СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа РЯ 4 класс

Категория: Русский язык
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа РЯ 4 класс»

МБОУ «Супоневская СОШ № 1

им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина»



РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы

учителей начальных классов

_______________ ____________________ ______________

Цыганков А. Н. Цыганков А. Н. Ковалёва С.С.

«___» ___________20___ г. «___»__________ 20 __ г. «__»__________20___г.

Приказ ______

 


 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Русский язык»





Класс: 4 «В»



Учебный год: 2021-2022

Программу разработал:

учитель начальных классов Прохоренкова Наталья Сергеевна

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана по учебному предмету «Русский язык» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку Т.Г. Рамзаевой (М.: Дрофа, 2012).

Программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина», которые осваивают курс русского языка на уровне начального общего образования по программе «Образовательная система «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ).

Русский язык как учебный предмет входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Рабочая программа соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий образовательной организации на 2021-2022 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

1. Рабочие программы. Русский язык. 1-4 классы: учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012. Автор программы - Т. Г. Рамзаева.

2. Учебник: Русский язык: учеб. для 4 кл. / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно – звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2021-2022 учебный год для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина».

В учебном плане образовательной организации на изучение предмета «Русский язык » выделено 153 часа (4,5 часа в неделю, 34 учебных недели).

Срок реализации данной программы - 1 год.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Планируемые результаты и содержание предметной области «Русский язык и литературное чтение»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).


Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.



Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
    и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов


Вид работы

Количество

Диктанты

8

Вводный контрольный диктант

1

Итоговый контрольный диктант

1

Проверочные работы

4

Обучающие изложения

12

Контрольные изложения

1

Обучающие сочинения

1

Проекты

1

Всероссийская проверочная работа

1

Итоговые проекты

1



Содержание учебного предмета «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).


Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.



Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных

ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Повторение в начале учебного года

18

2

Однородные члены предложения

9

3

Текст

4

4

Имя существительное

38

5

Имя прилагательное

33

6

Местоимение

7

7

Глагол

34

8

Повторение в конце учебного года

10


Итого

153











КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Изменения в программе: авторская программа Т. Г. Рамзаевой рассчитана на изучение учебного предмета «Русский язык» в объеме 170 часов, по учебному плану школы на изучение данного учебного предмета выделено 153 часа, поэтому 17 часов сокращено по следующим разделам:

Повторение 20 ч - 2ч = 18 ч

Однородные члены предложения 10 ч – 1ч = 9 ч

Имя существительное 41 ч – 3 ч = 38 ч

Глагол 37 ч – 4 ч = 33 ч

Повторение 18 ч – 7 ч = 11 ч

Для проведения итогового контрольного диктанта 1 час взят из раздела «Повторение в конце учебного года» (11-1=10) и добавлен в раздел «Глагол» (33+1=34)

п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата план


Дата факт


Примечание


ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА

18




1

Предложение как единица речи, виды предложений по цели высказывания, знаки препинания в конце предложения

1

1.09



2

Главные и второстепенные члены предложения, связь слов в предложении, словосочетание

1

2.09



3

Текст, типы текста (описание, повествование, рассуждение)

1

3.09



4

Звуки и буквы, слоги

1

6.09



5

Слово, лексическое значение слова как сумма значений значимых частей слова. Состав слова (корень, приставка, суффикс, основа, окончание); однокоренные слова.

1

7.09



6

Правописание значимых частей слова

1

8.09



7

Упражнение в написании корней слова

1

9.09



8

Правописание слов с непроизносимыми и удвоенными согласными

1

10.09



9

Р.р. Обучающее изложение № 1 по тексту «Медаль за отвагу»

1

13.09


Обучающее изложение №1

10

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

14.09



11

Приставки и предлоги. Разделительный твердый и мягкий знаки

1

15.09



12

Части речи в русском языке. Имя существительное

1

16.09



13

Имя прилагательное

1

20.09



14

Глагол как часть речи

1

21.09



15

Вводный контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Повторение в начале учебного года»

1

22.09


Вводный контрольный диктант

16

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

23.09



17

Р.р. Обучающее изложение № 2 по тексту В. В. Бианки «Купание медвежат»

1

24.09


Обучающее изложение №2

18

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

27.09




ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

9




19

Однородные члены предложения

1

28.09



20,21

Интонация перечисления и сочинительные союзы – средства связи однородных членов в предложении

2

29.09

30.09



22-23-24

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

3

1,4,5.10



25

Повествовательный текст с однородными членами предложения

1

6.10



26

Диктант № 1 с грамматическими заданиями по теме «Однородные члены»

1

7.10


Диктант № 1

27

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

8.10




ТЕКСТ

4




28

Текст: основная мысль текста и тема текста.

1

11.10



29

Заголовок текста, структурные части текста, план текста

1

12.10



30

Р.р. Обучающее изложение № 3 по тексту Е.И. Носова «Белый гусь»

1

13.10


Обучающее изложение №3

31

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

14.10




ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

38




32

Имя существительное: падеж имени существительного

1

15.10



33

Несклоняемые имена существительные

1

18.10



34

Именительный падеж имен существительных

1

19.10



35

Родительный падеж имен существительных

1

20.10



36

Дательный падеж имен существительных

1

21.10



37

Винительный падеж имен существительных

1

25.10



38

Творительный падеж имен существительных

1

26.10



39

Предложный падеж имен существительных

1

5.11



40

Именительный и винительный падежи имен существительных

1

8.11



41

Винительный и предложный падежи имен существительных

1

9.11



42

Р.р. Обучающее изложение № 4 зрительно воспринятого текста

1

10.11


Обучающее изложение №4

43

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Склонение имен существительных (три типа склонения)

1

11.10



44

Упражнение в определении склонений имён существительных

1

15.11



45-46

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах

2

16-17.10



47

Ударные и безударные окончания имён существительных

1

18.11



48-49

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

2

19,22.11



50

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже

1

23.11



51

Р.р. Обучающее изложение № 5 по тексту

К. Г. Паустовского «Спасенный сад»

1

24.11


Обучающее изложение №5

52

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже

1

25.11



53

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

1

29.11



54

Правописание окончаний существительных 1-го и 3-его склонения в родительном и дательном падежах

1

30.11



55

Диктант №2 с грамматическими заданиями по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

1

1.12


Диктант № 2

56

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений

1

2.12



57

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже

1

3.12



58

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

1

6.12



59-60

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

2

7,8.12



61

Диктант № 3 с грамматическими заданиями по теме «Правописание окончаний имён существительных»

1

9.12


Диктант № 3

62

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа

1

13.12



63

Именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе

1

14.12



64

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1

15.12



65

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе

1

16.12



66

Упражнение в правописании окончаний имен существительных во множественном числе

1

17.12



67

Проверочная работа № 1 по теме «Имя существительное»

1

20.12


Проверочная работа № 1

68

Диктант № 4 по теме «Имя существительное»

1

21.12


Диктант №4

69

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

22.12




ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

33




70

Имя прилагательное

1

23.12



71

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

1

24.12



72

Склонение имён прилагательных

1

10.01



73

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

11.01



74

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

1

12.01



75

Р.р. Обучающее изложение № 6 на слух воспринятого текста

1

13.01


Обучающее изложение №6

76

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

17.01



77

Р.р. Письмо

1

18.01



78-79

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

2

19,20.01



80

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

21.01



81

82

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

2

24,25.01



83

Р.р. Обучающее изложение № 7 текста-описания

1

26.01


Обучающее изложение №7

84

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

27.01



85

Диктант № 5 с грамматическими заданиями по теме «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

1

31.01


Диктант №5

86

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

1.02



87

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

1

2.02



88-89

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

2

3.02



90

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода

1

4.02



91

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

7.02



92

Р.р. Обучающее изложение № 8 повествовательного текста с элементами описания

1

8.02


Обучающее изложение №8

93

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

9.02



94

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

10.02



95

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных

1

11.02



96

Родительный и предложный падежи множественного числа имён прилагательных

1

14.02



97

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных

1

15.02



98

Диктант № 6 с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное»

1

16.02


Диктант №6

99

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

1

17.02



100

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Проверочная работа № 2 по теме «Имя прилагательное»

1

21.02


Проверочная работа № 2

101

Р.р. Контрольное изложение № 1 по тексту

К. Г. Паустовского «Фунтик»

1

22.02


Контрольное изложение №1

102

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

24.02




МЕСТОИМЕНИЕ

7




103

Понятие о местоимении

1

25.02



104

Личные местоимения

1

28.02



105

Раздельное написание личных местоимений в косвенных падежах с предлогами

1

1.03



106

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

2.03



107

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

1

3.03



108

Р. р. Обучающее изложение № 9 текста о картине

И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

7.03


Обучающее изложение №9

109

Работа над ошибками, допущенными в изложении

Проверочная работа № 3 по теме «Местоимение»

1

9.03


Проверочная работа № 3


ГЛАГОЛ

33+1




110

Глагол как часть речи: лексическое значение глагола; глагольные вопросы

1

10.03



111

Изменение глаголов по временам

1

11.03



112


Изменение глаголов по временам

1

14.03



113-114-115

Начальная форма глагола (инфинитив)


3

15,16,17.03



116

Р.р. Обучающее изложение № 10 текста-описания по картине И. И. Левитана «Март»

1

18.03


Обучающее изложение №10

117

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

21.03



118

Изменение глаголов по лицам и числам

1

22.03



119-120

2-е лицо глаголов единственного числа

2

24,25.03



121-122

I и II спряжение глаголов

2

4,5.04



123

Проект по теме «Глаголы в речи»

1

5.04


Проект № 1

124

Р.р. Обучающее изложение № 11 по тексту

Г. А. Скребицкого «На разливе»

1

6.04


Обучающее изложение

11

125

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

7.04



126

I и II спряжение глаголов будущего времени

1

8.04



127

Всероссийская проверочная работа

1

11.04


ВПР

128

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени .

1

12.04



129

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме

1

13.04



130

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

14.04



131

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

1

15.04



132

Диктант 7 по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

18.04


Диктант №7

133


Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

19.04



134

Итоговый контрольный диктант

1

20.04


Итоговый контрольный диктант

135-136

Глаголы - исключения

2




137

Р.р. Сочинение № 1 с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

21.04


Обучающее сочинение

1

138

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

1

25.04



139

Правописание глаголов прошедшего времени

1

26.04



140

Глаголы прошедшего времени. Правописание суффиксов глаголов в форме прошедшего времени

1

27.04



141

Р.р. Обучающее изложение № 12 по тексту - описанию М. Горького «Утро»

1

28.04


Обучающее изложение №12

142

Работа над ошибками, допущенными в изложении

Проверочная работа № 4 теме «Глагол»

1

3.05


Проверочная работа № 4

143

Диктант № 8 с грамматическими заданиями по теме «Глагол»

1

4.05


Диктант №8


ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА

11-1




144

Обобщение знаний о предложении

1

5.05



145

Состав слова

1

10.05



146

Имя существительное

1

11.05



147

Имя прилагательное

1

12.05



148

Местоимение

1

16.05



149

Глагол

1

17.05



150

Правописаний безударных гласных в корне слова, приставке, суффиксе

1

18.05



151

Правописание безударных окончаний разных частей речи

1

19.05



152

Защита проектов (экзамен)

1

23.05



153

Правописание безударных окончаний разных частей речи

1

24.05


Итоговые проекты


ИТОГО

153






1 Изучается во всех разделах курса.

2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!