СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа среднего общего образования по элективному учебному предмету "Литература народов Севера" (базовый уровень) 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание элективного учебного предмета нацелено  на достижение личностных,  метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода,  обеспечивает совершенствование   основных читательских и литературоведческих компетенций, достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего общего образования по элективному учебному предмету "Литература народов Севера" (базовый уровень) 10-11 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа среднего общего образования по элективному учебному предмету «Литература народов Севера» (базовый уровень) разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень);

  • Авторской программы Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. Литература Ямала. 11 класс.//ЯНАОИПКРО.-Салехард, 2004г

  • Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XXвека. Сборник литературно-критических статей.- Салехард, ЯНАОИПКРО, 2001

  • Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей»;

  • Образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей»;

  • Учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей»

Данная рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. «Литература Ямала. 11 класс». /ЯНАОИПКРО.-Салехард, 2004г. Программы национально-регионального компонента государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» 11 класс. Количество недельных часов, отведенных на учебный предмет в соответствии с учебным планом – 1 час в неделю; количество часов, отведенных на весь курс в 11 классе – 17 часов.

Содержание программы элективного курса.

Содержание элективного учебного предмета нацелено на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивает совершенствование основных читательских и литературоведческих компетенций, достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов

Цель курса: сформировать у учащихся представление о литературе народов Севера, тенденциях и особенностях ее развития.

Основные задачи курса:

- изучение произведений писателей в контексте общероссийского историко-литературного процесса, в связи с его основными тенденциями;

- обновление в образовательной практике предметного содержания школьного образования с учётом межкультурного и проблемного подходов к его определению;

- формирование стимула для поиска дополнительной информации;

- развитие навыков творческой работы;

- участие в курсе, где конечным результатом является защита реферата.

Принципы отбора и структурирования материала:

- литературная и общественная значимость произведения, их литературно-критическая оценка;

- репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;

- доступность литературного произведения школьникам.

Рабочая программа по элективному учебному предмету курса «Литература народов Севера» рассчитана на учащихся гуманитарного профиля 11-х классов. В программе дана целостная система представлений о литературе народов Севера 20-го века. Предлагаемые произведения писателей и публицистов Севера подобраны таким образом, чтобы наиболее ярко показать жизнь, обычаи и законы коренных жителей округа и драматические события ямальской истории ХХ в.

Программа курса направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно-богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной в будущем на участие в духовном развитии общества.

Принципы изучения литературы народа Севера в школе следующие:

1. Изучение литературы народов Севера в контексте общероссийского литературного процесса, созданные под влиянием художественных тенденций общероссийского масштаба или в очевидной связи с ними.

2. Верность эстетическим критериям при отборе произведений для анализа и оценки их идейно-эстетических достоинств, предполагающая ориентацию на «образцы» художественной культуры и искусства слова, т.е. на наиболее значительные произведения отечественной словесности, созданные в тот или иной период развития литературы Ямала, такие как: И. Истомин, Л. Лапцуй, Р. Ругин, А. Неркаги, которые вошли в золотой фонд ямальской литературы.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Курс по выбору организуется как цикл лекций, систематизирующий материал, предлагаемый для чтения и анализа. Кроме этого используются такие формы обучения, как: рассказ, беседа, семинар, практикум, самостоятельная работа. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество- сотворчество- знание и умение, в программе предлагается система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», «Анализ лирического стихотворения». Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, разнообразным видам устных и письменных работ:

- сочинения-рассуждения;

- эссе;

- критические статьи;

- рецензии.

Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою мысль и корректно опровергать оппонентов

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, проблемно-поискового обучения, элементы технологии критического мышления, проектной деятельности

Виды и формы контроля знаний, умений, навыков

В качестве форм текущего контроля знаний используются сочинения, творческие мини-работы при изучении отдельных тем (что обеспечивает формирование навыка монологического письменного высказывания). Кроме того, как форма текущего контроля используются публичные доклады, сопровождающиеся слайдовыми презентациями, дающие учащимся возможность трансляции проведённого собственного мини-исследования.

Межпредметные связи.

Произведения литературы Ямала рассматриваются в контексте общероссийского историко-литературного процесса, в связи с его основными тенденциями; в социально-историческом контексте, что формирует у учащихся историзм мышления, обогащает культурно-историческую память, воспитывает активное отношение к действительности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения элективного курса «Литература народов Севера» у учащихся должны быть сформированы следующие знания и представления:

1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных сведений о коренных народах Ямала;

2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Ямала;

3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной культуры;

4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;

5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Ямала;

6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные произведения;

7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных писателей;

8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала в связи с изменениями в общественной жизни в России в конце ХХ в.;

9) понимание глубинных связей мировой, русской и северной литератур;

10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.

Учебно- тематический план

11 класс

Содержание

Кол-во часов

Контрольная работа

1. Введение

1


2 Литература народов Севера

15час

3

3. Современная поэзия

1час

1


4

Основное содержание программы

Введение. 1ч.

Сведения о численности, этническом составе, расселении, занятиях, верованиях коренных народов Ямала. Угро-финская общность языков и народов. Ближайшие «родственники» коренных народов Ямала в Европе. Формирование письменности у коренных народов Севера.

Тема 1. Ямальская тундра глазами русского путешественника - 2 ч.

(анализ книги В.П. Евладова «По тундрам Ямала к Белому острову»). Историческая основа книги. Описания климата, жилища, рациона ненцев. Отношение к оленю. Отношение ненцев между собой. Богатые и бедные ненцы. Нравы и обычаи. Отношение к Советской власти.

Тема 2. Ненцы о самих себе - 2 ч.

(по фрагментам книг Е.Г. Сусой «Из глубины веков» и Н. Н. Ядне «Я родом из детства»). Психологический портрет ненца. Воспитание детей у ненцев. Ненецкая семья. Этикет ненцев. Праздники. Отношение к женщине. Календарь ненцев. Описание чума.

Одежда и гигиена ненцев. Отношение ненцев к образованию. Учеба в интернате: плюсы и минусы.

Тема 3. Понятие об антиутопии в северной литературе - 2 ч.

Драматическая судьба автора книги. «Живун» - книга о попытке построить счастливое общество.

Понятие об утопии и антиутопии. Причины краха утопического эксперимента.

Тема 4. Своеобразие поэзии Л. Лапцуя. Поэма «Ири» -1ч.

Противоречивость жизненного пути Леонида Лапцуя. Реальный прототип героя поэмы – И.Г.Истомин. Композиция поэмы. Трагедия больного ребенка. Мир подростков в поэме.

Исторический оптимизм поэмы и реальности жизни. Принципы социалистического реализма в поэме.

Тема 5. Романтические тенденции в поэзии Р. Ругина - 1 ч.

Понятие о романтизме в литературе. Характерные черты романтическогостиля. Краткая биография Р. Ругина. Анализ 1-2 стихотворений Р. Ругина и определение в них черт романтической поэтики.

Тема 6. Тема защиты северной природы в творчестве Р.Ругина - 1 ч.

Содержание и идейный смысл повести Р. Ругина «Гул далекой буровой». Проблематика повести. Группировка персонажей. «Плохие» и «хорошие» герои повести.

Тема 7. Проблема выживания народа в книге Е.Айпина - 2 ч

«Ханты, или Звезда Утренней Зари»

Краткая биография Е.Айпина. Композиция книги «Ханты…». Образ главного героя. Размышления героя о жизни. Проблематика книги. Этнографический пласт в произведении.

Отношения с пришельцами. Трагический финал.

Тема 8. Проблема выбора пути (о повести А.Неркаги «Анико из рода Ного»). - 1 ч.

Краткая биография Анны Неркаги. Повесть «Анико из рода Ного» - первое искреннее и откровенное произведение о проблемах коренных народов. Проблематика повести. Взаимоотношение человека и зверя. Тема волка в повести. Проблема смерти в повести.

Драма главной героини. Проблема выбора пути. - 1 ч.

Тема 9. Фантастика и миф в творчестве А. Неркаги (о повести «Молчащий»).

Своеобразие стиля повести. Антиутопическая часть повести. Фигура Молчащего. Отношения Молчащего с народом и его вождями. Апокалиптические мотивы в повести.

Тема 10. Тема трагического прошлого в произведениях ямальских писателей - 2 ч

(книга публицистики Ю.Афанасьева «Однажды наступив на грабли…», повесть Н.Дудникова «Концлагерь Комариный»). Проблема советского прошлого у Ю.Афанасьева и Н.Дудникова.

Судьбы ссыльных на Ямал в книге Ю.Афанасьева. Трагическая эпопея постройки железной дороги

на Ямале в книге Н. Дудникова.

Тема 12. Современная поэзия и проза Ямала . (Ю.Кукевич, Л. Ефремова, Ю.Басков, Л. Нетребо, В Мартынов и др. –по выбору учителя и учащихся). -1ч.

Всего - 17 ч.

Список рекомендуемой литературы

Художественные тексты, публицистика, очерки

Айпин Еремей. У гаснущего огня: повесть. В тени старого кедра: повесть. Ханты, или Звезда Утренней Зари: роман.

Афанасьев Ю.Н. Произведения для детей. Однажды наступив на грабли…: книга публицистики.

Дудников Н.Ф. Концлагерь Комариный.

Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову.

Истомин И.Г. Живун: роман. Встань-трава: роман.

Лапцуй Л.В. Цвети, Мой Ямал: книга стихов. Мальчик из Стойбища: поэма. Ири: поэма.

Неркаги А.П. Илир: повесть. Белый ягель: повесть. Анико из рода Ного: повесть. Молчащий: повесть.

Ругин Р.П. Мелодии Полярного круга: стихи. Гул далекой буровой: повесть.

Сусой Е.Г. Из глубины веков: книга очерков. Тюмень, 1994.

Ядне Н.Н. Я родом из тундры: книга очерков.

Поэтические сборники Ю.Баскова, Л. Ефремовой, Ю Кукевича и др. (по выбору учащихся).

Научные монографии, учебники, пособия, справочники

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 608с.

Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Вып.1. – Екатеринбург – Салехард: Изд-во УрО РАН, 2000. С.208-236.

Комаров С.А., Лагунова О.К. На моей земле: о поэтах и прозаиках Западной Сибири последней трети ХХ века.- Екатеринбург: Сред-Урал. кн. изд-во. 2003 – 352с.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992. – 136с.

Литература Тюменского края. Книга для учителя и ученика. Под редакцией Н.А. Рогачёвой. - Тюмень:СофтДизайн.1997.- 368с.

Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: СПб., Просвещение,2003, -239с.

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Библиографический справочник. Часть 1.- Москва: Концерн «Литературная Россия», 1998. – 536с.

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Библиографический справочник. Часть 2.- Москва: Концерн «Литературная Россия», 1999. – 548с.

Омельчук А.К. Рыцари Севера. – Свердловск: Сред-Урал.кн. изд-во,1982. – 192с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ века. Сборник литературно-критических статей. Учебное пособие для учителей старших классов. –Салехард, ЯНОИПКРО,2001, 2002,2003, – 114с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ века: Пособие для учителей литературы старших классов. – СПб., Просвещение, 2002. – 160с.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале: учебное пособие для старших классов. – Спб., Просвещение, 2004. – 182с.

Пушкарёва Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок. – М., 2003. – 286с.

Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина ХХ века). – Томск, ТГУ, 2001 –228с.

Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. – Томск, ТГУ,1999 – 104с.

Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры – СПб., Русский двор, 1995 –

336 с.

Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. – СПб., Просвещение, 2003. – 172 с.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!