СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа психологического сопровождения дошкольного образования разновозрастная подготовительная к школе группа.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа способствует адаптации детей к ДОУ и формированию приемлемых форм поведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа психологического сопровождения дошкольного образования разновозрастная подготовительная к школе группа.»



  1. Целевой раздел


1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………….......…......…………………………......................……….3 стр.

1.2. Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………….…………………………...……………...3-5 стр.

1.3. Принципы и подходы формирования программы……………………………………………….…………………………………..….………5-6 стр.

1.4. Специфика национальных и социокультурных условий……………………………………………………………………………………...…..7 стр.

1.5. Направления психолого-педагогической деятельности…………………………………………………………………………………..….…7-9 стр.

1.6. Возрастные особенности и новообразования дошкольного возраста………………………………………………………………..……….9-12 стр.

    1. Планируемые результаты освоения программы …………………………………………………..……………………………………..…….12-13стр.


  1. Содержательный раздел


2.1. Структура психологической диагностики детей 3-7 лет……………………………………………..…………………….………..……....13-14 стр.

2.2. Развивающая работа и психологическая коррекция………………………………………………………………………………………….14-25 стр.

    1. Перспективный план психолого-педагогического сопровождения всех участников воспитательно - образовательного процесса…….25-28 стр.

2.4.Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ОУ в условиях реализации ФГОС……………………………………………....28-29 стр.


  1. Организационный раздел


3.1. Учебно – методическое и информационное обеспечение программы…………………………………………....……...……………………..29 стр.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………………………..……………….30-32 стр.













  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


    1. Пояснительная записка


Рабочая программа педагога-психолога разновозрастной подготовительной к школе группе разработанная в соответствии:

с законами РФ:

- Конституция Российской Федерации.

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.).

с документами Министерства образования и науки РФ:

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

- Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

- Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16.

- Инструктивно–методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16,определяющее требования к нагрузке детей, планировании учебной нагрузке в течение недели.

- Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

- Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

с документами Федеральных служб:

- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

с локальными документами:

Уставом МКОУ «Болотская СОШ»


    1. Цели и задачи программы.


Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи: -определение индивидуальных образовательных потребностей детей;



- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей;

-обеспечение условий для раскрытия возможностей детей;

- проведение диагностической работы;

- проведение развивающей и психо-коррекционной работы;

-проведение консультативной работы;

-проведение психопрофилактической работы.

В программе учитываются личностно-ориентированный и деятельностный подходы психолого-педагогического сопровождения воспитанников ОУ.

Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:

Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях специфики развития ребенка-дошкольника (А, В, Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.

Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.

Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими, что придает результатам образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящих, по мнению Н. А. Коротковой , к «разламыванию»диффузной инициативы ребенка на разные ее направления(сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности (продуктивная, познавательно-исследоваельская деятельность и коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра – учебные занятия». Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта, творческого субъекта , исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства.

Целостность системы сопровождения. Все ступени дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп взаимосвязаны между собой. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

Сотрудничество детей и взрослых, а также, взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями) с учетом этнокультурной ситуации развития детей, а также, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Поле реализации принципов рабочей программы выстраивается в триаде: образовательная программа - образовательный маршрут - мониторинг качества образования (целевые ориентиры).


Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

Так же заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.


1.3. Принципы и подходы к формированию программы


Принципы:

- поддержки разнообразия детства;

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации детского развития;

-создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через ее включение в различные виды деятельности;

-учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.


Подходы:

- Рефлексивно – деятельностный подход (развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту);

- Личностно – ориентированный подход (Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности);

- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).

- положение подхода А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В. Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. «И в результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта-ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не только развития. Но и саморазвития ребенка-дошкольника.

Психолого-педагогические условия  реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.



    1. . Специфика национальных и социокультурных условий


Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает образовательную деятельность разных видов. Совместная деятельность детей со взрослыми по реализации Программы «Радуга».

Содержание программы предусматривает изучение вопросов этики, морали, психологии, социологии, экологии, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии, гигиены в аспекте пропаганды и воспитания здорового образа жизни; направлено на физическое развитие детей старшей группы.

Социокультурный подход в оценке качества образования в ОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.
В данной связи социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса в ОУ и создание там такой образовательной среды, чтобы:
• формирование личности ребенка протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека
• определение содержания дошкольного образования осуществлялось на уровне содержания современной мировой культуры;
• организация взаимодействия ребенка с миром Культуры осуществлялась на всех уровнях (микро-, мезо-, макро), а также в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).
Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, при оценке рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание при оценке такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).


1.5. Направления психолого-педагогической деятельности


Направление «Психологическая диагностика»

Согласно ФГОС ДО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);


Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОО: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становиться не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе , экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л. С. Выготскому, условия для спонтаннореактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит с том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

Преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

Оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса ДОО;

Обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

Формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.


Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС До выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И. А. Бурлакова и Е. К. Ягловская)

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Объем образовательной нагрузки

Продолжительность упражнений для снятия мышечного и психологического напряжения во время НОД – 2-3 мин.

Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:

2-3 года – 8-10 минут в день

3-4 года – 15 минут в день

4-5 лет – 20 минут в день

5-6 лет - 25 минут в день

6-7 лет 30 минут в день


1.6 .Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства


Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 1, 5 -2 лет

В этот возрастной период наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметноигрового поведения, благодаря чему у детей формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного возраста.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп речи развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года жизни активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребёнка, речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым. Возрастает самостоятельность ребёнка во всех сферах жизни, он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет

Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 летДети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. 

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


1.7. Планируемые результаты освоения программы (Целевые ориентиры)


Социально-коммуникативное развитие:

Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.

Познавательное развитие:

Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.

Речевое развитие:

Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.

Художественно-эстетическое развитие:

Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.

Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.

Физическое развитие:

Сформированные точные, четкие и координированные мелко моторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.




  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ



2.1. Структура психологической диагностики детей 3-7 лет.



Образовательная область

Диагностируемые параметры

Социально – коммуникативное развитие

 

Осознание моральных норм.

Игровые навыки.

Психическое напряжение

Эмоциональное состояние

Эмоциональное неблагополучие. (до 3 лет)

Навыки общения (начиная со среднего возраста).

Познавательное развитие

Целостность образов предметов и их адекватность.

Временные представления (начиная со среднего возраста).

Способы ориентировки в форме предметов (до 4 лет).

Умение анализировать и сравнивать (до 4 лет).

Внимание ( с 4 лет).

Восприятие цвета (до 4 лет).

Восприятие формы (с 4 лет).

Зрительная память

Слуховая память (с 5 лет).

Мышление (с 4 лет).

Пространственные представления (с 5 лет).

Представление о здоровом образе жизни ( с 5 лет).

Готовность к началу школьного обучения (с 6 лет).

Речевое развитие

Активный словарный запас и используемые грамматические конструкции.

Художественно – эстетическое развитие

Структура изобразительной деятельности и творческие проявления в рисунке.

Физическое развитие

Общие параметры психомоторного развития (до 5 лет).

Психомоторное развитие (5 лет).

Зрительно-моторная координация (от 5 лет).


2.2. Развивающая работа и психологическая коррекция.



Календарно-тематическое планирование на облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний( на основе пособия Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003).






Тема

Цель

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Время проведения

«Божья коровка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле.

Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов).

Развитие внимания, речи, воображения.


Приветствие

Рассматривание божьей коровки

Игра «Поймай божью коровку»

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Дыхательное упражнение «Согреем божью коровку»

Подвижная игра «Божья коровка и ветер»

Упражнение «Большой-маленький»

Рисование пальчиками

1 неделя октября

«Листопад»

1.Создание атмосферы эмоциональной безопасности.

2.Снятие эмоционального и мышечного напряжения .

3.Снятие импульсивности, повышенной двигательной активности.

4.Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

5. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.

6. Развитие речи, воображения, творческих способностей.

1. Приветствие

2. Упражнение «Прогулка в осенний лес»

3. Игра «Солнышко и дождик»

4. Двигательное упражнение «Листья летят»

5. Рисование

6. Ритуал прощания

1 неделя октября

«Мячик»

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Повышение эмоционального тонуса.

Развитие чувства ритма, координации движений.

Развитие ориентации в пространстве.

Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов.

Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Приветствие

Рассматривание мяча, определение формы, цвета, размера.

Стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч»

Подвижная игра «Мячики»

Игра «Найди мяч»

Упражнение «Волшебный мешочек»

Ритуал прощания

2 неделя октября

«Прогулка в осенний лес»

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию.

Снижение излишней двигательной активности.

Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету.

Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за, …) местонахождение вещей.

Развитие общей моторики.

Развитие памяти, речи и воображения.

Приветствие

Рассматривание картины «Осенний лес»

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Упражнение «Найди ёжика»

Стихотворение «Что ты, ёж, такой колючий»

Подвижная игра «Ёж и лиса»

Упражнение «Классификация»

Подвижная игра «Ёжик»

Ритуал прощания

3 неделя октября

«Весёлый Петрушка»

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик).

Закрепление пространственных представлений.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие восприятия, речи и воображения.

Приветствие

Знакомство с Петрушкой

Подвижная игра «Паровоз»

Игра «Где же ваши ручки»

Упражнение «Билетики»

Подвижная игра «Карусели»

Потешка с движениями

Ритуал прощания

3 неделя октября

«Мячики»

Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера).

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха.

Развитие ориентации в своем теле.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие

Рассматривание мячей: большого и маленького

Подвижная игра «Мячики»

Релаксация «Ветерок»

Потешка с движениями «Друг веселый, мячик мой»

Подвижная игра в паре

Рисование «Мячи»

Ритуал прощания

4 неделя октября

«Мыльные пузыри»

Снятие эмоционального напряжения и агрессии.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

Развитие внимания, речи, воображения.

Приветствие

Наблюдение за мыльными пузырями

Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки»

Малоподвижная игра «Надувайся, пузырь»

Игра «Пузыри в баночке»

Игра «Громко – лети, тихо – лежи»

Игры с мячом в паре

Ритуал прощания

1 неделя ноября

«Мишка»

1. Сплочение группы, развитие эмпатии.

2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

3. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

4. Развитие координации движений. Общей и мелкой моторики.

5. Развитие внимания, речи, воображения.

1. Приветствие

2. Знакомство с медвежонком.

3. Подвижная игра «Разбуди Мишку»

4. Пальчиковая гимнастика «Как под горкой»

5. Слушание пения птиц

6. Подвижная игра «У медведя во бору»

7. Рисование «Мед для медведя»

8. Ритуал прощания

1 неделя ноября

«Колобок»

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

Снятие страхов перед сказочными героями.

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Развитие восприятия.

Развитие пространственных представлений.

Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие

Инсценирование сказки «Колобок»

Упражнение «Накорми зайчика»

Физкультминутка «Лесная тропинка»

Игра «Прятки»

Упражнение «Волшебный мешочек»

Пальчиковая гимнастика «Пальчик о пальчик»

Подвижная игра «Колобок»

Ритуал прощания

2 неделя ноября

«Мишка»

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

Развитие координации движений. Общей и мелкой моторики.

Развитие внимания, речи, воображения.

1. Приветствие

2. Знакомство с медвежонком.

3. Подвижная игра «Разбуди Мишку»

4. Пальчиковая гимнастика «Как под горкой»

5. Слушание пения птиц

6. Подвижная игра «У медведя во бору»

7. Рисование «Мед для медведя»

8. Ритуал прощания

3 неделя ноября

«Зайка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Развитие умения подражать движениям взрослого.

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

Развитие умений починяться правилам игры, отработка быстроты реакции.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Приветствие

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Потешка с движениями

Подвижная игра «Лиса и зайчик»

Упражнение «Волшебный мешочек»

Ритуал прощания

3 неделя ноября

«О предстоящем новом году»

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни.

Отработка быстроты реакции.

Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Приветствие

Знакомство с дедом Морозом

Игра «Какая ель»

Игра «Заморожу»

Дыхательное упражнение «Погреем пальчики»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики у нас попляшут»

Игра «Угадай на ощупь»

Рисование «Игрушки на ёлочке»

4 неделя ноября



Календарно-тематическое планирование по программе снижения уровня агрессивности у детей 3-7 лет.

Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.

Задачи программы:

1. Снятие вербальной агрессии.

2. Снятие физической агрессии.

3. Эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

4. Сплочение детского коллектива.

5. Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

6. Развитие внимания, памяти, расширение кругозора.



Тема

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Время проведения

Занятие № 1


Приветствие.

Игра «Клубочек».

Выработка правил поведения на занятиях.

Игра «Рукавички».

Танец под музыку.

Релаксация « Спящий котенок».

1 неделя декабря

Занятие № 2


Приветствие. Упражнение «Перекличка - путанка».

Рефлексия прошлого занятия.

Игра «Секрет»

Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами».

Игра «Дотронься до…»

Релаксация «Тучка».

2 неделя декабря

Занятие № 3


Приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Разыгрывание ситуации: В группу пришли два игрушечных медвежонка.

Игра «Гнездышко».

Игра «Ругаемся овощами»

Упражнение «Возьми себя в руки».

Релаксация «Поза покоя».

3 неделя декабря

Занятие № 4


Приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Игра «Запрещенное движение».

Упражнение «Тренируем эмоции».

Игра «Жужа».

Релаксация «Сломанная кукла».

4 неделя декабря

Занятие № 5


Приветствие «Дотронься до…»

Игра «Что слышно?»

Игра «Покажи по-разному».

Игра «Злые- добрые кошки».

Игра «Рычи лев, рычи, стучи, поезд, стучи».

Танец «Водный карнавал».

Релаксация «Солнечный зайчик»

3 неделя января

Занятие № 6


Приветствие. «Комплименты».

Игра «Лесная школа».

Игра «Веселые клоуны».

Игра «Клоуны ругаются».

Игра «Займи свой домик».

Релаксация «Тучка».

4 неделя января

Занятие № 7


Приветствие «На что похоже настроение?»

Рефлексия прошлого занятия.

Упражнение «Тренируем эмоции».

Игра «Ворона».

Игра «Злые и добрые кошки».

Игра «Передай мячик»

Релаксация «Солнечный зайчик»

1 неделя февраля

Занятие № 8


Приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Игра «На кого я похож».

Ролевая гимнастика.

Игра «Взаимоотношения».

Игра «Найди друга».

Игра «Рычи лев, рычи, стучи поезд, стучи».

Релаксация «Водопад»

2 неделя февраля

Занятие № 9


Приветствие «Комплименты».

Игра «Что слышно?»

Разыгрывание ситуаций.

Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

Рисунок «Мои друзья».

Игра «Рычи лев, рычи, стучи поезд, стучи».

Танец «Водный карнавал».

3 неделя февраля

Занятие № 10


Приветствие.

Игра «Что изменилось?»

Рефлексия прошлых занятий.

«Лепим сказку».

«Король Боровик».

Этюды с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?»

Дети помогают взрослым убирать

Игра «Найди друга»

Игра «Жужа».

Релаксация «Волшебный сон»

4 неделя февраля

Занятие № 11


Приветствие «Дотронься до…»

Игра «На что похоже настроение?»

«Король Боровик»

Игра «Злые и добрые кошки».

Подведение итогов проведенных занятий.

Игра «Займи свой домик»

Танец под веселую музыку.

Релаксация «Доброе животное»

1 неделя марта

Занятие № 12


Приветствие.

Рефлексия прошлого занятия.

Игры по – выбору детей.

Танец.

Релаксация «Доброе животное».

2 неделя марта




Календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе на основе пособия Арцишевская, И.Л. «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет»–М.:

Книголюб, 2009.


Тема

Цель

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Время проведения

Занятие № 1.

Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.

Знакомство со школьными правилами.

Развитие произвольности поведения.

Развитие тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.

Упр. «Вежливые слова»

Упр. «Школьные правила»

Игра «Трутень и пчелы»

Физкультминутка

Упр. на развитие тонкой моторики

Ритуал окончания. Рефлексия


3 неделя марта

Занятие №2.

Повторение школьных правил.

Развитие произвольного поведения.

Развитие внимания и мышления.

4. Развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики.

Упр. «Вежливые слова – вежливые ответы»

Упр. «Школьные правила»

Упр. «Отгадывание загадок»

Игра «Пол – нос – потолок»

Физкультминутка

Упр. «Фигурки из счетных палочек – 1»

Упр. «Рисунок человека»

Ритуал окончания. Рефлексия

3 неделя марта

Занятие №3.

Развитие произвольного поведения

Тренировка тонкой моторики.

Диагностика работоспособности, внимания, пространственного восприятия.

Развитие фонематического восприятия.

Упр. «Вежливость»

Упр. «Школьные правила»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Корректурная проба»

Упр. на выявление пространственных представлений.

Физкультминутка

Упр. «Звуковые прятки»

Ритуал окончания. Рефлексия

4 неделя марта

Занятие №4.

Развитие внимания и произвольности.

Развитие восприятия и мышления.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

Игра «Трутень и пчелы»

упр. «Потопаем – похлопаем»

Упр. «Складываем и считаем»

Физкультминутка

Упр. на развитие зрительно-моторной координации.

Ритуал окончания. Рефлексия

4 неделя марта

Занятие №5.

Развитие групповой сплоченности.

Тренировка тонкой моторики.

Развитие слухо - моторной координации и внимания.

Развитие кругозора, речи и мышления.

5. Диагностика самооценки.

Игра «Паутинка»

Упр. «Школьные правила»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «А в школе …»

Упр. «Цветные дорожки»

Физкультминутка

Диагностическое задание «Автопортрет»

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя апреля

Занятие № 6.

Развитие внимания и произвольности.

Обучение работе в тетрадях.

Тренировка тонкой моторики.

Развитие понятийного мышления.

Упр. «Вежливые слова»

Упр. на развитие произвольности

Физкультминутка

Игра «Трутень и пчелы»

Упр. «Классификация»

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя апреля

Занятие № 7.

Развитие воображения и выразительных движений.

Развитие произвольного поведения.

Тренировка тонкой моторики.

Развитие внимания и восприятия.

Упр. «Передаем по кругу»

Упр. «Говорит один – говорим хором»

Упр. «Фигурный диктант»

Физкультминутка

Упр. «Разрезные картинки»

Ритуал окончания. Рефлексия

2 неделя апреля

Занятие № 8.

Развитие выразительности движений

Развитие внимания и произвольности

Тренировка тонкой моторики.

Закрепление порядковых числительных.

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги.

Развитие логического мышления.

Игра «Изобразим животных»

Упражнение «Фигуры»

Упражнение «Говорит один – говорим хором»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Соединим точки по порядку»

Упр. «Фигурный диктант»

Физкультминутка

Упр. «Третий - лишний»

Ритуал окончания. Рефлексия

2 неделя апреля

Занятие № 9.

Развитие внимания и произвольности.

Расширение кругозора и развитие речи.

Тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности.

Развитие пространственной ориентации.

Игра «Летает - не летает»

Упр. «Фигуры»

Упр. «Разноцветные фигурки»

Физкультминутка

Упр. «Сортировка»

Ритуал окончания. Рефлексия

3 неделя апреля

Занятие № 10

Развитие координации движений.

Снятие мышечных зажимов.

Тренировка умения работать по образцу.

Развитие внимания и зрительно-моторной координации.

Развитие речи, воображения и мышления.

Игра «Дотроньтесь до …»

Упр. «Марионетка»

Упр. «Сложим по образцу»

Физкультминутка

Упр. «Лежачая восьмерка»

Упр. «хорошо или плохо»

Пальчиковая гимнастика»

Ритуал окончания. Рефлексия

3 неделя апреля

Занятие № 11

Развитие произвольного поведения и координации движения.

Повышение уровня школьной компетентности.

Развитие внимания и пространственной ориентации.

Тренировка тонкой моторики.

Развитие воображения и мышления.

Игра «Робот»

Упр. «Правильно – неправильно»

Упр. «Клеточный диктант»

Физкультминутка»

Упр. «Что в мешочках?»

Рисование «Подарок»

Ритуал окончания. Рефлексия

4 неделя апреля

Занятие № 12

Развитие внимания и произвольного поведения.

Знакомство с понятием «Симметрия».

Развитие моторики и координации.

Развитие конструктивного мышления.

Тренировка зрительной памяти.

Игра «Пол – нос – потолок»

Упр. «Симметрия»

Упр. «Ладонь – кулак – ребро»

Упр. «Что исчезло?»

Физкультминутка

Упр. «Фигурки из треугольников»

Ритуал окончания. Рефлексия

4 неделя апреля

Занятие № 13

Развитие произвольного поведения.

Повторение букв и цифр.

Развитие пространственной ориентации.

Тренировка тонкой моторики.

Развитие внимания и зрительной памяти.

Игра «Море волнуется»

Игра «Отгадай»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Внимание – рисуем!»

Физкультминутка.

Рисование «Времена года»

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя мая

Занятие № 14

Развитие самоконтроля.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие внимания и зрительной памяти.

Закрепление понятий «больше», «меньше».

Развитие речи и мышления.

Игра «Карусели»

Упр. «Звуковые прятки»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Внимание – рисуем!»

Упр. «Узоры»

Физкультминутка

Упр. «Говорит один – говорим хором»

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя мая

Занятие №15

Развитие словарного запаса и фонематического восприятия.

Повторение букв и цифр.

Развитие тонкой моторики.

Развитие внимания и мышления.

Тренировка умения работать по правилам.

Игра «Скажи наоборот»

Упр. «Складываем буквы»

Упр. «Угадываем цифры»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Отличительные признаки»

Физкультминутка

Упр. «Чужое слово»

Упр. «Точечный диктант»

Ритуал окончания. Рефлексия

2 неделя мая

Занятие № 16

Развитие внимания и произвольности.

Тренировка моторики и координации.

Развития логического мышления.

Развитие пространственной ориентировки.

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем».

Игра «Пол – нос – потолок»

Игра «Угадаем словечко»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Четвертый – лишний»

Физкультминутка

Упр. «Самолеты»

  1. неделя мая




2.3. Перспективный план психолого-педагогического сопровождения всех участников воспитательно - образовательного процесса.

Психолого-педагогическая диагностика


Содержание мероприятий

Срок выполнения

Примечание

С воспитанниками:

1.Диагностика процесса адаптации.

2. Оценка нервно психического развития детей раннего возраста.

3.Психодиагностические обследования детей, обратившихся за оказанием психологической помощи.



4. Психодиагностическое обследование всех детей подготовительных групп на готовность к школе.

С родителями воспитанников

1.Психодиагностические обследования родителей, обратившихся за оказанием психологической помощи.

2. Опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В.Столина

С педагогами

1. Исследование психологического климата в коллективе.



Сентябрь -октябрь


Октябрь

По мере поступления запроса.


Апрель-май



По мере поступления запроса.

Декабрь


Выявления уровня адаптации.

Выявление уровня нервно-психического развития детей младших групп.

Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью

Выявление уровня развития познавательных процессов.

Получение и анализ данных об уровне подготовленности к обучению в школе детей в подготовительных группах

Изучение уровня межличностных и межгрупповых отношений.

Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью.


Получение и анализ информации об уровне психологического климата в педагогическом коллективе ОУ



Коррекционно-развивающая работа


Содержание мероприятий

Срок выполнения

Примечание

С воспитанниками:

1. Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ в новом учебном году и детей переформированных групп, вернувшихся из отпусков. Программа «Адаптация»

2.Индивидуальная коррекционно-развивающая и тренинговая работа с детьми, чьи психологические особенности стали причиной обращения родителей за помощью психолога.

3. Проведение коррекционных занятий по программе снижения уровня агрессивности с детьми 2-7 лет.




4. Проведение коррекционно-развивающих занятий по программе «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет».

С родителями воспитанников

1.Тематический тренинг «Гармония стихий»

С педагогами

1. Проведение тематического тренинга «Конфликтология»


Октябрь – ноябрь в течение года


По мере поступления запроса.


Декабрь-март





Март-май




Ноябрь



Январь


Ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ОУ


Устранение психологических проблем у детей, нормализация детско-родительских отношений.



Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение; уменьшить тревожность; обучить приёмам релаксации.

Снижение вербальной и физической агрессии, сплочение коллектива.

Содействие процессу подготовки детей к школьному обучению.


Психолого - педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно – воспитательный процесс

Повышение личной эффективности воспитателей в сфере деловой и социальной коммуникации.






Консультативная деятельность


Содержание мероприятий

Срок выполнения

Примечание

С родителями воспитанников

1.Психологическое консультирование родителей.



2. Консультирование для родителей «Способности и профессия»

С педагогами

1.Психологическое консультирование педагогического состава.

2. Консультирование педагогического состава «Возрастные кризисы».



1 раз в неделю в течение учебного года

Декабрь



Январь


Октябрь


Достижение взаимопонимания  о причинах возникновения  проблем и путей их преодоления.

Выявление у детей способностей к будущей профессии.


Нормализация психологического климата в группе

Гармонизация взаимоотношения ребенок - взрослый


Психолого-педагогическое просвещение и профилактика


Содержание мероприятий

Срок выполнения

Примечание

С воспитанниками

1. Работа по экспериментированию.

С родителями воспитанников

1. Участие в родительских собраниях

2. Участие в работе семейной гостиной:

- «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»

- «Кризис трех лет»

- «Секретный мир детей»

- «Как сделать из мальчика мужчину»

- Консультация: «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

-«Как приучить ребенка к порядку»

- «Эмоциональное благополучие семьи»

- «Как научить ребенка слушаться»

- Консультация: «Психическое развитие 5 – 6 лет».

- «Темперамент ребенка»

-«Как выбрать книжку для ребенка»

- «Подготовка к школе».

С педагогами

1. Работа  с педагогами ОУ по профилактике эмоционального выгорания


В течение года



В течение года



Сентябрь


Октябрь

Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль

Март

Апрель

Май


В течение года


Выявление задатков и развитие способностей у детей

Повышение уровня информированности родителей в вопросах психического развития ребенка.


Повышения уровня родительской компетентности и, как следствие, успешной социализации воспитанников ОУ









Снятие психоэмоционального напряжения у педагогических работников





    1. .Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ОУ в условиях реализации ФГОС




С руководителем .

Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

Предоставляет отчетную документацию.

Проводит индивидуальное психологическое консультирование и диагностику (по запросу).

Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

С воспитателем.

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенно­стей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

Составляет психолого-педагогические карты по результатам наблюдений и ориентирует воспитателей в проблемах личностного развития воспитанников.

Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру­та дошкольника.

Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

Участвует во внедрении здоровье сберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра­вильная осанка и т. д.).

Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация вни­мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1. Учебно – методическое и информационное обеспечение программы

Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

- столы детские;

- стулья детские;

Консультативная зона включает в себя:

- Рабочий стол педагога – психолога;

- Шкаф для хранения документов;
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. Современная методика развития детей от рождения до девяти лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

  2. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

  3. Андреева, Т.Н., Вельев, А.Б. Учебно-методическое пособие к программе по выработке навыков ЗОЖ и по профилактике употребления психоактивных веществ- Чебоксары, ЧРИО, 2005.

  4. Арцишевская, И.Л. «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет»–М.: Книголюб, 2009.

  5. Афонькина, Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОУ- М.: Учитель, 2013.

  6. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста - СПб.: Речь, 2007.

  7. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 72 с.+ СД-диск (Психологическая служба)., Л. А. Никифорова.

  8. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3 -4 лет. / Авт. – сост И. А. Пазухина. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010 г.

  9. Данилина, Т.А., Зедгенидзе, В.Я., Степина, Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ -М.: Айрис-пресс, 2004.

  10. Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет\ составитель Н.Д. Денисова, Волгоград, 2010.

  11. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет /сост. Н. Д. Денисова. – Волгоград: учитель, 2014.- 202 с.

  12. Диагностические материалы для оказания психо-коррекционной помощи детям 1 – 3 лет с проблемами в развитии / Авт. – сост. Т.Б. Кротова и др. – М.: АРКТИ, 2010 г.

  13. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию - М.: Новая школа, 1998.

  14. Занятия психолога с детьми 2 -4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 72 с. + СД-диск (Психологичесая служба). Роньжина А. С.

  15. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. – СПб.: Речь, 2010 г.

  16. Индивидуальное сопровождение детей «Группы риска», : экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно-развивающие занятия, картотека игр/Авт. – сост. Г. М. Татарникова, И. И. Вепрева, Т. Т. Кириченко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 229 с.

  17. Калинина, Р. Р., Психолого – педагогическая диагностика в детском саду- СПб.: Речь, 2011.

  18. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» Подгот. группа / авт.-сост. Ю.А. Афонькина-Волгоград: Учитель, 2011.

  19. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/ сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. – Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель, 2016. -164 с.

  20. Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 144с. +СД. – (Психологическая служба) Шарохина В. Л.

  21. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. – М.»,: ООО «Национальный книжный центр 2015. – 128 с. + СД. – (Психологическая служба). Шарохина В. Л., Катаева Л. И.

  22. Куражева, Н.Ю., Вараева, Н.В., Тузаева, А.С., Козлова, И.А. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Цветик семицветик» (5-6 лет)- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

  23. Марцинковская, Т.Д.. Диагностика психического развития детей -М.: Линка – Пресс, 1997.

  24. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 160 с.- (Родительская библиотека)., Млодик И. Ю.

  25. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2.5 до 3 года)(+ 40 карточек).

  26. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» Диагностический комплект/под. ред.. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. К. Комаровой.

  27. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Я.: 1999 г.

  28. Образовательная область «Физическое развитие (Методические рекомендации по организации оздоровительной работы в ДОО в условиях реализации ФГОС к структуре ООП ДОО )./, Оловаренко Л. В./ Курск 2014г.

  29. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания - М.: Сфера, 2001.

  30. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики» города Новочебоксарска ЧР.

  31. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).

  32. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет./ авт. – сост. Т. Калинина, С. Николаева, О. Павлова. – 2015 г.- 152 с.

  33. Практикум по детской психологии, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М., Владос, 1995.

  34. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/авт. С. Г. Якобсон, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова; Москва «Просвещение», 2014г.

  35. Программа психолого - педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей средней группы «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева) - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

  36. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) /сост. Е. В. Доценко. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 318 с.: ил.

  37. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек» /З. Ф. Семенова, С В. Семенова.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 190, (2) с.: ил.

  38. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 72 с. + СД-диск (Психологическая служба.), Арцишевская И. Л.

  39. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ./авт. А. Ю. Кремлякова – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 96 с.

  40. Психологическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении /составитель педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 7 «Сказка» Полхова Н. В. / г. Курчатов 2013г.

  41. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004 г.

  42. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004.

  43. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. Учебно-методическое пособие Токарь О.В., Зимарева Т.Т., Липай Н.Е., 2014 Издательство «ФЛИНТА», 2014.

  44. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 64 с. (Психологическая служба.), Арцишевская И. Л.

  45. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду./ авт. И. Л. Арцишевская/ М.; Книголюб, 2011 г. – 64 с.

  46. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет/ авт. – сост. Е. В. Шитова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.

  47. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет /авт.-сост. Е. В. Шитова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2015.-169с.

  48. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников ДОУ. (Практические рекомендации руководителям и психологам в ДОУ). – Курск, 2002 г.

  49. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003.

  50. Семаго, М.М., Семаго,Н.Я.. Психолого-педагогическая оценка уровня готовности ребенка к школьному обучению (методическое руководство)- Библиотечка «Первого сентября», Серия «Школьный психолог», Выпуск 2, 2005.

  51. Социально-эмоциональное развитие детей 3- 7 лет совместная деятельность, развивающие занятия / авт. – сост. Т. Д. Пашкевич. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 123 с.

  52. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) – М: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с. – (Психологическая служба.), Ганичева И. В.

  53. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет – Ярославль: Академия развития, 2001.

  54. Урунтаева,Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 2000.

  55. Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов дошкольных организаций / сост.: В. С.Глевицкая.: Изд-во ООО «Учитель», 2015. – 72 с.

  56. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе- М.:Книголюб, 2004.

  57. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе- М.: Книголюб, 2004.

  58. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе- М.: Прометей; Книголюб, 2002.

  59. Юдина, Е.Г. «Педагогическая диагностика в детском саду», учебно-методическое пособие - М., «Просвещение», 2002.

  60. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Под. ред. Л. В. Коломойниченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. -128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).






20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!