СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родной язык(русский)" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык(русский)" 2 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку (русскому) для учащихся 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373, с изменениями) в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г.№1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение народном языке».





  1. Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования (реестр образовательных программ).



Рабочая программа по родному языку (русскому) для учащихся 2 класса рассчитана на 0,5 часов в неделю и 17 часов на учебный год.





























Планируемые результаты освоения учебного

предмета «Родной язык (русский)»

к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающийся получит возможность для формирования:

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

Совершенствование умений пользоваться словарями:

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

Соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в художественной литературе, справочных материалах) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • сознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей;

  • пользоваться словарями и справочным материалом;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • слушать собеседника и понимать речь других;


























Содержание учебного предмета

«Родной язык (русский)»


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?»


Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.


Тематическое планирование учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Название разделов, темы уроков

кол. часов


  1. Русский язык: прошлое и настоящее

7

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

Слова-названия игр, забав, игрушек…

1

Слова-названия предметов традиционного быта.

1

Что ели? Загадочные названия блюд русского народа.

1

Во что одеты дети? Слова-названия русской народной одежды.

1

Пословицы и поговорки.


2

Фразеологизмы

1


2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

  1. Язык в действии

4

Орфоэпический словарь

1

Ударение.

1

Пишем четверостишия. Рифма

1

Толкование слов

1


3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

  1. Секреты речи и текста

6

Убеждаем, уговариваем, просим. Разные виды текстов

1

Похвала. Инициатива в диалоге.

1

Этикетные выражения.

1

Ответ устный и развернутый.

1

Заметка


2


Итого

17



































ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование по «Родному языку (русскому)» (0,5 часа в неделю)

Тип урока

I-урок изучения и первичного закрепления нового материала

II- урок закрепления знаний и способов деятельности

III-урок комплексного применения знаний и способов деятельности

IV-урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

V-урок, проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности

ФОПД

Ф-фронтальная

Г-групповая

И-индивидуальная

П-парная






урока

по теме

Тема урока


Тип урока


ФОПД

Цели и содержание обучения

Форма контроля

дата

Ф

П

  1. Русский язык: прошлое и настоящее (7ч.)

1

1.1.

Слова-названия игр, забав, игрушек…

I

Ф П

Дать первоначальное представление о том, как назывались слова, обозначающие русские забавы, игры и детские игрушки.

Разыгрывать ситуации детской игры с использованием данных слов.

Устный

6.09


2

1.2.

Слова-названия предметов традиционного быта

I

Ф Г

Познакомить учащихся с устаревшими словами, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг)

Устный

20.09


3

1.3.

Что ели? Загадочные названия блюд русского народа.

III

Ф Г

Познакомить учащихся с устаревшими словами, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

Устный

4.10


4

1.4.

Во что одеты дети? Слова-названия русской народной одежды.

I

Ф П

Продолжить знакомство со словами быта русского народа, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Устный/письменный

25.10


5

6

1.5.

1.6.

Пословицы и поговорки.

II -III

Ф Г

Наблюдать за особенностями поговорок и пословиц; участвовать в процессе говорения и слушания; составлять предложения, используя поговорки и пословицы.

Устный

8.11

29.11


7

1.7.

Фразеологизмы

II

Ф Г

Знакомство с разнообразием фразеологизмов русского языка. Составление предложений (ситуаций) их употребления. Развитие внимания к особенностям фразеологизмов русской речи.

Устный/письменный

13.12


  1. Язык в действии (4 ч.)

8

2.1.

Произноси правильно!

II

Ф Г

Произношение согласных звуков, которые бывают дефектными. Скороговорки, чистоговорки и т.д. Актуализация читательского опыта.

Устный

27.12


9

2.2.

Ударение.

II

Ф Г

Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок – замок); выделять ударные слоги при произнесении различных слов; определять на схеме место ударения в слове.

Письменный/самоконтроль



10

2.3.

Пишем четверостишия. Рифма.

III

Ф Г

Практическое занятие: «Слушаем и учимся делать первые наброски рифмованных фраз».

Устный/взаимоконтроль



11

2.4.

Толкование слов

III

ФГИ

Обогащение словаря, включение новых слов в собственную речь. Формирование умения описывать объект в устной речи.

Устный контроль



  1. Секреты речи и текста (6 ч.)

12

3.1.

Убеждаем, уговариваем, просим. Разные виды текстов

I

ФГП

Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Письменный



13

3.2.

Похвала. Инициатива в диалоге.

I

Ф Г

Вежливые слова как отдельная единица речи русского языка. Составление приглашения/письма.

Устный



14

3.3.

Этикетные выражения.

II

Ф Г

Особенности русского речевого этикета. Продолжить знакомство с этикетными выражениями разговорной и письменной речи. Учить употреблять из в своей речи.

Устный/письменный



15

3.4.

Ответ устный и развернутый.

II

ФИП

Знакомство с существенными признаками предложения. Установление закономерности связи слов в предложении.

Устный



16

17

3.5.

3.6.

Заметка


I-II

Ф Г

Практическое занятие создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Письменный/взаимоконтроль







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!