестирование за курс 10 класса. | |
Учебно-тематическое планирование. 11 класс
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Введение. Повторение изученного в 10 классе | 2 | - |
2 | I. Синтаксис и пунктуация | | |
| Основные понятия синтаксиса и пунктуации | 1 | 1 |
3 | Словосочетание | 2 | 1 |
| Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения | 4 | 4 (3+1КТ) |
4 | Простое осложненное предложение | 8 | 7(6+1Р.Р) |
5 | Сложное предложение | 7 | 7(6+1Р.Р) |
6 | Предложения с чужой речью | 2 | 2 |
7 | Употребление знаков препинания | 1 | 3(2+1Р.Р) |
8 | II. Культура речи | 2 | 3 |
9 | III. Стилистика | 2 | 5(3+1К.Т.+1Р.Р) |
10 | IV. Из истории русского языкознания | 1 | 1 |
| Повторение и систематизация изученного | 3 | - |
| Итого: | 35 | 34 |
Тематическое планирование
11 класс (34 ч)
Основное содержание курса | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Повторение и обобщение изученного материала 10 класса (2 ч) | Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления |
Синтаксис и пунктуация (25 ч) |
Основные понятия синтаксиса и пунктуации (1ч) Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ | Знать основные принципы русской пунктуации. Выполнять пунктуационный анализ |
Словосочетание (2 ч) Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о словосочетаниях, их строении и значении. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению и строению словосочетания |
Предложение (4 ч) Понятие о предложении. Основные признаки предложения. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о предложениях, их строении и значении. |
Основное содержание курса | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Однородные члены предложения (3 ч) Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об однородных членах предложения, способах их соединения. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Моделировать предложения с различными рядами однородных членов. Выявлять выразительные возможности однородных членов предложения. Наблюдать и анализировать, как изменяется характер восприятия предложений в зависимости от включения различных рядов однородных членов |
Обособленные члены предложения (3 ч) Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоедини тельные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об обособленных членах предложения. Находить в тексте предложения с обособленными членами, определять их выразительные возможности. Анализировать структурные особенности предложений с обособлениями и расставлять на этой основе знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Моделировать предложения с обособленными членами. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами |
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (2 ч) Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Моделировать предложения с включением в них обращений и вводных слов. Учитывать выразительные возможности обращений, вводных слов и вставных конструкций при анализе художественного текста. Использовать выразительные возможности обращений и вставных конструкций в речи |
Сложное предложение (7 ч) Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о сложном предложении. Понимать синонимию сложного предложения. Уметь моделировать сложные предложения разной синтаксической структуры, преобразовывать сложные предложении в простые и наоборот. |
Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения | Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения. Различать смысловые и грамматические особенности сложных предложений разных видов. Уметь использовать сложные предложения разной структуры при создании собственного текста |
Предложения с чужой речью (2 ч) Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о предложениях с чужой речью. |
| Анализировать структурные особенности предложений с чужой речью. Выявлять основные пунктуационные признаки, определяющие постановку знаков препинания в предложениях с чужой речью. Уметь пользоваться синонимическими возможностями предложений с чужой речью разных типов. Правильно употреблять знаки препинания при цитировании |
Употребление знаков препинания (1 ч) Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация | Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения об употреблении знаков препинания. Понимать смыслоразличительную функцию знаков препинания. Уметь анализировать трудные случаи пунктуационного оформления письменного высказывания |
Культура речи (2 ч) |
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Понятие о норме литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцен-тологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт | Повторить, обобщить и систематизировать сведения о языке и речи. Уметь находить информацию о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Видеть ошибки и исправлять их в соответствии с нормами русского литературного языка. Определять качества хорошей речи. Соблюдать требования к коммуникативным качествам хорошей речи в собственной речевой практике. Моделировать ораторские тексты разной направленности, различных речевых жанров |
Стилистика(3 ч) |
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобра-зительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы. Текст. Основные признаки текста. Функцио-нально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. | Понимать стилистические требования к организации избранного говорящим языкового материала. Находить при анализе художественного текста различные тропы. Уметь доказать принадлежность текста к тому или иному стилю, различать стили речи по лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам. Уметь сопоставлять тексты разных стилей. Знать жанры, характерные для каждого стиля речи. |
Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Д.Н. Ушаков. В. В. Виноградов. С. И. Ожегов | Уметь создавать тексты разных стилей и жанров. Знать и уметь сформулировать основные признаки текста. Различать функционально-смысловые типы речи. Моделировать тексты разных стилей и типов в зависимости от речевого замысла и поставленной задачи подготовленного сообщения. Расширять лингвистический кругозор. Осознавать роль великих русских учёных-лингвистов в истории русского языкознания |
Повторение и систематизация изученного (3 ч) | Повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе обучения курсу в 10-11 классах |
Примерное тематическое планирование с практической частью.
11 класс
№ урока | Тема урока | Примечание |
1. | Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ | |
2. | Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания | |
3. | Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Двусоставные и односоставные предложения | |
4. | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения | |
5. | Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Инверсия Синонимия разных типов простого предложения | |
6. | Контрольное тестирование по теме «Словосочетание. Простое предложение» | |
7. | Однородные члены предложения Знаки препинания в предложениях с однородными членами при однородных и неоднородных определениях, приложениях, соединенных неповторяющимися союзами | |
8. | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах | |
9. | Обособленные члены предложения Знаки препинания при обособленных членах предложения и необособленные определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях | |
10. | Обособленные обстоятельства, дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте | |
11. | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением Знаки препинания при обращениях, вводных словах и словосочетаниях | |
12. | Знаки препинания при вставных конструкциях Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах | |
13. | Р/р. Сочинение по прочитанному тексту публицистического стиля | |
14. | Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор | |
15. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным | |
16. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | |
17. | Р/р. Сочинение по прочитанному тексту художественного стиля | |
18. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | |
19. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | |
20. | Сложные предложения с разными видами связи. Синонимия разных типов сложного предложения | |
21. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи | |
22. | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания | |
| при цитатах | |
23. | Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире | |
24. | Многоточие и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки. Авторская пунктуация | |
25. | Р/р. Сочинение по прочитанному тексту научнопопулярного стиля | |
26. | Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи | |
27. | Правильность речи. Норма литературного языка | |
28. | Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. | |
29. | Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. | |
30. | Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. | |
31. | Особенности литературно-художественной речи. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров | |
32. | Р/р. Сочинение по прочитанному тексту | |
33. | Итоговое контрольное тестирование | |
34. | Из истории языка. М.В.Ломоносов, А.Х Востоков, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Я.К. Грот, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов | |
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения русского языка ученик научится:
различать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
применять орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;
употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;
анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные), официально-деловые, публицистические тексты и тексты других функциональных разновидностей языка с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и тексты других функциональных разновидностей языка по их экстралингвистическим и лингвистическим признакам;
создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты (в устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения;
соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка;
осуществлять речевой самоконтроль; анализировать собственную речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
владеть разными способами редактирования текстов;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;
опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях художественной литературы и исторических текстах;
с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.) объяснять значение единиц языка с национально-культурным компонентом.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник: в 2 ч.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Методическое пособие. Тематическое планирование. Поурочные разработки к учебникуН.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 1011- классы.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,Мищерина М.А. Русский язык: ЕГЭ: пособие для учащихся.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы: пособие для учащихся.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы.
Словари и справочники
Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. Свыше 100 000 слов. Грамматическая информация. Трудные случаи. М., 2010.
Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. М., 2012.
Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010.
Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. М., 2010.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2006.
Николина Н.А Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2010.
Николина Н.А Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
Розенталь Д.Э., Теленкова МА. Словарь трудностей русского языка. М., 2003.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.
Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2013.
Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010 и послед.изд.
Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. М., 2010.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный этимологический словарь русской фразеологии. М., 2011.
Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2009
Электронные информационные ресурсы
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина МА. Русский язык. 10-11 классы: электронный учебник.
Методический раздел издательства «Русское слово»: русское-слово.рф.
Справочно-информационный портал «Грамота»:www.gramota.ru.
Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.
Федеральный институт педагогических измерений: old.fipi.ru.
Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru