Рабочая программа спецкурса
«Деловой русский язык»,
1 час в нед.,
17 часов в год.
Планируемые результаты курса «Деловой русский язык»
Личностные
формирование и развитие у будущего специалиста — участника профессионального общения — комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности, обеспечивающих творческий уровень профессиональной деятельности;
формирование готовности учащихся к успешному деловому общению путѐм расширения делового речевого опыта.
Метапредметные
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение создавать деловые тексты различных жанров с учѐтом замысла, адресата, ситуации общения;
соблюдение в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка, правил орфографии и пунктуации;
умение выступать перед сверстниками с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы;
способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Предметные
в результате изучения курса обучающиеся должны:
-понимать назначение официально-делового стиля;
-усвоить понятия “подстили деловой речи”, “жанры речевых произведений”, “стилистическая норма”, “регламентированность речи”, “шаблон”, “стандартизация текста” и другие;
-знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг;
-владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм;
-понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т. е. владеть навыками стилистической правки текста;
-активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т. е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.
Содержание курса
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Деловое общение и его особенности. Культура делового общения. Формы и культура деловой коммуникации.
Административно-канцелярский деловой подстиль. Единая государственная система делопроизводства.
Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи. Официально- деловой стиль как язык документов. Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи. Деловые письма. Виды деловых писем.
Деловой этикет. Риторика — часть культуры делового общения. Деловая коммуникация и паралингвистика. Документация — разновидность письменной деловой речи.
Нормы письменной и устной деловой речи. Языковые аспекты официально-делового стиля. Лексические нормы письменной и устной деловой речи. Фразеология деловой речи. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Синтаксис письменной и устной деловой речи. Фонетические нормы и фонационные средства устной деловой речи.
ТЕМАТИКА РАЗДЕЛОВ
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей. Типы и виды общения. Профессиональное общение и его составляющие. Роль лингвистической, коммуникативной, поведенческой компетенции в профессиональном общении.
Языковая и речевая норма. Типы норм (фонетические, лексико-грамматические, стилистические). Типы нормативных словарей.
Этикет и речевой этикет. Специфика русского речевого этикета: тактичность, пре- дупредительность, откровенность, толерантность, участие. Техника реализации этикетных форм: приветствие (обращение), завязка, развитие, кульминация, развязка. Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Официально-деловой стиль речи как функционально-коммуникативная разновидность современного русского языка. Разнообразные формы официально-делового стиля речи и сферы их применения. Краткая история формирования официально-делового стиля речи.
Письменная деловая коммуникация. Язык деловых документов как письменная форма реализации делового стиля речи: фонетико-графические, лексико-грамматические особенности.
Композиционные особенности деловых документов. Требования к составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация, клишированность. Бланки, реквизиты, условные обозначения, аббревиатура. Классификация деловых документов по назначению (организационно- распорядительные и информационно-справочные), по характеру (личные, служебные). Жанры деловой документации: договор, контракт, акт, приказ, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, протокол, деловые письма и правила их составления. Деловое письмо. Виды деловых писем.
Устная деловая коммуникация. Функции делового общения. Лингвистические (фонационные, лексико-грамматические) и экстралингвистические (краткость, логичность, аргументированность и т. д.) особенности деловой коммуникации. Этикет делового общения: культура участников общения, этикет взаимоотношений. Тактики говорения и слушания в деловом общении.
Жанры устного делового общения и принципы развертывания текстов конкретных жанров.
Принципы и приемы публичной деловой речи.
Учебно-тематический план (17 ч.)
№за- нятия | Тема | Кол-во часов |
| Введение. (1 ч.) | |
1. | Цели и задачи, структура и содержание курса. | 1 |
| Деловое общение и его особенности. (1 ч.) | |
2. | Признаки официально-делового стиля. Разновидности официально- делового стиля, жанры, языковые особенности | 1 |
| Административно-канцелярский (деловой) подстиль. (1 ч.) | |
3 | Единая государственная система делопроизводства. | 1 |
| Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи (10 ч.) | |
4. | Приказ. Распоряжение. Инструкция. | 1 |
5. | Заявление. Заявка. Счѐт. | 1 |
6. | Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет. | 1 |
7. | Доверенность. Расписка. Справка. | 1 |
8. | Протокол | 1 |
9. | Автобиография | 1 |
10. | Анкета. Резюме. | 1 |
11. | Деловые письма. Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. Виды деловых писем. Форма отправления. | 1 |
12. | Инициативные коммерческие письма( письмо-запрос, письмо- предложение, письмо-рекламация). Письмо-приглашение. Письмо- подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо- предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо. | 1 |
13. | Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 |
| Нормы письменной и устной деловой речи( 4ч.) | |
14. | Риторика-часть культуры делового общения. Фонетические нормы устной деловой речи | 1 |
15. | Публичное выступление (сообщение, доклад, реферат) | 1 |
16. | Фразеология деловой речи | 1 |
17. | Грамматические особенности, синтаксис письменной и устной деловой речи | 1 |