СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 3 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 3 класс "Школа России"»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объём еизучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; •замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • знакомиться с жанрами объявления, письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;

  • находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать за словообразованием частей речи;

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • в предложении обращение (в начале, в середине);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания,

  • а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

  • и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • написание предлогов и слитное написание приставок;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).



Содержание учебного предмета.

Язык и речь.(2 часа)

Наша речь и наш язык

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отраже­ние культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответ­ствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как осно­ве национального самосознания.*Слова с непроверяемым написанием: празд­ник, вместе.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) Текст (повторение и углубление представлений о тексте)Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение .Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение. Формирование навыка смыслового чтения тек­стов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное дей­ствие формируется при изучении всего курса русского языка).

*Слова с непроверяемым написанием: орех. Предложение (повторение и углубление пред­ставлений о предложении и диалоге) .Виды предложений по цели высказывания Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

(повествовательные, вопросительные, побуди­тельные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представ­ление) Состав предложения (повторение и углубление представлений) Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые пред­ложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный). Разбор предложения по членам .Простое и сложное предложения (общее пред­ставление) . Запятая внутри сложного предложения. Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золо­тая осень». Стартовый контрольный диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание.»


Слово в языке и речи (17 ч) Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и пере­носном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями сино­нимов и антонимов. Омонимы. Использование омонимов в речи. Словарный диктант. *Слова с непроверяемым написанием: понедель­ник .Работа со словарём омонимов . Слово и словосочетание . Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.*Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языко­вым анализом текста .Части речи Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках .*Слова с непроверяемым написанием: трак­тор, чёрный .Формирование умений видеть красоту и образ­ность слов русского языка в пейзажных зарисов­ках текста. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Имя числительное (общее представление) *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Контрольное списывание. Однокоренные слова Обобщение и уточнение представлений об однокоренных(родственных) словах, о корне слова. *Слова с непроверяемым написанием: карто­фель. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составлен­ному плану. Проект «Рассказ о слове».

Состав слова (16 часов)Корень слова . Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова .Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменени­ям, происходящим в нём .Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).Формы слова. Окончание . Контрольный диктант за 1 четверть.

"Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Основа слов Разбор слова по составу. Знакомство со слово­образовательным словарём. Обобщение знаний о составе слова .Изменяемые и неизменяемые слова, их употре­бление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. * Слова с непроверяемым написанием :пирог, шоссе. Контрольный диктант по теме «Состав слова».. Развитие речи. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов». Правописание частей слова (29 ч)Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова Формирование умений ставить перед собой орфо­графическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные дей­ствия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг. Правописание слов с безударными гласными в корне Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважи­тельного отношения к истории языка. •Слова с непроверяемым написанием: север, бе­рег Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне *Слова с непроверяемым написанием: пороша. Правописание слов с непроизносимыми со­гласными в корне Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. Правописание слов с удвоенными согласны­ми. Слова с непроверяемым написанием: коллек­ция, коллектив, аккуратный, грамм, кило­грамм. Правописание суффиксов и приставок . Правописание приставок и предлогов. Слова с непроверяемым написанием: желать. Правописание слов с разделительным твёр­дым знаком (ъ) . Словарный диктант. Промежуточный контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» Развитие речи. Сочинение по репро­дукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформирован­ного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления

Части речи (75 ч)

Части речи (повторение и углубление представ­лений) (2ч)

Части речи: имя существительное, имя прилага­тельное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представ­ление).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30 ч) Повторение и углубление представлений

Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена суще­ствительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по само­стоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существи­тельные. Правописание имён собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолёт,

комната, однажды. Проект «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению иссле­довательской работы. Число имён существительных Словарный диктант. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одно­го числа (салазки, мёд).Работа с текстом. Письмо по памяти. Род имён существительных . Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были упо­треблены в составленном рассказе. Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о ка­чествах и свойствах личности (жадности, неряш­ливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм со­гласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение пове­ствовательного текста. Контрольный диктант по теме «Мягкий знак(ь) после шипящих на конце имён существительных» Падеж имён существительных Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. •Слова с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Сочинение по репро­дукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. "Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Все падежи (обобщение знаний об имени су­ществительном) Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существитель­ного. •Слова с непроверяемым написанием: вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по ре­продукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «„Зимняя" страничка». Контрольный диктант по теме «Имя существительное».


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном

Лексическое значение имён прилагательных. Словарный диктант. Обогащение словарного запаса именами при­лагательными. Связь имени прилагательного с именем суще­ствительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначаю­щие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательно­го в предложении. Текст-описание

Художественное и научное описания. Использо­вание имён прилагательных в тексте-описании.

. Развитие речи. Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». *Слова с непроверяемым написанием: привет­ливый, ромашка, растение. Красная площадь, Московский Кремль. Формы имён прилагательных Род имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени суще­ствительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слова с непроверяемым написанием: сирень Число имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. "Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. Словарный диктант. Падеж имён прилагательных (общее представ­ление). Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по паде­жам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном . Морфологический разбор имени прилагательного. Промежуточный контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Контрольный диктант.

МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч)

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множе­ственного числа. Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. "Слова с непроверяемым написанием: одуван­чик, воскресенье. Формирование бережного отношения к при­роде. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. .

ГЛАГОЛ (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изме­нение глаголов по числам. "Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).

Развитие речи. Составление текста по сюжет­ным рисункам. Формы глагола

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сде­лать?

"Слова с непроверяемым написанием: песок. Число глаголов Изменение глаголов по числам.

Времена глагола. Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: кварти­ра, герой, солдат. Развитие речи. Подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану. Род глаголов в прошедшем времени

Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста .Правописание частицы НЕ с глаголами . Обобщение знаний о глаголе .

Морфологический разбор глаголов. Контрольный диктант. Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам.

Повторение 15ч.

Развитие речи. Составление предложений и текста .Словарный диктант. Развитие речи. Подробное изложение по коллективно составленному плану. Итоговая комплексная работа

Итоговый контрольный диктант. Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. Контрольное списывание


Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

Дата

Количество часов, отводимых на освоение темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Тема урока

По плану

фактически


        1. Язык и речь( 2ч)

1

3.09


1

Инструктаж по ТБ

Виды речи . Речь и её назначение

2

4.09


1

Язык, его назначение и выбор в соответствии с целями и условиями общения.


Текст. Предложение. Словосочетание.(14ч)

3

5.09


1

Текст. Типы текстов.

4

6.09


1

Построение текста.

5

7.09


1

Предложение.

6

10.09


1

Виды предложений по цели высказывания

7

11.09


1

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

8

12.09


1

Анализ творческой работы. Виды предложений по интонации.

9

13.09


1

Предложения с обращением.

10

14.09


1

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

11

17.09


1

Распространённые и нераспространённые предложения

12

18.09


1

Простое и сложное предложения.

13

19.09


1

Запятая внутри сложного предложения.

14

20.09


1

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

15

21.09


1

Развитие речи.

Обучающее сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень»

16

24.09


1

Стартовый контрольный диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание.»


Слово в языке и речи.

(17 ч)

17

25.09


1

Анализ контрольного диктанта и творческой работы. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

18

26.09


1

Синонимы и антонимы.

19

27.09


1

Омонимы. Использование омонимов в речи.

Словарный диктант

20

28.09


1

Слово и словосочетание.

21

01.10


1

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

22

2.10


1

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.


23

3.10


1

Части речи. Имя существительное. Местоимение

24

4.10


1

Части речи.

Имя прилагательное. Глагол

25

5.10


1

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

26

8.10


1

Имя числительное. Проверочная работа по теме «Части речи»

27

9.10


1

Однокоренные слова. Контрольное списывание.

28

10.10


1

Слог, звуки и буквы. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова.

29

11.10


1

Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными звуками. Словарный диктант.

30

12.10


1

Правописание слов с разделительным мягким знаком

31

15.10


1

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

32

16.10


1

Анализ контрольного диктанта.

Проект «Рассказ о слове

33

17.10


1

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам



Состав слова.( 18 ч)

34

18.10


1

Анализ творческой работы. Корень слова. Однокоренные слова.

35

19.10


1

Чередование согласных в корне.

36

22.10


1

Сложные слова.

37

23.10


1

Формы слова. Окончание.

38

24.10



Упражнения в распознавании однокоренных слов и формы одного и того же слова.

39

25.10


1

Алгоритм определения окончания в слове.

40

26.10


1

Нулевое окончание.

41

29.10


1

Приставка. Значения приставки в слове..

42

30.10


1

Контрольный диктант за 1 четверть.

43

31.10


1

Анализ диктанта. Образование слов с помощью приставки

44

1.11



Суффикс. Значение суффиксов в слове

45

2.11


1

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе»

46

12.11


1

Анализ творческой работы Образование слов с помощью суффиксов.

47

13.11


1

Основа слова. Словарный диктант

48

14.11


1

Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Проект «Семья слов»

49

15.11


1

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

50

16.11


1

Анализ творческой работы. Разбор слов по составу.

51

19.11


1

Контрольный диктант по теме «Состав слова».


Правописание частей слова. ( 29ч)

52

20.11


1

Анализ контрольного диктанта Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

53

21.11


1

Безударные гласные в корне слова.

54

22.11


1

Правописание слов с безударными гласными в корне..

Словарный диктант

55

23.11


1

Способы проверки написания слов с безударными гласными в корне слова.

56

26.11


1

Слова с непроверяемыми безударными гласными

57

27.11


1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными

58

28.11


1

Способы проверки написания слов с парными по глухости-звонкости согласными

59

29.11


1

Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными.

60

30.11


1

Развитие речи . Подробное изложение повествовательного текста..

61

3.12


1

Анализ творческой работы.

Непроизносимые согласные в корне слова.

62

4.12


1

Правописание слов с непроизносимыми

согласными в корне.

63

5.12


1

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

64

6.12


1

Правописание слов с удвоенными согласными.

65

7.12


1

Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными.

66

10.12


1

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегуроч­ка

67

11.12


1

Правописание суффиксов и приставок.

68

12.12


1

Суффиксы -ек, -ик –ок в словах, их правописание.

69

13.12


1

Правописание приставок в словах

Словарный диктант

70

14.12


1

Упражнения в образовании слов при помощи суффиксов и приставок.

71

17.12


1

Правописание приставок и предлогов

72

18.12


1

Упражнение в распознавании приставок и предлогов.

73

19.12


1

Упражнение в правописании слов с приставками и предлогами.

74

20.12


1

Промежуточный контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

75

21.12


1

Анализ контрольного диктанта. Слова с разделительным твёрдым знаком.

76

24.12


1

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

77

25.12


1

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

78

26.12


1

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками

79

27.12


1

Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного теста по самостоятельно составленному плану.

80

28.12


1

Анализ творческой работы. Проект «Составляем орфографический словарь»


Части речи.( 75ч)

81

10.01


1

Инструктаж по ТБ. Анализ контрольного диктанта. Части речи

82

11.01



Упражнения в распознавании изученных частей речи.

83

14.01


1

Имя существительное.

Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

84

15.01


1

Значение и употребление имён существительных в речи.

Словарный диктант

85

16.01


1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

86

17.01


1

Развитие речи.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

87

18.01


1

Анализ творческой работы. Собственные и нарицательные имена существительные

88

21.01


1

Проект «Тайна имени»

89

22.01


1

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам.

90

23.01


1

Имена существительные одного рода.

91

24.01


1

Род имён существительных

92

25.01


1

Определение рода имён существительных

93

28.01


1

Имена существительные общего рода.

94

29.01


1

Мягкий знак(ь) после шипящих на конце имён существительных

Словарный диктант

95

30.01


1

Правописание мягкого знака(ь) после шипящих на конце имён существительных

96

31.01


1

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста

97

1.02


1

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак(ь) после шипящих на конце имён существительных»

98

4.02


1

Анализ контрольного диктанта. Изменение имён существительных по падежам.

99

5.02


1

Неизменяемые имена существительные.

100

6.02


1

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины ИЯ. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка»

101

7.02


1

Анализ творческой работы. Именительный падеж.

102

8.02


1

Родительный падеж.

103

11.02


1

Дательный падеж.


104

12.02


1

Винительный падеж.


105

13.02


1

Творительный падеж.

106

14.02


1

Предложный падеж.

107

15.02


1

Все падежи. Работа с таблицей «Признаки падежей»

108

18.02


1

Начальная форма имени существительного.

109

19.02


1

Развитие речи. Сочинение по репродукции картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

110

20.02


1

Анализ творческой работы. Морфологический разбор имён существительных.

111

21.02


1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

112

22.02


1

Анализ контрольного диктанта. Проект «Зимняя страничка»



Имя прилагательное (18ч).

113

25.02


1

Лексическое значение имён прилагательных

114

26.02


1

Связь имени прилагательного и именем существительным Словарный диктант

115

27.02


1

Текст –описание. Художественное и научное описание.

116

28.02


1

Использование имён прилагательных в тексте-описании.

117

1.03


1

Развитие речи. Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

118

4.03


1

Анализ творческой работы .Род имён прилагательных

119

5.03


1

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе

120

6.03


1

Родовые окончания имён прилагательных

121

7.03


1

Число имён прилагательных.


122

8.03


1

Изменение имён прилагательных по числам

123

11.03


1

Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным впечатлениям

124

12.03


1

Изменение имён прилагательных по падежам. Словарный диктант

125

13.03


1

Начальная форма имени прилагательного

126

14.03


1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

127

15.03


1

Морфологический разбор имени прилагательного

128

18.03


1

Промежуточный контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

129

19.03


1

Анализ контрольного диктанта .Проект «Имена прилагательные в загадках»

130

20.03


1

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками»


Местоимение.( 4ч)

131

21.03


1

Анализ творческой работы. Личные местоимения 1-го,2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа

132

22.03


1

Род местоимений 3-го лица единственного числа

133

1.04


1

Морфологический разбор местоимений.

134

2.04


1

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.


Глагол.( 21ч)

135

3.04


1

Анализ творческой работы. Значение и употребление глаголов в речи.

136

4.04


1

Начальная (неопределённая форма глагола)

137

5.04


1

Глаголы с вопросами что делать? что сделать? Словарный диктант

138

8.04


1

Число глаголов.


139

9.04


1

Изменение глаголов по числам

140

10.04


1

Развитие речи. Сочинение по сюжетным рисункам.

141

11.04


1

Анализ творческой работы. Время глаголов.

142

12.04


1

Изменение глаголов по временам.

143

15.04


1

Время и число глаголов.


144

16.04


1

Определение времени глаголов.

145

17.04



Упражнения по определению времени глаголов

146

18.04


1

Род глаголов в прошедшем времени.

147

19.04


1

Родовые окончания глаголов.

148

22.04


1

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

149

23.04


1

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

150

24.04


1

Анализ творческой работы. Правописание частицы не с глаголами.

151

25.04


1

Упражнение в написании частицы не с глаголами

152

26.04


1

Обобщение знаний о глаголе.


153

29.04


1

Морфологический разбор глаголов.

154

30.04


1


Проверь себя. Обобщающий урок по теме «Глагол»

155

2.05


1

Контрольный диктант по теме «Глагол».





Повторение. 15ч

156

3.05


1

Анализ контрольного диктанта. Предложения по цели высказывания и по интонации. Словарный диктант

157

6.05


1

Развитие речи. Составление предложений и текста

159

7.05


1

Анализ и творческой работа Части речи.

160

8.05


1

. Разбор предложений по членам предложения

161

13.05


1

Правописание имён существительных

162

14.05


1

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

163

15.05


1

Развитие речи. Подробное изложение по коллективно составленному плану

164

16.05


1

Анализ творческой работы. Правописание приставок и предлогов.

165

17.05


1

Итоговая комплексная работа

166

20.05


1

Правописание безударных гласных в корне слова.

167

21.05


1

Итоговый контрольный диктант.

168

22.05


1

Правописание слов с твёрдым и мягким разделительными знаками Контрольное списывание.

169

23.05


1

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

170

24.05


1

КВН «Знатоки русского языка»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!