СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по занимательной математике 1-4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состав лена  в соответствии ФГОС. Имеется поурочное и тематическое планирование по каждому классу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по занимательной математике 1-4 класс»











































Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе

нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Устав школы;

  • Основная образовательная программа начального общего образования школы


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Цель курса «Занимательная математика»:

воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать.

Задачи

  • формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;

  • формировать коммуникативные умения у младших школьников;

  • знакомить с оригинальными путями рассуждений;

  • овладевать элементарными навыками исследовательской деятельности


Общая характеристика курса.


Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно

познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию

учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. 2

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.


Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.



Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

  • простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

Место курса в учебном плане.


Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах по 34 часа в год. В 1 классе - 33 часа в год.

3



Планируемые результаты изучения курса.


В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:


Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого

  • человека.

  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.

  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

  • мышления.


Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,

  • указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в

  • исходной конструкции.

4

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

  • соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.


Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).



Содержание программы.


Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе

получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное

выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.)

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа

налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Танграм: древняя китайская головоломка. Веселая геометрия. Конструирование предметов из геометрических фигур.



Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа; 5

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы



Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Занимательная математика»





п/ п

Тема занятия

Характеристика деятельности

1

Математика - это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9

Игра-

соревнование «Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.


10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.



11­12

ЛЕГО-

конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.



13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


14

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».


15­16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6

19

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

20

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21­22

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

25

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.


26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий -вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».


29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.


30

Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

33

Выявление уровня развития познавательных способностей

Тестовые задания, логические игры.






II. Тематическое планирование


(2 класс)


Тема

1

Вводное занятие. Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Практическая работа: загадки, игра «Веселый счет».

2

Весёлая нумерация. Задачи-смекалки.


3

Задачи-шутки.


4

Загадки. ПР: отгадывание ребусов.

5

Занимательные задачи на сложение.

6

Отгадай – ка. Задачи в стихах на сложение. Задача – смекалка.

7

Упражнение в анализе геометрических фигур.

Упражнения на знания нумерации.

8

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение.

9

Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).


10

Викторина. Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».


11

Геометрические фигуры.


12

Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).


13

Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки.

14

Математическая газета. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).


15

Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память).


16

Подведение итогов Логические упражнения с отношениями «равно», «больше», «меньше».

17

Задача – шутка. Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения).

18

Игра «Таблицу знаю».

19

Весёлые задачки. Задача - шутка.

20

Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение.

21

Логические упражнения на сравнение фигур.


Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

22

Занимательные задачи. Упражнения на проверку знания нумерации.

23

Загадки, подготовленные детьми.

24

Задача - смекалка.

25

Таблица умножения на пальцах.

26

Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка.

27

Загадки. Игра «Телефон».

28

Математическая газета.

29

Логическая игра «Таблицу знаю»


30

Задачи, связанные с величинами. Игра «Волшебный циферблат». Задача на вычисление времени.

31

Задачи геометрического содержания. Числа великаны. Экскурсия в парк. Игра «Весёлый счёт»

32

Отгадывание ребусов. Игра «Знай свой разряд». «Весёлый счёт» (в пределах 50).

33

Олимпиада. Подведение итогов.

34

Математический КВН.







12


Учебно-тематическое планирование

на третий год занятий кружка «Занимательная математика»


Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 1         




2. Как люди научились считать.

 1

 

1

 

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

 1

 

 1

 

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

 1

 

 

1

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

 1

 

1

 

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы.

 1

 

 

1

составление математических ребусов

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

 1

 

 

1

решение теста -кроссворда

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

 1

 

1

 

работа с алгоритмом

9. Решение ребусов и логических задач.

 

 1

 

 

1

самостоятельная работа

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

 1

 

1

 

составление схем, диаграмм

11. Загадки- смекалки.

 1

 

1

 

составление загадок, требующих математического решения

12. Игра «Знай свой разряд».

 1

 

 

1

работа с таблицей разрядов

13. Обратные задачи.

 

 1

 

 

1

работа в группах «Найди пару»

14. Практикум «Подумай и реши».

 1

 

1

 

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

 1

 

 1

 

Инсценирование задач

16-17. «Газета любознательных».

2

1

 

1

проектная деятельность

18.Решение нестандартных задач.

 1

 

1

 

решение задач на установление причинно-следственных отношений

19.Решение олимпиадных задач.

 1

 

 

1

решение заданий повышенной трудности

20.Решение задач международной игры «Кенгуру»

 1

 

 

1

решение заданий повышенной трудности

21. Школьная олимпиада

 1

 

 

1

решение заданий повышенной трудности

22. Игра «Работа над ошибками»

 1

 

1

 

работа над ошибками олимпиадных заданий

23.Математические горки.

 1

 

1

 

решение задач на преобразование неравенств

24. Наглядная алгебра.

 1

 

 

1

работа в группах: инсценирование

25.Решение логических задач.

 1

 

1

 

схематическое изображение задач

26.Игра «У кого какая цифра»

 1

 

 

1

творческая работа

27.Знакомьтесь: Архимед!

 1

 

 

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

28.Задачи с многовариантными решениями.

 1

 

 1

 

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

29.Знакомьтесь: Пифагор!

 1

1

 

 

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

30.Задачи с многовариантными решениями.

 1

 

1

 

Работа в парах по решению задач

31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

 1

 

1

 

составление знаковых систем

32.Задачи с многовариантными решениями.

 1

 

 

1

индивидуальная работа

33.Математический КВН


 1

 

1

 

работа в группах

34. Круглый стол «Подведем итоги»

 1

 

 

 

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе








Учебно-тематическое планирование

на четвертый  год занятий кружка «Занимательная математика»



Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

 

Виды деятельности

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 1         

 

 

разгадка «математических фокусов»

2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)

 1

 

 

1

групповая работа,

решение нестандартных задач

3-6. Проектная деятельность «Великие математики»

4

1

 

3

Работа со словарями, энциклопедиями

7. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

 1

 

1

 

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

8. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

 1

 

 

1

практическая работа

9. Игра «Удивительный квадрат».

 1

 

 

1

работа в группе, решение упражнений с квадратами

10. Преобразование фигур на плоскости.

 

 1

 

1

 

конструирование фигур на плоскости из различного материала

11. Задачи-смекалки.

 1

 

1

 

решение нестандартных задач

12. Симметрия фигур.

 1

 

 

1

создание мини-альбома «Узоры геометрии»

13.Соединение и пересечение фигур.

 1

 

 

1

вычерчивание геометрических фигур

14.Познавательная игра «Семь вёрст…»

 1

 

 

1

решение нестандартных заданий на меры длины

15.Вычисление площади фигур.

 1

 

 

1

создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

16.Объём фигур.

 1

 

 

1

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

17.Логическая игра «молодцы и хитрецы»

 1

 

1

 

решение задач на упорядочивание множеств

18.Конструирование предметов из геометрических фигур.

 1

 

1

 

мини-проект «Наша детская площадка»

19-22.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

4

1

 

3

работа над проектом «Наша детская площадка»

23.Школьный тур олимпиады

 1

 

 

1

решение заданий повышенной трудности

24. Международная игра «Кенгуру»

 1

 

1

 

Решение нестандартных математических заданий

25. Открытие нуля.

 

1

 

исследовательская работа «Почему так?»

26. Экскурсия в компьютерный класс.

 

 1

1

 

 

экскурсия

27.Компьютерные математические игры.

 

 1

 

 

1

сообщения о домашних компьютерных математических играх

28. Конкурс знатоков (отборочный тур)

 

 1

 

 

1

решение нестандартных заданий

29.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 

 1

 

1

 

составление суперпримеров

30.Конкурс знатоков (итоговый тур)

 

 1

 

 

1

решение нестандартных заданий

31.Учимся разрешать задачи на противоречия.

 

 1

 

1

 

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

32. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

 

 1

 

 

1

повторение единиц измерения

33. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

 1

 

1

 

решение задач повышенной сложности

34. Сочинение «Место математики в моей жизни»

 1

 

 

1

творческая работа

Итого

34 часа










40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!