СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа  предмета внеурочной деятельности РПС ( «36 занятий для будущих отличников»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                             

Настоящая рабочая программа  предмета внеурочной деятельности РПС ( «36 занятий для будущих отличников») разработана на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
  •  В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г №373, 
  • Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа М., Просвещение, 2011  - (стандарты второго поколения),

Авторской программы  Л.В.Мищенкова «36 занятий для будущих отличников»  ( Курс РПС для массовой школы)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа  предмета внеурочной деятельности РПС ( «36 занятий для будущих отличников»)»

2. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предмета внеурочной деятельности РПС ( «36 занятий для будущих отличников») разработана на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

  • В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г №373,

  • Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа М., Просвещение, 2011 - (стандарты второго поколения),

  • Авторской программы Л.В.Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» ( Курс РПС для массовой школы),

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа № 1»



Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных

классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов):

I класс –33 часов

II класс –34 часа

III класс –34 часа

IV класс –34 часа

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 -4 классовв 2-х частях / Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2011. (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей ( Методическое пособие,–

М.: Издательство РОСТ, 2011.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата

образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка:«Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...»


Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе

свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВД) объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений. В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  • Развитие познавательных способностей младших школьников.

  • Развитие творческих способностей младших школьников.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

  • Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие

познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания,наблюдательности,

быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия +1 час резервный (1 час в неделю по 40 минут в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 года, 1-й класс 2 занятия по 25 мин.) и предназначен для работы в любой системе начального образования.


Содержание курса:

интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию

умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию

познавательных способностей и в конечном итоге –достижению хороших результатов в учёбе.


Основные формы работы:

занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.


Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения предмета положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:


  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

  • Безотметочная система обучения


  • Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

  • Поощрение высказывания оригинальных идей.

  • Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

  • Использование педагогом личного примера –творческого подхода к решению проблемы.

  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.


Ожидаемые результаты

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства граждансвенности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном

счете, основной цели программы –достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:


  • Мозговая гимнастика (1-2 мин)


  • Разминка (3-5 мин)

  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10-15 мин)

  • Весёлая переменка (3-5 мин)

  • Логически-поисковые задания (10-12 мин)

  • Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

  • Графический диктант, штриховка (10 мин), чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами


Рекомендуемая модель занятий во 2-4-х классах:

  • Мозговая гимнастика (2-3 мин)

  • Разминка (3-5 мин)

  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)

  • Весёлая переменка (3-5 мин)

  • Логически-поисковые задания (10-15 мин)

  • Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

  • Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин)

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с

заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

  • Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

  • Уметь определять причинно -следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

  • Называть положительные и отрицательные качества характера.

  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

  • Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации,«перевоплощаться

в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз

наискосок справа налево» и т. д.

  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

  • Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.


Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:

умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так

и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения

ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.


Формирование рефлексии

.Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся

осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.


Материально-техническое, учебно-методическое иинформационное обеспечениекурса «РПС»Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1-4 классовв 2-х частях / Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2011. (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).


Литература для учителя:

36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1-4

класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.Рекомендуемая литература для учителя:

1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.-192с. (Образовательная система «Школа 2100»).


2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост.

Е.С.Савинов).-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-204с.-(Стандарты второго поколения).

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А.

Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. –2 изд. –М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

4.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. -М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!