СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа среднего общего образования по предмету "Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП создана в соответствии со следующими документами и инструктивно-методическими материалами: Конституция РФ, ФЗ №273 "Об образовании в РФ", Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, кодификатор элементов содержания, спецификация КИМ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего общего образования по предмету "Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области














«Согласовано на заседании

ШМО естественнонаучного цикла.

Рекомендуется к утверждению»

Протокол №1

«22» августа 2020 г.

Руководитель ШМО

___________О.А. Федорова


«Согласовано»

«24» августа 2020 г.

Зам. директора по УР

____________ Н.А. Журавлева


Утверждена приказом №268

от «27» августа 2020 г.

Директор МБОУ «Пилюгинская СОШ» ______________Е. Г. Михалева




Рабочая программа

среднего общего образования по предмету «Элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию»

11 класс

(срок реализации 1 год)













Составитель: учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории О.А. Федорова


Содержание

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка:

2.1. Нормативные документы.

2.2 Ведущие целевые установки.

2.3. Цели обучения с учетом специфики предмета

2.4. Задачи обучения.

2.5. Общая характеристика учебного предмета.

2.6. Общая характеристика учебного процесса.

2.7. Обоснование выбора УМК.

2.8. Описание места предмета в учебном плане.

2.9. Планируемые результаты обучения.

3. Содержание элективного курса.

4. Тематическое планирование.

5. Система оценивания.



2. Пояснительная записка:

2.1. Нормативные документы:

Рабочая программа для элективного курса по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (п. 3.3. «Развитие образования»);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ №413 от 17.05.2012 МО РФ);

  • Программа развития МБОУ «Пилюгинская средняя общеобразовательная школа».

  • Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ «Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»;

  • Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Обществознание», 10-11 классы. - 3-е изд.– М., «Просвещение», 2017 г.

  • Программа развития МБОУ «Пилюгинская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2023 гг.;

  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Базисный учебный план;

  • Учебный план на учебный год.

2.2. Ведущие целевые установки:

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом, конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по обществознанию с учётом уровня подготовки обучающихся, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса.

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести обучающихся в мир общественных отношений и научиться жить в этом мире; будет способствовать определению обучающимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у обучающихся представления о себе как гражданине общества.


2.3. Цели обучения с учетом специфики предмета:

Цели обществоведческого образования в старшей школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для старшего возраста; освоению обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, элективный курс по предмету «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию» в старшей школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников, а так же наиболее разносторонней подготовке к ЕГЭ. Данный курс включает в себя анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий ЕГЭ прошлых лет.


2.4. Задачи обучения:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

  • помощь в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

  • ориентация обучающихся на гуманистические и демократические ценности.


Исходя из заявленных целей выдвигаются сле­дующие образовательные задачи преподава­ния курса «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию»:

-  ознакомление школьников с отечественны­ми и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

-  раскрытие закономерностей общественной жизни;

-  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

-  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

-  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;

-  формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;

-  создание условий для раскрытия творчес­ких способностей личности;

-  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

-  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

-  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

-  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

-  понимание ценности образования в совре­менном мире и активизация стремления к самообразованию;

-  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся соци­альных устоев и общественной стабильности.

- дополнительная подготовка к ЕГЭ


2.5. Общая характеристика учебного предмета:

«Обществознание» - учебный предмет в старшей школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета, многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают  интегративный характер обществознания, который берет начало в основной и сохраняется в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Обществознание представляется очень специ­фической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществоз­нания состоит в том, что здесь не только рассмат­риваются новые содержательные области (напри­мер, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литерату­ры, географии, биологии и др.), а также привлека­ется социальный опыт школьников.


2.6. Общая характеристика учебного процесса:

В XI классе происходит осмысление процессов, происходящих в совре­менном глобальном мире с точки зрения полу­ченного ранее опыта и приобретенной системы знаний. Таким образом, выстраивается модель: опыт-систематизация-осмысление. Это может быть представлено в виде таблицы.

Ступень образования

Уровень мышления

Уровень действий

Уровень понимания

Уровень коммуникации

XI класс

Глобальный

Осмысление

Зачем так поступать? В чем смысл моих действий?

Я в глобальном мире

Каждый следующий уровень (мышления, дей­ствий, понимания, коммуникации) не должен по­ниматься в отрыве от предыдущего - необходимо органически включать на новой ступени то, что было на ранней стадии. Так, например, в XI классе будет использоваться практический опыт обучающихся и уровень систематизации знаний для осмысления происходящих в обществе явлений. При этом необходимо сохранить межкурсовую пре­емственность и межпредметное взаимодействие. Уровневый подход сочетает в себе сильные сто­роны линейности и концентричности. Приоритет отдается практической направленности и кон­кретности рассматриваемых вопросов. С самого начала изучения предмета делается упор на развитие логики, коммуникативных навыков.

Позитивистский (фактологический) подход в обществознании следует сочетать с проблемным преподаванием. Представляется неэффектив­ным превращать обучение в заучивание набора определенных теорий, признаков, характерис­тик, законов, терминов и т.п. В старшем школь­ном звене (XI класс) рассмотрение обще­ственных проблем становится ведущим способом рассмотрения содержания обществознания. Преподавание строится на нарастании проблемности в каждом этапе, а так же увеличении доли самостоятельной деятельности обучающихся (увеличивается число сообщений, рефератов, проектов).

С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях обучающихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т.п. организуется дистанционное обучение в следующих формах: через электронный дневник школы; через сайт школы; через общение с помощью электронной почты обучающихся, педагогов; через online-тестирование при подготовке к региональным экзаменам, ЕГЭ.


2.7. Обоснование выбора УМК:

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию предметной линии под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Обществознание», 10-11 классы. - 3-е изд.– М., «Просвещение», 2017 г., который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для старшей школы, но, учитывая современные требования к подготовке обучающихся, дополнен учебниками для ВУЗов, правовой литературой. Для проведения тестирования используются официальные издания ФИПИ, материалы сайтов ege.edu.ru, statgrad.mioo.ru, reshuege.ru, ege.yandex.ru, ege56.ru


2.8. Описание места предмета в учебном плане:

Элективный курс по предмету «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию» входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с русским языком, историей, литературой. В данном учебном заведении предмет изучается в 11 классе. Учебное время, которое отводится на изучение предмета: 34 часа на курс в 11 классе.


2.9. Планируемые результаты обучения

Человек в социальном измерении

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

Выпускник научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Общество — большой «дом» человечества

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём

Выпускник научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

Выпускник научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Мир социальных отношений

Выпускник научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Политическая жизнь общества

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Выпускник научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

Человек в меняющемся обществе

Выпускник научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

Практические умения

Уверенная работа с материалами итоговой аттестации


3. Содержание элективного курса:

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном год. Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2020. Типичные ошибки последних двух лет.

Тема 1. Возникновение общества и государства. Подходы к изучению общества. Системное строение общества, элементы, подсистемы. Познание окружающего мира. Типология обществ. Цивилизация и общество. Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории и общества.

Тема 2. Современное общество. Современное общество. Модернизация. Глобализация человеческого общества. Мировая система. Основные проблемы и тенденции развития современного общества. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Тема 3. Человек в системе общественных отношений. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивидуума. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Конфликт и протестное движение. Отклоняющееся и противоправное поведение. Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе. Ценности и нормы. Общественная значимость и личный смысл образования.

Тема 4. Социальные отношения. Социальные группы, стратификация, конфликты. Социальный статус. Социальная роль. Виды социальных норм. Социальный контроль. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Этнические общности. Социальные группы. Социальная мобильность и ее виды. Отклоняющееся поведение. Этнические общности. Межнациональные отношения, конфликты, пути их разрешения.

Тема 5. Человек как творец и творение культуры. Понятие культуры и ее многообразие. Этическая основа культуры. Нравственное и моральное поведение. Нравственные категории добродетели. Счастье, удовольствие, гедонизм. Справедливость и равенство. Проблемы духовной жизни человека и общества.

Тема 6. Общество и личность. Структура человеческой психики. Элементы человеческой психики и сознания. Влияние общества, семьи на личность. Проблемы социализации человека.

Тема 7. Экономические основы общества. Законы экономического развития. Связь экономики и общества. Рыночное общество. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и рост. Эволюция капитализма. Отношения между трудом и капиталом. Разделение труда и специализация. Рыночная экономика в условиях современной России. Производитель на рынке. Предпринимательство и бизнес. Инфраструктура рыночной экономики. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Предпринимательство и бизнес в современной России. Рынок труда и безработица.

Тема 8. Политические основы общества. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Сущность и организация, функции государства. Формы государства. Государственный аппарат. Местное самоуправление. Модели политической системы современного общества. Типология политических режимов. Условия политической жизни. Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. Субъекты политической жизни. Политическая элита, политические партии. Избирательный процесс. Гражданское общество. Правовое государство. Политическое участие. Гражданство и основания его приобретения.

Тема 9. Правовые основы общества. Происхождение права, его формы, структура. Источники права. Правовые акты. Правонарушения. Правосудие в современной России. Юридическая ответственность. Частное право. Публичное право. Отрасли российского права. Право и дееспособность. Гражданское, уголовное, трудовое, конституционное, семейное, административное право. Поведение человека в правовой сфере. Федерация и ее субъекты. Состав федерации и принцип федерализма. Конституционный статус субъектов. Основы разграничения полномочий между органами государственной власти федерации и субъектами. Ветви власти. Система органов государственной власти. Госаппарат. Виды органов государства. Полномочия Президента, Парламента, местной власти. Правоохранительные органы. Правовая культура. Правовое сознание. Конституция РФ и конституционные права граждан. Прямая и представительная демократия. Референдум. Избирательные системы.

Тема 10. Практические занятия: решение демоверсий, работа с источниками социальной информации, критическое осмысливание актуальной информации, формирование на этой основе собственных заключений, суждений (написание рефератов, и их защита), решение практических задач отражающих типичные ситуации, освоение типичных социальных ролей через участие в играх на практических занятиях, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению.

Тема 11. Решение заданий части. Задания 21-24: работа с текстом; №25-27: приведение примеров из обществоведческой жизни и личного опыта; №28: составление плана.

Тема 12. Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против». Использование схемы-связки.

Итоговое тестирование.


4. Тематическое планирование


п.п.

Тема

Количество часов

1

Возникновение общества и государства. Подходы к изучению общества.

4

2

Современное общество

3

3

Человек в системе общественных отношений

3

4

Социальные отношения

3

5

Человек как творец и творение культуры

1

6

Общество и личность. Пробный ЕГЭ

3

7

Экономические основы общества

3

8

Политические основы общества

3

9

Правовые основы общества

3

10

Практические занятия

2

11

Решение заданий части 2.

3

12

Эссе. Итоговый контроль

3


Итого

34 ч



Темы контрольных работ

Дата проведения

1

Пробный ЕГЭ

20.01.21.

2

Итоговое тестирование в форме ЕГЭ

12.05.21.


Итого

2



урока

Тема

Характеристика деятельности обучающихся


Тема урока


Тема 1. «Возникновение общества и государства. Подходы к изучению общества» - 4 ч.


1

Типы общества. Познание окружающего мира.


Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

2

Структура общества. Исторические формы общностей

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

3

Строение общества. Типы общества

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

4

Цивилизация и общество. Цивилизационный и формационный подходы.

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию


Тема 2. «Современное общество» - 3 ч.


5

Современное общество. Модернизация


Формировать у обучающихся способности к структурированию изученного материала; навыки индивидуальной работы с дидактическим материалом

6

Глобализация человеческого общества. Мировая система

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

7

Основные тенденции и проблемы развития современного общества

Составлять схемы, работать с документами


Тема 3. «Человек в системе общественных отношений» - 3 ч.


8

Индивид, индивидуальность, личность

Работать с текстом учебника, применять элементы деловой игры, исследовательской работы, дискуссии

9

Социальная стратификация. Социальная мобильность

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

10

Социальный статус. Социальная роль. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию


Тема 4. «Социальные отношения» - 3 ч.


11

Социальное взаимодействие. Конфликт и протестное движение

Работать с текстом учебника, применять элементы деловой игры, исследовательской работы, дискуссии

12

Молодежь, как социальная группа

Составлять схемы, работать с документами, выполнять проектную деятельность

13

Этнические общности

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию


Тема 5. «Человек как творец и творение культуры» - 1 ч.


14

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Искусство, наука. Религия

Составлять схемы, работать с документами, выполнять проектную деятельность


Тема 6. «Общество и личность» - 3 ч.



15

Структура человеческой психики. Элементы человеческой психики и сознания

Формировать у обучающихся способности к структурированию изученного материала; навыки индивидуальной работы с дидактическим материалом

16

Влияние общества на личность

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

17

«Проблемы социализации человека» Урок-семинар


Работать с дополнительным материалом


Тема 7. «Экономические основы общества» - 3 ч.


18

Экономика как наука. Экономическая культура. Типы экономических систем. Многообразие рынков. Экономические циклы. Измерители экономической деятельности

Знать основные черты традиционной, плановой, административной, рыночной и смешанной экономических систем, уметь приводить примеры. Знать различия в специализации труда, причины разделения труда, основные тенденции развития.

19

Разделение труда и специализация. Государственный бюджет и госдолг.

Денежно-кредитная политика. Налоговая политика

Знать структуру государственного бюджета, правовые основы формирования и утверждения бюджета, знать понятие и виды госдолга. Знать косвенные и прямые налоги

20

Предпринимательство и бизнес. Роль государства в экономике.

Рынок труда. Безработица

Знать основные экономические циклы, уметь выражать их графически, знать аббревиатуру ВВП, ВНП и показатели этих измерителей. Знать основные виды рынков


Тема 8. «Политические основы общества» - 3 ч.


21

Политическая власть. Гражданское общество и его типы. Сущность и организация государства.

Уметь характеризовать особенности властных отношений, анализировать конкретные государства с точки зрения определенного типа власти, давать определения понятиям: «власть», «легитимность».

22

Госаппарат. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство

Знать, что представляет собой государство как политический институт общества, уметь характеризовать основные признаки государства, уметь описывать особенности территориального устройства государства на примере. Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе. Знать некоторые особенности истории земства в России, характеризовать основные функции местного самоуправления. Знать понятия и черты

23

Избирательная система России (лекция).

Характеристика основных политических сил РФ. Практическое занятие по теме «Политика»

Выполнить задания, владеть основной терминологией. Использовать навык конспектирования, знать основные черты и противоречия избирательной системы РФ. Знать признаки мажоритарной, пропорциональной и смешанной систем. Знать основные партии России, их лидеров, уметь характеризовать программы и деятельность, показывать преемственность партийной системы в целом.


Тема 9. «Правовые основы общества - 3 ч.


24

Происхождение права, его формы и структура. Отрасли права и правовые системы. Правосудие в современной России. Юридическая ответственность. Право и дееспособность граждан.

Давать определение понятию «право», объяснять суть концепций правопонимания, анализируя их положительные и отрицательные стороны, характеризовать источники права, знать иерархию соподчинения нормативно-правовых актов, доказывать значимость права в обществе. Уметь разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны, уметь написать исковое заявление в суд.

25

Частное и публичное право. Конституционное право. Конституционный статус субъектов РФ. Конституционный статус Президента, Федерального Собрания, Госдумы, Правительства РФ

Знать, что такое юридическая ответственность, и в каких случаях наступает, характеризовать состав правонарушения, знать основные виды наказаний, разъяснять сущность принципа «презумпции невиновности». Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности, разъяснять сущность право- и дееспособности, знать особенности регулирования трудовых, семейных правоотношений.

26

Гражданское право. Административное, трудовое и уголовное законодательство. Основы семейного права

Знать конституционный статус личности, права, свободы и обязанности в сферах: политической, экономической, духовной, личные права; знать конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Знать конституционный статус субъектов, полномочия «центра», структуру РФ. Знать административную ответственность несовершеннолетних, принципы трудового права, особенности труда несовершеннолетних граждан, принципы семейного права.


Тема 10. «Практическое занятие - 2 ч.


27

Реализация практических знаний по обществознанию

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

28

Пробный ЕГЭ

Знать основные способы решения заданий


Тема 11. «Решение заданий части 2» - 3 ч.


29

Решение заданий (№21-24, работа с текстом)

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

30

Решение заданий (№25-27, приведение примеров, аргументов)

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию

31

Решение заданий (№28, составление плана)

Уметь работать с источниками социальной информации, критически оценивать их, решать практические ситуационные задачи, аргументировано защищать свою позицию


Тема 12. «Написание эссе» - 3 ч.


32

Структура эссе по обществознанию (№29)

Знать основные структурные элементы эссе

33

Практическое занятие (№29)

Написать эссе по выбранной теме

34

Итоговое тестирование в форме ЕГЭ

Выполнять тестовые задания


5. Система оценивания

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Два недочета приравнивается к одной ошибке.

 Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»)

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

Базовый уровень достижений—уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных

задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»

"З" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!