СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Социокультурные истоки"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Социокультурные истоки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Протокол от 27.08.20г №1

заседания предметного МО (указание названия МО)

Согласовано

Протокол от 27.08.20г №1

заседания НМС

Утверждено

Приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ»

от 28.08.20г №90







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

1класс

2020-2021 учебный год




Составитель: Гребенева Л.Н.

педагог-библиотекарь


Саранпауль, 2020









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи

Цель: - создание условий для введения духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи программы:  

-Приобщить детей к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;

- Организовать взаимодействие детей и взрослых;

- Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;

- Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;

- Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа составлена на основе программы «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина

Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1класса общеобразовательных учебных заведений.

- М.: Издательский дом «Истоки», 2015

Технологии обучения

 - Игровые и тестовые технологии.

- Технология личностно-ориентированного обучения.

- Информационные технологии.

- Технологии проблемно-диалогического обучения.

- Технология развития критического мышления.

Соответствие рабочей программы учебному плану школы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана на основе:

- ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Положения МБОУ «Саранпаульская СОШ» о рабочих программах.

-Программа реализуется в 1 классах, соответствует учебному плану МБОУ «Саранпаульской СОШ» на 2020-2021 учебный год, приказ № 86 от 28.08.2020 г

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Количество учебных и календарных часов программы

Программа рассчитана на 33 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1час в неделю).

Содержание курса

Содержание курса первого класса представлено 4 разделами: Мир, Слово, Образ, Книга.

МИР

1 . Солнышко, мама и папа

Знакомство с « Азбукой истоков ». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

2. Мир и лад (Поле, школа и семья)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)

3. Истоки и школа

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

4. Дар (Рождество)

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

5. Истоки и радуга

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки . У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу

не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)

6. Сказки А.С. Пушкина

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черное море слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

7. Родной край

У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

9. Святыни России. Илья Муромец

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).

СЛОВО

1 . Слово

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

2. Весна и слово

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

3. Золотое сердечко

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

4. Серебряное копытце

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

5. Честное слово. «Добрыня Никитич»

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

6. Слово о родителях

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

7. Святое слово. Былина «Алеша Попович»

У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

8. Чаша жизни

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

ОБРАЗ

1. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому

наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

2. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

3. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

4. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

КНИГА

1 . Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.).

2. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

3. Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

4. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

Структура программы


- Мир-12ч.

- Слово-10ч.

- Образ-5ч.

- Книга-6ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

- Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- научится понимать систему базовых социокультурных ценностей;

- истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;

- опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

-применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАИРОВАНИЕ


урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечания

план

факт

Мир

1

04.09

04.09

Солнышко, мама и папа.

1


2

11.09

11.09

Поле и лес. Поле и школа.

1


3

18.09

18.09

Поле и семья. Школа и семья.

1


4

25.09

25.09

Истоки и школа.

1


5

02.10

02.10

Истоковская школа.

1


6

09.10

09.10

Бесценный дар. (Рождество).

1


7

16.10

16.10

Истоки и радуга.

1


8

23.10

23.10

Сказки А.С.Пушкина.

1


9

30.10

13.11

Родной край.

1


10

13.11

20.11

Святыни России. Щит и герб.

1


11

20.11

27.11

Святыни России. Флаг.

1


12

27.11

04.12

Илья Муромец.

1


Слово

13

04.12

11.12

«Вначале было Слово».

1


14

11.12

18.12

Весна и Слово.

1


15

18.12

25.12

Золотое сердечко.

1


16

25.12

15.01

Серебряное копытце.

1


17

15.01

22.01

Честное слово. Добрыня Никитич.

1


18

22.01

29.01

Слово о родителях.

1


19

29.01

05.02

Русские богатыри. Труд и подвиг.

1


20

05.02

12.02

Алеша Попович.

1


21

12.02

19.02

Жизни цель.

1


22

19.02

05.03

Чаша жизни.

1


Образ

23

05.03

12.03

Образ родника.

1


24

12.03

19.03

Образ Родины.

1


25

19.03

02.04

Образ защитника Отечества. (Благоверный князь Александр Невский.)

1


26

02.04

09.04

Образ праздника. (День Победы).

1


27

09.04

16.04

Георгиевская скала.

1


Книга

28

16.04

23.04

Книга.

1


29

23.04

30.04

Книга книг.

1


30

30.04

14.05

Живое слово книги.

1


31

07.05

21.05

Первая книга.

1


32

14.05

28.05

Мир книги.

1


33

21.05

28.05

Обобщающий урок.

1





итого

33ч





Список литературы

1.Учебник «Истоки» 1, класс А.В. Камкин

2.Рабочая тетрадь 1 класс

3.Истоковедение, том 2, 6, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год

4. Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!