СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Слушание музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Слушание музыки"»

11


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ






Рассмотрено

на заседании МС

протокол № ___

от «___» _________2022 г.

Принято

на педсовете

протокол №___ от«___»________2022 г


Утверждаю

Директор

МБУ ДО Озерненская ДШИ.

___________Е.В. Андреева Приказ № __

от «___» ________2022 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Слушание музыки 1 класс

(предмет, класс)

ФОРТЕПИАНО, ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

(ДПОП)


Морозова Марина Николаевна

(ФИО)


преподаватель

(должность)














2022 – 2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации рабочей программы 1 год

Рабочая программа «Слушание музыки» 1 класс дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

- ч.9 ст.2

- ч.8 ст.2

- ч.1 - 2 ст.75

- ч.3 - 7 ст.83

  • Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559 - 1

  • Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. №161 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, «Фортепиано», «Хоровое пение»

  • Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.


Рабочая программа учебного предмета Слушание музыки 1 года обучения разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение».

Рабочая программа «Слушание музыки» 1 года обучения направлена на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений. Рабочая программа также учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся для верного восприятия ими музыкального материала и призвана на воспитание детей в атмосфере доброжелательности, способствующей творческой деятельности.

Первый год обучения посвящён способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура; как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всём его красочном многообразии.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи: по формированию прочных слуховых навыков, умению выражать мысль по теме; по правильному закреплению музыкального материала в устной и письменной форме. На всех этапах обучения значительное время должно уделяться особым методам слуховой работы – игровое и графическое моделирование.

Цель: способствовать воспитанию культуры слушания и восприятия музыки у обучающихся на основе формирования представлений о музыке как виде искусства; развитию музыкально-творческих способностей; приобретению знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи:

  • привить учащимся необходимые качества слухового внимания, умения следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

  • формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

  • развитие художественно-творческого мышления и памяти детей;

  • развитие в ребенке ассоциативно-образного мышления;

  • формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков;

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом.

Цели и задачи программы реализуются на уроках Слушания музыки (1академический час в неделю 1-3 класс), в мероприятиях промежуточного и итогового контроля, в домашних занятиях. Количество учебных часов – 32 в год, в том числе 4 часа контрольных уроков (из расчета 32 недели в год). Оценки по 5-бальной системе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ


раздела

Тема раздела

Количество

часов

1.

Характеристика музыкального звука

2

2.

Пластика движения в музыке. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки

4

3.

Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка

5

4.

Сказочные сюжеты в музыке

2

5.

Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка

5

6.

Музыкально-звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски

6

7.

Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов

4


Контрольные уроки

4

Итого

32


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Характеристика музыкального звука (2 ч.):

Колокольный звон, колокольные созвучия в музыке разных композиторов. Состояние внутренней тишины. Высота звука, длительность, окраска

Репертуар: Колокольная музыка. П.И. Чайковский: «Детский альбом», «Утренняя молитва», «В церкви». В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта». Тема волшебных колокольчиков

Пластика движения в музыке. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки (4 ч.):

Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Музыкальные часы, «шаги» музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Пластика танцевальных движений (полька, вальс, гавот, менуэт)

Репертуар:

С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Полночь, Гавот

В. Гаврилин: «Часы»; Русская народная песня «Дроздок»; Э. Григ «В пещере горного ко­роля»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда; П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», Вальс, Полька; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Марш Черномора; М.П. Мусоргский «Картинки с выстав­ки»: «Быдло», «Прогулка»; Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Дед Мороз»; Л. Боккерини Менуэт; И. Штраус полька «Трик-трак»

Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка (5 ч.):

Волнообразное строение мелодии, кульминация как вершина мелодической волны. Разные типы мелодического движения, мелодический рисунок. Кантилена, скерцо, речитатив - особенности фразировки и звуковысотной линии мелодии. Зрительно-слуховой анализ звуковысотной линии мелодии, определение кульминации в нотных примерах из учебника и пьесах по специальности. Способы игрового моделирования

Репертуар: А. Рубинштейн Мелодия; Ф.Шуберт Ave Maria; М.П. Мусорг­ский «Картинки с выставки»: « Балет невылупившихся птенцов»; К. Сен-Санс «Лебедь»; Р. Шуман

«Грезы»; Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»: « Полет шмеля»; С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Дождь и радуга»; С.С. Прокофьев балет «Золушка»: Гавот; В.А. Моцарт «Турецкое рондо»; А.С. Даргомыжский« Старый

капрал»; Ф. Шуберт «Шарманщик»; И.С. Бах Токката ре минор (фрагм.); М.П. Мусоргский цикл «Детская»: « В углу», « С няней»

Сказочные сюжеты в музыке (2 ч.)

Первое знакомство с балетом: П.И. Чайковский «Щелкунчик». Пантомима. Дивертисмент. Закрепление пройденных тем на новом музыкальном материале. Определение на слух тембра знакомых инструментов. Создание своей пантомимы.

Репертуар: П.И.Чайковский «Щелкунчик»: дивертисмент из 2 действия

Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка (5 ч.)

Разные типы интонации в музыке и речи: интонация вздоха, удивления, вопроса, угрозы, насмешки, фанфары, ожидания, скороговорки. Колыбельные песни. Связь музыкальной интонации с первичным жанром (пение, речь, движение, звукоизобразительность, сигнал). Освоение песенок-моделей, отражающих выразительный смысл музыкальных интонаций. Осознание способов

и приемов выразительного музыкального интонирования. Первое знакомство с оперой.

Репертуар: Д.Б. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: хор «О-хо-хо-нюшки-ох!»; П.И. Чайковский опера «Ев­гений Онегин»: Вступление (фрагм.); Р. Шуман «Первая утрата»; В. Калинников «Киска»

Народные колыбельные; Н.А. Римский-Кор­саков опера «Садко»: колыбельная Волховы; А. Гречанинов Мазурка ля минор; В.А. Моцарт опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый»; Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема Шахриара и Шехеразады; Дж. Россини «Дуэт кошечек»; М. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье» и рондо Фарлафа; Ф. Шуберт «Лесной царь»

Музыкально-звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски(6ч.)

Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. Хороводы как пример организации пространства. Одноголосная фактура, унисон, мелодия с аккомпанементом, аккордовая фактура, многоголосие полифонического типа, первое знакомство с имитацией и контрапунктом. Исполнение ритмических канонов, детских песен-канонов, игра знакомых детских песенок с басом, двухголосно (например, песни «Во саду ли», «Ой, звоны», «Как пошли наши подружки»). Зрительно-слуховой анализ фактуры в пьесах по специальности и в нотных примерах из учебника.

Репертуар: Э. Григ «Ариэтта», «Птичка», «Бабочка», «Весной», сюита «Пер Гюнт»: «Утро»; М. Мусоргский «Картинки с выставки»: « Быдло», « Прогулка»

П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»; С.С. Прокофьев «Утро», «Дождь и радуга» из «Детской музыки»; С.С. Прокофьев кантата «Алек­сандр Невский»: «Ледовое побоище» (фрагмент); В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: дуэт Папагено и Папагены; Г.В. Свиридов «Колыбельная песенка»; А. Вивальди «Времена года»: Весна

Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов (4 ч.):

Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно-звуковой образ стихии воды и огня.

Симфоническая сказка С.С. Прокофьева « Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев. Способы воплощения действия в музыке. Работа со схемой расположения инструментов оркестра из учебника.

Репертуар: П.И. Чайковский «Детский альбом»: « Баба Яга»; М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках»; А.К. Лядов «Кикимора»; С.С. Прокофьев «Дождь и радуга»; Ф. Шуберт «В путь», «Форель»; Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление «Океан — море синее», «Пляска ручейков и речек», «Пляс золотых ры­бок»; Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема моря; К. Сен-Санс «Аквариум»; Э. Григ «Ручеек»; Г.В. Свиридов «Дождик»; И.Ф. Стравинский балет «Жар-птица»: «Пляс Жар-птицы»; С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»


Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)

  • индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

  • групповая (организация работ в группах)

  • индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

  • традиционный урок

  • дистанционный урок

  • комбинированное практическое занятие

  • лекция-беседа

  • игра

  • открытый урок с присутствием родителей


Технологии обучения:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

  • игровая технология;

  • проблемно-поисковая технология;

  • здоровьесберегающая технология;

  • технология эффективных уроков.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • предметная компетенция;

  • метапредметная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • личностная компетенция.


Виды и формы контроля:

  • фронтальный опрос;

  • беглый текущий опрос;

  • систематическая проверка домашнего задания;

  • контрольные уроки в конце каждой четверти;

  • контрольный срез по всем видам работ;

  • устное тестирование на закрепление теоретических знаний;

  • зачет по накопленным творческим навыкам.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение обучающимся возможности избегать перегрузок и сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Для сохранения здоровья обучающихся педагогу необходимо:

  • учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

  • создавать оптимальный режим занятий;

  • учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);

  • учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;

  • следить за эмоциональным состоянием ребенка;

  • проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Слушание музыки»»

К концу 1 класса (первого года обучения) обучающиеся приобретают следующие компетенции:

  • наличие первоначальных знаниях о музыке, как виде искусства, ее основные составляющие, в том числе о музыкальных инструментах,

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ СЛУШАНИЕ МУЫКИ 1 КЛАСС


Предмет

Оценка, балл

Показатели оценки



Слушание музыки

5

(отлично)

содержательный и грамотный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения; точное определение на слух тематического материала, пройденных сочинений

4

(хорошо)







устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок; в определении на слух допускаются 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную

3

(удовлетворительно)

устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. в определении на слух допускаются 2-3грубые ошибки и 2-3 незначительных

2, 1

(неудовлетворительно)

целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.


Литература

Учебная литература:

  1. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 1 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2007

  2. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 2 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013

  3. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 3 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013

Дополнительная:

  1. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская - М.,1990


Мультимедийные презентации:

  1. «Музыкальный алфавит»

  2. «Путешествие в страну интервалов»

  3. «Музыка и я», «В гости к музыке»

  4. «Искусство», «Музыка и литература»


Электронные ресурсы:

  1. http://myzukavsem.ru/ Форум педагогов музыки;

  2. http://in-ku.com/catalog.html Международное общественное Движение;

  3. "Inter-Kultur Haus" Интернациональный Дом творчества;

  4. http://www.zavuch.info/forum/ КПК «Педагогические измерения в системе мониторинга с использованием ИКТ»;

  5. http://www.proshkolu.ru/club/music/ Клуб учителей музыки;

  6. http://musicteachers.tk/load/3 Учебники по музыке;

  7. http://muzuchitel.ru/ Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки;

  8. http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_1_klass/0-4 Сайт учителя музыки;

  9. http://sozvezdieoriona.ru/ Обмен опытом;

  10. http://mmoum.ucoz.ru/index/polozhenie/0-7 Международное методическое объединение учителей музыки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!