2. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предмета внеурочной деятельности РПС ( «36 занятий для будущих отличников») разработана на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г №373,
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа М., Просвещение, 2011 - (стандарты второго поколения),
Авторской программы Л.В.Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» ( Курс РПС для массовой школы),
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа № 1»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных
классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов):
I класс –33 часов
II класс –34 часа
III класс –34 часа
IV класс –34 часа
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 -4 классовв 2-х частях / Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2011. (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей ( Методическое пособие,–
М.: Издательство РОСТ, 2011.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата
образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка:«Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе
свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВД) объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений. В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие
познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания,наблюдательности,
быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия +1 час резервный (1 час в неделю по 40 минут в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 года, 1-й класс 2 занятия по 25 мин.) и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Содержание курса:
интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию
умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей и в конечном итоге –достижению хороших результатов в учёбе.
Основные формы работы:
занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения предмета положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
Безотметочная система обучения
Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
Использование педагогом личного примера –творческого подхода к решению проблемы.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Ожидаемые результаты
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства граждансвенности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном
счете, основной цели программы –достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10-15 мин)
Весёлая переменка (3-5 мин)
Логически-поисковые задания (10-12 мин)
Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)
Графический диктант, штриховка (10 мин), чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами
Рекомендуемая модель занятий во 2-4-х классах:
Мозговая гимнастика (2-3 мин)
Разминка (3-5 мин)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)
Весёлая переменка (3-5 мин)
Логически-поисковые задания (10-15 мин)
Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин)
К концу обучения учащиеся должны уметь:
Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с
заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
Уметь определять причинно -следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Называть положительные и отрицательные качества характера.
Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации,«перевоплощаться
в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз
наискосок справа налево» и т. д.
Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД:
умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так
и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения
ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии
.Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся
осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Материально-техническое, учебно-методическое иинформационное обеспечениекурса «РПС»Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1-4 классовв 2-х частях / Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2011. (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
Литература для учителя:
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1-4
класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.Рекомендуемая литература для учителя:
1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.-192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост.
Е.С.Савинов).-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-204с.-(Стандарты второго поколения).
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А.
Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. –2 изд. –М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
4.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. -М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).