СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Санкт-Петербург – город-музей»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Санкт-Петербург – город-музей» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой. Рабочая программа «Санкт-Петербург – город-музей» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Санкт-Петербург – город-музей»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Санкт-Петербург – город-музей» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой.

Общая характеристика программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга»

Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — город-музей», «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Следовательно, все программы курсов имеют ценностно- и практикоориентированный характер. Вместе с тем каждая из них решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.

Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.

Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург — город-музей» — с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» — с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.

Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер:

• образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из вариантов введения учебной программы в учебный план школы;

• учитель имеет возможность выбрать одну из трех программ для учащихся 7—9 классов («История и культура Санкт-Петербурга», «Прогулки по Петербургу», «Санкт-Петербург — наш город»);

• педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).

Программы учебных курсов для всех возрастных групп содержат обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;

• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

Задачи программы «Санкт-Петербург – город-музей»

1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

- ориентироваться по карте города;

- ориентироваться в реальном городском пространстве;

- работать с источниками информации о городе;

- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.

4. Совершенствовать общеучебные умения

5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 3. ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (1917-1991 гг.) - 24 часа

Петроград – Ленинград: 1917— 1941 гг.

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний

Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.) 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда: гражданская война, военный коммунизм, НЭП, первые пятилетки. 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».

Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация. Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.

Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств. Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.

Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие). Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители (дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов, балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров (студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»; режиссер И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие).

Петроград – Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры,

громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев (коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.

Образ города в художественной литературе, музыке.

Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (Отбор материала с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы (О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.

Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.

«Великий город с областной судьбой…»Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний

Карта и облик города. Рост территории города с 1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам.

Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (Отбор материала с учетом межпредметных связей с историей России, воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события (открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; награждение Ленинграда орденами или другие).

Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда (мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости

(фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования. (типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.) Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых (ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.

Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода (поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих; деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.) Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки» или другие). Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.

Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы (массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта, и другое). Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан (источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев (дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.) Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.

Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке

Наш край в ХХ вв.

Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.

Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.

Экономическое развитие края (строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог)

Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием, промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.

Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.

Состояние культурного наследия на территории края (крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества; традиции народов, населявших наш край.)

Раздел IV. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время) - 3 часа.

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.

Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.

Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни (Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)

Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.

Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия, в том числе и иностранные фирмы. Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. Развитие международного туризма. Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. Разнообразие научных учреждений в Петербурге: их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы. Проблема защиты интеллектуальной собственности.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан: художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. Молодежная субкультура, центры массовой культуры в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург – место жительства современных горожан. Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций, в том числе традиций поведения горожан. Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан. Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан. Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства.

ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА – 1 час.

















Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию

исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию

1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011

Дополнительная литература к разделу 3

1. Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.

2. Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.

3. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.

4. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.

5. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. – СПб., 2003.

6. Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.

7. На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.

8. Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.

9. Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.

10. Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.

11. Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.

12. Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.

13. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.

14. Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.

15.Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.

16. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.

17. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.

18. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.

19. Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.

20. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

9 класс - 34 часа

Раздел

Тема

Количество часов

Темы раздела

раздела

1

ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД – ГОРОД СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

(1917-1991 гг.) – 24 часа

Введение

1

26

Довоенный социалистический город

(1917-1941 гг.)

12

Ленинград – город-герой (1941-1945 гг.)

5

Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)

10

Наш край в XX веке

2

2

НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ (1991 – настоящее время)

Исторические события и их значение: 1991 – настоящее время

1

7

Санкт-Петербург – место жительства горожан

1

Санкт-Петербург – город больших возможностей для самореализации

1

3

Итоговое обобщение

1

1

Итого

34

34






















Скачать

© 2018 529 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!