1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа проектного курса «Здоровый образ жизни» предназначена для учащихся 5 класса. Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, программы «Основы проектной деятельности» (защищённой на НМС), а также при составлении программы были использованы материалы элективного курса «Здоровый образ жизни» (автор программы Степанова Н.А., опубликованного в сборнике «Элективные курсы. Сборник 3. – М. : Дрофа, 2006).
Метод учебного проектирования интегрирован в учебный план основной школы с целью оказания помощи учащимся для осознания ими своих склонностей и способностей к коллективной деятельности, способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем; к овладению знаниями и умениями, необходимыми для выполнения профессиональных навыков.
Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. В настоящее время в учреждениях образования активно внедряются различные программы и факультативы по здоровому образу жизни. Данный программа – это попытка связать воедино здоровый образ жизни и технологию проектирования. Программа курса призвана дополнить и углубить знания учащихся по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни, готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.
Программа рассчитана на 17 часов в год (1 час в неделю).
Цель: формирование у учащихся культуры здорового образа жизни через проектную деятельность.
Задачи проектного курса:
Образовательные:
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
Развивающие:
- формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата;
- развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни;
- воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
2. Общая характеристика курс
Для организации проектного курса использован 1 час вариативной части в течение полугодия базисного учебного плана для 5 класса. По своей структуре курс представляет собой отдельный курс в целой системе курсов, предназначенных для развития ключевых компетенций.
Содержание курса включает не только информацию, выходящую за рамки учебного материала, но и знакомит учеников со способами деятельности (познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной), необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля в старшей школе.
Краткосрочные модульные курсы содержат теоретическую и практическую части, занимают небольшое количество учебного плана (17 часов), разработаны и реализованы в форме проектной деятельности. На изучение содержания курса отводится 8 недель (по 1 уроку в неделю, всего 16 часов), 17-ый час – презентация «продукта» - «Фестиваль достижений». Количество зачетных работ – 6.
Блочное построение расписания курса позволяет уменьшить нагрузку на учащихся. Работа по внедрению метода проектов начинается с ознакомления с методом и алгоритмами проектирования.
Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа:
планирование
исследование
этап обобщения информации, рефлексия
этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)
Приступая к занятиям проектной деятельности, учащиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам, с циклограммой осуществления исследования, составляется план работы над учебными проектами.
Для организации проектной деятельности использованы следующие виды занятий:
работа над мини-проектом «Цветка Здоровья»
составление валеологических буклетов, памяток
составление иллюстрированных электронных книг
составление сценариев для агитбригад
оформление презентаций
работа с дополнительной литературой
Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.
Проектная деятельность, которой учащиеся занимаются в рамках данного курса, способствует формированию у обучающихся современных ключевых компетенций:
работать с дополнительной литературой - самостоятельное добывание знаний через различные источники информации;
работать в микрогруппах (распределение ролей, обязанностей и.т.п.);
умение ставить цели, задачи и т.д.;
публично представлять свой проект.
Этапы действий по выполнению проекта занятий.
1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.
2. Планирование проекта:
- создание рабочих групп;
- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
- планирование работы групп.
3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
- поиск информации;
- обработка полученной информации;
- представление материала, наработанного в группах;
- оценка процесса и текущих результатов проекта;
- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)
- оформление проекта
- анализ по выполнению задач проекта.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
3. Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 17 часов, из них 4 часа на теорию и 13 часов на практику, т.е.25% теории и 75% практики. Программа предусматривает проведение уроков, работы детей в группах, парах. Данный курс даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой, изменить традиционный подход к содержанию, формам и методам учебной деятельности; успешно интегрируется в учебный процесс.
4. Метапредметные и личностные результаты освоения курса
Программа курса «Основы проектной деятельности» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Метапредметные результаты курса выражены в:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Личностные результаты курса выражены в:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
3) освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
5) формирование безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Программа «Основы проектной деятельности» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения у выпускников регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться в общении.
Регулятивные универсальные учебные действия
• целеполагание, включая постановку новых целей;
• планирование путей достижения целей;
• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.
Познавательные универсальные учебные действия
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
5. Содержание курса
Тема 1. Введение (2ч.)
Знакомство с понятием учебный проект, его основные признаки и этапы работы над проектом. Основные понятия урока «Моё здоровье». Здоровье. Факторы, влияющие на здоровье.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом. (2 ч.)
Неявно сформулированная цель. Проблематизация. Целеполагание и ожидаемый результат. Планирование. Реализация плана. Рефлексия. Презентация.
Питание и здоровье.
Практическая работа №1. Проект «Цветок здоровья». Практическая работа №2. «Изучение основных компонентов проекта. Оформление итоговой таблицы». Зачет №1
Тема 3. Типы проектов. (2ч.)
Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой или ролевой проект. Цели и проектные продукты.
Спорт и здоровье.
Практическая работа №3. «Групповая работа по классификации проектов. Презентации буклетов «Спорт и здоровье»
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (2ч.)
Ситуация, её признаки. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Стресс и как его избежать.
Практическая работа №4 «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». Зачет №2
Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (1ч.)
Задачи проекта. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Свежий воздух, сон и режим дня.
Практическая работа №5 «Здоровый образ жизни (схематическое изображение составляющих проекта)».
Тема 6. Реализация плана проекта (2ч.)
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде рубрик газеты, плаката, альбома и пр.
Вредные привычки.
Практическая работа №6 «Реализация плана проекта – Здоровый образ жизни». Зачет №3.
Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (2ч.)
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Полезные привычки.
Практическая работа №7 «Оформление письменной части проекта». Зачет №4.
Тема 8. Оценивание проекта (1ч.)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.
Экология и здоровье.
Практическая работа №8 «Оценивание собственного или группового проекта».
Тема 9. Защита проекта. Презентация (2ч.)
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Медицина и здоровье. Прививки.
Практическая работа №9 «Представление проекта». Зачет №5.
Тема 10. Анализ проекта (2ч.)
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Практическая работа №10 «Отчет о работе над проектом». Зачет №6.
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Литература для учащихся:
Татарников Н.Н., Валеология., 1997 г.
Федорова, М.З., Кучменко, В.С., Лукина, П.П., “Экология человека. Культура здоровья”, Москва и Вентана Граф.2003г.
Литература для учителя:
1. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа. – 2001. - №2 (41).
2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.
5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
6. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
7. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
9. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
8. Планируемые результаты изучения курса
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
значение здорового образа жизни для качества жизни человека;
факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье
причины основных заболеваний и их профилактику;
основные правила рационального питания;
влияние физических нагрузок на организм человека;
способы сохранения и укрепления иммунной системы человека.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать в парах и в группах.
6. Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Количество часов | Предметный результат | Формируемые УУД |
1 | | | Введение | 2 | Базовый уровень. Знать понятия: проект, проектный продукт, здоровье. Определять факторы, влияющие на здоровье | Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью. Познавательные УУД. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы. |
2 | | | Алгоритм работы над учебным проектом. | 2 | Базовый уровень. Знать основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Приводить примеры правильного и неправильного питания, вредных продуктов. | Коммуникативные УУД. работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать кооперации; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. |
3 | | | Типы проектов. | 1 | Базовый уровень. Знать классификацию проектов, их проектный продукт. Объяснять значение спорта для здоровья. | Регулятивные УУД. Целеполагание, включая постановку новых целей, планирование путей достижения целей. Познавательные УУД. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
4 | | | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы | 2 | Базовый уровень. Знать понятия ситуация, стресс. Выделять признаки ситуаций, стресса. Определять меры по предупреждению стресса. | Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью. |
5 | | | Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы | 1 | Базовый уровень. Знать, что обозначает задача. Объяснять значение свежего воздуха, сна и режима дня для здоровья. | Регулятивные УУД. Планировать пути достижения целей, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации, принимать решения при возникновении проблемной ситуации |
6 | | | Реализация плана проекта | 2 | Базовый уровень. Называть вредные привычки. Объяснять необходимость в предупреждении вредных привычек. | Коммуникативные УУД. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы |
7 | | | Структура проекта. Письменная часть проекта | 2 | Базовый уровень. Знать основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению проекта: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиография, приложение. Называть полезные привычки, объяснять их значение для здоровья. | Познавательные УУД. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий Регулятивные УУД. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы |
8 | | | Оценивание проекта | 1 | Базовый уровень. Знать понятие экспертиза. Называть экологические факторы, отрицательно влияющие на здоровье. | Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью. |
9 | | | Защита проекта. Презентация | 2 | Базовый уровень. Знать пути планирования презентации. Называть средства наглядности. Объяснять значение прививок. | Регулятивные УУД. Планировать пути достижения целей, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью. |
10 | | | Анализ проекта | 2 | Базовый уровень. Уметь находить сильные и слабые стороны проекта. |
9