СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Синтезатор" 3 класс, предмет Фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Синтезатор" 3 класс, предмет Фортепиано»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ





Рассмотрено

на заседании МС

протокол №_

от « _ » _______2022г.



Принято

на педсовете

протокол № ___

от « _» _______ 2022г.

Утверждаю

Директор

МБУ ДООзерненская ДШИ

___________Е.В. Андреева

Приказ № __

от «___» _________2022г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Фортепиано 3 класс

(предмет, класс)


Синтезатор

(ДОП)


Морозова Марина Николаевна

(ФИО)


преподаватель

(должность)












2022 – 2023 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации рабочей программы 1 год


Рабочая программа «Фортепиано» 3 класс дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Синтезатор» составлена на основании следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»

ч.9 ст.2

ч.8ст.2

ч.1-2,4 ст.75

ч.3-7 ст.83

- Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990 г. № 1559-1

-Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 161 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано" и сроку обучения по этой программе".

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Устава МБУ ДО Озерненская ДШИ.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.


Цель программы

развитие творческих и специальных музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры воспитанников посредством освоения основ музыкальной грамоты и овладения исполнительскими навыками на фортепиано.

Задачи:

- формировать понятие звуковысотной и ритмической организации музыки, освоить средства музыкальной выразительности и музыкальную терминологию.

- овладеть основами исполнительского мастерства (освоить двигательные навыки, развить беглость пальцев, овладеть различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями).

- обучить навыкам чтения с листа.

Цели и задачи программы 3 класса реализуется на уроках Фортепиано (1 академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного контроля, в концертных выступлениях. Количество учебных часов – 35 в год, в том числе 4часа контрольных уроков (из расчета 35 недель в год).


Учебно-тематический план по предмету «Фортепиано», 3 класс

раздела

Название разделов

Количество часов

3класс

1.

Работа над постановкой игрового аппарата

5

2.

Формирование основных навыков игры на инструменте

6

3.

Работа над инструктивным материалом

3

4.

Работа над полифоническими произведениями

3

5.

Работа над произведениями малой формы

4

6.

Работа над произведениями крупной формы.

3

7.

Работа над ансамблевыми произведениями.

4

8.

Работа над подготовкой к публичному выступлению

3


Контрольные уроки

4


Итого


35


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Работа над постановкой игрового аппарата (5ч.)

Преодоление мышечных напряжений. Постановка правой и левой руки, координация обеих рук. Постепенное овладение элементами постановки и отдельными игровыми движениями.

Формирование основных навыков игры на инструменте (6ч.):

Формирование навыков звукоизвлечения. Освоение приемов игры (легато, нон легато, стаккато).

Работа над инструктивным материалом.(3ч.):

Закреплять следующие технические навыки; удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев.

Работа над полифоническими произведениями (3ч.):

Закрепление у учащихся элементарных основ полифонического слышания. Исполнение несложных пьес с элементами полифонии.

Работа над произведениями крупной формы (4ч.):

Исполнение произведений крупной формы: легкие сонатины и вариации. Формирование четкий представлений о структуре произведений. Воспитание навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато.

Работа над произведениями малой формы (3ч):

Работа над произведениями кантиленного и подвижного характера. Программные произведения. Народные песни (обработки). Пьесы песенного и танцевального характера.

Работа над ансамблевыми произведениями.(4ч.)

Формирование основных приемов ансамблевой техники: общее эмоциональное состояние, отражающее настроение пьесы.

Работа над подготовкой к публичному выступлению (3ч.):

Воспитание исполнительских навыков. Работа над созданием художественного образа произведения: формирование конкретного исполнительского замысла с учетом программных названий, образных и эмоциональных ремарок. Преодоление эстрадного волнения.


Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);

- традиционный урок;

- комбинированное практическое занятие;

- урок-игра;

-открытый урок с присутствием родителей.

.

Технологии обучения:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

- игровая технология;

- проблемно-поисковая технология;

- системно-деятельностная технология;

- здоровьесберегающая технология;

- технология эффективных уроков.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- предметная компетенция;

- метапредметная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- личностная компетенция.


Виды и формы контроля:

- контрольные урок;

- академический концерт;


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКЕ ФОРТЕПИАНО

- соответствие гигиенических условий санитарным нормам: чистота, определенная температура и свежесть воздуха.

- рациональная организация урока: использование активных форм и методов обучения(динамические паузы, гимнастика для глаз).

- проведение интегрированных уроков.

- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения.

- применение игровых технологий в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий.

- создание психологического комфорта на уроке.

- физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока.

- благоприятный психологический климат на уроке также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный обучающимся на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания.


ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Фортепиано»

К концу 3 года обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.


Годовые требования

В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За год учащийся должен освоить:

2 этюда,

2 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

1-2 ансамбля,

гаммы ля, ре, ми, соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы.


В рамках промежуточной аттестации:

-контрольный урок в 1и 2 полугодии;


Примерный репертуарный список:


Этюды

Бертини А. Этюд Соль мажор

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А. Соч. 58 «Ровность и беглость»

Лешгорн А. Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А. Этюды соч.37 №№1,2

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л. Соч. 108 №№ 14-19


Пьесы

Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк Д.Г. Песенка

Гедике А. Русская песня

Александров А. Новогодняя полька

Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»

Моцарт В.А. 14 пьес: № 8

Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО



Предмет

Оценка

Показатели оценки


Фортепиано








5

(«отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2,1 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы.



Литература:

Учебная:

  1. Адажио [Ноты]: сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано: 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014.

  2. Фортепианная игра под общей редакцией А.Николаева.

  3. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.1-й класс ДМ

Дополнительная:

  1. Артоболевская, А. Хрестоматия маленького пианиста [Ноты]: учеб.пособие / А. Артоболевская. – М.: Интро-вэйв, 2003.

  2. Августинов Ю. «Учитесь играть на рояле» ч.1,Ленинград-«Музыка»-1989

  3. Августинов Ю.»Учитесь играть на рояле ч.2,Ленинград-«Музыка»-1988г

  4. Грифлина, И. Я учусь играть с листа на фортепиано [Ноты]: учеб.пособие: Тетр.1 / И. Грифлина, Н. Тарасова.–СПб.: Композитор, 2011.

  5. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.

Составители: С. Ляховицкая и Л.Баренбойм, Ленинград – «Музыка» - 1990

  1. Симонова, Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста [Ноты]: учеб.пособие / Т. Симонова. – СПб.: Композитор, 2013.

  2. Фортепиано [Ноты]: 1 класс ДМШ: учеб.пособие / сост. Б.Е. Милич. – М.: Кифара, 2006.

  3. Юный пианист.Вып.1.Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона.

Электронные ресурсы

  1. http://www.notarhiv.ru/

  2. http://notes.tarakanov.net/

  3. http://nlib.org.ua/

  4. http://www.free-scores.com

  5. http://igraj-poj.narod.ru/

  6. http://piano-notes.net/index.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!