СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Социокультурные истоки" для 5-8 классов

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Социокультурные истоки" для 5-8 классов»









Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

для 5 - 8 классов

на 2020-2021 учебный год





















Составитель: Попова Галина Станиславовна, учитель русского языка и литературы











2020




Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Социокультурные истоки» разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утвердлении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования».

  3. Устава МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ».

  4. Учебного плана МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ».

  5. Положения о Рабочей учебной программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО.

  6. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ».

  7. Авторской программы «ИСТОКИ» Камкина А. В., Кузьмина И. А. /Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 кл.) и основной школы // Истоковедение. – Т.1,2. – М., 2008.


«Социокультурные истоки» — интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте.

Главной целью курса является освоение обучающимися системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.

В плане личностного развития обучающихся данный курс призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье, соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у обучающихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации обучающихся курс призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в обучающихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки обучающихся к профессиональной деятельности курс призван привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, служения, творчества), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Главными целями программы являются:

  1. Развитие у обучающихся духовно-нравственных ценностей;

  2. Накопление социокультурного опыта;

  3. Развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых результатов для обучающегося и группы.


В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

* содержательный— освоение социокультурных и духовно-нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

* коммуникативный— развитие способности эффективного общения;

* управленческий— развитие управленческих способностей;

* психологический— формирование мотивации на работу в группе;

* социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения учебного курса обучающимися основной школы включают:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за ее историческое прошлое, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;

  • осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, готовности и способности вести диалог;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;

  • осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения учебного курсавключают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;

  • осмысленное чтение;

  • умение организовать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, приходить к совместному решению и устранять конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение монологической контекстной речью.

Предметные результаты изучения учебного курсаучитывают требования Стандарта и специфику предмета и включают:

  • приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формирование социокультурного стержня личности;

  • обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;

  • освоение социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;

  • уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков;

  • осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.



Содержание курса

5-6 класс (34 часа)

Звучащее сердце России (3 ч.)

Преподобный Серий Радонежский

Свято-Троице-Сергиевая Лавра

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Для чего нужен труд? (3 ч.)

Значение труда в жизни человека.

Соха и топор. Активная работа.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Мир и лад (3 ч.)

Крестьянские хоромы. Знакомство.

Активное занятие «Крестьянские хоромы – чудо России».

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Чудо преображения (3 ч.)

Праздник Преображения Господня.

Соловецкий монастырь – одно из чудес России

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Под Покровом Пресвятой Богородицы (3 ч.)

Покров Пресвятой Богородицы

Князь Андрей Бюголюбский

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Творения преподобного Андрея Рублева (3 ч.)

Творения преподобного Андрея Рублева

Икона «Живоначальная троица»

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Духовный щит России (3 ч.)

Московский Кремль – символ Российского государства

Русские поэты о Московском Кремле

Летописи

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Истоки Великой Победы (3 ч.)

Героизм наших людей в годы ВОВ

Поэты и писатели о ВОВ

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Славное наше Отечество (3 ч.)

О мудрости правителей земли Русской

Подвиг Н.М.Карамзина. Труды Н.М.Карамзина.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Ядро земли Русской (3 ч.)

Ядро земли Русской. Владимир. Суздаль. Ростов.

Владимирская икона Божией Матери

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Святая Русь (4 ч.)

Образ Святой Руси.

Северная Фиваида.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Презентация Проекта по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»



Календарно – тематическое планирование.

5-6 класс (34 часа)

урока

Тема урока

Дата

По плану

Факт

Звучащее сердце России

1

Преподобный Серий Радонежский

02.09


2

Свято-Троице-Сергиевая Лавра

09.09


3

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

16.09


Для чего нужен труд?

4

Значение труда в жизни человека.

23.09


5

Соха и топор. Активная работа.

30.10


6

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

07.10


Мир и лад

7

Крестьянские хоромы. Знакомство.

14.10


8

Активное занятие «Крестьянские хоромы – чудо России».

21.10


9

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

08.11


Чудо преображения

10

Праздник Преображения Господня.

15.11


11

Соловецкий монастырь – одно из чудес России

22.11


12

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

29.11



Под Покровом Пресвятой Богородицы

13

Покров Пресвятой Богородицы

06.12


14

Князь Андрей Бюголюбский

13.12


15

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

20.12


Творения преподобного Андрея Рублева

16

Творения преподобного Андрея Рублева

27.12


17

Икона «Живоначальная троица»

10.01


18

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

17.01


Духовный щит России

19

Московский Кремль – символ Российского государства

24.01


20

Русские поэты о Московском Кремле

31.01


21

Летописи

07.02


22

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

14.02


Истоки Великой Победы

23

Героизм наших людей в годы ВОВ

21.02


24

Поэты и писатели о ВОВ

28.02


25

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

07.03


Славное наше Отечество

26

О мудрости правителей земли Русской

14.03


27

Подвиг Н.М.Карамзина. Труды Н.М.Карамзина.

21.03


28

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

04.04


Ядро земли Русской

29

Ядро земли Русской. Владимир. Суздаль. Ростов.

11.04


30

Владимирская икона Божией Матери

18.04


31

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

25.04


Святая Русь

32

Образ Святой Руси.

16.05


33

Северная Фиваида.

23.05


34

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

31.05












Содержание курса

7 класс (34 часа)

Звучащее сердце России(3 ч.)

Преподобный Серий Радонежский

Свято-Троице-Сергиевая Лавра

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Для чего нужен труд?(3 ч.)

Значение труда в жизни человека.

Соха и топор. Активная работа.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Мир и лад(3 ч.)

Крестьянские хоромы. Знакомство.

Активное занятие «Крестьянские хоромы – чудо России».

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Русская деревня(3 ч.)

Образ русской деревни

Образ русской деревни в поэзии А.В. Кольцова, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Любовь к земле(3 ч.)

О дарах земли. Земля-матушка.

О родной земле в поэзии А.В.Кольцова, Н.А.Клюева, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, О.А.Фокиной.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Мастер – золотые руки(3 ч.)

О значении мастеров в жизни Отечества

Образ мастера в сказах П.П.Бажова

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Духовный щит России(3 ч.)

Московский Кремль – символ Российского государства

Русские поэты о Московском Кремле

Летописи

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Воспитание души и исцеление человека(3 ч.)

О великомученике и целителе Пантелеимоне

О подвиге Н.И. Пирогове

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Славное наше Отечество(3 ч.)

О мудрости правителей земли Русской

Подвиг Н.М.Карамзина. Труды Н.М.Карамзина.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Ядро земли Русской(3 ч.)

Ядро земли Русской. Владимир. Суздаль. Ростов.

Владимирская икона Божией Матери

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Едины мы непобедимы(4 ч.)

Размышления о родной земле

О подвиге учителя, воина, священника

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Презентация Проекта по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»



Календарно – тематическое планирование.

7 класс (34 часа)

урока

Тема урока

Дата

По плану

Факт

Звучащее сердце России

1

Преподобный Серий Радонежский

02.09


2

Свято-Троице-Сергиевая Лавра

09.09


3

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

16.09


Для чего нужен труд?

4

Значение труда в жизни человека.

23.09


5

Соха и топор. Активная работа.

30.10


6

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

07.10


Мир и лад

7

Крестьянские хоромы. Знакомство.

14.10


8

Активное занятие «Крестьянские хоромы – чудо России».

21.10


9

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

09.11


Русская деревня

10

Образ русской деревни

16.11


11

Образ русской деревни в поэзии А.В. Кольцова, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова

23.11


12

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

30.11



Любовь к земле

13

О дарах земли. Земля-матушка.

07.12


14

О родной земле в поэзии А.В.Кольцова, Н.А.Клюева, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, О.А.Фокиной.

14.12


15

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

21.12


Мастер – золотые руки

16

О значении мастеров в жизни Отечества

28.12


17

Образ мастера в сказах П.П.Бажова

11.01


18

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

18.01


Духовный щит России

19

Московский Кремль – символ Российского государства

25.01


20

Русские поэты о Московском Кремле

01.02


21

Летописи

08.02


22

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

15.02


Воспитание души и исцеление человека

23

О великомученике и целителе Пантелеимоне

22.02


24

О подвиге Н.И. Пирогове

01.03


25

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

08.03


Славное наше Отечество

26

О мудрости правителей земли Русской

14.03


27

Подвиг Н.М.Карамзина. Труды Н.М.Карамзина.

21.03


28

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

04.04


Ядро земли Русской

29

Ядро земли Русской. Владимир. Суздаль. Ростов.

11.04


30

Владимирская икона Божией Матери

18.04


31

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

25.04


Едины мы непобедимы

32

Размышления о родной земле

15.05


33

О подвиге учителя, воина, священника

22.05


34

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

29.05






Содержание курса

8 класс (34 часа)

Вдохновение и талант(3 ч.)

Талант – Дар Божий

Русские классики о вдохновении и таланте

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Для чего нужен труд?(3 ч.)

Значение труда в жизни человека.

Соха и топор. Активная работа.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Мир и лад(3 ч.)

Крестьянские хоромы. Знакомство.

Активное занятие «Крестьянские хоромы – чудо России».

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Русская деревня(3 ч.)

Образ русской деревни

Образ русской деревни в поэзии А.В. Кольцова, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

В основе творчества – Любовь(3 ч.)

Размышление о любви как главной движущей силе человека.

Любовь к ближним и любовь к Отечеству.

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Московская школа иконописи(3 ч.)

О творчестве преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного.

О фресках и иконах Дионисия

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Духовный щит России(3 ч.)

Московский Кремль – символ Российского государства

Русские поэты о Московском Кремле

Летописи

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Воспитание души и исцеление человека(3 ч.)

О великомученике и целителе Пантелеимоне

О подвиге Н.И. Пирогове

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Известные люди Отечества(3 ч.)

Истоки творчества В.М.Васнецова

Истоки творчества Д.И.Менделеева

Истоки творчества физика и изобретателя А.С.Попова

Ядро земли Русской(3 ч.)

Ядро земли Русской. Владимир. Суздаль. Ростов.

Владимирская икона Божией Матери

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Едины мы непобедимы(4 ч.)

Размышления о родной земле

О подвиге учителя, воина, священника

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

Презентация Проекта по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»


Календарно – тематическое планирование.

8 класс (34 часа)

урока

Тема урока

Дата

По плану

Факт

Вдохновение и талант

1

Талант – Дар Божий

06.09


2

Русские классики о вдохновении и таланте

13.09


3

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

20.09


Для чего нужен труд?

4

Значение труда в жизни человека.

27.09


5

Соха и топор. Активная работа.

04.10


6

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

11.10


Мир и лад

7

Крестьянские хоромы. Знакомство.

18.10


8

Активное занятие «Крестьянские хоромы – чудо России».

25.10


9

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

08.11


Русская деревня

10

Образ русской деревни

15.11


11

Образ русской деревни в поэзии А.В. Кольцова, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова

22.11


12

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

29.11



В основе творчества – Любовь

13

Размышление о любви как главной движущей силе человека.

06.12


14

Любовь к ближними любовь к Отечеству.

13.12


15

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

20.12


Московская школа иконописи

16

О творчестве преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного.

27.12


17

О фресках и иконах Дионисия

10.01


18

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

17.01


Духовный щит России

19

Московский Кремль – символ Российского государства

24.01


20

Русские поэты о Московском Кремле

31.01


21

Летописи

07.02


Воспитание души и исцеление человека

22

О великомученике и целителе Пантелеимоне

14.02


23

О подвиге Н.И. Пирогове

21.02


24

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

28.02


Известные люди Отечества

25

Истоки творчества В.М.Васнецова

07.03


26

Истоки творчества Д.И.Менделеева

14.03


27

Истоки творчества физика и изобретателя А.С.Попова

21.03


Ядро земли Русской

28

Ядро земли Русской. Владимир. Суздаль. Ростов.

04.04


29

Владимирская икона Божией Матери

11.04


30

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

18.04


Едины мы непобедимы

31

Размышления о родной земле

25.04


32

О подвиге учителя, воина, священника

15.05


33

Творческая работа по теме. Оформление проекта.

22.05


34

Презентация Проекта по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

29.05






Список используемой литературы:

5 класс:

1.А.В. Камкин. 
Учебное пособие «Истоки» «Память и мудрость Отечества» (5 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.  М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2018

2. Н.В. Котельникова, Н.Б. Красикова, О.И. Мисаилова, Н.Ю.Твардовская. 
Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Память и мудрость Отечества» (5 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина. М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2016

6 класс:

1. А.В. Камкин. 
Учебное пособие «Истоки» «Слово и образ России» (6 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.  М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2018

2.Н.Б. Красикова, Н.Ю. Твардовская. 
Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Слово и Образ Отечества» (6 класс).
Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.  М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2016

7 класс:
1. А.В. Камкин. 
Учебное пособие «Истоки дела и подвига» (7 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.  М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2018

 2. Т.И. Голубцова, Н.Б. Красикова. 
Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Истоки дела и подвига» (7 класс). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.  М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2016

8 класс:

1. А.В. Камкин. 
Учебное пособие «Истоки» «Истоки творчества» (8 класс). ). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.  М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2018

2. Н.Б. Красикова. 
Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Истоки творчества» (8 класс). ). Под общ. ред. профессора РАЕН И.А. Кузьмина.  М.: Издательский дом «ИСТОКИ»,2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!