Рабочая программа РУССКИЙ ЯЗЫК для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие способностей к творческой деятельности.
№ п/п | Дата план | Дата факт (обос-нова-ние) | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности |
1 четверть (34 часа) |
ПОВТОРЕНИЕ - 4 часа |
1 1 | 01.09 | | Знакомство с учебни-ком. Наша речь и наш язык. | Урок вводный и решения частных задач | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога |
2 2 | 02.09 | | Текст. План текста | Урок решения частных задач | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы |
3 3 | 05.09 | | Изложение повествовательного текста | Урок развития речи, применение знаний на практике. | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного |
4 4 | 06.09 | | Типы текстов. Составление устного рассказа на выбранную тему | Урок освоения нового материала. | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ -13 часов |
5 1 | 08.09 | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Урок освоения нового материала. | Составлять из каждой группы слов предложение. |
6 2 | 09.09 | | Виды предложений по интонации | Урок освоения нового материала. | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения |
7 3 | 12.09 | | Диалог. Обращение | Урок освоения нового материала | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме |
8 4 | 13.09 | | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Урок освоения нового материала | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения |
9 5 | 15.09 | | Распространённые и нераспространённые предложения. | Решение частных задач | Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам |
10 6 | 16.09 | | Что такое словосочетание. | Урок освоения нового материала | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения |
11 7 | 19.09 | | Входной диктант с грамматическим заданием. (Административный контроль) | Контроль и учёт знаний. | Создать условия для проверки усвоения знаний материала 3 класса |
12 8 | 20.09 | | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | Коррекция знаний. Урок освоения нового материала | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами |
13 9 | 22.09 | | Связь однородных членов в предложении. | Урок освоения нового материала | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение |
14 10 | 23.09 | | Запятая между однородными членами предложения. Словарный диктант № 1 | Урок решения частных задач | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами |
15 11 | 26.09 | | Как отличить сложное предложение от простого предложения? | Урок освоения нового материала | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы |
16 12 | 27.09 | | Отличие сложного предложения от простого с однород-ными членами? | Урок освоения нового материала | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного |
17 13 | 29.09 | | Проверочная работа по теме «Предложение». | Контроль и учёт знаний, решение частных задач. | Создать условия для проверки знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умение выполнять исследовательские проекты. |
Слово в языке и речи - 13 часов |
18 1 | 30.09 | | Слово и его лексическое значение. | Урок освоения нового материала | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи |
19 2 | 03.10 | | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | Урок освоения нового материала | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове |
20 3 | 04.10 | | Синонимы. Антонимы. Омонимы Контрольное списывание №1 | Урок освоения нового материала | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи |
21 4 | 06.10 | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | Урок обобщения и систематизации знаний | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму |
22 5 | 07.10 | | Состав слова. Значимые части слова. | Урок решения частных задач | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
23 6 | 10.10 | | Состав слова. Однокоренные слова. | Урок решения частных задач | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок |
24 7 | 11.10 | | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | Урок решения частных задач | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы |
25 8 | 13.10 | | Гласные и согласные в корнях слов, двойные согласные. | Урок рефлексии и оценивании способа действия | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы |
26 9 | 14.10 | | Написание приставок и суффиксов. Словарный диктант №2 | Урок рефлексии и оценивании способа действия | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов |
27 10 | 17.10 | | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | Урок решения частных задач | Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление |
28 11 | 18.10 | | Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова» | Контроль и учёт знаний | Создать условия для проверки знаний по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»; совершенствовать умение выполнять исследовательские проекты. |
29 12 | 20.10 | | Работа над ошибками. Написание гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе | Коррекция знаний. Урок рефлексии и оценивании способа действия | Создать условия для выполнения работы над ошибками, допущенными в диктанте |
30 13 | 21.10 | | Изложение на основе зрительного восприятия текста по составленно-му плану. | Урок развития речи, применение знаний на практике. | Создать условия для формирования передавать содержание текста в подробном изложении. |
ЧАСТИ РЕЧИ -5 часов |
31 1 | 24.10 | | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. | Урок освоения нового материала | Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи. |
32 2 | 25.10 | | Грамматические признаки частей речи. | Урок решения частных задач | Создать условия для ознакомления с понятиями «грамматические признаки частей речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи. |
33 3 | 27.10 | | Проверочная работа по теме «Части речи» | Контроль и учёт знаний, решение частных задач | Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи |
34 4 | 28.10 | | Наречие как часть речи | Урок освоения нового материала | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации |
2 четверть (30 часов) |
35 5 | 07.11 | | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова«Иван-царевич на Сером волке» | Урок развития речи, применение знаний на практике. | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – 30 часов |
36 1 | 08.11 | | Как определить падеж имени существительного? | Контроль и учёт знаний | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам |
37 2 | 10.11 | | Признаки падежных форм имён существительных | Урок освоения нового материала | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах |
38 3 | 11.11 | | Падежи имен существительных | Урок решения частных задач | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи |
39 4 | 14.11 | | Распознавание предлож-ного падежа имен существительных | Урок решения частных задач | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных |
40 5 | 15.11 | | Как определить падеж неизменяемых имен существительных | Урок освоения нового материала | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения |
41 6 | 17.11 | | Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных. | Урок формирования умений и навыков | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения |
42 7 | 18.11 | | 1-е склонение имен существительных | Урок решения частных задач | Определять принадлежность имён существительных ко 1-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных1-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям |
43 8 | 21.11 | | 2-е склонение имён существительных | Урок освоения нового материала | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям |
44 9 | 22.11 | | 2-е склонение имён существительных | Урок решения частных задач | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения |
45 10 | 24.11 | | 3-е склонение имён существительных | Урок освоения нового материала | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям |
46 11 | 25.11 | | 3-е склонение имён существительных | Урок решения частных задач | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения |
47 12 | 28.11 | | Имена существительные всех трех типов склонения Контрольное списывание №2 | Урок решения частных задач | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова |
48 13 | 29.11 | | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1-го, 2-го и 3-го склоне-ния. | Урок поиска и открытия нового способа действия | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова |
49 14 | 01.12 | | Именительный и винительный падежи | Урок освоения нового материала | Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах |
50 15 | 02.12 | | Окончания имен существительных в родительном падеже | Урок освоения нового материала | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. |
51 16 | 05.12 | | Именительный, родительный и винитель-ный падежи одушевлён-ных существительных | Урок освоения нового материала | Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения |
52 17 | 06.12 | | Окончания имен существительных в дательном падеже | Урок освоения нового материала | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
53 18 | 08.12 | | Правописание имен существительных в родительном падеже | Урок освоения нового материала | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно |
54 19 | 09.12 | | Безударные окончания имен существительных в дательном и родительном падежах | Урок решения частных задач | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями |
55 20 | 12.12 | | Окончания имен существительных в творительном падеже | Урок освоения нового материала | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц |
56 21 | 13.12 | | Окончания имен существительных в предложном падеже | Урок освоения нового материала | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и |
57 22 | 15.12 | | Правописание безудар-ных окончаний имен существительных во всех падежах | Урок обобщения и систематизации знаний | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа |
58 23 | 16.12 | | Множественное число имен существительных Словарный диктант № 3 | Урок освоения нового материала | Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных |
59 24 | 19.12 | | Обобщение знаний по теме «Падежные окон-чания имён существи-тельных». | Урок коррекции знаний, обобщения и систематизации знаний | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов |
60 25 | 20.12 | | Именительный падеж имен существительных множественного числа | Урок освоения нового материала | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов |
61 26 | 22.12 | | Родительный падеж имен существительных множественного числа | Урок освоения нового материала | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений |
62 27 | 23.12 | | Диктант за первое полугодие. | Контроль и учёт знаний, решение частных задач | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
63 28 | 26.12 | | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | Урок освоения нового материала | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
64 29 | 27.12 | | Дательный, творитель-ный, предложный па-дежи имен существи-тельных множественно-го числа | Урок освоения нового материала | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
3 четверть (38 часов) |
65 30 | 09.01 | | Защита проектов «Говорите правильно!» | Урок-решения частных задач | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ- 26 часов |
66 1 | 10.01 | | Роль имен прилагательных в языке. Как образуются имена прилагательные? | Урок обобщения и систематизации знаний | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов |
67 2 | 12.01 | | Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают имена прилагательные? | Урок обобщения и систематизации знаний | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов |
68 3 | 13.01 | | Род и число имён прилагательных | Урок обобщения и систематизации знаний | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» |
69 4 | 16.01 | | Составление описательного текста на тему «Моя любимая игрушка» | Урок развития речи, применение знаний на практике. | Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке |
70 5 | 17.01 | | Падеж имени прилагательного. | Урок освоение нового материала | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий,-ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения |
71 6 | 19.01 | | Сочинение по репро-дукции картины В.Серова «Мика Моро-зов» | Урок развития речи, применение знаний на практике. | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины |
72 7 | 20.01 | | Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | Урок освоения нового материала | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице |
73 8 | 23.01 | | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных в единст-венном числе. | Поиск и открытие нового способа действия. | Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного |
74 9 | 24.01 | | Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного |
75 10 | 26.01 | | Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного |
76 11 | 27.01 | | Падежные окончания прилагательных муж-скогои среднего рода в именительном падеже | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного |
77 12 | 30.01 | | Распознавание имен прилагательных мужс-кого и среднего рода в, родительном и вини-тельном падежах. | Комбинированный урок | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного |
78 13 | 31.01 | | Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного |
79 14 | 02.02 | | Имёна прилагательные мужского и среднего рода | Комбинированный урок | Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» |
80 15 | 03.02 | | Контрольное списывание №3 Наши проекты. «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | Урок-проект | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль |
81 16 | 06.02 | | Падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе | Урок изучения нового материала | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице |
82 17 | 07.02 | | Падежные окончания имён прилагательных женского рода в И.п. и В.п. | Урок изучения нового материала | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного |
83 18 | 09.02 | | Падежные окончания имён прилагательных женского рода в Р.п, Д. п, Т.п. и П.п. | Урок изучения нового материала | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного |
84 19 | 10.02 | | Склонение имен при-лагательных во мно-жественном числе Словарный диктант № 4 | Урок формирования умений и навыков | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
85 20 | 13.02 | | Безударные окончания имён прилагательных множественного числа в И.п. и В.п. | Урок изучения нового материала | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. |
86 21 | 14.02 | | Безударные окончания имён прилагательных множественного числа в Д.п. и Т.п. | Урок изучения нового материала | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями |
87 22 | 16.02 | | Безударные окончания имён прилагательных множественного числа в Р.п. и П.п. | Комбинированный урок | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественно-го числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательно-го текста и записывать его. Проверять написанное |
88 23 | 17.02 | | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | Урок развития речи, применение знаний на практике. | Создать условия для формирования передавать содержание текста в подробном изложении. |
89 24 | 20.02 | | Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных.» | Комбинированный урок | |
90 25 | 21.02 | | Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе» | Контроль знаний, умений и навыков | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки |
91 26 | 27.02 | | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. | Урок развития умений и навыков | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений |
МЕСТОИМЕНИЕ – 5 часов |
92 1 | 28.02 | | Роль местоимений в речи. | Урок развития умений и навыков | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений |
93 2 | 02.03 | | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | Урок развития умений и навыков | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений |
94 3 | 03.03 | | Изменение по падежам личных местоимений. Местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | Урок развития умений и навыков | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений |
95 4 | 06.03 | | Склонение личных местоимений 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | Урок развития умений и навыков | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. |
96 5 | 07.03 | | Проверочная работа по теме «Изменение личных местоимений по падежам» №9 | Контрольно-обобщающий урок | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
ГЛАГОЛ – 30 часов |
97 1 | 09.03 | | Роль глаголов в языке | Комбинированный урок | Различать глаголы среди других слов в тексте |
98 2 | 10.03 | | Изменение глаголов по временам | Урок формирования умений и навыков | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) |
99 3 | 13.03 | | Неопределённая форма глагола | Урок развития умений и навыков | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) |
100 4 | 14.03 | | Образование форм глаголов и ознакомле-ние с глагольными суффиксами. | Урок развития умений и навыков | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос |
101 5 | 16.03 | | Образование временных форм от глагола в неопре-деленной форме. | Комбинированный урок | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола |
102 6 | 17.03 | | Спряжение глаголов | Урок изучения нового материала | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) |
4 четверть (29 часов) |
103 7 | 27.03 | | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | Комбинированный урок | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написан-ного текста и использования в нём языковых средств |
|
104 8 | 28.03 | | Распознавание лица и числа глаголов. | Урок изучения нового материала | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
105 9 | 30.03 | | Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа. | Урок развития умений и навыков | Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
106 10 | 31.03 | | Правописание глаголов во втором лице единст-венного числа и право-писание не с глаголами. | Комбинированный урок | Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
107 11 | 03.04 | | Сочинение по репро-дукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Комбинированный урок | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины |
108 12 | 04.04 | | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Контрольное списывание №4 | Урок изучения нового материала | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» |
109 13 | 06.04 | | Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов Ι и ΙΙ спряжения. | Урок изучения нового материала | Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» |
110 14 | 07.04 | | Наши проекты. «Пословицы и поговорки» | Комбинированный урок | |
111 15 | 10.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | Урок изучения нового материала | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
112 16 | 11.04 | | Спряжение глаголов по неопределенной форме и написании безударных личных окончаний глаголов. | Урок формирования умений и навыков | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
113 17 | 13.04 | | Правописание безудар-ных личных окончаний глаголов Словарный диктант № 5 | Урок формирования умений и навыков | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола |
114 18 | 14.04 | | Правописание безудар-ных личных окончаний. | Урок развития умений и навыков | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола |
115 19 | 17.04 | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | Урок закрепления полученных знаний | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
116 20 | 18.04 | | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний | Урок изучения нового материала | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола |
117 21 | 20.04 | | Возвратные глаголы | Урок изучения нового материала | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
118 22 | 21.04 | | Возвратные глаголы в настоящем и будущем времени. | Урок формирования умений и навыков | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
119 23 | 24.04 | | Безударные окончания, -тсяи –тьсяв возвратных глаголов. | Комбинированный урок | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) |
120 24 | 25.04 | | Правописание глаголов в прошедшем времени | Урок изучения нового материала | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
121 25 | 27.04 | | Родовые окончания глаголов в прошедшем времени | Урок формирования умений и навыков | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы |
122 26 | 28.04 | | Безударная гласная суффикса в глаголах прошедшего времени. | Комбинированный урок | Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности) |
123 27 | 02.05 | | Правописание глагольных форм. Повторение знаний о глаголе. | Урок-игра | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола |
124 28 | 04.05 | | Правописание глагольных форм. Морфо-логические признаки глагола. | Комбинированный урок | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола |
125 29 | 05.05 | | Проверочная работа по теме «Глагол». | Контроль знаний, умений и навыков | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм |
126 30 | 11.05 | | Контрольный диктант за год | Контроль знаний, умений и навыков | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм |
ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ– 5 часов |
127 1 | 12.05 | | Анализ ошибок. Язык и речь. | Комбинированный урок | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное |
128 2 | 15.05 | | Главные и второстепен-ные члены предложе-ния. Однородные чле-ны предложения. | Урок повторения и систематизации | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
129 3 | 16.05 | | Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в корне слов. | Комбинированный урок | Применить свои знания для выполнения заданий |
130 4 | 18.05 | | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах Применять свои знания для выполнения заданий |
131 5 | 19.05 | | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Урок обобщения и систематизации знаний | Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах |