СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа производственное обучение 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа производственного обучения по крусу: "Цветоводство и декоративное садоводство" для учащихся с интеллектуальными нарушениями 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа производственное обучение 11 класс»

ОГБОУ «Школа-интернат № 89» 


 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО 

 

на заседании МО учителей основной школы  

Руководитель  

__________ /О.Н. Айзятуллова/  

подпись 

Протокол № 1 

от    ­­_          _________2021г.


 

СОГЛАСОВАНО 

 

Заместитель директора по УР  

 

_________/Т.В. Матвеева/

 подпись 


Протокол методического совета

№____от_____ ______2021г. 


 

УТВЕРЖДАЮ 

 

Директор 

ОГБОУ «Школа-интернат №89» 

_______________/Г.Н. Борисова/ 

подпись 

Приказ 

от ___ __________2021г. №____ 


Протокол педсовета № ____

от ____ ________ 2021г.

 

 

 

 

 





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью 

 

Наименование предмета: производственное обучение__________________

Классы:___11 б класс______________________________________________

Учитель: Белова Наталья Викторовна, ___высшее, _________________

( ФИО, образование, квалификационная категория)

высшая квалификационная категория_____________________________

                            

 

 

 

 

 

 

 






2021 – 2022  учебный год 

Нормативное основание разработки программы

Рабочая программа по предмету производственное обучение разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального уровня: 

- федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599); 

приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; 

- Программно-методическое обеспечение для 11-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой/Москва «ВЛАДОС», 2006г. 

 Школьного уровня: 

- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 

- положение о рабочих программах ОГБОУ «Школа-интернат № 89».  


























Пояснительная записка.

Программа по предмету производственное обучение по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

Цель: формирование знаний, умений и навыков,  ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с оказанием услуг в сфере благоустройства и озеленения территории  в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Задачи:

  1. Формирование умений ориентирования в законах ландшафтной архитектуры, помогающих грамотно организовать участок.

  2. Ознакомление с проектирование, оформлением садового участка, многообразием однолетних, многолетних цветочных растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в ландшафтной архитектуре.

  3. Формирование организационных умений в труде;

  4. Формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  5. Формирование умений планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность выполнения, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  6. Формирование умений контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы);

  7. Коррекция недостатков познавательной деятельности.

  8. Овладение умениями работать в коллективе, формирование положительных личностных качеств.

  9. Привитие эстетического вкуса, экологического образования, любви к природе своего края.

Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству и опирается на такие общешкольные дисциплины, как биология, география, математика, элементы химии, изобразительное искусство, социально-бытовая ориентировка, трудовое обучение по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство».

  1. математика – расчеты для построения, подсчет стоимости посадочной ведомости, нормативов площади посадки и  др.);

  2. письмо и развитие речи  (обогащение словарного запаса, умение заполнять бланки различного характера);

  3. естествознание, СБО (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды, оценка экологических условий озеленяемой территории, трудоустройство);

  4. ИЗО (основы графической грамоты, составление плана озеленяемого участка зарисовка условных обозначений, используемых в практике озеленения, выполнение эскизов (рисунков, набросков) и проектов элементов цветочно-декоративного оформления участка);

  5. чтение (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях труда);

  6. обществознание (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).


Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних культур, комнатных растений, научить их приёмам выращивания.

Специальная задача коррекции мышления, речи, моторики школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся, как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Программа не только способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые, для детей с ДЦП, приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Содержание обучения имеет и практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.

Обучение в коррекционной школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала по трудовому обучению учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с особенностями состояния здоровья обучающихся коррекционной школы, разным уровнем подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Поэтому важен дифференцированный подход в обучении к учащимся, неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.



Общая характеристика учебного предмета


Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

Цель уроков трудового обучения: Усвоение основ знаний из области биологических особенностей растений, технологии их выращивания, ухода, хранения; развитие способности выбирать необходимые приёмы труда для выполнения заданной работы.

Уроки трудового и профессионально-трудового обучения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих умственную отсталость организуются как уроки усвоения теоретических знаний и практических умений. В процессе обучения решаются следующие задачи:

  • Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.

  • Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция речи и мышления.

  • Формирование навыков самоконтроля.

  • Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

  • Воспитание уважения к рабочему человеку.

Для организации обучения школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. В школе под занятия отведён просторный светлый класс (мастерская по цветоводству) с приспособлениями для черенкования растений, обмолота и сортировки цветочных семян. В классе предусмотрено отдельное помещение для большого количества комнатных растений.

Занятия по трудовому обучению для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих умственную отсталость должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

Место предмета в учебном плане.

Распределение часов на изучение учебного предмета «Трудовое и профессионально-трудовое обучение» по годам обучения:


11 класс: 22 часа в неделю, 770 часов в год



Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Производственное обучение» 11 класс


Личностные результаты освоения курса «Трудовое и профессионально-трудовое обучение»:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения АООП образования курса «Трудовое и профессионально-трудовое обучение»:

Минимальный уровень:

- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

- представления об основных свойствах используемых материалов;

- знание правил хранения материалов;

- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (литье, пиление, строгание и т. д.);

- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе работы;

- представления о разных видах профильного труда (цветоводство, декоративное садоводство, ландшафтный дизайн и др.);

- понимание значения и ценности труда;

- понимание красоты труда и его результатов;

- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

- организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

- выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

- экономное расходование материалов;

- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.





Содержание тем учебного предмета.

Производственное обучение, 11б класс.


Вводное занятие.

Цветоводство. Сбор семян однолетних цветочных растений.

Однолетние растения: строение, способы размножения.

Семена однолетних растений.

Основные признаки созревания семян.

Правила сбора и хранения семян.

Просушка семян. Значение правильного хранения семян для получения хорошей рассады.

Практическая работа. Сбор семян однолетников.

Практическая работа. Изготовление бумажных пакетов для хранения семян.

Осенние работы на пришкольном участке.

Общие сведения о благоустройстве окружающей среды. Значение личного участия в благоустройстве среды.

Практическая работа. Определение составляющих зон придомового, пришкольного, садового участка на плакатах, на местности.

Хозяйственный инвентарь для обработки почвы и уходу за различными видами покрытий садовых дорожек.

Техника безопасности при работе с хозинвентарём. Правила оказания медицинской помощи при травмах.

Правила ухода за дорожками с различным покрытием (грунтовые, покрытые асфальтом и плитками).

Практическая работа. Уход за дорожками с различными видами покрытий.

Правила сбора, транспортировки и компостирования растительных остатков.

Практическая работа. Уход за газоном

Практическая работа. Удаление сломанных и засохших расте¬ний и их частей из цветника.

Практическая работа. Сгребание, собирание растительных остатков, их транспортировка (в ведре, коробке или на тележке) в отведенное место.

Практическая работа. Складывание растительных остатков послойно с торфом, землей в компостную кучу.

Осенний уход за многолетними цветковыми растениями.

Строение растения (подземная и надземная части). Функции частей.

Надземная часть: строение, признаки отмирания.

Подземная часть (луковица, корневища, корнеклубни, почки).

Виды незимующих многолетних цветковых растений. Сроки уборки на хранение.

Практическая работа. Выкопка гладиолусов.

Практическая работа. Промывка клубнелуковиц гладиолусов розовым раствором марганцево-кислого калия.

Практическая работа. Выкопка канны

Практическая работа. Промывка корнеклубней розовым раствором марганцево-кислого калия.

Практическая работа. Обрезка стеблей у зимующих многолетников (флоксы, пионы, ирисы). Уборка растительных остатков.

Декоративное садоводство. Плодово-ягодные культуры.

Декоративное садоводство как один из видов подсобного хозяйства. Его значение и перспективы развития.

Основные виды культур, выращиваемые в садах.

Перспективные сорта плодово-ягодных культур для различных регионов.

Строение плодовых и ягодных растений, их корневая и надземные системы.

Упражнения. Различение основных видов плодово-ягодных культур по внешнему виду.

Практическая работа. Посадка ремонтантной земляники.

Цветоводство. Тюльпаны. Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана.

Тюльпаны. Современная классификация.

Использование тюльпанов в озеленении.

Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов. Сроки посадки.

Расстояние между рядками при посадке. Глубина заделки луковиц.

Практическая работа. Вскапывание почвы для посадки

Практическая работа. Глубокое рыхление почвы после вскапывания.

Практическая работа. Сортировка луковиц тюльпанов.

Практическая работа. Разметка посадочных рядков. Выкопка лунок и посадка луковиц. Заделка.

Декоративное садоводство. Осенний уход за плодовыми деревьями.

Высокорослые и карликовые плодовые деревья: виды, их распространение в местных условиях.

Строение дерева. Понятие о приствольном круге плодового дерева.

Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада.

Правила перекопки приствольного круга и внесение в него удобрения.

Практическая работа. Вырезка сухих ветвей.

Практическая работа. Сбор зимних гнезд вредителей.

Практическая работа. Перекопка приствольных кругов с радиальным направлением борозд.

Практическая работа. Выкопка канавки по периметру приствольного круга, внесение органических удобрений.

Декоративное садоводство. Красивоцветущие кустарники.

Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.).

Гортензии: виды и сорта. Особенности выращивания.

Роза: группы и сорта, их разнообразие. Группы и сорта розы, используемые в цветоводстве.

Розовый куст: строение, форма, величина, окраска цветов.

Трудности выращивания сортовых роз.

Цветоводство. Размножение розы.

Способы вегетативного размножения розы: прививка, черенкование, деление куста.

Размножение сортовой розы одревесневшими черенками. Условия для укоренения черенков. Время срезки побегов.

Правила нарезки черенков розы. Инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы.

Подготовка почвы для посадки черенков. Расстояния между черенками при посадке. Уход.

Практическая работа. Подготовка ящиков (Насыпка в ящики снизу перегнойной земли, сверху чистого речного песка).

Практическая работа. Срезка побегов роз (садовым ножом или секатором по меловым отметкам учителя). Укладка черенков в воду.

Практическая работа. Удаление верхней части побегов. Нарезка черенков (2-3 почки (нижний срез – под почкой, верхний – над почкой)).

Практическая работа. Разметка рядков (через 20 см). Посадка черенков (через 5 см друг от друга на глубину до верхней почки). Укрытие плёнкой.

Цветоводство. Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте.

Роза, выращиваемая в открытом грунте, подлежащая укрытию на зиму: группы, подготовка к укрытию, сроки укрытия.

Практическая работа. Срезка невызревших побегов с розы.

Практическая работа. Удаление листьев с растения.

Практическая работа. Окучивание розы на высоту 20-25 см.

Практическая работа. Укрытие роз лапником.

Практическая работа. Устройство каркаса с натяжкой укрывным материалом.

Элементы ландшафтного дизайна.

Основные элементы ландшафтного дизайна, их характеристики.

Основные этапы по созданию ландшафтного дизайна

Типы цветочного оформления (клумбы, рабатки, групповая посадка, бордюры).

Вертикальное озеленение (виды и подбор цветочных растений).

Зеленые насаждения: виды (ограниченного пользования) значение (санитарно-гигиеническое, культурно-просветительское, архитектурно-художественное).

Виды посадок (массив, группа, аллея, рядовая посадка, одиночная; живая изгородь; опушка и подлесок), характеристика видов.

Подбор растений.

Практическая работа. Измерение объектов на пришкольном участке.

Практическая работа. Составление плана участка для озеленения на чертеже.

Выполнение проектной работы: «Хвойные на газоне».

Практическое повторение.

Осенние работы в цветнике.

Самостоятельная работа: «Определение пород декоративных кустарников, произрастающих на пришкольном участке по описанию, изображению»

Осенние работы на участке.

Вводное занятие.

Санитария и личная гигиена.

Правила соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с землей (состояние кожных покровов рук – отсутствие ранок, царапин). Способы защиты рук (резиновые перчатки, защитные кремы).

Способы обработки мелких травм и порядок обращения в травмпункт в случае загрязнения ранки землей.

Предметы спецодежды.

Правила ухода за руками (мытье с мылом после работы, смазывание кожи рук специальным кремом с дезинфицирующим свойствами).

Аптечка для оказания первой медицинской неотложной помощи.

Необходимость генеральной уборки, вентиляция помещений.

Выращивание зеленых овощей методом гидропоники.

Что такое гидропоника. Хозяйственное значение метода.

Устройство гидропонной установки «Мелисса» (ГС-4).

Технология выращивания зелёных культур на гидропонной установке «Мелисса».

Карта посадки зелёных культур

Правила безопасной работы, профилактика оборудования.

Практическая работа. Приготовление маточного раствора.

Практическая работа. Посадка укропа.

Практическая работа. Посадка базилика.

Практическая работа. Посадка ремонтантной земляники

Зимние работы на пришкольном участке.

Уход за декоративными насаждениями зимой.

Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений, закрепленных за ним

Укрытие снегом посадок роз и молодых посадок других кустарников.

Практическая работа. Расчистка дорожек и площадок на пришкольной территории от снега.

Минеральные удобрения.

Понятие о минеральных удобрениях. Виды минеральных удобрений: азотные, фосфорные, калийные.

Азотные удобрения (аммиачная селитра, сульфат аммония, мочевина): внешний вид, растворимость в воде, назначение, эффективность использования.

Фосфорные удобрения (суперфосфат, его разновидности): внешний вид, растворимость в воде, назначение, эффективность использования.

Калийные удобрения (хлористый калий, калийная соль): внешний вид, растворимость в воде, назначение, эффектив.

Микроудобрения (борная кислота, медный купорос, железный купорос): внешний вид, растворимость в воде, назначение.

Комплексные минеральные удобрения (аммофоска, нитрофоска, нитроаммофоска).

Хранение минеральных удобрений.

Смешивание минеральных и органических удобрений. Порядок внесения минеральных удобрений в почву.

Упражнения. Определение минеральных удобрений по внешнему признаку.

Лабораторная работа: определение растворимости различных групп минеральных удобрений в воде.

Цветоводство. Горшечные цветковые растения.

Сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта: виды (цикламен, примула, бегония клубневая и др.), общая характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения.

Практическая работа. Подготовка земляных смесей для выращивания примулы, цикламена.

Практическая работа. Заполнение ящика земляной смесью. Посадка примулы семенами, стратификация.

Цветоводство. Уход за растениями в жилом помещении.

Виды комнатных растений, их строение, особенности выращивания и полива.

Рабочие операции по уходу за комнатными растениями (полив, удаление пыли с листьев, удаление сухих листьев, мытье поддонов и цветочных горшков, рыхление почвы, пересадка)

Инвентарь для ухода за комнатными растениями (название, способ применения). Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при уходе за цветами.

Полив комнатных растений: значение полива в жизни растений, влияние недостатка или избытка воды на жизнедеятельность растений.

Свойства почвы накапливать влагу; признаки избытка или недостатка влаги по внешним признакам листьев и почвы и на ощупь.

Подготовка воды для полива (отстаивание в течение суток с целью удаления хлора и согревания). Способы полива (под корень, в поддон, погружение).

Строение листьев, значение чистой поверхности листьев для жизни растений.

Способы и правила удаления пыли с листьев в зависимости от строения и величины (влажной тряпкой или губкой, мягкой кисточкой, струей воды).

Технология выполнения обмывания листвы у всего растения.

Значение состояния почвы (ее рыхлости) для жизни растения (признаки рыхлости почвы; время рыхления почвы в процессе ухода за комнатными растениями).

Правила рыхления почвы в зависимости от вида комнатного растения.

Инвентарь и приспособления для рыхления почвы (деревянный колышек, набор цветовода, вилка с длинными зубцами); ТБ при работе с острыми предметами;

Практическая работа. Определение рабочих операций, составление плана работы по уходу за комнатным растением.

Практическая работа. Проведение рабочих операций по уходу за комнатными растениями (полив, удаление пыли с листьев, удаление сухих листьев, рыхление почвы в цветочном горшке).

Практическая работа. Наблюдение и уход за растениями выращиваемыми методом гидропоники

Свойства материала, из которого изготовлены горшки и поддоны (глина, керамика, пластмасса); инвентарь и приспособления для мытья цветочных горшков (таз, тряпочки, губка, мягкие и жесткие щетки)

Чистящие и моющие средства; правила соблюдения техники безопасности при работе с моющими средствами и горячей водой.

Практическая работа. Мытье поддонов и цветочных горшков.

Практическое повторение.

Практическая работа. Зимние работы на пришкольном участке.

Практическая работа. Наблюдение и уход за посадками примулы.

Практическая работа. Изготовление этикеток на бумажные пакетики с семенами

Практическая работа. Сортировка семян однолетников.

Практическая работа. Фасовка семян однолетников.

Практическая работа. Изготовление сортовых бирок.

Практическая работа. Накопление снега в цветнике.

Практическая работа. Проверка семян на всхожесть.

Цветоводство. Пересадка и перевалка комнатных растений.

Значение пересадки и перевалки в жизни и развитии комнатных растений. Признаки необходимости пересадки или перевалки растения (растение плохо растет, корни оголяются или появляются из водосточного отверстия на дне горшка), старая почва. Сроки пересадки растений (весна, лето).

Технология пересадки растения.

Технология перевалки растения.

Практическая работа. Определение потребности растения в пересадке. Организация рабочего места. Подготовка инвентаря, почвы и горшков для пересадки (перевалки) растений.

Практическая работа. Выполнение перевалки комнатных растений.

Практическое повторение.

Устройство гидропонной установки «Мелисса» (ГС-4). Технология выращивания зелёных культур методом гидропоники.

Сведения о зеленых овощах: шпинат, базилик, салат, укроп, щавель, ревень, эстрагон.

Строение и некоторые особенности растений (салат, укроп, базилик).

Требования, предъявляемые к семенам, предназначенным для посадки. Правила посева семян.

Практическая работа. Приготовление маточного раствора.

Наполнение стаканчиков торфом

Практическая работа. Посадка укропа.

Практическая работа. Посадка базилика.

Практическая работа. Посадка рукколы.

Цветоводство. Растения в интерьере.

Виды комнатных растений: с опадающими листьями и вечнозеленые.

Размножение комнатных растений (частями, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.).

Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений.

Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Почвенные смеси для комнатных растений.

Практическая работа. Составление почвенных смесей для разных видов комнатных растений.

Практическая работа. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы.

Практическая работа. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др.

Практическая работа. Посадка в ящики и полив черенков.

Практическая работа. Устройство влажной камеры путем укрывания ящиков пленкой по каркасу.

Флорариум. Устройство, подбор растений.

Выполнение проектной работы: «Устройство флорариума».

Практическое повторение.

Практическая работа. Накопление снега в цветнике.

Практическая работа. Расчистка дорожек от снега.

Практическая работа. Наблюдение и уход за зелёными культурами, выращиваемыми методом гидропоники.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная работа. Пересадка (перевалка) комнатного растения в новый горшок.


Декоративные кашпо.

Практическая работа. Изготовление декоративного кашпо.

Вводное занятие

Деревья и кустарники лиственных пород.

Строение дерева, кустарника.

Породы деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные.

Двойное название деревьев и кустарников.

Ознакомление с местными деревьями, которые принадлежат к семейству: ивовые (ива белая, тополь бальзамический). Характеристика внешнего строения и отличительных признаков этих растений.

Ознакомление с местными деревьями и кустарниками, которые принадлежат к следующим семействам: березовые (береза бородавчатая), чубушниковые (чубушник обыкновенный).

Ознакомление с деревьями и кустарниками которые принадлежат к следующим семействам: розоцветные (пузыреплодник калинолистный, рябина обыкновенная, кизильник блестящий, спирея острозубчатая).

Ознакомление с местными деревьями которые принадлежат к следующим семействам: кленовые (клен остролистный и татарский), липовые (липа мелколистная и крупнолистная).

Ознакомление с местными деревьями и кустарниками которые принадлежат к следующим семействам: маслинные (сирень обыкновенная, ясень обыкновенный).

Ознакомление с местными деревьями и кустарниками которые принадлежат к следующим семействам: жимолостные (жимолость татарская, калина обыкновенная, снежноягодник кистецветный).

Экскурсия (в парк, сквер или др.). Ознакомление с породами деревьев.

Упражнение. Определение вида дерева в безлистном состоянии (цвету коры, форме кроны и ветвей).

Цветоводство. Размножение цветочных культур.

Способы размножения цветочных культур (семенной, вегетативный)

Размножение семенами, его характеристика. Сроки годности семян цветочных культур, газонных трав.

Технология допосевной обработки семян.

Посев: выращивание рассады. Оптимальные параметры выращивания рассады: температура, вода, элементы питания, освещенность.

Пикировка сеянцев.

Способы закаливания рассады.

Вегетативное размножение (корневищами (делением куста), луковицами и клубнелуковицами, черенками, отводками, усами), его характеристика.

Практическая работа. Проведение допосевной обработки семян.

Практическая работа. Размножение колеуса черенкованием.

Цветоводство. Выращивание рассады петунии, бархатцев, вербены, однолетних георгинов.

Основные сорта петунии, бархатцев, вербены их характеристика и биологические особенности.

Необходимость выращивания рассады. Условия выращивания рассады.

Сроки посева семян для выращивания рассады.

Практическая работа. Подготовка почвы и посевных ящиков (просеивание дерновой земли, торфа, перегноя через сито). Заполнение посадочных ящиков почвенной смесью.

Практическая работа. Посев семян петунии и бархатцев в посевные ящики.

Практическая работа. Посев семян вербены и георгина однолетнего в посевные ящики.

Цветоводство. Производственная классификация цветковых растений.

Деление цветковых растений на группы (по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зеленом строительстве). Общие признаки групп цветковых растений.

Цветковые растения открытого и закрытого грунта.

Краткая характеристика некоторых представителей этих групп.

Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения.

Красивоцветущие и декоративнолиственные, горшечные и выгоночные растения.

Грунтовые цветковые растения закрытого грунта (гвоздика, калла, гербера и др.).

Упражнения. Классификация изученных ранее растений.

Упражнения. Определение принадлежности растения к классификационной группе (по словесному описанию, рисунку, названию)

Цветочно-декоративное оформление.

Понятие «зеленое строительство». Характеристика регулярной и ландшафтной планировки участка.

Дорожки, покрытия.

Газоны, их типы.

Характеристика газонных трав.

Элементы парковой архитектуры.

Художественная композиция и правила ее создания.

Практическая работа. Составление плана участка в масштабе.

Практическая работа. Выбор ассортимента газонных трав.

Практическая работа. Посев семян газонных трав для сравнения в небольшие ящики.

Практическая работа. Наблюдение и уход за рассадой однолетников.

Практическое повторение.

Практическая работа. Ранне-весенние работы на пришкольном участке.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

Практическая работа. Уход за рассадой декоративных культур

Практическая работа. Пикировка сеянцев георгина однолетнего, бархатцев, петунии, вербены.

Весенние работы на пришкольном участке.

Весенние работы в огороде, в цветнике, их очередность.

Значение ранне-весеннего ухода за зелеными насаждениями.

Виды обрезки деревьев и кустарников: формовочная, санитарная, омолаживающая. Применение того или иного вида обрезки.

Правила обрезки. Правила безопасной работы садовой пилой, секатором.

Практическая работа. Весенний уход за кустарниками. Обрезка.

Правила рыхления зимующих растений.

Подготовка инвентаря для весенних работ.

Практическая работа. Наблюдение, уход за рассадой однолетних цветочных растений.

Перекапывание почвы вручную, подготовка ее к посадке однолетних растений. Разравнивание почвы граблями.

Практическая работа. Сгребание мусора, образовавшегося в зимнее время.

Практическая работа. Первое поверхностное рыхление зимующих посадок граблями, вторичное – рыхление мотыгой.

Практическая работа. Внесение минеральных удобрений перед перекапыванием участка.

Практическая работа. Вскапывание почвы в цветнике.

Практическая работа. Разметка круглой клумбы с помощью двух колышков и веревки.

Практическая работа. Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.

Озеленение двора.

Планирование работ по реализации проекта «Хвойные на газоне»

Практическая работа. Разметка границ групповой посадки.

Практическая работа. Перекопка почвы, выравнивание граблями.

Практическая работа. Укладка бордюрной ленты.

Практическая работа. Подготовка посадочных ям под хвойные культуры.


Практическая работа. Укладка геотекстиля.

Практическая работа. Посадка хвойных растений.

Подготовка семян к посеву в открытом грунте.

Способы посадки овощных и декоративных культур: семенами, рассадой, клубнями.

Качество семян. Выделение наиболее пригодных для посадки семян.

Понятие всхожести семян. Определение всхожести семян. Правила подготовки семян к посадке.

Проращивание семян. Условия проращивания семян.

Практическая работа. Очистка семян от мусора. Выделение качественных семян по внешнему виду.

Практическая работа. Определение всхожести семян.

Практическая работа. Проращивание семян для посадки.

Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике.

Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности.

Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве.

Расстояние между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.

Практическая работа. Рыхление и выравнивание почвы.

Практическая работа. Разметка рядков с помощью веревки или маркера, колышков и мерной ленты.

Практическая работа. Углубление посевных рядков по разметке.

Практическая работа. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.

Практическое повторение.

Практическая работа. Рыхление приствольных кругов деревьев, декоративных кустарников.

Практическая работа. Внесение минеральных удобрений под декоративные кустарники.

Практическая работа. Подготовка почвы к посадке декоративных растений.

Практическая работа. Высадка рассады однолетников.

Самостоятельная работа. Посадка однолетних цветочных растений семенами.

Практическая работа. Уход за рассадой цветочно-декоративных культур.

Практическая работа. Уход за посадкой хвойных растений.

Практическая работа. Уход за газоном.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

Практическая работа. Уход за зимующими многолетниками.

Практическая работа. Уход за посадками на клумбе.

Часы резерва















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Производственное обучение, 11 б класс 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Вводное занятие.

2

Вспоминают правила поведения и безопасной работы в мастерской, правила личной гигиены.

1.

Цветоводство. Сбор семян однолетних цветочных растений.




Однолетние растения: строение, способы размножения.

1


Запоминают строение, способы размножения однолетников


Семена однолетних растений.

2

Определяют виды семян


Основные признаки созревания семян.

1

Запоминают основные признаки созревания семян.


Правила сбора и хранения семян.

2

Запоминают правила.


Просушка семян. Значение правильного хранения семян для получения хорошей рассады.

1

Делают вывод о значении правильного хранения семян.


Практическая работа. Сбор семян однолетников.

7

Собирают семена однолетников. Раскладывают семена на просушку.


Практическая работа. Изготовление бумажных пакетов для хранения семян.


6

Выполняют практическую работу.

2.

Осенние работы на пришкольном участке.




Общие сведения о благоустройстве окружающей среды. Значение личного участия в благоустройстве среды.

2

Запоминают сведения о благоустройстве.


Практическая работа. Определение составляющих зон придомового, пришкольного, садового участка на плакатах, на местности.

5

Выполняют практическую работу.


Хозяйственный инвентарь для обработки почвы и уходу за различными видами покрытий садовых дорожек.

3

Повторяют строение лопаты, грабель, мотыги.


Техника безопасности при работе с хозинвентарём. Правила оказания медицинской помощи при травмах.

2

Запоминают правила ТБ


Правила ухода за дорожками с различным покрытием (грунтовые, покрытые асфальтом и плитками).

2

Запоминают правила ухода.


Практическая работа. Уход за дорожками с различными видами покрытий.

4

Выполняют практическую работу.


Правила сбора, транспортировки и компостирования растительных остатков.

2

Запоминают правила.


Практическая работа. Уход за газоном

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Удаление сломанных и засохших расте­ний и их частей из цветника.


4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Сгребание, собирание растительных остатков, их транспортировка (в ведре, коробке или на тележке) в отведенное место.


3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Складывание растительных остатков послойно с торфом, землей в компостную кучу.

5

Выполняют практическую работу.

3.

Осенний уход за многолетними цветковыми растениями.





Строение растения (подземная и надземная части). Функции частей.

2

Работают с презентацией по теме.

Повторяют строение растения.


Надземная часть: строение, признаки отмирания.

1

Повторяют строение надземной части.


Подземная часть (луковица, корневища, корнеклубни, почки).

1

Повторяют строение подземной части. 


Виды незимующих многолетних цветковых растений. Сроки уборки на хранение.

2

Вспоминают виды незимующих многолетних растений.


Практическая работа. Выкопка гладиолусов.

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Промывка клубнелуковиц гладиолусов розовым раствором марганцево-кислого калия.


1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Выкопка канны

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Промывка корнеклубней розовым раствором марганцево-кислого калия.


1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Обрезка стеблей у зимующих многолетников (флоксы, пионы, ирисы). Уборка растительных остатков.

7

Выполняют практическую работу.

4.

Декоративное садоводство. Плодово-ягодные культуры.




Декоративное садоводство как один из видов подсобного хозяйства. Его значение и перспективы развития.

2

Получают общие сведения о декоративном садоводстве.


Основные виды культур, выращиваемые в садах.

2

Запоминают основные культуры, выращиваемые в садах.


Перспективные сорта плодово-ягодных культур для различных регионов.

3

Работают с дополнительной литературой.


Строение плодовых и ягодных растений, их корневая и надземные системы.


2

Запоминают строение плодовых и ягодных растений.


Упражнения. Различение основных видов плодово-ягодных культур по внешнему виду.

2

Различают основные виды плодово-ягодных культур.


Практическая работа. Посадка ремонтантной земляники.


2

Выполняют практическую работу.

5.

Цветоводство. Тюльпаны. Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана.




Тюльпаны. Современная классификация.

4

Запоминают классификацию.


Использование тюльпанов в озеленении.

1

Повторяют использование тюльпанов в озеленении.


Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов. Сроки посадки.

1

Запоминают требования к подготовке почвы для выращивания.


Расстояние между рядками при посадке. Глубина заделки луковиц.

1

Запоминают расстояние между рядками, глубину посадки.


Практическая работа. Вскапывание почвы для посадки

3

Выполняют практическую работу


Практическая работа. Глубокое рыхление почвы после вскапывания.

1

Выполняют практическую работу


Практическая работа. Сортировка луковиц тюльпанов.

1

Сортируют луковицы тюльпанов.


Практическая работа. Разметка посадочных рядков. Выкопка лунок и посадка луковиц. Заделка.


2

Выполняют практическую работу.

6.

Декоративное садоводство. Осенний уход за плодовыми деревьями.




Высокорослые и карликовые плодовые деревья: виды, их распространение в местных условиях.

4

Запоминают сведения о высокорослых и карликовых плодовых деревьях.


Строение дерева. Понятие о приствольном круге плодового дерева.

2

Вспоминают строение дерева.


Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада.

2

Запоминают меры борьбы с вредителями сада.


Правила перекопки приствольного круга и внесение в него удобрения.

2

Запоминают правила перекопки.


Практическая работа. Вырезка сухих ветвей.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Сбор зимних гнезд вредителей.

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Перекопка приствольных кругов с радиальным направлением борозд.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Выкопка канавки по периметру приствольного круга, внесение органических удобрений.


3

Выполняют практическую работу.

7.

Декоративное садоводство. Красивоцветущие кустарники.




Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.).

2

Работают с презентацией по теме.



Гортензии: виды и сорта. Особенности выращивания.

3

Запоминают виды гортензий, их особенности.


Роза: группы и сорта, их разнообразие. Группы и сорта розы, используемые в цветоводстве.

4

Выполняют практическую работу.


Розовый куст: строение, форма, величина, окраска цветов.

Трудности выращивания сортовых роз.

2

Вспоминают строение куста розы.

8.

Цветоводство. Размножение розы.




Способы вегетативного размножения розы: прививка, черенкование, деление куста.

2

Повторяют способы размножения, запоминают способы вегетативного размножения роз.


Размножение сортовой розы одревесневшими черенками. Условия для укоренения черенков. Время срезки побегов.

1

Работают с презентацией по теме.



Правила нарезки черенков розы. Инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы.

1

Запоминают и записывают правила нарезки черенков. Повторяют правила безопасной работы с садовым секатором.


Подготовка почвы для посадки черенков. Расстояния между черенками при посадке. Уход.

1

Запоминают и записывают название частей почвенных смесей.


Практическая работа. Подготовка ящиков (Насыпка в ящики снизу перегнойной земли, сверху чистого речного песка).

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Срезка побегов роз (садовым ножом или секатором по меловым отметкам учителя). Укладка черенков в воду.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Удаление верхней части побегов. Нарезка черенков (2-3 почки (нижний срез – под почкой, верхний – над почкой)).

1

Запоминают и записывают название групп почвенных смесей.


Практическая работа. Разметка рядков (через 20 см). Посадка черенков (через 5 см друг от друга на глубину до верхней почки). Укрытие плёнкой.

2

Выполняют практическую работу.

9.

Цветоводство. Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте.




Роза, выращиваемая в открытом грунте, подлежащая укрытию на зиму: группы, подготовка к укрытию, сроки укрытия.

4

Запоминают и записывают порядок подготовки роз к укрытию.


Практическая работа. Срезка невызревших побегов с розы.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Удаление листьев с растения.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Окучивание розы на высоту 20-25 см.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Укрытие роз лапником.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Устройство каркаса с натяжкой укрывным материалом.


3

Выполняют практическую работу.

10.

Элементы ландшафтного дизайна.




Основные элементы ландшафтного дизайна, их характеристики.

3

Работают с презентацией по теме.



Основные этапы по созданию ландшафтного дизайна

2

Запоминают и записывают основные этапы создания ландшафтного дизайна


Типы цветочного оформления (клумбы, рабатки, групповая посадка, бордюры).

3

Повторяют типы цветочного оформления.


Вертикальное озеленение (виды и подбор цветочных растений).

2

Запоминают сведения о вертикальном озеленении.


Зеленые насаждения: виды (ограниченного пользования) значение (санитарно-гигиеническое, культурно-просветительское, архитектурно-художественное).

2

Запоминают и учатся определять виды зелёных насаждений.


Виды посадок (массив, группа, аллея, рядовая посадка, одиночная; живая изгородь; опушка и подлесок), характеристика видов.

3

Запоминают и определяют виды посадок. Учатся давать им характеристику.


Подбор растений.

2

Запоминают принцип подбора растений.


Практическая работа. Измерение объектов на пришкольном участке.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Составление плана участка для озеленения на чертеже.

3

Учатся составлять план участка для озеленения.


Выполнение проектной работы: «Хвойные на газоне».

12

Выполняют проектную работу.

11.

Практическое повторение.


 


Осенние работы в цветнике.

13

Вспоминают порядок и выполняют различные виды работ в цветнике.


Самостоятельная работа: «Определение пород декоративных кустарников, произрастающих на пришкольном участке по описанию, изображению»

4

Выполняют самостоятельную работу.


Осенние работы на участке.

10

Выполняют практическую работу.


Вводное занятие.

2

Повторяют правила поведения в мастерской, правила безопасной работы.

12.

Санитария и личная гигиена.




Правила соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с землей. Способы защиты рук (резиновые перчатки, защитные кремы).

2




Запоминают и записывают правила соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с землёй.


Способы обработки мелких травм и порядок обращения в травмпункт в случае загрязнения ранки землей.

2

Запоминают и записывают способы обработки мелких травм. Обыгрывают ситуацию обращения в медпункт.


Предметы спецодежды.

1

Определяют предметы спецодежды.


Правила ухода за руками (мытье с мылом после работы, смазывание кожи рук специальным кремом с дезинфицирующим свойствами).

1

Повторяют и записывают правила.


Аптечка для оказания первой медицинской неотложной помощи.

1

Рассматривают содержимое аптечки.


Необходимость генеральной уборки, вентиляция помещений.

1

Определяют необходимость генеральной уборки и вентиляции помещений.

13.

Выращивание зеленых овощей методом гидропоники.




Что такое гидропоника. Хозяйственное значение метода.

1

Запоминают и записывают определения.


Устройство гидропонной установки «Мелисса» (ГС-4).

Технология выращивания зелёных культур на гидропонной установке «Мелисса».

1

Запоминают устройство гидропонной установки.

Запоминают и записывают технологию выращивания культур.


Карта посадки зелёных культур

1

Работают с картой посадки.


Правила безопасной работы, профилактика оборудования.

1

Повторяют правила безопасной работы.


Практическая работа. Приготовление маточного раствора.

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка укропа.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка базилика.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка ремонтантной земляники

3

Выполняют практическую работу.

14.

Зимние работы на пришкольном участке.




Уход за декоративными насаждениями зимой.

2


Вспоминают виды и правила ухода за декоративными насаждениями.


Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений, закрепленных за ним

2

Знакомятся с обязанностями рабочего зелёного хозяйства.


Укрытие снегом посадок роз и молодых посадок других кустарников.

6

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Расчистка дорожек и площадок на пришкольной территории от снега.

5

Выполняют практическую работу.

15.

Минеральные удобрения.




Понятие о минеральных удобрениях. Виды минеральных удобрений: азотные, фосфорные, калийные.

2

Записывают и запоминают понятия.

Знакомятся с видами минеральных удобрений.


Азотные удобрения (аммиачная селитра, сульфат аммония, мочевина): внешний вид, растворимость в воде, назначение, эффективность использования.

3

Знакомятся с азотными удобрениями.


Фосфорные удобрения (суперфосфат, его разновидности): внешний вид, растворимость в воде, назначение, эффективность использования.

2

Знакомятся с фосфорными удобрениями.


Калийные удобрения (хлористый калий, калийная соль): внешний вид, растворимость в воде, назначение, эффектив.

2

Знакомятся с калийными удобрениями.


Микроудобрения (борная кислота, медный купорос, железный купорос): внешний вид, растворимость в воде, назначение.

3

Знакомятся с микроудобрениями, их свойствами.


Комплексные минеральные удобрения (аммофоска, нитрофоска, нитроаммофоска).

3

Знакомятся с комплексными удобрениями.


Хранение минеральных удобрений.

1

Запоминают правила хранения.


Смешивание минеральных и органических удобрений. Порядок внесения минеральных удобрений в почву.

2

Запоминают и записывают правила смешивания минеральных и органических удобрений.


Упражнения. Определение минеральных удобрений по внешнему признаку.

2

Упражняются в определении минеральных удобрений.


Лабораторная работа: определение растворимости различных групп минеральных удобрений в воде.

2

Выполняют лабораторную работу.

16.

Цветоводство. Горшечные цветковые растения.




Сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта: виды (цикламен, примула, бегония клубневая и др.), общая характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения.

5

Знакомятся с сезонноцветущими горшечными растениями.


Практическая работа. Подготовка земляных смесей для выращивания примулы, цикламена.

2

Готовят земляную смесь.


Практическая работа. Заполнение ящика земляной смесью. Посадка примулы семенами, стратификация.

2

Выполняют практическую работу.

17.

Цветоводство. Уход за растениями в жилом помещении.




Виды комнатных растений, их строение, особенности выращи­вания и полива.

4

Запоминают и определяют виды комнатных растений.


Рабочие операции по уходу за комнатными растениями (полив, удаление пыли с листьев, удаление сухих листьев, мытье поддонов и цветочных горшков, рыхление почвы, пересадка)

2

Записывают последовательность выполнения рабочих операций по уходу за комнатными растениями..


Инвентарь для ухода за комнатными растениями (название, способ применения). Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при уходе за цветами.

1

Запоминают и записывают названия ручного инвентаря для ухода за комнатными растениями.


Полив комнатных растений: значение полива в жизни растений, влияние недостатка или избытка воды на жизнедеятельность растений.

1

Повторяют значение полива.


Свойства почвы накапливать влагу; признаки избытка или недостатка влаги по внешним признакам листьев и почвы и на ощупь.

1

Повторяют свойства почвы. Определяют признаки недостатка или избытка влаги.


Подготовка воды для полива (отстаивание в течение суток с целью удале­ния хлора и согревания). Способы полива (под корень, в поддон, погружение).


1

Повторяют способы полива.


Строение листьев, значение чистой поверхности листьев для жизни рас­тений.

2

Запоминают строение листьев, значение чистой поверхности листьев для растений.


Способы и правила удаления пыли с листьев в зависимости от строения и величи­ны (влажной тряпкой или губкой, мягкой кисточкой, струей воды).

2

Вспоминают способы и правила удаления пыли с различных листьев.


Технология выполнения обмывания листвы у всего растения.

1

Знакомятся с технологией обмывания листвы у всего растения.


Значение состояния почвы (ее рыхлости) для жизни растения (признаки рыхлости почвы; время рыхления почвы в процессе ухода за комнатными растениями).

1

Вспоминают значение рыхлости почвы для жизни растений.


Правила рыхления почвы в зависимости от вида комнатного растения.

1


Повторяют правила рыхления почвы.


Инвентарь и приспособления для рыхления почвы (деревянный колышек, набор цветовода, вилка с длинными зубцами); ТБ при работе с острыми предметами;

1

Рассматривают, запоминают и называют ручной инвентарь для выращивания комнатных растений.


Практическая работа. Определение рабочих операций, составление плана работы по уходу за комнатным растением.

2

Выполняют самостоятельную практическую работу.


Практическая работа. Проведение рабочих операций по уходу за комнатными растениями (полив, удаление пыли с листьев, удаление сухих листьев, рыхление почвы в цветочном горшке).

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Наблюдение и уход за растениями выращиваемыми методом гидропоники

2

Осуществляют уход за растениями.


Свойства материала, из которого изготовлены горшки и поддоны (глина, керамика, пластмасса); инвентарь и приспособления для мытья цветочных горшков (таз, тряпочки, губка, мягкие и жесткие щет­ки)

1

Знакомятся со свойствами материала, из которого изготовлены горшки.


Чистящие и моющие средства; правила соблюдения техники безопасности при работе с моющими средствами и горячей водой.

1

Знакомятся с чистящими и моющими средствами, учатся соблюдать правила безопасной работы с ними.


Практическая работа. Мытье поддонов и цветочных горшков.

2

Выполняют практическую работу.

18.

Практическое повторение.




Практическая работа. Зимние работы на пришкольном участке.


4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Наблюдение и уход за посадками примулы.

2

Осуществляют уход за растениями.


Практическая работа. Изготовление этикеток на бумажные пакетики с семенами

6

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Сортировка семян однолетников.

8

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Фасовка семян однолетников.

8

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Изготовление сортовых бирок.

6

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Накопление снега в цветнике.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Проверка семян на всхожесть.

2

Выполняют практическую работу.

19.

Цветоводство. Пересадка и перевалка комнатных растений.




Значение пересадки и перевалки в жизни и развитии комнатных растений. Признаки необходимости пересадки или перевалки растения (растение плохо растет, корни оголяются или появляются из водосточного отверстия на дне горшка), старая почва. Сроки пересадки растений (весна, лето).

2



Вспоминают значение пересадки и перевалки в жизни растений. Записывают и запоминают признаки необходимости пересадки или перевалки.


Технология пересадки растения.

2

Вспоминают технологию пересадки.


Технология перевалки растения.

1

Вспоминают технологию перевалки


Практическая работа. Определение потребности растения в пересадке. Организация рабочего места. Подготовка инвентаря, почвы и горшков для пересадки (перевалки) растений.

2


Определяют растения, нуждающиеся в перевалке.

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Выполнение перевалки комнатных растений.


2

Выполняют практическую работу.

20.

Практическое повторение.




Устройство гидропонной установки «Мелисса» (ГС-4). Технология выращивания зелёных культур методом гидропоники.

2

Повторяют устройство гидропонной установки, технологию выращивания культур.


Сведения о зеленых овощах: шпинат, базилик, салат, укроп, щавель, ревень, эстрагон.

4

Работают с презентацией по теме.



Строение и некоторые особенности растений (салат, укроп, базилик).

1

Работают с презентацией по теме.



Требования, предъявляемые к семенам, предназначенным для посадки. Правила посева семян.

1

Запоминают правила посева семян.


Практическая работа. Приготовление маточного раствора.

Наполнение стаканчиков торфом.


2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка укропа.

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка базилика.

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка рукколы.


1

Выполняют практическую работу.

21.

Цветоводство. Растения в интерьере.




Виды комнатных растений: с опадающими листьями и вечнозеленые.


5

Знакомятся с различными видами комнатных растений


Размножение комнатных растений (частями, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.).

4

Работают с презентацией по теме.



Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений.

1

Запоминают время для размножения комнатных растений.


Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

1

Запоминают и записывают правила срезки черенков.


Почвенные смеси для комнатных растений.

2

Знакомятся с почвенными смесями.


Практическая работа. Составление почвенных смесей для разных видов комнатных растений.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка в ящики и полив черенков.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Устройство влажной камеры путем укрывания ящиков пленкой по каркасу.

2

Выполняют практическую работу.


Флорариум. Устройство, подбор растений.

6

Знакомятся с устройством флорариума, подбором растений


Выполнение проектной работы: «Устройство флорариума».


11

Выполняют проектную работу.

22.

Практическое повторение.




Практическая работа. Накопление снега в цветнике.

5

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Расчистка дорожек от снега.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Наблюдение и уход за зелёными культурами, выращиваемыми методом гидропоники.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

2

Выполняют практическую работу.


Самостоятельная работа. Пересадка (перевалка) комнатного растения в новый горшок.

4

Выполняют самостоятельную работу.


Декоративные кашпо.

2

Знакомятся с различными декоративными кашпо.


Практическая работа. Изготовление декоративного кашпо.

8

Выполняют практическую работу.


Вводное занятие

2

Повторяют правила поведения в мастерской, правила безопасной работы.

23.

Деревья и кустарники лиственных пород.




Строение дерева, кустарника.

2

Повторяют строение деревьев, кустарников, сравнивают их между собой


Породы деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные.

Двойное название деревьев и кустарников.

2

Знакомятся с двойными названиями деревьев и кустарников.


Ознакомление с местными деревьями, которые принадлежат к семейству: ивовые (ива белая, тополь бальзамический). Характеристика внешнего строения и отличительных признаков этих растений.

2

Знакомятся с деревьями семейства ивовые.


Ознакомление с местными деревьями и кустарниками, которые принадлежат к следующим семействам: березовые (береза бородавчатая), чубушниковые (чубушник обыкновенный).

2

Знакомятся с деревьями и кустарниками семейства берёзовые, чубушниковые.


Ознакомление с деревьями и кустарниками которые принадлежат к следующим семействам: розоцветные (пузыреплодник калинолистный, рябина обыкновенная, кизильник блестящий, спирея острозубчатая).

4

Знакомятся с деревьями и кустарниками семейства розоцветные.


Ознакомление с местными деревьями которые принадлежат к следующим семействам: кленовые (клен остролистный и татарский), липовые (липа мелколистная и крупнолистная).

3

Знакомятся с деревьями семейства кленовые, липовые.


Ознакомление с местными деревьями и кустарниками которые принадлежат к следующим семействам:

маслинные (сирень обыкновенная, ясень обыкновенный).

2

Знакомятся с деревьями и кустарниками семейства маслинные.


Ознакомление с местными деревьями и кустарниками которые принадлежат к следующим семействам:

жимолостные (жимолость татарская, калина обыкновенная, снежноягодник кистецветный).

3

Знакомятся с деревьями и кустарниками семейства жимолостные.


Экскурсия (в парк, сквер или др.). Ознакомление с породами деревьев.

2

Знакомятся с породами деревьев в сквере.


Упражнение. Определение вида дерева в безлистном состоянии (цвету коры, форме кроны и ветвей).

2

Упражняются в определении вида деревьев в безлистном состоянии

24.

Цветоводство. Размножение цветочных культур.




Способы размножения цветочных культур (семенной, вегетативный)

1

Повторяют способы размножения


Размножение семенами, его характеристика. Сроки годности семян цветочных культур, газонных трав.

2

Запоминают и записывают характеристику семенного размножения, сроки годности семян.


Технология допосевной обработки семян.

1

Изучают технологию допосевной обработки семян.


Посев: выращивание рассады. Оптимальные параметры выращивания рассады: температура, вода, элементы питания, освещенность.

2

Изучают оптимальные параметры выращивания рассады.


Пикировка сеянцев.

2

Повторяют правила пикировки.


Способы закаливания рассады.

1

Изучают способы закаливания


Вегетативное размножение (корневищами (делением куста), луковицами и клубнелуковицами, черенками, отводками, усами), его характеристика.

3

Работают с презентацией по теме.



Практическая работа. Проведение допосевной обработки семян.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Размножение колеуса черенкованием.

2

Выполняют практическую работу.

25.

Цветоводство. Выращивание рассады петунии, бархатцев, вербены, однолетних георгинов.




Основные сорта петунии, бархатцев, вербены их характеристика и биологические особенности.

4

Изучают основные сорта петунии, бархатцев, вербены. Записывают и запоминают их биологические особенности.


Необходимость выращивания рассады. Условия выращивания рассады.

1

Повторяют условия выращивания рассады.


Сроки посева семян для выращивания рассады.

1

Записывают и запоминают сроки посева семян однолетников.


Практическая работа. Подготовка почвы и посевных ящиков (просеивание дерновой земли, торфа, перегноя через сито). Заполнение посадочных ящиков почвенной смесью.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посев семян петунии и бархатцев в посевные ящики.

5

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посев семян вербены и георгина однолетнего в посевные ящики.


5

Выполняют практическую работу.

26.

Цветоводство. Производственная классификация цветковых растений.




Деление цветковых растений на группы (по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зеленом строительстве). Общие признаки групп цветковых растений.

4

Повторяют производственную классификацию цветковых растений. Работают с презентацией по теме.



Цветковые растения открытого и закрытого грунта.

Краткая характеристика некоторых представителей этих групп.

2

Записывают и запоминают цветковые растения открытого и закрытого грунта.


Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения.


4

Записывают и запоминают названия однолетних, двулетних, многолетних цветковых растений, дают характ-ку


Красивоцветущие и декоративнолиственные, горшечные и выгоночные растения.

4

Работают с презентацией по теме.



Грунтовые цветковые растения закрытого грунта (гвоздика, калла, гербера и др.).

3

Работают с презентацией по теме.



Упражнения.  Классификация изученных ранее растений.

2

Учатся классифицировать изученные растения.


Упражнения. Определение принадлежности растения к классификационной группе (по словесному описанию, рисунку, названию)

3

Определяют принадлежность растения к классификационной группе.

27.

Цветочно-декоративное оформление.




Понятие «зеленое строительство». Характеристика регулярной и ландшафтной планировки участка.

4

Работают с презентацией по теме.



Дорожки, покрытия.

2

Работают с презентацией по теме.


Газоны, их типы.

2

Повторяют типы газонов.


Характеристика газонных трав.

2

Записывают характеристику основных видов газонных трав.


Элементы парковой архитектуры.

2

Работают с презентацией по теме.


Художественная композиция и правила ее создания.

5

Изучают правила создания художественной композиции.


Практическая работа. Составление плана участка в масштабе.

5

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Выбор ассортимента газонных трав.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посев семян газонных трав для сравнения в небольшие ящики.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Наблюдение и уход за рассадой однолетников.

4

Выполняют практическую работу.

28.

Практическое повторение.




Практическая работа. Ранне-весенние работы на пришкольном участке.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за рассадой декоративных культур

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Пикировка сеянцев георгина однолетнего, бархатцев, петунии, вербены.

5

Выполняют практическую работу.

29.

Весенние работы на пришкольном участке.




Весенние работы в огороде, в цветнике, их очередность.

4


Повторяют очерёдность весенних работ.


Значение ранне-весеннего ухода за зелеными насаждениями.

2

Определяют значение ранне-весенне-го ухода за зелёными насаждениями.


Виды обрезки деревьев и кустарников: формовочная, санитарная, омолаживающая. Применение того или иного вида обрезки.

4

Работают с презентацией по теме.

Записывают и запоминают виды обрезки.


Правила обрезки. Правила безопасной работы садовой пилой, секатором.

2

Повторяют правила безопасной работы, правила оказания первой помощи при травмах.


Практическая работа. Весенний уход за кустарниками. Обрезка.

4

Выполняют практическую работу.


Правила рыхления зимующих растений.

1



Подготовка инвентаря для весенних работ.

1



Практическая работа. Наблюдение, уход за рассадой однолетних цветочных растений.

2

Выполняют практическую работу.


Перекапывание почвы вручную, подготовка ее к посадке однолетних растений. Разравнивание почвы граблями.

2

Повторяют правила перекапывания почвы вручную.


Практическая работа. Сгребание мусора, образовавшегося в зимнее время.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Первое поверхностное рыхление зимующих посадок граблями, вторичное – рыхление мотыгой.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Внесение минеральных удобрений перед перекапыванием участка.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Вскапывание почвы в цветнике.

7

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Разметка круглой клумбы с помощью двух колышков и веревки.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.

2

Выполняют практическую работу.

30.

Озеленение двора.




Планирование работ по реализации проекта «Хвойные на газоне»

2

Составляют план работы по реализации проекта.


Практическая работа. Разметка границ групповой посадки.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Перекопка почвы, выравнивание граблями.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Укладка бордюрной ленты.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Подготовка посадочных ям под хвойные культуры.

1

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Укладка геотекстиля.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Посадка хвойных растений.

2

Выполняют практическую работу.

31.

Подготовка семян к посеву в открытом грунте.




Способы посадки овощных и декоративных культур: семенами, рассадой, клубнями.

2

Повторяют способы посадки овощных и декоративных культур.


Качество семян. Выделение наиболее пригодных для посадки семян.

2

Повторяют признаки качественных семян.


Понятие всхожести семян. Определение всхожести семян. Правила подготовки семян к посадке.

2

Записывают и запоминают понятия, правила подготовки семян к посеву.


Проращивание семян. Условия проращивания семян.

1

Вспоминают условия проращивания семян.


Практическая работа. Очистка семян от мусора. Выделение качественных семян по внешнему виду.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Определение всхожести семян.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Проращивание семян для посадки.

1

Выполняют практическую работу.

32.

Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике.




Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности.

4

Работают с презентацией по теме.



Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве.

1

Запоминают и записывают глубину заделки семян.


Расстояние между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.

1

Повторяют способы разметки посевных рядков.


Практическая работа. Рыхление и выравнивание почвы.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Разметка рядков с помощью веревки или маркера, колышков и мерной ленты.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Углубление посевных рядков по разметке.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.


2

Выполняют практическую работу.

33.

Практическое повторение.




Практическая работа. Рыхление приствольных кругов деревьев, декоративных кустарников.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Внесение минеральных удобрений под декоративные кустарники.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Подготовка почвы к посадке декоративных растений.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Высадка рассады однолетников.

4

Выполняют практическую работу.


Самостоятельная работа. Посадка однолетних цветочных растений семенами.

4



Выполняют самостоятельную работу.


Практическая работа. Уход за рассадой цветочно-декоративных культур.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за посадкой хвойных растений.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за газоном.

3

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

2

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за зимующими многолетниками.

4

Выполняют практическую работу.


Практическая работа. Уход за посадками на клумбе.

4

Выполняют практическую работу.


Часы резерва

66
























Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методический комплекс

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.


Литература:

  1. Бердникова О.В., Борисова А.В. «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

  2. Бочкова И.Ю. Создаём красивый цветник: Принципы подбора растений. Основы проектирования: Учебное пособие.- М.: Фитон XXI, 2017.

  3. Быховец С.Л. «Энциклопедия комнатных растений» Минск « Харвест», 2003.

  4. Карпов А.А. «Энциклопедия цветовода-любителя». Ростов-на-Дону «Феникс»,2003.

  5. Кирман В.Г. Цветочное оформление в ландшафтном дизайне./ В.Г. Кирман. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

  6. Ковалёва Е.А. «Сельскохозяйственный труд: учебник для 5, 6, 7, 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»/ Е.А. Ковалёва – М.: «Просвещение», 2007.

  7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1989.

  8. Чечина Л.А. «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.


Интернет-ресурсы, электронных информационные источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.


  • www.zanimatika.ru

  • school-collection.edu.ru

  • www.viki.rdf.ru

  • raduga.rkc-74.ru

  • diva.rus-all.com

  • ten2x5.narod.ru/biblio.htm

  • http://ru.wikipedia.org

  • http://iplants.ru/

  • http://www.zooclub.ru/






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!