МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Подвижные игры»
для обучающихся 2 класса
на 2023 -2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» предназначена для 2 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы А.П. Матвеева по физической культуре 1-4 классы – М.: Издательство РОСТ, 2015г. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует спортивно-оздоровительное направление.
Во 2 классе на внеурочную деятельность «Подвижные игры» отводится 34 часов в год из расчёта 1 часа в неделю.
Общие цели курса «Подвижные игры»
Целесообразность программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале.
Цель программы:
достижение всестороннего развития личности ребенка, на основе физического развития, укрепления здоровья, освоения культурного наследия русского народа.
Задачи программы:
формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
формирование интереса к народному творчеству;
расширение кругозора младших школьников;
развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
развитие активности, самостоятельности, ответственности;
развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
развитие внимательности, как черты характера, свойства личности;
воспитание чувства коллективизма;
формирование установки на здоровый образ жизни;
воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Планируемые результаты освоения курса «Подвижные игры»
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности;
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
Содержание курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Раздел 1. Игры с бегом (10 ч)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении
игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега
Практические занятия:
Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Совушка». Игра «Вороны и воробьи»
Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». Игра «День и ночь».
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов номеров»
Игра «Пустое место».
Упражнения с предметами. Игра «Невод». Игра «Колесо»
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». Игра «Воробьи-попрыгунчики».
Комплекс ОРУ в движении. Игра «Челнок». Игра «Карусель»
Формы организации и виды деятельности: игры
Вид деятельности: спортивно- оздоровительный
Раздел 2. Игры с мячом (3 ч)
Теория. Правила безопасного поведения при с играх мячом.
Практические занятия:
Совершенствование координации движений. Игра « Передал – садись». Игра «Свечи».
Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча
Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и ловля мяча
Формы организации и виды деятельности: игры, соревнования.
Вид деятельности: спортивно-оздоровительный
Раздел 3. Игры с прыжками (2ч)
Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками.
Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со скакалкой
Практические занятия:
Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра « Воробушки».
Игра «Удочка». Игра «Кто выше»
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в приседе». Игра «Пингвины с мячом».
Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку». Игра «Прыжки с поворотом»
Формы организации и виды деятельности: игры, эстафеты .
Вид деятельности: спортивно- оздоровительный
Вид деятельности: игровой
Раздел 4. Зимние забавы (3 ч)
Теория. Закаливание и его влияние на организм. Правила безопасного поведения при катании на санках. Инструктаж по технике безопасности.
Практические занятия:
Игра «Лепим снежную бабу».
Игра «Тяни - толкай».
Игра «Езда на перекладных»
Формы организации и виды деятельности: игры, спортивные эстафеты.
Вид деятельности: спортивно- оздоровительный
Раздел 5. Эстафеты (4 ч)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет
Способы деления на команды. Считалки
Практические занятия:
Веселые старты
Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек».
Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд».
Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны».
Эстафеты «Стрекозы», «На новое место».
Формы организации и виды деятельности: игры, веселые старты.
Вид деятельности: игровой
Раздел 6. Народные игры (3 ч)
Теория. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра «Верёвочка»
Разучивание народных игр. Игра «Котел»
Разучивание народных игр. Игра “Дедушка – сапожник”.
Формы организации и виды деятельности: игры, соревнования.
Вид деятельности: спортивно-оздоровительный
Раздел 7. Спортивные игры (7ч)
Теория. Правил безопасного поведения на спортивной площадке во время проведения игры.
Игровые правила.
Практические занятия:
Футбол. Отработка игровых приёмов. Игра.
Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.
Волейбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски через сетку.
Методическое обеспечение. Приёмы и методы
Формы организации и виды деятельности: игры, День здоровья .
Вид деятельности: игровой
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение |
| Игры с бегом (общеразвивающие игры). | 10 |
| Игры с мячом. | 3 |
| Игра с прыжками (скакалки). | 2 |
| Зимние забавы. | 3 |
| Эстафеты. | 4 |
| Народные игры | 3 |
| Спортивные игры | 7 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата | |
Раздел 1. Игры с бегом (общеразвивающие игры) – 10 ч |
1 | Комплекс ОРУ на месте.. Игра «Совушка». | | |
2 | Комплекс ОРУ на месте. Игра «Вороны и воробьи» | | |
3 | Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». | | |
4 | Комплекс ОРУ в движении Игра «День и ночь». | | |
5 | Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов номеров». | | |
6 | Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении Игра «Пустое место». | | |
7 | Упражнения с предметами. Игра «Невод». | | |
8 | Комплекс ОРУ на месте. Игра «Колесо». | | |
9 | Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». | | |
10 | Комплекс ОРУ в движении. Игра «Воробьи-попрыгунчики». | | |
Раздел 2. Игры с мячом – 3ч |
12 | Совершенствование координации движений. Игра «Передал – садись». | | |
14 | Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча. Игра «Охотники и утки». | | |
16 | Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Скорый поезд». | | |
Раздел 3. Игры с прыжками – 2 ч |
21 | Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку». | | |
22 | Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Прыжки с поворотом». | | |
Раздел 5. Зимние забавы – 3 ч |
30 | Инструктаж по технике безопасности. Игра «Лепим снежную бабу». Игра «Лепим сказочных героев». | | |
32 | Правила безопасного поведения при катании на санках. Игра «Санные поезда». | | |
35 | Правила безопасного поведения при катании на санках. Игра «Тяни - толкай». | | |
Раздел 6. Эстафеты – 4 ч |
38 | Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Веселые старты. Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд». | | |
40 | Способы деления на команды. Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек». | | |
43 | Способы деления на команды. Считалки. Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны». | | |
45 | Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Способы деления на команды. Эстафеты «Стрекозы», «На новое место». | | |
Раздел 7. Народные игры – 3 ч |
47 | История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Разучивание народных игр. Игра «Верёвочка». | | |
48 | Игровая терминология. Разучивание народных игр. Игра «Котел». | | |
51 | Игровая терминология. Разучивание народных игр. Игра “Дедушка – сапожник”. | | |
Раздел 8. Спортивные игры – 7 ч |
53 | Правила безопасного поведения на спортивной площадке во время проведения игры. | | |
54 | Футбол. Отработка игровых приёмов. Игра «Верёвочка». | | |
59 | Игровые правила. Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. | | |
62 | Игровые правила. Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. | | |
63 | Игровые правила. Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
67 | Волейбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски через сетку. Методическое обеспечение. Приёмы и методы. | | |
68 | Праздник «Игромания». | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Рабочие программы Физическая культура. А.П.Матвеев 1-4 классы: М. Просвещение», 2016
Л.В.Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 2015.
Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 2015г.
«Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2018 г.
Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2017 г
Учебно-практическое оборудование
Канат
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
Мячи: малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
Палка гимнастическая
Скакалка детская
Мат гимнастический
Кегли
Обруч детский
Сетка волейбольная
Аптечка