СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Русский язык 4 класс " Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Русский язык 4 класс " Школа России"»



ПОЯСНИТЕЛЬНЫЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа РУССКИЙ ЯЗЫК для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 286;

  • Примерные программы по учебным предметам.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2022-2023 учебный год.


Рабочая программа по предмету рассчитана в 4 классе на 131 час в год (4 часа в неделю)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.


4 КЛАСС (133 Ч)

Повторение (4 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение.

Предложения (13)

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (13 ч)

Части речи (5 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (30 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное (26 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (5 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (30 ч)

Неопределенная форма глагола.Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (5 ч)












Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

план


Дата факт

(обос-нова-ние)

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

1 четверть (34 часа)

ПОВТОРЕНИЕ - 4 часа

1

1

01.09


Знакомство с учебни-ком. Наша речь и наш язык.


Урок вводный и решения частных задач

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога

2

2







02.09


Текст. План текста









Урок решения частных задач

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы

3

3

05.09


Изложение повествовательного текста

Урок развития речи, применение знаний на практике.

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного


4

4




06.09







Типы текстов.

Составление устного рассказа на выбранную тему



Урок освоения нового материала.

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой



ПРЕДЛОЖЕНИЕ -13 часов

5

1

08.09




Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Урок освоения нового материала.

Составлять из каждой группы слов предложение.

6

2





09.09







Виды предложений по интонации






Урок освоения нового материала.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения

7

3

12.09


Диалог. Обращение


Урок освоения нового материала

Находить в предложении обращения в начале, середине, конце.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме

8

4

13.09


Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения

Урок освоения нового материала

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения

9

5



15.09




Распространённые и нераспространённые предложения.



Решение частных задач

Различать распространённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.

Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложение по членам

10

6




16.09





Что такое словосочетание.




Урок освоения нового материала

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения


11

7


19.09



Входной диктант с грамматическим заданием. (Административный контроль)

Контроль и учёт знаний.

Создать условия для проверки усвоения знаний материала 3 класса





12

8





20.09






Работа над ошибками. Однородные члены предложения.




Коррекция знаний. Урок освоения нового материала

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

13

9

22.09




Связь однородных членов в предложении.

Урок освоения нового материала

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение

14

10

23.09




Запятая между однородными членами предложения.

Словарный диктант № 1

Урок решения частных задач

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами


15

11

26.09



Как отличить сложное предложение от простого предложения?

Урок освоения нового материала

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы


16

12


27.09




Отличие сложного предложения от простого с однород-ными членами?

Урок освоения нового материала

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного

17

13

29.09


Проверочная работа по теме «Предложение».

Контроль и учёт знаний, решение частных задач.

Создать условия для проверки знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умение выполнять исследовательские проекты.

Слово в языке и речи - 13 часов

18

1







30.09









Слово и его лексическое значение.








Урок освоения нового материала


Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи


19

2







03.10








Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова






Урок освоения нового материала


Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове

20

3







04.10









Синонимы. Антонимы. Омонимы

Контрольное списывание №1







Урок освоения нового материала


Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

21

4




06.10






Фразеологизмы.

Обобщение знаний о лексических группах слов.



Урок обобщения и систематизации знаний

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.

Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму

22

5

07.10


Состав слова. Значимые части слова.


Урок решения частных задач

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

23

6

10.10


Состав слова.

Однокоренные слова.

Урок решения частных задач

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок

24

7




11.10






Правописание гласных и согласных в значимых частях слова




Урок решения частных задач

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

25

8

13.10


Гласные и согласные в корнях слов, двойные согласные.

Урок рефлексии и оценивании способа действия

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

26

9

14.10


Написание приставок и суффиксов.

Словарный диктант №2

Урок рефлексии и оценивании способа действия

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов


27

10

17.10


Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.



Урок решения частных задач

Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Сочинять объявление

28

11

18.10


Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

Контроль и учёт знаний

Создать условия для проверки знаний по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»; совершенствовать умение выполнять исследовательские проекты.

29

12

20.10


Работа над ошибками. Написание гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе

Коррекция знаний. Урок рефлексии и оценивании способа действия

Создать условия для выполнения работы над ошибками, допущенными в диктанте

30

13

21.10


Изложение на основе зрительного восприятия текста по составленно-му плану.

Урок развития речи, применение знаний на практике.

Создать условия для формирования передавать содержание текста в подробном изложении.

ЧАСТИ РЕЧИ -5 часов

31

1

24.10


Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи.

Урок освоения нового материала


Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи.

32

2

25.10


Грамматические признаки частей речи.

Урок решения частных задач

Создать условия для ознакомления с понятиями «грамматические признаки частей речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи.

33

3

27.10


Проверочная работа по теме «Части речи»


Контроль и учёт знаний, решение частных задач

Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи

34

4

28.10




Наречие как часть речи


Урок освоения нового материала

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации


2 четверть (30 часов)

35

5

07.11


Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова«Иван-царевич на Сером волке»

Урок развития речи, применение знаний на практике.


Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – 30 часов

36

1

08.11


Как определить падеж имени существительного?


Контроль и учёт знаний

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам

37

2

10.11


Признаки падежных форм имён существительных

Урок освоения нового материала


Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах

38

3

11.11


Падежи имен существительных

Урок решения частных задач

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи

39

4

14.11


Распознавание предлож-ного падежа имен существительных

Урок решения частных задач

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных

40

5

15.11


Как определить падеж неизменяемых имен существительных

Урок освоения нового материала

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

41

6

17.11


Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Урок формирования умений и навыков

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения

42

7

18.11


1-е склонение имен существительных

Урок решения частных задач

Определять принадлежность имён существительных ко 1-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных1-го склонения.

Классифицировать имена существительные по склонениям

43

8

21.11


2-е склонение имён существительных

Урок освоения нового материала

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Классифицировать имена существительные по склонениям

44

9

22.11


2-е склонение имён существительных

Урок решения частных задач

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения

45

10


24.11


3-е склонение имён существительных




Урок освоения нового материала

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям

46

11

25.11


3-е склонение имён существительных


Урок решения частных задач

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения

47

12

28.11




Имена существительные всех трех типов склонения

Контрольное списывание №2

Урок решения частных задач





Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

48

13

29.11


Падежные окончания имен существительных единственного числа 1-го, 2-го и 3-го склоне-ния.

Урок поиска и открытия нового способа действия

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

49

14




01.12





Именительный и винительный падежи





Урок освоения нового материала

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах

50

15




02.12





Окончания имен существительных в родительном падеже



Урок освоения нового материала

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже.

51

16



05.12


Именительный, родительный и винитель-ный падежи одушевлён-ных существительных

Урок освоения нового материала

Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения


52

17


06.12


Окончания имен существительных в дательном падеже

Урок освоения нового материала

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

53

18


08.12


Правописание имен существительных в родительном падеже

Урок освоения нового материала

Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму дательного падежа.

Доказывать, что окончание написано правильно

54

19


09.12


Безударные окончания имен существительных в дательном и родительном падежах

Урок решения частных задач

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями




55

20


12.12


Окончания имен существительных в творительном падеже

Урок освоения нового материала

Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц

56

21


13.12


Окончания имен существительных в предложном падеже

Урок освоения нового материала

Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и

57

22


15.12


Правописание безудар-ных окончаний имен существительных во всех падежах

Урок обобщения и систематизации знаний

Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа

58

23


16.12


Множественное число имен существительных Словарный диктант № 3


Урок освоения нового материала


Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе.

Определять склонение имён существительных

59

24


19.12


Обобщение знаний по теме «Падежные окон-чания имён существи-тельных».


Урок коррекции знаний, обобщения и систематизации знаний

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов


60

25


20.12



Именительный падеж имен существительных множественного числа

Урок освоения нового материала

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов


61

26





22.12





Родительный падеж имен существительных множественного числа



Урок освоения нового материала

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений

62

27


23.12


Диктант за первое полугодие.


Контроль и учёт знаний, решение

частных задач



Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

63

28


26.12


Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

Урок освоения нового материала

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

64

29


27.12




Дательный, творитель-ный, предложный па-дежи имен существи-тельных множественно-го числа

Урок освоения нового материала

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

3 четверть (38 часов)

65

30

09.01


Защита проектов «Говорите правильно!»

Урок-решения частных задач

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ- 26 часов

66

1

10.01



Роль имен прилагательных в языке. Как образуются имена прилагательные?

Урок обобщения и систематизации знаний

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов


67

2



12.01


Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают имена прилагательные?

Урок обобщения и систематизации знаний


Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов

68

3



13.01





Род и число имён прилагательных





Урок обобщения и систематизации знаний

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»

69

4




16.01






Составление описательного текста на тему «Моя любимая игрушка»


Урок развития речи, применение знаний на практике.



Различать начальную форму имени прилагательного.

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке

70

5


17.01


Падеж имени прилагательного.



Урок освоение нового материала


Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий,-ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения

71

6


19.01


Сочинение по репро-дукции картины В.Серова «Мика Моро-зов»

Урок развития речи, применение знаний на практике.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».

Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины

72

7


20.01


Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Урок освоения нового материала

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице




73

8


23.01


Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных в единст-венном числе.



Поиск и открытие нового способа действия.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного

74

9



24.01


Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.


Урок формирования умений и навыков

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного




75

10


26.01



Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Урок формирования умений и навыков

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного

76

11




27.01



Падежные окончания прилагательных муж-скогои среднего рода в именительном падеже

Урок формирования умений и навыков

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного


77

12




30.01


Распознавание имен прилагательных мужс-кого и среднего рода в, родительном и вини-тельном падежах.

Комбинированный урок

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного


78

13



31.01


Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Урок формирования умений и навыков

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

79

14



02.02


Имёна прилагательные мужского и среднего рода

Комбинированный урок

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

80

15



03.02


Контрольное списывание №3

Наши проекты. «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

Урок-проект



Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль




81

16



06.02


Падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе

Урок изучения нового материала

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице



82

17


07.02


Падежные окончания имён прилагательных женского рода в И.п. и В.п.

Урок изучения нового материала

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного


83

18


09.02


Падежные окончания имён прилагательных женского рода в Р.п, Д. п, Т.п. и П.п.

Урок изучения нового материала

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

84

19


10.02


Склонение имен при-лагательных во мно-жественном числе

Словарный диктант

4

Урок формирования умений и навыков

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

85

20


13.02


Безударные окончания имён прилагательных множественного числа в И.п. и В.п.

Урок изучения нового материала

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.


86

21


14.02


Безударные окончания имён прилагательных множественного числа в Д.п. и Т.п.

Урок изучения нового материала

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

87

22


16.02


Безударные окончания имён прилагательных множественного числа в Р.п. и П.п.

Комбинированный урок

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественно-го числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.

Самостоятельно готовиться к изложению повествовательно-го текста и записывать его. Проверять написанное


88

23


17.02


Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

Урок развития речи, применение знаний на практике.

Создать условия для формирования передавать содержание текста в подробном изложении.

89

24


20.02


Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных.»

Комбинированный урок


90

25


21.02


Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе»

Контроль знаний, умений и навыков

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

91

26


27.02


Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.

Урок развития умений и навыков

Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений

МЕСТОИМЕНИЕ – 5 часов

92

1


28.02


Роль местоимений в речи.


Урок развития умений и навыков

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений

93

2


02.03


Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица


Урок развития умений и навыков

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений

94

3


03.03



Изменение по падежам личных местоимений. Местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.


Урок развития умений и навыков

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений

95

4


06.03


Склонение личных местоимений 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

Урок развития умений и навыков

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

96

5


07.03


Проверочная работа по теме «Изменение личных местоимений по падежам» №9

Контрольно-обобщающий урок

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

ГЛАГОЛ – 30 часов

97

1


09.03


Роль глаголов в языке


Комбинированный урок

Различать глаголы среди других слов в тексте


98

2


10.03


Изменение глаголов по временам


Урок формирования умений и навыков

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении)

99

3


13.03



Неопределённая форма глагола


Урок развития умений и навыков


Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)


100

4


14.03


Образование форм глаголов и ознакомле-ние с глагольными суффиксами.

Урок развития умений и навыков

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос

101

5


16.03


Образование временных форм от глагола в неопре-деленной форме.

Комбинированный урок

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола



102

6





17.03







Спряжение глаголов







Урок изучения нового материала

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.)

4 четверть (29 часов)

103

7




27.03





Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.


Комбинированный урок

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написан-ного текста и использования в нём языковых средств


104

8


28.03


Распознавание лица и числа глаголов.


Урок изучения нового материала

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

105

9


30.03


Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.

Урок развития умений и навыков

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

106

10


31.03


Правописание глаголов во втором лице единст-венного числа и право-писание не с глаголами.

Комбинированный урок

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

107

11


03.04


Сочинение по репро-дукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Комбинированный урок

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины

108

12



04.04




Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Контрольное списывание №4


Урок изучения нового материала

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

109

13


06.04




Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов Ι и ΙΙ спряжения.

Урок изучения нового материала

Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

110

14


07.04


Наши проекты. «Пословицы и поговорки»

Комбинированный урок


111

15


10.04




Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Урок изучения нового материала

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

112

16


11.04




Спряжение глаголов по неопределенной форме и написании безударных личных окончаний глаголов.

Урок формирования умений и навыков

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

113

17


13.04


Правописание безудар-ных личных окончаний глаголов

Словарный диктант № 5

Урок

формирования умений и навыков

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола


114

18



14.04




Правописание безудар-ных личных окончаний.



Урок развития умений и навыков


Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола



115

19


17.04




Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»


Урок закрепления полученных знаний

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола


116

20



18.04




Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний


Урок изучения нового материала

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола


117

21



20.04


Возвратные глаголы



Урок изучения нового материала

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.

Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

118

22



21.04


Возвратные глаголы в настоящем и будущем времени.

Урок формирования умений и навыков

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

119

23


24.04


Безударные окончания, -тсяи –тьсяв возвратных глаголов.

Комбинированный урок

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы)

120

24


25.04


Правописание глаголов в прошедшем времени

Урок изучения нового материала

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

121

25



27.04





Родовые окончания глаголов в прошедшем времени


Урок формирования умений и навыков



Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы



122

26


28.04




Безударная гласная суффикса в глаголах прошедшего времени.


Комбинированный урок

Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности)


123

27





02.05






Правописание глагольных форм. Повторение знаний о глаголе.




Урок-игра

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола


124

28


04.05








Правописание

глагольных форм. Морфо-логические признаки глагола.




Комбинированный урок

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола

125

29



05.05


Проверочная работа по теме «Глагол».

Контроль знаний, умений и навыков

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм

126

30


11.05



Контрольный диктант за год


Контроль знаний, умений и навыков

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм

ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ– 5 часов

127

1


12.05


Анализ ошибок.

Язык и речь.

Комбинированный урок

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное

128

2


15.05


Главные и второстепен-ные члены предложе-ния. Однородные чле-ны предложения.

Урок повторения и систематизации


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

129

3


16.05




Значимые части слова.

Правописание гласных и согласных в корне слов.

Комбинированный урок

Применить свои знания для выполнения заданий

130

4






18.05









Части речи. Морфологические признаки частей речи.






Урок обобщения и систематизации знаний



Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах

Применять свои знания для выполнения заданий

131

5

19.05


Части речи. Морфологические признаки частей речи.



Урок обобщения и систематизации знаний



Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах





РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ 2022 года

№ _____




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР О.В.Петрова

______________ 2022 г.







































10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!