11
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Рассмотрено на заседании МС протокол № ___ от «___» _________2022 г. | Принято на педсовете протокол №___ от«___»________2022 г | Утверждаю Директор МБУ ДО Озерненская ДШИ. ___________Е.В. Андреева Приказ № __ от «___» ________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Слушание музыки 1 класс
(предмет, класс)
ФОРТЕПИАНО, ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
(ДПОП)
Морозова Марина Николаевна
(ФИО)
преподаватель
(должность)
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Срок реализации рабочей программы 1 год
Рабочая программа «Слушание музыки» 1 класс дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» разработана на основании следующих нормативных документов:
- ч.9 ст.2
- ч.8 ст.2
- ч.1 - 2 ст.75
- ч.3 - 7 ст.83
Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559 - 1
Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. №161 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, «Фортепиано», «Хоровое пение»
Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.
Рабочая программа учебного предмета Слушание музыки 1 года обучения разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение».
Рабочая программа «Слушание музыки» 1 года обучения направлена на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений. Рабочая программа также учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся для верного восприятия ими музыкального материала и призвана на воспитание детей в атмосфере доброжелательности, способствующей творческой деятельности.
Первый год обучения посвящён способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура; как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всём его красочном многообразии.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи: по формированию прочных слуховых навыков, умению выражать мысль по теме; по правильному закреплению музыкального материала в устной и письменной форме. На всех этапах обучения значительное время должно уделяться особым методам слуховой работы – игровое и графическое моделирование.
Цель: способствовать воспитанию культуры слушания и восприятия музыки у обучающихся на основе формирования представлений о музыке как виде искусства; развитию музыкально-творческих способностей; приобретению знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачи:
привить учащимся необходимые качества слухового внимания, умения следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;
развитие художественно-творческого мышления и памяти детей;
развитие в ребенке ассоциативно-образного мышления;
формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков;
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом.
Цели и задачи программы реализуются на уроках Слушания музыки (1академический час в неделю 1-3 класс), в мероприятиях промежуточного и итогового контроля, в домашних занятиях. Количество учебных часов – 32 в год, в том числе 4 часа контрольных уроков (из расчета 32 недели в год). Оценки по 5-бальной системе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
№ раздела | Тема раздела | Количество часов |
1. | Характеристика музыкального звука | 2 |
2. | Пластика движения в музыке. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки | 4 |
3. | Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка | 5 |
4. | Сказочные сюжеты в музыке | 2 |
5. | Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка | 5 |
6. | Музыкально-звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски | 6 |
7. | Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов | 4 |
| Контрольные уроки | 4 |
Итого | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Характеристика музыкального звука (2 ч.):
Колокольный звон, колокольные созвучия в музыке разных композиторов. Состояние внутренней тишины. Высота звука, длительность, окраска
Репертуар: Колокольная музыка. П.И. Чайковский: «Детский альбом», «Утренняя молитва», «В церкви». В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта». Тема волшебных колокольчиков
Пластика движения в музыке. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки (4 ч.):
Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Музыкальные часы, «шаги» музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Пластика танцевальных движений (полька, вальс, гавот, менуэт)
Репертуар:
С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Полночь, Гавот
В. Гаврилин: «Часы»; Русская народная песня «Дроздок»; Э. Григ «В пещере горного короля»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда; П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», Вальс, Полька; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Марш Черномора; М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Быдло», «Прогулка»; Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Дед Мороз»; Л. Боккерини Менуэт; И. Штраус полька «Трик-трак»
Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка (5 ч.):
Волнообразное строение мелодии, кульминация как вершина мелодической волны. Разные типы мелодического движения, мелодический рисунок. Кантилена, скерцо, речитатив - особенности фразировки и звуковысотной линии мелодии. Зрительно-слуховой анализ звуковысотной линии мелодии, определение кульминации в нотных примерах из учебника и пьесах по специальности. Способы игрового моделирования
Репертуар: А. Рубинштейн Мелодия; Ф.Шуберт Ave Maria; М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Балет невылупившихся птенцов»; К. Сен-Санс «Лебедь»; Р. Шуман
«Грезы»; Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»: « Полет шмеля»; С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Дождь и радуга»; С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Гавот; В.А. Моцарт «Турецкое рондо»; А.С. Даргомыжский« Старый
капрал»; Ф. Шуберт «Шарманщик»; И.С. Бах Токката ре минор (фрагм.); М.П. Мусоргский цикл «Детская»: « В углу», « С няней»
Сказочные сюжеты в музыке (2 ч.)
Первое знакомство с балетом: П.И. Чайковский «Щелкунчик». Пантомима. Дивертисмент. Закрепление пройденных тем на новом музыкальном материале. Определение на слух тембра знакомых инструментов. Создание своей пантомимы.
Репертуар: П.И.Чайковский «Щелкунчик»: дивертисмент из 2 действия
Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка (5 ч.)
Разные типы интонации в музыке и речи: интонация вздоха, удивления, вопроса, угрозы, насмешки, фанфары, ожидания, скороговорки. Колыбельные песни. Связь музыкальной интонации с первичным жанром (пение, речь, движение, звукоизобразительность, сигнал). Освоение песенок-моделей, отражающих выразительный смысл музыкальных интонаций. Осознание способов
и приемов выразительного музыкального интонирования. Первое знакомство с оперой.
Репертуар: Д.Б. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: хор «О-хо-хо-нюшки-ох!»; П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»: Вступление (фрагм.); Р. Шуман «Первая утрата»; В. Калинников «Киска»
Народные колыбельные; Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: колыбельная Волховы; А. Гречанинов Мазурка ля минор; В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый»; Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема Шахриара и Шехеразады; Дж. Россини «Дуэт кошечек»; М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» и рондо Фарлафа; Ф. Шуберт «Лесной царь»
Музыкально-звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски(6ч.)
Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. Хороводы как пример организации пространства. Одноголосная фактура, унисон, мелодия с аккомпанементом, аккордовая фактура, многоголосие полифонического типа, первое знакомство с имитацией и контрапунктом. Исполнение ритмических канонов, детских песен-канонов, игра знакомых детских песенок с басом, двухголосно (например, песни «Во саду ли», «Ой, звоны», «Как пошли наши подружки»). Зрительно-слуховой анализ фактуры в пьесах по специальности и в нотных примерах из учебника.
Репертуар: Э. Григ «Ариэтта», «Птичка», «Бабочка», «Весной», сюита «Пер Гюнт»: «Утро»; М. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Быдло», « Прогулка»
П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»; С.С. Прокофьев «Утро», «Дождь и радуга» из «Детской музыки»; С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: «Ледовое побоище» (фрагмент); В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: дуэт Папагено и Папагены; Г.В. Свиридов «Колыбельная песенка»; А. Вивальди «Времена года»: Весна
Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов (4 ч.):
Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно-звуковой образ стихии воды и огня.
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева « Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев. Способы воплощения действия в музыке. Работа со схемой расположения инструментов оркестра из учебника.
Репертуар: П.И. Чайковский «Детский альбом»: « Баба Яга»; М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках»; А.К. Лядов «Кикимора»; С.С. Прокофьев «Дождь и радуга»; Ф. Шуберт «В путь», «Форель»; Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление «Океан — море синее», «Пляска ручейков и речек», «Пляс золотых рыбок»; Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема моря; К. Сен-Санс «Аквариум»; Э. Григ «Ручеек»; Г.В. Свиридов «Дождик»; И.Ф. Стравинский балет «Жар-птица»: «Пляс Жар-птицы»; С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)
индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
групповая (организация работ в группах)
индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
традиционный урок
дистанционный урок
комбинированное практическое занятие
лекция-беседа
игра
открытый урок с присутствием родителей
Технологии обучения:
информационно-коммуникационные технологии;
технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;
игровая технология;
проблемно-поисковая технология;
здоровьесберегающая технология;
технология эффективных уроков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
предметная компетенция;
метапредметная компетенция;
коммуникативная компетенция;
личностная компетенция.
Виды и формы контроля:
фронтальный опрос;
беглый текущий опрос;
систематическая проверка домашнего задания;
контрольные уроки в конце каждой четверти;
контрольный срез по всем видам работ;
устное тестирование на закрепление теоретических знаний;
зачет по накопленным творческим навыкам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение обучающимся возможности избегать перегрузок и сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.
Для сохранения здоровья обучающихся педагогу необходимо:
учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;
создавать оптимальный режим занятий;
учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);
учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;
следить за эмоциональным состоянием ребенка;
проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Слушание музыки»»
К концу 1 класса (первого года обучения) обучающиеся приобретают следующие компетенции:
наличие первоначальных знаниях о музыке, как виде искусства, ее основные составляющие, в том числе о музыкальных инструментах,
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ СЛУШАНИЕ МУЫКИ 1 КЛАСС
Предмет | Оценка, балл | Показатели оценки |
Слушание музыки | 5 (отлично) | содержательный и грамотный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения; точное определение на слух тематического материала, пройденных сочинений |
4 (хорошо) | устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок; в определении на слух допускаются 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную |
3 (удовлетворительно) | устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. в определении на слух допускаются 2-3грубые ошибки и 2-3 незначительных |
2, 1 (неудовлетворительно) | целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
Литература
Учебная литература:
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 1 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2007
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 2 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 3 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013
Дополнительная:
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская - М.,1990
Мультимедийные презентации:
«Музыкальный алфавит»
«Путешествие в страну интервалов»
«Музыка и я», «В гости к музыке»
«Искусство», «Музыка и литература»
Электронные ресурсы:
http://myzukavsem.ru/ Форум педагогов музыки;
http://in-ku.com/catalog.html Международное общественное Движение;
"Inter-Kultur Haus" Интернациональный Дом творчества;
http://www.zavuch.info/forum/ КПК «Педагогические измерения в системе мониторинга с использованием ИКТ»;
http://www.proshkolu.ru/club/music/ Клуб учителей музыки;
http://musicteachers.tk/load/3 Учебники по музыке;
http://muzuchitel.ru/ Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки;
http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_1_klass/0-4 Сайт учителя музыки;
http://sozvezdieoriona.ru/ Обмен опытом;
http://mmoum.ucoz.ru/index/polozhenie/0-7 Международное методическое объединение учителей музыки.