СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Реальная математика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Реальная математика"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза

Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»»


9В класс

на 2022 – 2023 учебный год








Составитель:

Миценко Лидия Андреевна

учитель математики первой

квалификационной категории












город Черняховск

2022 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016),

- Требований Федерального Государственного образовательного стандарта и основного общего образования (далее ФГОС ООО),

- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937),

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный № 40154);

- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

- Плана внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021 – 2022 учебный год.



Цель программы:

формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.


Задачи:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах;

  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;

  • формирование процессуальных черт их творческой деятельности;

  • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;

  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;

  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

  • расширение и углубление знаний по предмету;

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

  • раскрытие творческих способностей учащихся;

  • формирование навыков исследовательской работы при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики.


Программа составлена для обучающихся 9В, Г классов в возрасте 15-16 лет.

Программа рассчитана на 34 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.


Срок реализации программы – один год.


Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;


Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Познавательные:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


Предметные:

  • расширение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, степень, уравнение, система уравнений, неравенство, система неравенств, график, пропорция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и;

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических;

  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

    • самоконтроль времени выполнения заданий;

    • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

    • прикидка границ результатов;

    • прием «спирального движения» (по тесту).



Содержание внеурочной деятельности

  1. Введение (2 часа)


  1. Числа и вычисления (2 часа)

Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись чисел. Сравнение  квадратных  корней  и рациональных чисел. Понятие процента. Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.


  1. Алгебраические выражения (2 часа)

Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.


  1. Уравнения, системы уравнений. Неравенства, системы неравенств (6 часов)

Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множество решений квадратного неравенства. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.


  1. Функции и графики (5 часов)

Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Максимальное и минимальное значение. Чтение графиков функций. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.


  1. Текстовые задачи (2 часа)

Задачи на проценты, задачи на движение, задачи на вычисление объема работы, задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы их решения.

  1. Треугольники (4 часа)

Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

  1. Многоугольники (2 часа)

Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.


  1. Окружность (4 часа)

Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойства описанного и вписанного четырехугольника. Длина окружности. Площадь круга.


  1. Прогрессии: арифметическая и геометрическая (3 часа)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.


  1. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка

заданий ГИА-9 (2 часа)



  1. Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1. Введение (2 часа)

1.

Содержание и структура экзаменационной работы, правила заполнения бланков, критерии оценки.

1

0,5

0,5

2

Анализ экзаменационной работы прошлого учебного года, разбор типичных ошибок.

1

0,5

0,5

2. Числа и вычисления (2 часа)

3

Натуральные, рациональные, иррациональные числа.

1

0,5

0,5

4

Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел.

1

0,5

0,5

3. Алгебраические выражения (2 часа)

5

Формулы сокращенного умножения.

1

0,5

0,5

6

Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.

1

0,5

0,5

4. Уравнения, системы уравнений. Неравенства, системы неравенств (6 часов)

7

Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения.

1

0,5

0,5

8

Дробно-рациональные уравнения.

1

0,5

0,5

9

Уравнения с двумя переменными.

1

0,5

0,5

10

Системы уравнений.

1

0,5

0,5

11

Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.

1

0,5

0,5

12

Неравенства с одной переменной. Системы неравенств.

1

0,5

0,5

5. Функции и графики (5 часов)

13

Линейная функция и ее свойства. График линейной функции.

1

0,5

0,5

14

Обратно пропорциональная функция и ее свойства.

1

0,5

0,5

15

Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции.

1

0,5

0,5

16

Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций.

1

0,5

0,5

17

Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы.

1

0,5

0,5

6. Текстовые задачи (2 часа)

18

Задачи на движение. Задачи на вычисление объема работы

1

0,5

0,5

19

Задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах

1

0,5

0,5

7. Треугольники (4 часа)

20

Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники.

1

0,5

0,5

21

Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника.

1

0,5

0,5

22

Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора.

1

0,5

0,5

23

Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

1

0,5

0,5

8. Многоугольники (2 часа)

24

Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма.

1

0,5

0,5

25

Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция.

Средняя линия трапеции. Площадь трапеции.

1

0,5

0,5

9. Окружность (4 часа)

26

Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы.

1

0,5

0,5

27

Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник.

1

0,5

0,5

28

Свойства описанного и вписанного четырехугольника.

1

0,5

0,5

29

Длина окружности. Площадь круга.


1

0,5

0,5

10. Прогрессии: арифметическая и геометрическая (3 часа)

30

Последовательности. Арифметическая прогрессия.

1

0,5

0,5

31

Формула n-ого члена арифметической

прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии.

1

0,5

0,5

32

Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена геометрической прогрессии.

1

0,5

0,5


33-34

Решение тренировочных вариантов.

2


2

Итого:

34 ч

16 ч

18 ч



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!