СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Проектный курс ЗОЖ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Более современные протезы для жизни рассматриваются в нашей  работе. В результате разных мероприятий происходит  повредждение костей скелета, но всегда есть выход. Вовремя оказанная первая помощь и облегчаем задани

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Проектный курс ЗОЖ»

1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа проектного курса «Здоровый образ жизни» предназначена для учащихся 5 класса. Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, программы «Основы проектной деятельности» (защищённой на НМС), а также при составлении программы были использованы материалы элективного курса «Здоровый образ жизни» (автор программы Степанова Н.А., опубликованного в сборнике «Элективные курсы. Сборник 3. – М. : Дрофа, 2006).

Метод учебного проектирования интегрирован в учебный план основной школы с целью оказания помощи учащимся для осознания ими своих склонностей и способностей к коллективной деятельности, способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем; к овладению знаниями и умениями, необходимыми для выполнения профессиональных навыков.

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. В настоящее время в учреждениях образования активно внедряются различные программы и факультативы по здоровому образу жизни. Данный программа – это попытка связать воедино здоровый образ жизни и технологию проектирования. Программа курса призвана дополнить и углубить знания учащихся по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни, готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.

Программа рассчитана на 17 часов в год (1 час в неделю).

Цель: формирование у учащихся культуры здорового образа жизни через проектную деятельность.

Задачи проектного курса:

Образовательные:

- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

Развивающие:

- формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата;

- развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни;

- воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.


2. Общая характеристика курс

Для организации проектного курса использован 1 час вариативной части в течение полугодия базисного учебного плана для 5 класса. По своей структуре курс представляет собой отдельный курс в целой системе курсов, предназначенных для развития ключевых компетенций.

Содержание курса включает не только информацию, выходящую за рамки учебного материала, но и знакомит учеников со способами деятельности (познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной), необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля в старшей школе.

Краткосрочные модульные курсы содержат теоретическую и практическую части, занимают небольшое количество учебного плана (17 часов), разработаны и реализованы в форме проектной деятельности. На изучение содержания курса отводится 8 недель (по 1 уроку в неделю, всего 16 часов), 17-ый час – презентация «продукта» - «Фестиваль достижений». Количество зачетных работ – 6.

Блочное построение расписания курса позволяет уменьшить нагрузку на учащихся. Работа по внедрению метода проектов начинается с ознакомления с методом и алгоритмами проектирования.

Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа:

  • планирование

  • исследование

  • этап обобщения информации, рефлексия

  • этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)

Приступая к занятиям проектной деятельности, учащиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам, с циклограммой осуществления исследования, составляется план работы над учебными проектами.

Для организации проектной деятельности использованы следующие виды занятий:

  • работа над мини-проектом «Цветка Здоровья»

  • составление валеологических буклетов, памяток

  • составление иллюстрированных электронных книг

  • составление сценариев для агитбригад

  • оформление презентаций

  • работа с дополнительной литературой

Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.

Проектная деятельность, которой учащиеся занимаются в рамках данного курса, способствует формированию у обучающихся современных ключевых компетенций:

  1. работать с дополнительной литературой - самостоятельное добывание знаний через различные источники информации;

  2. работать в микрогруппах (распределение ролей, обязанностей и.т.п.);

  3. умение ставить цели, задачи и т.д.;

  4. публично представлять свой проект.

Этапы действий по выполнению проекта занятий. 

1.     Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.

2.      Планирование проекта:

- создание рабочих групп;

- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;

- планирование работы групп.

3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).

- поиск информации;

- обработка полученной информации; 

- представление материала, наработанного в группах;

- оценка процесса и текущих результатов проекта;

- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)

- оформление проекта

- анализ по выполнению задач проекта.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

3. Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 17 часов, из них 4 часа на теорию и 13 часов на практику, т.е.25% теории и 75% практики. Программа предусматривает проведение уроков, работы детей в группах, парах. Данный курс даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой, изменить традиционный подход к содержанию, формам и методам учебной деятельности; успешно интегрируется в учебный процесс.


4. Метапредметные и личностные результаты освоения курса

Программа курса «Основы проектной деятельности» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Метапредметные результаты курса выражены в:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

5) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 

6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью.

Личностные результаты курса выражены в:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

3)  освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;

4)  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

5) формирование безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

Программа «Основы проектной деятельности» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения у выпускников регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться в общении.

Регулятивные универсальные учебные действия

• целеполагание, включая постановку новых целей;

• планирование путей достижения целей;

• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий


5. Содержание курса

Тема 1. Введение (2ч.)

Знакомство с понятием учебный проект, его основные признаки и этапы работы над проектом. Основные понятия урока «Моё здоровье». Здоровье. Факторы, влияющие на здоровье.

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом. (2 ч.)

Неявно сформулированная цель. Проблематизация. Целеполагание и ожидаемый результат. Планирование. Реализация плана. Рефлексия. Презентация.

Питание и здоровье.

Практическая работа №1. Проект «Цветок здоровья». Практическая работа №2. «Изучение основных компонентов проекта. Оформление итоговой таблицы». Зачет №1


Тема 3. Типы проектов. (2ч.)

Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой или ролевой проект. Цели и проектные продукты.

Спорт и здоровье.

Практическая работа №3. «Групповая работа по классификации проектов. Презентации буклетов «Спорт и здоровье»


Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (2ч.)

Ситуация, её признаки. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Стресс и как его избежать.

Практическая работа №4 «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». Зачет №2


Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (1ч.)

Задачи проекта. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Свежий воздух, сон и режим дня.

Практическая работа №5 «Здоровый образ жизни (схематическое изображение составляющих проекта)».


Тема 6. Реализация плана проекта (2ч.)

Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде рубрик газеты, плаката, альбома и пр.

Вредные привычки.

Практическая работа №6 «Реализация плана проекта – Здоровый образ жизни». Зачет №3.


Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (2ч.)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Полезные привычки.

Практическая работа №7 «Оформление письменной части проекта». Зачет №4.


Тема 8. Оценивание проекта (1ч.)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Экология и здоровье.

Практическая работа №8 «Оценивание собственного или группового проекта».


Тема 9. Защита проекта. Презентация (2ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Медицина и здоровье. Прививки.

Практическая работа №9 «Представление проекта». Зачет №5.


Тема 10. Анализ проекта (2ч.)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Практическая работа №10 «Отчет о работе над проектом». Зачет №6.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Литература для учащихся:

  1. Татарников Н.Н., Валеология., 1997 г.

  2. Федорова, М.З., Кучменко, В.С., Лукина, П.П., “Экология человека. Культура здоровья”, Москва и Вентана Граф.2003г.


Литература для учителя:

1. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа. – 2001. - №2 (41).

2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.

6. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

7. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

9. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.


8. Планируемые результаты изучения курса

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

  • значение здорового образа жизни для качества жизни человека;

  • факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье

  • причины основных заболеваний и их профилактику;

  • основные правила рационального питания;

  • влияние физических нагрузок на организм человека;

  • способы сохранения и укрепления иммунной системы человека.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать в парах и в группах.


6. Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности


п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Количество часов

Предметный результат

Формируемые УУД

1



Введение


2

Базовый уровень. Знать понятия: проект, проектный продукт, здоровье. Определять факторы, влияющие на здоровье

Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.

Познавательные УУД. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

2



Алгоритм работы над учебным проектом.

2

Базовый уровень. Знать основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Приводить примеры правильного и неправильного питания, вредных продуктов.

Коммуникативные УУД. работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать кооперации; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

3



Типы проектов.

1

Базовый уровень. Знать классификацию проектов, их проектный продукт. Объяснять значение спорта для здоровья.

Регулятивные УУД. Целеполагание, включая постановку новых целей, планирование путей достижения целей.

Познавательные УУД. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4



Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

2

Базовый уровень. Знать понятия ситуация, стресс. Выделять признаки ситуаций, стресса. Определять меры по предупреждению стресса.

Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.

5



Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы

1

Базовый уровень. Знать, что обозначает задача. Объяснять значение свежего воздуха, сна и режима дня для здоровья.

Регулятивные УУД. Планировать пути достижения целей, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации, принимать решения при возникновении проблемной ситуации

6



Реализация плана проекта

2

Базовый уровень. Называть вредные привычки. Объяснять необходимость в предупреждении вредных привычек.

Коммуникативные УУД. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

7



Структура проекта. Письменная часть проекта

2

Базовый уровень. Знать основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению проекта: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиография, приложение. Называть полезные привычки, объяснять их значение для здоровья.

Познавательные УУД. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий

Регулятивные УУД. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

8



Оценивание проекта

1

Базовый уровень. Знать понятие экспертиза. Называть экологические факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.

9



Защита проекта. Презентация

2

Базовый уровень. Знать пути планирования презентации. Называть средства наглядности. Объяснять значение прививок.

Регулятивные УУД. Планировать пути достижения целей, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.

10



Анализ проекта

2

Базовый уровень. Уметь находить сильные и слабые стороны проекта.






9




Скачать

© 2023, 118 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!