Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Камышинская основная общеобразовательная школа
им. Героя Кузбасса Н.Д.Назаренко».
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № _______ от«_____» ______________2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Камышинская ООШ им. Героя Кузбасса Н.Д.Назаренко» _________А.А.Олюшина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА
«Текст как речевое произведение»
9 КЛАСС
Составитель:
Илюшина Е.М.,
учитель русского языка и
литературы
с. Камышино
2020г.
1. Планируемые результаты предпрофильного курса.
Личностными результатами освоения девятиклассниками основной школы предпрофильного курса являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения девятиклассниками основной школы предпрофильного курса языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения девятиклассниками основной школы предпрофильного курса являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения предпрофильного курса «Текст как речевое произведение» учащийся должен :
знать:
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ урока | Наименование раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Вид деятельности обучающихся | Вид, форма контроля |
1 | Введение. Цели и содержание курса «Текст как речевое произведение» Ключевые понятия текста. Признаки текста. | 1 | Работа со словарями и справочной литературой | Творческая работа | КИМ |
2 | Средства и способы связи предложений в тексте. Типы речи Стили речи. | 1 | Умение писать сочинения в разных жанрах | Практическая работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте». | Комплексный анализ текста |
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. | 1 | Анализировать текст | Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | Ким |
4 | Сжатое изложение. Алгоритм написания сжатого изложения. | 1 | Создание текста. Умение писать сжатое изложение. Использование всех способов сжатия текста. | Тренинг, практикум | |
5 | Сочинение-рассуждение Формулировка тезиса о смысле фразы текста. | 1 | Создание текста. Средства связи частей текста. | Проблемные задания | Ким |
6 | Развертывание тезиса с помощью комментариев к нему. | 1 | Создание текста. Средства связи частей текста. Пунктуация в тексте. | Проблемные задания | Комплексный анализ текста |
7 | Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов. | 1 | Подбор аргументов, формулирование выводов. | Тренинг, практикум | |
8 | Виды аргументов. | 1 | Создание текста разных стилей. | Тренинг, практикум | |
9 | Алгоритм работы над сочинением | 0,5 | Умение классифицировать ошибки, правильно объяснять орфограммы | Сочинение-рассуждение (практикум). | |
| Итого | 8,5 | | | |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Цели и содержание курса «Текст как речевое произведение» | 1 | |
2 | Средства и способы связи предложений в тексте. | 2 | |
3 | Сжатое изложение. | 1 | |
4 | Сочинение-рассуждение | 5 | |