Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.2021г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ №______ от ___.___.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
(социальное направление)
для 1, 3 классов
Разработана Труновой Татьяной Анатольевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно – правовая основа
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 115 от 22.03.2021 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Зеленодольская СОШ» с учётом примерных программ;
- Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
Цель: создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Моя первая экология» в 1, 3 классах отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | ЭОР | Форма проведения занятия |
Первые шаги по тропинке открытий (5ч) |
1 | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
2 | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
3 | Учимся наблюдать | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
4 | Тренируем наблюдательность | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
5 | Десять заповедей друзей леса | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
Природа в наших ощущениях (8ч) |
6 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
7 | Тренируем органы чувств | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
8 | Какого цвета лес? | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
9 | Что такое гармония? | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
10 | Рисуем впечатления | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
11 | Учимся пользоваться приборами | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
12 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
13 | Игра «Давайте познакомимся» | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
Геометрия живой природы (7ч) |
14 | Что такое симметрия? | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
15 | Лучевая симметрия | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
16 | Живая спираль | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
17 | Такие разные листья | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
18 | Различаем деревья по кроне | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
19 | О кронах, густых и ажурных | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
20 | Организм и среда обитания | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
Природа и её обитатели (7ч) |
21 | Учимся планировать наблюдение | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
22 | Наблюдаем за животными | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
23 | Изучаем условия обитания растений | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
24 | Всё связано со всем | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
25 | Изучаем поведение животных и растений | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
26 | Чья «столовая»? | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
27 | Что и кто влияет на живой организм? | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
Лесные ремёсла (7ч) |
28 | Лес в работе народных умельцев | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
29 | Лесные мотивы | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
30 | Животные и растения в народном творчестве | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
31 | Лесная палитра | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
32 | Лес — кормилец и врачеватель | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
33 | Лесные ремёсла | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
34 | Лесные ремёсла | 1 | http://www.ecosystema.ru | экскурсия и практическое занятие в ближайшем природном и социоприродном окружении |
Приложение к программе:
1.Учебно – методическое обеспечение
2.Лист корректировки учебной программы
Приложение 1
Учебно – методическое обеспечение
Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011
Приложение 2
Лист корректировки учебной программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |