СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Русский язык», 10-11 классы. Базовый уровень. ФГОС СОО.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа среднего общего образования по русскому языку для обучающихся 10-11 классов составлена на основе авторской программы «Русский язык», 10-11 классы. Базовый уровень. Автор-составитель Н.Г. Гольцова. - Москва: «Русское слово»,  2014.

Программа учебного предмета «Русский язык и литература» разработана на основе требований к результатам освоения ос­новной образовательной программы, предусмотренных Феде­ральным государственным образовательным стандартом сред­него (полного) общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Русский язык», 10-11 классы. Базовый уровень. ФГОС СОО.»














































Пояснительная записка


Рабочая программа среднего общего образования по русскому языку для обучающихся 10-11 классов составлена на основе авторской программы «Русский язык», 10-11 классы. Базовый уровень. Автор-составитель Н.Г. Гольцова. - Москва: «Русское слово», 2014.

Программа учебного предмета «Русский язык и литература» разработана на основе требований к результатам освоения ос­новной образовательной программы, предусмотренных Феде­ральным государственным образовательным стандартом сред­него (полного) общего образования.

В системе общего образования эта ступень имеет особое зна­чение. На данном этапе школьник готовится к выбору своего жизненного пути. И задача школы – помочь ему сделать вы­бор осознанно. Для этого необходимо не только вооружить уча­щегося знаниями, но и научить эти знания применять, освоить основные учебные компетенции. Не менее важно научить обучающегося самостоятельно добывать и хранить знания, транс­формировать их, то есть работать с информацией, чтобы подго­товить его к непрерывному дальнейшему образованию.

Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология».

Являясь формой хранения и средством усвоения информа­ции, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство позна­ния действительности русский язык обеспечивает развитие ин­теллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, са­мообразования и самореализации личности.

Русский язык – родной язык русского народа, государствен­ный язык Российской Федерации и язык межнационального об­щения народов России. Русский язык – один из мировых язы­ков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и других между­народных организаций.

Русский язык – один из наиболее богатых и развитых язы­ков мира. На русском языке созданы произведения, являющи­еся золотым фондом русской культуры и литературы, получив­шие мировую известность и признание.

Всё это определяет значимость изучения русского языка как науки и как средства познания мира и человека в нём, средства приобщения к духовному богатству русской культу­ры и литературы, а также к культурно-историческому опыту человечества.

Выполняя требования Федерального государственного об­разовательного стандарта второго поколения, ориентировать­ся на регулирование становления личностных характеристик выпускника средствами изучаемого предмета, программа учеб­ного предмета «Русский язык и литература» предусматривает включение тем и заданий, направленных:

  • на формирование уважения к своей стране, своему народу, его культуре и традициям;

  • на воспитание признания ценности семьи, осознание себя гражданином России, понимание многонациональности Рос­сийского государства, сопричастности общечеловеческим ценностям;

  • на развитие креативности и умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

  • на понимание ценности образования и науки, труда и твор­чества для человека и общества;

  • на обучение научным методам познания окружающего мира;

  • на развитие творчества и инновационную деятельность;

  • на формирование готовности к сотрудничеству, на обучение учебно-исследовательской, проектной и информационно-по­знавательной деятельности;

  • на осознание обучающимися себя личностью, пробуждение социальной активности, осознание собственной ответствен­ности перед семьёй, обществом, государством, человечеством. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образова­ния целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:

  • формирование российской гражданской идентичности обуча­ющегося средствами русского языка и литературы;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отно­шения к нему как явлению культуры;

  • сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение рус­ского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного созна­ния и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • способность свободно общаться в различных формах и форма­тах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе на­блюдений за собственной речью;

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как сред­ству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

  • сформированность понятий о нормах русского литературно­го языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

  • сформированность представлений об изобразительно-выра­зительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения нали­чия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной ин­формации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конс­пектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

  • сформированность навыков различных видов анализа лите­ратурных произведений (в том числе языкового анализа ху­дожественного текста);

  • владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания худо­жественной картины жизни, созданной в литературном про­изведении, в единстве эмоционально-личностного воспри­ятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка ху­дожественной литературы;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях. Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литера­туре в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся мог­ли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в шко­ле. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положи­тельное влияние на формирование личности учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса обусловлено реализацией системно-де­ятельностного подхода. Полнота и доступность изложения тео­ретических сведений, характер отбора материала для упражне­ний, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов, обозначенных в Стандарте.

Курс русского языка в 10-11 классах общеоб­разовательных организаций призван завершить формирование представлений о системе языка, его уровнях и изобразительно-­выразительных возможностях, поэтому теоретический мате­риал преподносится крупными блоками. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различ­ными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось сис­темное мышление обучающихся и достигалась полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося мировоззрения на эта­пе старшей школы.

Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и лите­ратуроведческого анализа. В учебник включены фрагменты, ко­торые сами по себе являются средством воспитательного воздей­ствия на обучающегося, например тексты, несущие яркие образы родной природы (И. Тургенев, А. Чехов, В. Солоухин, К. Паустов­ский, М. Пришвин), поднимающие высокие нравственные, граж­данственные, патриотические проблемы (Д. Лихачёв, К. Паустов­ский), тексты, являющие собой образцы вкуса, стиля (поэтичес­кие тексты А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Цветаевой), мастерского филигранного владения словом, синтаксическими конструкция­ми, средствами выразительности (тексты И. Гончарова, А. Грина, А. Куприна, И. Бунина, В. Гаршина). Важно показать старше­класснику, как авторский замысел посредством языка воплоща­ется в тексте. И чем выше творческий потенциал писателя, тем совершеннее выбор слова, синтаксической конструкции, звуково­го оформления написанного произведения.

Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное фор­мирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:

  • личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, про­фессиональное самоопределение обучающихся и формирова­ние ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;

  • регулятивные, обеспечивающие организационно-практичес­кую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допус­кая этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этно­культурных и поликультурных заданий с опорой на имею­щийся уровень сформированных у школьника компетентнос­тей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);

  • познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;

  • коммуникативные, обеспечивающие способность обучающе­гося осуществлять продуктивное общение в совместной де­ятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.

Программа охватывает все разделы русского языка, соеди­няя традиционный и инновационный аспекты современной методики и технологии обучения русскому языку. Традицион­но большое внимание в программе уделяется грамматике, орфо­графии и пунктуации, так как правописные и аналитико-синтетические навыки работы с языковыми явлениями, безусловно, требуют своего закрепления и развития в старшей школе. При­чём этот процесс выстраивается на более высокой методико-дидактической платформе, с учётом возрастных особенностей обучающихся в старшей школе и имеющегося у них комплекса знаний, умений и навыков, компетентностей и универсальных учебных действий, полученных и сформированных на ступени основного общего образования, что обеспечит преемственность между изучением предметов на этих ступенях образования.

Курс русского языка и литературы в их единстве позволяет старшекласснику научиться соотносить мировоззренческие по­зиции человека с богатством его языкового запаса как средства осознания и формирования принципиальных позиций в облас­ти экологии сознания и общения, нравственных идеалов, общей культуры, важной составляющей которой, безусловно, явля­ется культура речи. Чем ярче личность человека, тем больший диапазон речевых средств ему нужен для выражения собствен­ной мысли. Чем сложнее мысль, тем более сложного морфолого-синтаксического выражения она требует. Теоретические све­дения осмысляются учащимися в ходе формирования универ­сальных учебных действий в их неразрывном единстве под ру­ководством учителя и при самостоятельной работе как неотъем­лемые практико-ориентированные основы для собственного развития и обогащения собственной личности.

Теоретические сведения носят системный, обобщающий ха­рактер, их объём и особенности подчинены формированию конкретных практических умений и навыков (орфографичес­ких, пунктуационных, стилистических), т.е. навыков правиль­ного письма, а также навыков анализа, систематизации инфор­мации, вместе с тем развиваются культура речи, литературный вкус, расширяется лингвистический кругозор в целом. Пони­мание и отработка данных навыков и умений обеспечиваются большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, а также включением заданий исследовательско­го и проектного характера.

В программу включён специальный раздел «Культура речи», в котором даны расширяющие сведения об уже известной школь­никам дисциплине. Но этот раздел носит характер итогового и обобщающего, даёт возможность учителю и ученикам сознатель­но поговорить о проблемах правильности речи, ещё раз поставить индивидуальные ориентиры дальнейшего совершенствования речи. А само освоение происходит в течение всего курса обучения. Теоретический материал описывает содержание нормы, практи­ческие упражнения позволяют её закрепить, а творческие задания и проблемные вопросы и ситуации – перенести в собственную ре­чевую практику обучающегося. Они вооружают обучающегося на­выками самоконтроля за речевым поведением и выбором адекват­ных речевых средств в их нормативном соответствии.

В программе отражены такие темы, как «Основные прин­ципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

При изучении тем «Сочетание знаков препинания», «Фа­культативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращается внимание на такие особенности рус­ской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препи­нания, их многозначность и многофункциональность. В худо­жественном тексте знаки препинания выполняют особую смыс­ловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, особое внимание уделяется пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед учебным предметом «Русский язык и литература» в старших классах, успешно решаются в рамках урока и при самостоятельной работе над языковым анализом литературных произведений. Фонетический, морфемный, сло­вообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место в учебнике отводится орфографическому и пунктуаци­онному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совер­шенствует умения и навыки нормативного использования язы­ковых средств.

В соответствии с современными требованиями коммуника­тивной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языково­го, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи предназначены такие виды работ, как пере­сказ, реферирование, составление тезисов, написание изложе­ний, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Учитывая конкретные особенности условий и задач работы, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволя­ет освободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем зна­ния, полученные при пассивном восприятии.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языко­знания», «Культура речи», «Стилистика», изучение которых даёт возможность в первую очередь самостоятельно освоить материал, анализировать тексты разных функциональных сти­лей, что расширяет лингвистический кругозор, помогает фор­мированию языкового вкуса, углублению знаний о языке.

Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая важную функцию восполняющего повторе­ния. Это особенно важно при организации деятельности обуча­ющегося по подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Изучение русского языка и литературы как единого предмета даёт возможность для формирования индивидуальной готовнос­ти обучающихся к самостоятельному получению знаний и даль­нейшему непрерывному образованию.

Задача непрерывного профессионального образования мо­жет быть решена, если современный школьник уже в рамках общеобразовательной организации будет вооружён навыка­ми работы с информацией, если в нём заложена потребность в расширении и углублении собственного кругозора, если он способен к самостоятельному планированию своей познава­тельной деятельности. Включение в число заданий исследо­вательских и проектных работ, проблемных вопросов к тек­стам упражнений, соотнесение языковой основы литератур­ного текста с его идейным замыслом позволяют планомерно решать поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий и готовить обучающихся к непрерывному обучению в течение всей его профессиональ­ной жизни.

Большую роль в освоении курса русского языка и литерату­ры играют информационные технологии. Это одно из важней­ших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала на пике внимания и сосредоточенности. Подготов­ка презентаций как вид самостоятельного коммуникативного взаимодействия – важнейшая форма формирования комму­никативной компетенции и решения коммуникативных и ре­гулятивных универсальных учебных действий, способ дости­жения метапредметных результатов в ходе обучения русскому языку. При создании учебной презентации учащийся овладе­вает умением анализировать имеющуюся у него информацию и отделять главное от второстепенного и фонового. Школьник учится различным способам сокращения текста сообщения, учится соотносить текст на экране в презентации с текстом, произносимым в это время перед слушателем. Он учится эко­номно-выразительному подбору иллюстративного оформления текстовой информации, графически целесообразному и вос­принимаемому с экрана таблично или алгоритмически органи­зованному тексту. Этот набор операций является мощнейшим мотивационным стимулом освоения русского языка и литера­туры как практически значимым условием, обеспечивающим возможность подготовки сообщения, сопровождающегося пре­зентацией.

Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет вооружение учащихся навыками само­стоятельного получения и обработки информации. Электрон­ные образовательные ресурсы, электронные словари, электрон­ные библиотеки, электронные научные и научно-популярные порталы, с одной стороны, как естественное продолжение ра­боты с учебником в ходе освоения программы развивают обу­чающегося и дают ему возможность в зоне удалённого доступа общаться с мировым сообществом, что становится актуальным в условиях глобализации мирового экономического, полити­ческого и образовательного пространств, с другой – требуют от него чёткости в формировании образовательного запроса, крат­кости и точности в общении, толерантности в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате на­прямую ассоциируется с культурой речи, ибо является един­ственным маркером собеседника в дистанцированном общении. Поэтому культурно-речевой аспект является основным в изуча­емом материале.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса рас­считано на 68 ч (34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных ча­са в 11 классе – 1 ч в неделю). Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Курс русского языка и литературы в 10-11 классах предпо­лагает освоение предмета с целью формирования у обучающих­ся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры лич­ности как неотъемлемых составляющих современного выпуск­ника общеобразовательной организации, способного ориентиро­ваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общече­ловеческих ценностей и общественной целесообразности адап­тироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству со­ставляющих мира человеческого бытия.

Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются личностные, метапредметные и пред­метные результаты.

Личностные результаты:

  • сформированность гармоничной языковой личности, спо­собной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской много­вековой культуре, толерантное отношение к языку и культу­ре народов многонациональной России и усвоение форм толе­рантного поведения в поликультурном мире;

  • через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование лич­ности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с разви­тием своего края, города, села;

  • посредством выявления языковых особенностей произведе­ний русской литературы, несущей мощнейший гуманисти­ческий заряд, формирование нравственного сознания и пове­дения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • через понимание эстетических основ художественного текс­та, выраженных языковыми средствами, приобщение обуча­ющихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относи­тельно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посред­ством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответ­ствии с общечеловеческими ценностями и идеалами граждан­ского общества;

  • через усвоение научных основ изучения русского языка обес­печение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к продуктивному общению и эф­фективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул веж­ливого общения, умения выбирать языковые средства, умест­ные в конкретной речевой ситуации;

  • обеспечение научного исследования и самостоятельной про­ектной деятельности языковыми средствами оформления по­исковой работы, владение соответствующими стилями речи;

  • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами раз­личной направленности и стилевой принадлежности, рефери­рования, тезирования, выявления основной мысли и приво­димых аргументов;

  • приобретение умений самостоятельного поиска решений и от­ветственности за принятое решение в ходе ведения исследова­тельской и проектной деятельности по предложенным линг­вистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

  • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собствен­ной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

  • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

  • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

  • формирование навыка познавательной рефлексии как осозна­ния правильности, целесообразности, эффективности и эко­логичности совершаемых действий и мыслительных процес­сов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагмен­там предложенных текстов нравственно-этической, социаль­но значимой и научно-публицистической тематики. Предметные результаты:

  • сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;

  • понимание характера обязательности, вариативности, допус­тимости в применении норм литературного языка; закрепле­ние навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повсе­дневного бытового, учебного, научного, делового общения;

  • владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения содер­жащейся в нём информации (основная/второстепенная, яв­ная/скрытая);

  • умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефе­ратов, сочинений разных жанров, а содержание грамматичес­ких правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгорит­мических предписаний;

  • более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёр­нутых аргументированных устных и письменных высказыва­ниях;

  • знание изобразительно-выразительных средств русского язы­ка и умение их применять;

  • осознание художественной картины мира, созданной в лите­ратурном произведении в единстве эмоционального личност­ного и интеллектуального понимания.

Содержание учебного предмета

  1. класс

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразитель­ность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Феде­рации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литератур­ного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основ­ные функциональные стили современного русского литератур­ного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омо­нимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синони­мы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхож­дение лексики современного русского языка. Лексика общеупот­ребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употреб­ления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и со­гласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Ос­новы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразова­ния. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Орфография

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирую­щие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление глас­ных после ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки пре- и при-.

Гласные ииы после приставок.

Употребление ъ и ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имён существительных. Распределение существитель­ных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существитель­ных и аббревиатур.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прила­гательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитичес­кие) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагатель­ных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемо­го; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имён прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лек­сико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных.

Особенности склонения имён числительных.

Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности упо­требления собирательных числительных.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды место­имений.

Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические ка­тегории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слит­ное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и крат­ких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния. Служебные части речи

Предлог. Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Со­юзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структу­ре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание час­тиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Повторение и обобщение пройденного.

11 класс

Повторение и обобщение изученного материала 10 класса

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные син­таксические единицы. Основные принципы русской пунктуа­ции. Пунктуационный анализ.

Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды син­таксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение. Понятие о предложении. Основные призна­ки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Второстепенные члены предложения.

Полные и неполные предложения.

Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложнённое и неосложнённое предложение.

Синтаксический разбор простого предложения.

Виды предложений по эмоциональной окраске. Предло­жения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односо­ставные предложения. Главные члены предложения. Тире меж­ду подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспро­странённые предложения. Второстепенные члены предложе­ния. Полные и неполные предложения. Тире в неполном пред­ложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложнённое и неосложнённое предложение.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в пред­ложениях с однородными членами. Знаки препинания при од­нородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препи­нания при однородных членах, соединённых неповторяющи­мися союзами. Знаки препинания при однородных членах, со­единённых повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препина­ния при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособ­ленные определения. Обособленные приложения. Обособлен­ные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, граммати­чески не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и слово­сочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрица­тельных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных пред­ложений.

Сложносочинённое предложение.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Син­таксический разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с не­сколькими придаточными. Синтаксический разбор сложнопод­чинённого предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессо­юзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессо­юзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Син­таксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препи­нания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и дру­гие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изуча­ющий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилисти­ческие. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, умест­ность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, изучаю­щий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выра­зительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысло­вые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания. М. В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шах­матов. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

Повторение и систематизация изученного материала.


Учебно-тематический план. 10 класс

№ п/п

Тема

Количество по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Введение

1

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

5

5

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

2

4

Морфемика и словообразование

2

2+1 (тестирование)

5

Орфография

3

4+1 (Р/р)

Самостоятельные части речи

6

Имя существительное

2

2+1 (Р/р)

7

Имя прилагательное

2

2

8

Имя числительное

1

2+1 (Р/р)

9

Местоимение

1

1

10

Глагол

3

1

11

Причастие

2

1

12

Деепричастие

1

1

12

Наречие

1

1+1 (Р/р)

13

Категория состояния

1

1

14

Служебные части речи

5

2+1(тест)

15

Повторение и обобщение изученного

3

-


Итого:

35

34


Тематическое планирование

10 класс (34 ч)


Основное содержание курса

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Введение(1 ч)

Русский язык среди языков мира. Богатство и вы­разительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Россий­ской Федерации и язык межнационального обще­ния народов России.

Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существо­вания национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (сти­лях); основные функциональные стили современ­ного русского литературного языка

Осознавать роль русского языка в жизни че­ловека и общества.

Осознавать функции русского языка как го­сударственного и языка межнационального общения.

Понимать роль и значение русского литера­турного языка.

Уметь выявлять характерные признаки раз­ных стилей, определять стилевую принад­лежность текста, создавать тексты разных стилей

Лексика. Фразеология. Лексикография (4 ч)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Осознавать роль слова в формировании и вы­ражении мыслей и чувств.

Слово и его значение. Однозначность и много­значность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употреб­ление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лекси­ка, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологиз­мов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография

Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей.

Расширять свой лексический запас. Определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паро­нимов, омонимов.

Осознавать выразительные возможности ука­занных групп слов, находить их в литератур­ном произведении. Определять роль изобразительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художес­твенного произведения, уметь сознательно употреблять их в своей речи.

Осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограничен­ную сферу употребления.

Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности. Уметь объяснить значение и происхождение фразеологизмов.

Уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 ч)

Основные понятия фонетики, графики, орфо­эпии.

Владеть основными терминами и понятиями раздела.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения глас­ных и согласных звуков. Ударение

Уметь объяснять причины появления воз­можных ошибок, связанных с фонетически­ми процессами в слове.

Уметь выполнять фонетический разбор. Вырабатывать правильное литературное про­изношение.

Уметь при необходимости сопоставить фоне­тические системы двух разных языков: рус­ского и изучаемого иностранного языка. Уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразитель­ности, определять их роль в произведении

Морфемика и словообразование (2 ч)

Основные понятия морфемики и словообразова­ния. Состав слова. Морфемы корневые и аффик­сальные. Основа слова. Основы производные и не­производные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразователь­ной цепочки.

Владеть основными терминами и понятиями раздела.

Употреблять их при выполнении аналитичес­ких упражнений по морфемике и словообра­зованию.

Понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим спо-

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современ­ном русском языке

собами образования слов, между словообразо­ванием и формообразованием.

Осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимич­ными морфемами.

Осознавать стилистические возможности морфем.

Находить в тексте художественного произве­дения слова с стилистически окрашенными морфемами.

Уметь объяснять роль стилистически окра­шенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении

Морфология и орфография (22 ч)

Орфография (3 ч)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий прин­цип русской орфографии. Фонетические, тради­ционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные глас­ные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе правила орфо­графии.

Осмыслить основные принципы русской ор­фографии, формировать на этой основе ор­фографическую грамотность

Употребление гласных после шипящих. Употреб­ление гласных после ц.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и соче­таний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-.

Гласные ишы после приставок.

Употребление ъиъ.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов


Самостоятельные части речи

Имя существительное (2 ч)

Имя существительное как часть речи. Лексико­грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение су­ществительных по родам. Существительные об­щего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аб­бревиатур.

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи. Определять грамматические признаки имени существительного.

Определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Уметь на этой основе выбирать верные формы соче­тающихся с именами существительнымиимён прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён сущест­вительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание

Понимать особенности выбора падежных окончаний имён существительных, выбирать верные в стилистическом и грамматическом плане варианты окончаний.

Обобщить правила написания сложных имён существительных и составных наименований. Выполнять морфологический разбор имён су­ществительных

Имя прилагательное (2 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-­грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качест­венных прилагательных. Простая (синтетичес­кая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилага­тельных. Особенности образования и употребле­ния кратких прилагательных. Синонимия крат­ких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные.

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи. Выявлять стилистические особенности про­стых и сложных форм степеней сравнения и на этой основе выбирать верные граммати­ческие формы степеней сравнения имён при­лагательных.

Выявлять особенности образования и упо­требления кратких прилагательных.

Уметь выбирать синонимические формы пол­ных и кратких имён прилагательных. Обосновывать свой выбор.

Выполнять морфологический разбор имён прилагательных.

Особенности образования и употребления притя­жательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прила­гательных. Особенности склонения притяжатель­ных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилага­тельных.

Правописание сложных имён прилагательных

Обоснованно выбирать верные формы падеж­ных окончаний имён прилагательных. Объяснять выбор написания имён прилага­тельных, использовать изобразительно-вы­разительные возможности имён прилагатель­ных в речи.

Находить в текстах художественных произве­дений имена прилагательные, выявлять эпи­теты и определять их роль в создании образа и настроения

Имя числительное (1 ч)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грам­матические разряды имён числительных. Про­стые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор имён числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных.

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения об имени числительном как части речи. Производить морфологический разбор имени числительного.

Анализировать особенности склонения имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особен­ности употребления собирательных числитель­ных

Понимать особенности употребления имён числительных в речи.

Употреблять в собственной речи верные фор­мы имён числительных

Местоимение (1 ч)

Местоимение как часть речи. Разряды местоиме­ний.

Значение, стилистические и грамматические осо­бенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о мес­тоимении как части речи.

Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Выполнять морфологический разбор место­имений.

Соблюдать правила правописания местоиме­ний в речевой практике

Глагол (3 ч)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъ­явительное, повелительное, сослагательное (ус­ловное).

Категория времени глагола.

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о гла­голе как части речи.

Понимать особенности грамматических кате­горий глагола.

Употреблять в речи правильные глагольные формы.

Уметь правильно образовывать формы глагола. Выполнять морфологический разбор глагола. Выбирать и обосновывать верные варианты глагола в собственной речевой практике.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов

Определять роль глаголов в предложении и тексте

Причастие (2 ч)

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причас­тий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагатель­ных.

Переход причастий в прилагательные и существи­тельные

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о при­частии как особой форме глагола.

Выполнять морфологический разбор причас­тия.

Понимать особенности образования причас­тий с учётом грамматических и сочетатель­ных норм.

Употреблять верные формы причастий в соб­ственной речи, обосновывать свой выбор

Деепричастие (1 ч)

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о дее­причастии как особой форме глагола. Выполнять морфологический разбор деепри­частия.

Переход деепричастий в наречия и предлоги

Осознавать процессы, приводящие к перехо­ду деепричастий в наречия и предлоги. Определять роль деепричастий в предложе­нии и тексте

Наречие (1 ч)

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наре­чий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. От­рицательные наречия. Слитное, раздельное и де­фисное написание наречий

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о на­речии как о части речи.

Производить морфологический разбор наречий. Выявлять признаки выбора написаний наре­чий, применять правила в речевой практике. Определять стилистические возможности наречий, осознавать необходимость верного употребления наречий в собственной речевой практике

Слова категории состояния (1 ч)

Грамматические особенности слов категории со­стояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состоя­ния

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о ка­тегории состояния как о части речи. Понимать сложность выявления слов кате­гории состояния и их отличия от наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Выполнять морфологический разбор слов ка­тегории состояния.

Определять роль слов категории состояния в предложении и тексте

Служебные части речи Предлог (1 ч)

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи. Выполнять морфологический разбор предло­гов.

Объяснять написание предлогов.

Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов

Союзы и союзные слова (2 ч)

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употребле­нию, структуре. Подчинительные союзы и союз­ные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о со­юзах и их грамматических признаках. Выполнять морфологический разбор союзов. Объяснять написание союзов.

Определять роль союзов в предложении и тек­сте.

Употреблять союзы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка

Частицы (1ч)

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о час­тицах и их грамматических признаках.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное на­писание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не'а ни с различными частями речи

Выполнять морфологический разбор частиц. Объяснять выбор верного написания частиц. Определять роль частиц в предложении и тек­сте.

Употреблять частицы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка

Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)

Междометие как особый разряд слов. Звукоподра­жательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности упо­требления междометий

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения о междометиях и их грамматических призна­ках.

Выполнять морфологический разбор междо­метий.

Объяснять выбор верного написания междо­метий.

Определять роль междометия в предложении и тексте.

Употреблять междометия в письменной и уст­ной речи в соответствии с нормами русского языка

Повторение и обобщение пройденного(3 ч)

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные сведения о частях речи, их грам­матических признаках, правописных нор­мах и стилистических возможностях упо­требления



Примерное тематическое планирование с практической частью.

10 класс

урока

Тема урока

Примечание

1

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка.

Основные функциональные стили.


2

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Однозначность и многозначность слов.


3

Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление.


4

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов


5

Происхождение лексики современного русского языка.


6

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.


7

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор.


8

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.


9

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.


10

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор Основные способы формообразования в современном русском языке.


11

Контрольное тестирование по темам: «Фонетика», «Лексика», «Морфемика и словообразование».


12

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.


13

Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и ц. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых и двойных согласных, сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ


14

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Буквы И-Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь знаков


15

Р/р. Сочинение по тексту публицистического стиля


16

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.


17

Имя существительное как часть речи. Лексико­грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. Существительные общего рода.

Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор.


18

Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание


19

Р/р. Сочинение по тексту художественного стиля


20

Имя прилагательное как часть речи. Разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных.


21

Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных, особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.


22

Имя числительное как часть речи. Лексико­грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор.


23

Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.


24

Р/р. Сочинение по тексту научно-популярного стиля


25

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.


26

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор.

Правописание глаголов.


27

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор.

Образование причастий.

Правописание суффиксов.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.


28

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия. Переход деепричастий в наречия и предлоги.


29

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.


30

Р/р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту


31

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.


32

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления. Морфологический разбор. Правописание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Морфологический разбор. Правописание союзов.


33

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение, употребление и написание. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Функционально­стилистические особенности употребления междометий.


34

Итоговое контрольное тестирование за курс 10 класса.




Учебно-тематическое планирование. 11 класс

п/п

Раздел/тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Введение. Повторение изученного в 10 классе

2

-

2

I. Синтаксис и пунктуация




Основные понятия синтаксиса и пунктуации

1

1

3

Словосочетание

2

1


Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения

4

4 (3+1КТ)

4

Простое осложненное предложение

8

7(6+1Р.Р)

5

Сложное предложение

7

7(6+1Р.Р)

6

Предложения с чужой речью

2

2

7

Употребление знаков препинания

1

3(2+1Р.Р)

8

II. Культура речи

2

3

9

III. Стилистика

2

5(3+1К.Т.+1Р.Р)

10

IV. Из истории русского языкознания

1

1


Повторение и систематизация изученного

3

-


Итого:

35

34


Тематическое планирование

11 класс (34 ч)

Основное содержание курса

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Повторение и обобщение изученного материала 10 класса (2 ч)

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные сведения о частях речи, их граммати­ческих признаках, правописных нормах и сти­листических возможностях употребления

Синтаксис и пунктуация (25 ч)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации (1ч)

Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ

Знать основные принципы русской пунктуа­ции.

Выполнять пунктуационный анализ

Словосочетание (2 ч)

Классификация словосочетаний. Виды синтак­сической связи.

Синтаксический разбор словосочетания

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные в основной школе сведения о словосо­четаниях, их строении и значении. Моделировать и употреблять в речи синоними­ческие по значению и строению словосочетания

Предложение (4 ч)

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные в основной школе сведения о предло­жениях, их строении и значении.



Основное содержание курса

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Однородные члены предложения (3 ч)

Знаки препинания в предложениях с однород­ными членами. Знаки препинания при одно­родных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однород­ных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и пар­ными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные в основной школе сведения об одно­родных членах предложения, способах их со­единения.

Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Моделировать предложения с различными ря­дами однородных членов.

Выявлять выразительные возможности одно­родных членов предложения.

Наблюдать и анализировать, как изменяется характер восприятия предложений в зависи­мости от включения различных рядов однород­ных членов

Обособленные члены предложения (3 ч)

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоедини тельные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные в основной школе сведения об обособ­ленных членах предложения.

Находить в тексте предложения с обособленны­ми членами, определять их выразительные воз­можности.

Анализировать структурные особенности пред­ложений с обособлениями и расставлять на этой основе знаки препинания в предложениях с обо­собленными членами.

Моделировать предложения с обособленными членами. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обо­собленными членами

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (2 ч)

Знаки препинания при обращениях. Знаки пре­пинания при вводных словах и словосочетани­ях. Знаки препинания при вставных конструк­циях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопроситель­но-восклицательных словах

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные в основной школе сведения о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Моделировать предложения с включением в них обращений и вводных слов.

Учитывать выразительные возможности обра­щений, вводных слов и вставных конструкций при анализе художественного текста. Использовать выразительные возможности об­ращений и вставных конструкций в речи

Сложное предложение (7 ч)

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточ­ных предложений.

Сложносочинённое предложение.

Знаки препинания в сложносочинённом предло­жении. Синтаксический разбор сложносочинён­ного предложения.

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные в основной школе сведения о сложном предложении.

Понимать синонимию сложного предложения. Уметь моделировать сложные предложения разной синтаксической структуры, преобразо­вывать сложные предложении в простые и на­оборот.

Сложноподчинённое предложение. Знаки пре­пинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический раз­бор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчинённом пред­ложении с несколькими придаточными. Син­таксический разбор сложноподчинённого пред­ложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки пре­пинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном пред­ложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.

Различать смысловые и грамматические осо­бенности сложных предложений разных видов. Уметь использовать сложные предложения разной структуры при создании собственного текста

Предложения с чужой речью (2 ч)

Способы передачи чужой речи. Знаки препина­ния при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные в основной школе сведения о предло­жениях с чужой речью.


Анализировать структурные особенности пред­ложений с чужой речью.

Выявлять основные пунктуационные призна­ки, определяющие постановку знаков препина­ния в предложениях с чужой речью.

Уметь пользоваться синонимическими возмож­ностями предложений с чужой речью разных типов.

Правильно употреблять знаки препинания при цитировании

Употребление знаков препинания (1 ч)

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Мно­готочие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация

Повторить, обобщить и систематизировать по­лученные сведения об употреблении знаков пре­пинания.

Понимать смыслоразличительную функцию знаков препинания.

Уметь анализировать трудные случаи пунктуа­ционного оформления письменного высказыва­ния

Культура речи (2 ч)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Понятие о норме литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцен-тологические, словообразовательные, лексичес­кие, морфологические, синтаксические, сти­листические. Орфографические и пунктуацион­ные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразитель­ность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Оратор­ская речь и такт

Повторить, обобщить и систематизировать све­дения о языке и речи.

Уметь находить информацию о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Видеть ошибки и исправлять их в соответствии с нормами русского литературного языка.

Определять качества хорошей речи.

Соблюдать требования к коммуникативным качествам хорошей речи в собственной речевой практике.

Моделировать ораторские тексты разной на­правленности, различных речевых жанров

Стилистика(3 ч)

Стилистика как раздел науки о языке, изучаю­щий стили языка и стили речи, а также изобра-зительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных сти­лей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы. Текст. Основные признаки текста. Функцио-нально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Понимать стилистические требования к орга­низации избранного говорящим языкового ма­териала.

Находить при анализе художественного текста различные тропы.

Уметь доказать принадлежность текста к тому или иному стилю, различать стили речи по лек­сическим, морфологическим, синтаксическим признакам.

Уметь сопоставлять тексты разных стилей. Знать жанры, характерные для каждого стиля речи.

Из истории русского языкознания. М.В. Ломо­носов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Д.Н. Ушаков.

В. В. Виноградов. С. И. Ожегов

Уметь создавать тексты разных стилей и жан­ров.

Знать и уметь сформулировать основные при­знаки текста.

Различать функционально-смысловые типы речи.

Моделировать тексты разных стилей и типов в зависимости от речевого замысла и поставлен­ной задачи подготовленного сообщения. Расширять лингвистический кругозор. Осознавать роль великих русских учёных-лингвистов в истории русского языкознания

Повторение и систематизация изученного (3 ч)

Повторить, обобщить и систематизировать

сведения, полученные в ходе обучения курсу в 10-11 классах


Примерное тематическое планирование с практической частью.

11 класс

урока

Тема урока

Примечание

1.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ


2.

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания


3.

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Двусоставные и односоставные предложения


4.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения


5.

Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.

Тире в неполном предложении. Инверсия Синонимия разных типов простого предложения


6.

Контрольное тестирование по теме «Словосочетание. Простое предложение»


7.

Однородные члены предложения

Знаки препинания в предложениях с однородными членами при однородных и неоднородных определениях, приложениях, соединенных неповторяющимися союзами


8.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах


9.

Обособленные члены предложения Знаки препинания при обособленных членах предложения и необособленные определениях, приложениях, обстоятельствах, дополнениях


10.

Обособленные обстоятельства, дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте


11.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением Знаки препинания при обращениях, вводных словах и словосочетаниях


12.

Знаки препинания при вставных конструкциях Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-­восклицательных словах


13.

Р/р. Сочинение по прочитанному тексту публицистического стиля


14.

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор


15.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным


16.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения


17.

Р/р. Сочинение по прочитанному тексту художественного стиля


18.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении


19.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения


20.

Сложные предложения с разными видами связи. Синонимия разных типов сложного предложения


21.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи


22.

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания



при цитатах


23.

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире


24.

Многоточие и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки. Авторская пунктуация


25.

Р/р. Сочинение по прочитанному тексту научно­популярного стиля


26.

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи


27.

Правильность речи. Норма литературного языка


28.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.


29.

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно­-выразительные средства. Функциональные стили.


30.

Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.


31.

Особенности литературно-художественной речи. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров


32.

Р/р. Сочинение по прочитанному тексту


33.

Итоговое контрольное тестирование


34.

Из истории языка. М.В.Ломоносов, А.Х Востоков, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Я.К. Грот, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов





Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения русского языка ученик научится:

  • различать основные единицы языка, их признаки и взаимо­связь;

  • применять орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источни­ков: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различ­ных информационных носителях, официально-деловых текс­тов, справочной литературы;

  • владеть приёмами информационной переработки прочитан­ных и прослушанных текстов и представлять их в виде тези­сов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собс­твенные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешнос­ти в достижении прогнозируемого результата, анализиро­вать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;

  • употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;

  • анализировать научные (учебно-научные, научно-популяр­ные), официально-деловые, публицистические тексты и тек­сты других функциональных разновидностей языка с точки зрения специфики использования в них лексических, морфо­логических, синтаксических средств;

  • распознавать тексты научного, официально-делового, публи­цистического стилей и тексты других функциональных раз­новидностей языка по их экстралингвистическим и лингвис­тическим признакам;

  • создавать учебно-научные, официально-деловые, публицисти­ческие тексты (в устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разно­видностями языка;

  • проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобра­зительно-выразительных средств;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чисто­ты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительнос­ти речи;

  • осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в со­ответствии со сферами и ситуациями речевого общения;

  • соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпи­ческие, лексические, грамматические и стилистические нор­мы современного русского литературного языка;

  • осуществлять речевой самоконтроль; анализировать соб­ственную речь с точки зрения её эффективности в достиже­нии поставленных коммуникативных задач;

  • владеть разными способами редактирования текстов;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культур­ной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • опознавать единицы языка с национально-культурным ком­понентом значения в произведениях художественной литера­туры и исторических текстах;

  • с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологи­ческих и др.) объяснять значение единиц языка с националь­но-культурным компонентом.


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник: в 2 ч.

  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Методическое пособие. Тема­тическое планирование. Поурочные разработки к учебникуН.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Рус­ский язык». 1011- классы.

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,Мищерина М.А. Русский язык: ЕГЭ: пособие для учащихся.

  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфогра­фия и пунктуация. 10-11 классы: пособие для учащихся.

  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы.

  6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: трудные вопро­сы морфологии. 10-11 классы.

Словари и справочники

  1. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. Свыше 100 000 слов. Грамматическая информация. Труд­ные случаи. М., 2010.

  2. Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. М., 2012.

  3. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному рус­скому языку. М., 2010.

  4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010.

  5. Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. М., 2010.

  6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2006.

  7. Николина Н.А Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2010.

  8. Николина Н.А Школьный словарь лингвистических терми­нов. М., 2012.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.

  10. Розенталь Д.Э., Теленкова МА. Словарь трудностей русско­го языка. М., 2003.

  11. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь уста­ревших слов русского языка. М., 2005.

  12. Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2013.

  13. Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010 и послед.изд.

  14. Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. М., 2010.

  15. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского язы­ка. М., 2003.

  16. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004.

  17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный эти­мологический словарь русской фразеологии. М., 2011.

  18. Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2009

Электронные информационные ресурсы

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина МА. Русский язык. 10-11 классы: электронный учебник.

  2. Методический раздел издательства «Русское слово»: русское-слово.рф.

  3. Справочно-информационный портал «Грамота»:www.gramota.ru.

  4. Справочный портал по русскому языку «Культура письмен­ной речи»: www.gramma.ru.

  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская лите­ратура и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.

  6. Федеральный институт педагогических измерений: old.fipi.ru.

  7. Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.

  8. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru

  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!