СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России 7 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России 7 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Локотская средняя общеобразовательная школа»




Принято на заседании Утверждаю:

педагогического совета директор школы

протокол №____ от_______ _________ Коськов А.И.

приказ №____ от _________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«История России. Всеобщая история»

7 класс

(ФГОС ООО)









Разработала учитель истории

I квалификационной категории

Шамина Галина Александровна












Локоть, 2021




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка стр.3-12

1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса стр. 6-9

1.2. Содержание учебного курса стр. 9-12

2. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся стр. 13

3. Календарно-тематическое планирование ( на класс) стр. 14- 44

4. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса стр. 45


  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу «История России. Всеобщая история» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».


Рабочая программа курса «История России» в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).


Программа предполагает использование учебника «История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова


Рабочая программа курса «Всеобщая история» в 7 классе составлена в соответствии с Государственным Федеральным стандартом основного общего образования, Примерной программой основного общего образования по истории, Программой курса Юдовской А. Я., Баранова П. А., Ванюшкиной Л. М. Всеобщая история. 1500-1800. М., Просвещение


Программа предполагает использование учебника «Всеобщая история. 7 класс Юдовской А. Я., Баранова П. А., Ванюшкиной Л. М. под редакцией А.А. Искандерова


Описание места учебного предмета в учебном плане.

Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно. Программа по курсу «История России. Всеобщая история» для 7 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 ч в неделю (История России – 51 час, Всеобщая история – 17 часов).


Общая характеристика курса


Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.


Цели и задачи изучения курса.


Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.


В результате изучения курса «Всеобщая история» учащиеся 7 класса должны получить знания об основных чертах разви­тия индустриального и традиционного обществ и изменениях, про­изошедших в мире за триста лет — с конца XV до начала X1X в.: о понятии Нового времени и его периодизации; о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарож­дении и развитии капитализма; о преимуществе Эволюционного пу­ти развития общества перед революционным; о причинах револю­ций и о реформах как об альтернативном пути развития общества; о дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью мо­дернизации; о бурном экономическом развитии в Европе и США» приведшем к зарождению и развитию империализма;о новой со­циальной структуре общества и его движении к социальным рефор­мам как к средству разрешения социальных противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где признавалось верховен­ство закона, и формировании гражданских обществ, где личность мо­жет реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; об использовании индустриально развитыми стра­нами технического прогресса для создания колониальных империй; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенно­стях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации со­знания, религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие лично­сти человека; об изменениях в повседневной жизни человека.

Школьники должны научиться общим принципам постанов­ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа­тельства в истории); выявлению предпосылок (анализировать усло­вия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ­ных суждений; использованию внешкольных источников информа­ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до­стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра­боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы.

Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­временности; уважают права человека и демократические ценнос­ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше­ние к традициям западной и восточной культуры.

Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкрет­ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе­ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников ос­новной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими — руководствоваться нравственным отношением к соб­ственной жизни и жизни других людей.



Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.




1.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


1.Гражданское воспитание включает:

    • формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

    • развитие культуры межнационального общения;

    • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

    • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

    • развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

    • развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

    • формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

    • разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.



2.Патриотическое воспитание предусматривает:

    • формирование российской гражданской идентичности;

    • формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания;

    • формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

    • развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

    • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.



3.Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:

    • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

    • формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

    • развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

    • содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

    • оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

4.Эстетическое воспитание предполагает:

    • приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

    • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

    • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

    • приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

    • популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

    • сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.



В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.


Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.


Выпускник научится:

• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.


Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;

• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;


1.2. Содержание учебного курса

История России.

Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.


Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.


Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.


Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.

Всеобщая история.

Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.(12 ч.)

Технические открытия и выход к Мировому океану. Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии. Изобретения в горнорудном промысле. Книгопечатание. Причины Великих географических открытий. Новые виды вооружения. Усовершенствование в мореплавание и кораблестроении. Генрих Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Барталомеу Диаш, Васко да Гама. Открытие морского пути в Индию. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Морские экспедиции Христофора Колумба. Открытие новой части света Америго Веспучи. Фернан Магелан и первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Сближение традиционного и индустриального общества.

Усиление королевской власти в XVI-XVIIвв. Абсолютизм в Европе. Теоретический смысл абсолютизма. Складывание абсолютизма. Королевская власть и органы сословного представительства. Культ короля. Армия на службе монарха. Налоговая система. Единая экономическая политика. Судебная и местная власть под контролем короля. Складывание централизованных национальных государств. Монархи Генрих VIII Тюдор, Елизавета I Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Новое в торговле. Торговые компании. Монополии. Развитие мировой торговли. Биржи и банки. Развитие рыночного хозяйства. Мануфактура- предприятие нового типа. Рождение капитализма.

Европейское общество в раннее Новое время. Предприниматели-капиталисты Нового времени. Крестьянская Европа. Новое дворянство, джентри. Огораживания. Наемные работники. Изменение состава европейского общества. Положение и занятие различных слоев общества.

Повседневная жизнь. Война, голод, эпидемии- повседневные враги человека Нового времени. Демографическое положение. Изменения в жилье, одежде, питании. Облик городов.

Великие гуманисты Европы. Период Высокого Возрождения. Обмирщение сознания. Гуманизм. Место человека во Вселенной. Эразм Роттердамский. Утописты Томас Мор и Франсуа Рабле. Мишеля Монтеня-собрание рассуждений о морали, философии, труде. Идеалы античной культуры. Новый облик Рима.

Мир художественной культура Возрождения. Проявление гуманистических традиций Возрождения в творчестве Уильяма Шекспира. Мудрость, благородство и человечность героев Мигеля Сервантеса. Эпоха титанов: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Возрождение в странах Западной и Центральной Европы: Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Рембрант, Ганс Гольбейн Младший. Жанр портрета. Музыкальное искусство Западной Европы. Вклад эпохи Возрождения в сокровищницу мировой художественной культуры.

Рождение новой Европейской науки. Рождение науки, основанной на опытном знании. Учении Николая Коперника. Джордано Бруно-подвиг во имя науки. Открытия Галилео Галилея. Исаак Ньютон и Френсис Бэкон как создатели новой картины мира. Рене Декарт- основоположник философии Нового времени.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Влияние великих географических открытий и идей гуманизма на жизнь европейского общества. Причины религиозной революции. Обмирщение сознания человека Нового времени. Католическая церковь и общество. Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь. Реформация в Германии. Аугсбургский религиозный мир.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Жан Кальвин о предопределении человека. Кальвинизм. Кальвинистская или пресвитерианская церковь. Борьба католической церкви с ересью. Контрреформация, ее причины. Орден иезуитов. Игнатий Лойола. Попытки реформ и Тридентский собор. Влияние Реформации на характер европейского общества.

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Генрих VIII из династии Тюдоров. Начало и особенности Реформации в Англии. Попытка Контрреформации. Елизаветы Тюдор. Укрепление англиканской церкви. Укрепление королевской власти. Борьба с Испанией за морское первенство. Разгром Непобедимой армады. Итоги царствования Елизаветы I.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Борьба между католиками и гугенотами, религиозные войны. Варфоломеевская ночь. Генрих IV. Преодоление последствий религиозных войн. Нантский эдикт. Деятельность кардинала Ришелье, создание политической системы абсолютизма. Франция- сильнейшее государство континентальной Европы.

Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (5ч)

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. Процветание Нидерландов. Развитие капиталистического предпринимательства. Нидерланды под властью Испании-обострение противоречий. Иконоборческое движение. Время террора, герцог Альба. Лесные и морские гезы. Испано-нидерладская война. Вильгельм Оранский. Разорение Антверпена. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландия- экономически развитая страна Европы XVII в. Амстердам как центр европейской экономической жизни.

Парламент против короля. Революция в Англии. Англия на кануне революции. Причины революции. Карл I. . Созыв Долгого парламента, начало революции. Гражданская война между королем и парламентом. Создание армии нового образца. Оливер Кромвель. Сражение при Нейзби. Реформы парламента. Казнь короля. Установление республики.

Путь к парламентской монархии. Движение протеста: левеллеры, диггеры. Джон Лильберн, Джерард Уинстенли. Протекторат Кромвеля. Борьба Англии за колонии и морское господство. Реставрация монархии. . Билль о правах. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги. Англия-. Складывание Британской колониальной империи.

Международные отношения в XVI-XVIIIвв. Политическое устройство Европы. Причины международных конфликтов. Причины и основные события Тридцатилетней войны. Вступление в войну Швеции. Вестфальский мир. Европа в XVIIIв. Северная война. Война за испанское наследство. Война за австрийское наследство. Семилетняя война. Восточный вопрос. Установление новой системы международных отношений.




.



  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов (всего)

Из них (количество часов)

Основные направления воспитательной деятельности

Контрольные работы


Всеобщая история

1.

Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

12


1,2,3

2.

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (борьба за первенство в Европе и в колониях).

5

1

3,4


Всего:

17

1


История России

1.

Введение

1


4

2.

Глава 1. Россия в XVI в.

19

1

1,2,3,4

3.

Культурно пространство.

2


4

4.

Глава 2. Россия в XVII в.

20

3

1,2,3,4

5.

Культурно пространство.

4


4

6

История Курского края.

5


1,2


Всего:

51

4












  1. Календарно-тематическое планирование (7 класс)

    п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Основное содержание темы

    Планируемые результаты УДД.



    План



    Факт

    Домашнее задание

    Личностные, метапредметные, предметные

    Всеобщая история (17 часов).

    1.

    Технические открытия и выход к Мировому океану.

    1

    Новые изобретения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама.

    Рассказывать о технических открытиях и их социально - экономических последствиях. Показывать на карте морские пути мореплавателей - первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение.


    02.09


    §1, вопрос1-2.

    2.

    Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

    1

    Четыре путешествия вия Христофора Колумба. Второе открытие материка: Америго Веспчуччи. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля – шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географических открытий.

    Оценить открытия Х. Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей.


    08.09


    §2, работа с картой.

    3.

    Усиление королевской власти в ХVI - ХVI I вв. А6солютизм в Европе.

    1

    Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля. Король-наместник. Складывание централизованных государств и национальной церкви Появление республик в Европе.

    Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха ХVIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарт, Людовика VI Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе.

    09.09


    §3, вопрос 1-4 на стр. 38.

    4.

    Дух предпринимательства преобразует экономику.

    1

    Условия развития предпринимательства Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре.

    Рассказать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленников и работника мануфактуры.

    15.09


    §4,учить определения.

    5.

    Европейское общество в Новое время.

    1

    Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни и труда крестьянства Европы. Новое дворянство – джентри и старое дворянство. Низшие слои населения Способы преодоления нищенства.

    Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценить действия властей по отношению к нищим и их последствия.

    16.09


    §5, вопросы 1-3.

    6.

    Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы.

    1

    Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в еде и питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

    От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию.

    Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре.

    Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развёрнутый план параграфа. Составлять доклад и его презентацию о Томасе Море, Франсуа Рабле, Мишеле

    22.09


    §6-7, выписать термины.

    7

    Мир художественной культуры Возрождение.

    1

    Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения».

    Приводить аргументы из текста произведений У.Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения.

    23.09


    §8-9, подготовить реферат.

    8

    Рождение новой европейской науки в XVI – XVII в.в.

    1

    Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

    Подготовить сообщение на тему «жизнь и научное открытие Николая Коперника». Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г.Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс самосознание человека.

    29.09


    §10, подготовить реферат.

    9

    Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

    1

    Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представление европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация. Германия – родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестанство и лютеранская церковь в Германии.

    Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация» Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М.Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации.

    30.09


    §11, учить даты и термины.

    10

    Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

    1

    Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель – Игнатий Лойола. Тридентский собор.

    Объяснять, в чём социальный эффект учения Кальвина. Указывать причины, цели, средства и идеологов контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.

    06.10


    §12, учить даты.

    11

    Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

    1

    Последствия войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католической церкви в Англии. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство.

    Рассказывать о религиозно – социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.

    07.10


    §13, карты, даты.

    12

    Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

    1

    Французы – кальвинисты – гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция – сильнейшее государство

    Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

    13.10


    §14, карта, даты.

    13

    Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

    1

    Становление капиталистических отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций.

    Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям.

    14.10


    §15, карта, даты.

    14

    Парламент против короля. Революция в Англии.

    1

    Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы парламента. Казнь короля. Англия – первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией.

    Объяснять причины начала противостояния короля и парламента Англии. Рассказывать об основных событиях Гражданской войны. Сравнивать причины нидерландской и английской революции. Составлять сообщение об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии

    20.10


    §16, карта, даты.


    15

    Путь к парламентской монархии.

    1

    Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель – пожизненный лорд – протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия – владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

    Рассказывать о политическом курсе О. Кромвеля. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его.

    20.10


    §17, карта, даты.


    16

    Международные отношения в XVI-XVIII в.в.

    1

    Причины международных конфликтов в Европе в XVI –XVIII в.в. соперничество между Англией, Францией и Испанией. Тридцатилетняя война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских стран на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.

    Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

    21.10


    §18-19, подготовиться к контрольной работе.


    17

    Итоговая контрольная работа

    1



    21.10





п/п

Тема


Кол-во

уроков


Основное содержание по темам


Планируемые результаты (УДД)

Личностные, метапредметные, предметные.



Дата


Домашнее задание



План

Факт


История России (51 час)


Тема 1. Россия в XVI веке (21ч.)


1

Введение.

1

Как работать с учебником. Основные понятия.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках;

Работать с исторической картой:

- показывать пути движения экспедиций первооткрывателей;

- показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный;

- показывать на карте географические объекты, открытые поморами;

Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы;

Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

03.11


Стр. 5-6


2

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий

1

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках;

Работать с исторической картой:

- показывать пути движения экспедиций первооткрывателей;

- показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный;

- показывать на карте географические объекты, открытые поморами;

Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы;

Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

10.11


§1, работа с картой.


3

Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.

1

Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях;

Работать с исторической картой:

- показыватьна карте территории расселения казачества в XVI в ;

Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период;

Решать проблемные задания;

Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике);

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

11.11


§2, рабочая тетрадь.


4

Формирование единых государств в Европе и России

1

Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Формирование единого Российского государства при Иване III.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма;

Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III;

Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право;

Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;

Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.;

- выделять главное;

Соотносить события российской и европейской истории;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

17.11


§3, учить даты и слова


5

Российское государство в

первой трети XVI в.

1

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

18.11


§4, карта


6

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.;

Раскрывать смысл понятий: сейм, острог;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»;

Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

24.11


§5, стр. 35-38, учить даты.


7

На юго-восточных границах.

1

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.

Принятие Иваном IV царского титула.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV;

Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его;

Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»;

Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV;

Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48;

Осуществлять самооценку.

25.11


§5, стр. 39-41, учить слова.


8













9.








10.

Курский край в начале 17 века.












Начало правления Ивана IV.






Реформы Избранной рады.


1

Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.

Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы;

Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника);

Выделять характерные черты сословно-представительной монархии;

Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»;

Давать оценку значению реформ Избранной рады;

Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника);

Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы);

Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


01.12













02.12









08.12


Конспект.















§6, стр. 42-44.Учить даты.







§6, стр. 44-50. Учить слова и даты.


11.









Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1








1

Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.;

Работать с исторической картой:

- показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ;

- используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.





09.12


Стр. 50-58, учить слова.



12










13.

Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.






Ливонская Война.

1

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак;

Работать с исторической картой:

- показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии;

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

15.12











16.12


§7, стр.58-65.










§8, стр. 65-70, учить слова.


14.

Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые»

1

Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

22.12


§9, стр. 70-76, учить слова и даты.


15.

Народы России во второй половине

XVI в.

1

Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов;

Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси;

Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делать выводы о…;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

23.12


Стр. 76-81. Работа с картой.


16

Опричнина.

1

Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины;

Называть хронологические рамки опричнины;

Работать с исторической картой:

-показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины;

- используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского);

Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§10, стр. 81-85.


17.







18.

Итоги царствования Ивана IV.





Курский край в период опричнины.

1

Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления;

Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.):

- занимать определенную позицию в дискуссии;

- формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты;

- формулировать контраргументы;

- участвовать в деятельности группы, т.д.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



Стр. 85-89, учить слова.





Конспект.


19.

Россия в конце XVI в.

1

Россия в конце XVI в.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю;

Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- решать проблемные задачи;

Соотносить события российской и европейской истории;

Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§ 11, работа с картой.


20.

Церковь и государство

в XVI в.

1

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества.

Сосуществование религий.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»;

Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами;

Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§ 12, рабочая тетрадь.


21

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

1

Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- составлять схему «Литературный жанры XVI в»;

Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира;

Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России;

Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



Стр. 100-108


22

Религиозные праздники и повседневный быт.

1

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России;

Сравнивать повседневную жизнь различных народов России;

Рассказывать о том, как складывалась единая культура России;

Приводить примеры культурных связей стран Европы и России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



Стр.108-111, учить слова.


23

Повторительно-обобщающий урок:«Россия в XVI в.»

1

Повторение и обобщение по теме «Россия в XVI в.»

Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;

Характеризовать особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;

Высказывать суждения о сходствах и различиях истории 16 века России, Европы, мира;

Решать проблемные задания;

Участвовать в дидактической игре;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



Стр. 112. Подготовить презентацию по изученной теме.


24

Курский край в XVI в.

1

Коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVI в.»

Планировать свою работу на уроке;

Выполнять проверочные задания по истории России данного периода;

Осуществлять коррекцию знаний;

Осуществлять самооценку.



Конспект


Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (21 ч)


25

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

1

Россия и Европа в начале XVII в.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.;

Раскрывать смысл понятий: шляхта;

Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§ 15, работа с картой и документом.


26








Смута в Российском

Государстве.






1

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство;

Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова;

Называть причины и предпосылки Смутного времени;

Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§ 16, стр. 10-16


27

Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию.

1

Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: интервенция;

Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§ 17, стр, 16-21. Учить слова


28.








29.






30.

Курский край в период Смутного времени.






Окончание Смутного времени.




Воцарение династии Романовых.

1

Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина;

Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким;

Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине);

Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты;

Сравнивать Первое и Второе ополчения;

Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.











Конспект.









§18. Стр. 21-26.





§18. Стр. 26-29. Рабочая тетрадь.


31.

Экономическое развитие России в XVII в.

1

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник;

Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.;

Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке;

Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую;

Объяснять значение создания единого Русского государства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года;

Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.




§19, учить слова.


32.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

1

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Начать составление схемы «Династия Романовых»;

Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке»

Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение;

Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений;

Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



§20, вопросы 1-4 на стр. 44.


33.

Изменения в социальной структуре российского общества.

1

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»;

Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества;

Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства;

Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении);

Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь;

Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



§21, работа с картой.


34.








35.

Народные движения в XVII в.






Восстание Степана Разина.

1

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы;

Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);

Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов);

Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их;

Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



§22. Стр. 50-52.







§22. Стр. 53-57.


36.

Россия в системе

Международных отношений.

1

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке;

Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой;

Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия;

Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.




§23. Стр. 57-62.


37.

Россия и страны исламского мира.


1

Войны с Османской империей, Крымским ханством.

Отношения России со странами Востока.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке;

Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681;

Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§24. Стр. 62-67. Учить слова. Вопросы 1-4 стр. 67.


38.








39.

«Под рукой» российского государя.






Вхождение Украины в состав России.

1








1

Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой;

Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой;

Выделять главное в части параграфа, в параграфе;

Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником);

Работать с документом:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



§25 стр. 67-71, рабочая тетрадь.






§25, стр. 71-74, учить слова.


40.









41.

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха

Никона и раскол.




Народы России в XVII в.

1

Раскол в Русской православной церкви.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть причины церковной реформы;

Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество;

Объяснять причины исуть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником);

Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума;

Представлять и обосновыватьоценку значения церковного раскола;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



§ 26, работа с документом.






Стр. 81-87. Работа с картой и документом.


42.

Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.

1

Русские географические открытия XVII в.

Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их;

Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»;

Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами;

Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



§27, учить слова.


43.

Культурное пространство России в XVII веке.

1

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты шатрового стиля;

Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



§28. Вопросы и задания стр. 102-103.


44.

Cословный быт и картина

мира русского человека в

XVII в.


1

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);

Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



Стр. 103-113. Работа с документом.


45.






46.


Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья в XVII в.


Народы Сибири и Северного Кавказа в XVII в.


1

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Участвовать в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



Стр. 113-117. Рабочая тетрадь.



Стр. 117-121. Вопросы и задания на стр. 121.


47.

Курский край в XVII в.


1

Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII в.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в XVII в.»;

Характеризовать общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в. ;

Выполнять проблемные задания по истории России данного периода;

Работать в парах;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



Конспект


48.

Культура Курского края в 16-17 вв.

1

Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVII в.»

Выполнять тестовые контрольные задания по «Россия в XVII в.»4

Осуществлять коррекцию знаний и умений.



Конспект


49.

Повторительно-обобщающий урок :«Россия в XVI в.-

XVII в.»

1

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России в XVI - XVII вв.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»;

Принимать участие в групповой игре по данному периоду;

Анализировать результаты игры.



Вопросы на стр. 121


50.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России 7 класс»

1

Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVII в.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»;




Повторить даты и термины


51.

Итоговая контрольная работа.

1

Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVII в.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»;




Подготовить проект стр. 122


4. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса


Учебники, реализующие рабочую программу:


  • Учебник. История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

: «Просвещение», 2018.


  • Учебник. Всеобщая история. 7 класс. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., под редакцией А.А. Искендерова. : «Просвещение», 2014.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!