МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по всеобщей истории, 6 класс
РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
руководитель ШМО зам.директора школы директор школы
Степанова Н.Ф Богатырева Н.А. Кухаренкова И.Н.
Протокол ШМО №1 от 28.08.2018г. Приказ № 64/1 от 31.08.2018г.
Составитель: Козлова Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
2018-2019 учебный год
Рабочая программа разработана на основе:
1.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015. №1577)
2.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "Всеобщая история"
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Основное содержание курса истории Средних веков - 28ч.
Введение. Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков, «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. ( Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств и Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централи-ю ванных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское снижение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в художественной культуре. Развитие знаний о природе и чел» веке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творений'
Страны Востока в Средние века. Османская империя, завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоеватели Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
Тематическое планирование по истории Средних веков в 6 классе (ФГОС) , 28 часов
№ п.п | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Домашнее задание |
1 | Введение. Что такое Средние века | 1 | Называть и объяснять хронологические рамки Средних веков, место средних веков в истории человечества, характеризовать роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении средневековья | с.6-8 |
Раздел I. Раннее Средневековье – 7ч. |
| Глава 1. В центре Ойкумены | | | |
2 | Новый Рим | 1 | Сравнивать и находить отличия между жизнью в Западной и Восточной части Римской империи. Объяснять могущество христианской церкви в Византии, характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей | §1 |
3 | Расцвет Византии | 1 | Объяснять и анализировать политику Юстиниана, его заслуги в возвышении Византии; характеризовать храмы и иконы Византии; выяснить, как изменилось управление Византией в связи с нашествием врагов | §2 |
| Глава 2. Бури на окраинах | | | |
4 | Варвары-завоеватели | 1 | Объяснять, когда и почему началось Великое переселение народов и каковы были его результаты; сравнивать уровень развития разных варварских племен, характеризовать общественный строй германских народов, показывать на карте места их расселения и создания королевств | §3 |
5 | Возникновение и распространение ислама. Мир ислама | 1 | Показывать на карте районы расселения арабских племен, рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен, объяснять значение Корана для мусульман, почему распространение ислама привело к объединению Аравии; раскрывать причины арабских завоеваний; характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в мировую культуру | §4,5 |
| Глава 3. Держава франков | | | |
6 | Рождение королевства франков | 1 | Показывать на карте места расселения, занятия, общественное устройство франков. Объяснять причины принятия христианства Хлодвигом, оценивать значение военной реформы Карла Мартелла, делать выводы о том, какую пользу фраекам и папам приносил союз между ними | §6 |
7 | Император Карл | 1 | Составлять характеристику Карла Великого, высказывать суждения о том, почему назвали Великим. Раскрывать причины распада империи К.Великого. Сравнивать роль Церкви в Византийской империи и империи Карла Великого | §7 |
| Глава 4. Северная Европа во времена викингов | | | |
8 | «Люди Севера» -норманны. Сколько раз завоевывали Англию? | 1 | Аргументировано отстаивать свою точку зрения о набегах норманнов, описывать географическое положение, занятия; анализировать причины разного отношения викингов к народам, живущим в разных областях Европы | §8,9 повторить §§1-8 |
9 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Раннее Средневековье» - фронтальный опрос | 1 | Объяснять термины и понятия, работать с картой, давать образные характеристики, обобщать события и явления в политической и хозяйственной жизни, отвечать на поставленные вопросы | |
Раздел II.Европа на подъеме – 11ч. |
| Глава 5. Крестьяне и рыцари | | | |
10 | Земля и власть | 1 | Актуализировать знания о «феодальной лестнице», причинах того, что земля была главным богатством в Средние века; объяснять признаки феода, важность военного дела для знати; раскрывать значение понятий: феодал, сеньор, вассал, сословия | §10 |
11 | Вечные труженики | 1 | Рассказывать о жизни крестьян, характеризовать сословия, виды крестьянской зависимости и крестьянские повинности, объяснять причины зависимости крестьян от сеньора, значение понятий: оброк, десятина, натуральное хозяйство | §11 |
12 | За стенами замков | 1 | Описывать внешнее и внутреннее устройство замка, характеризовать основные правила поведения рыцаря ( кодекс чести), виды досуга | §12 |
| Глава 6. Западная Европа в эпоху Крестовых походов | | | |
13 | Империя и церковь | 1 | Объяснять причины возвышения церкви и духовенства, сравнивать историю образования Французского и Германского королевств, находить общее и различное. | §13 |
14-15 | Крестовые походы | 2 | Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе; объяснять причины и последствия крестовых походов, показывать на карте направление крестовых походов; сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 похода и объяснять причины подобного. | §14 |
| Глава 7. Лики Средневекового города | | | |
16 | Средневековый город | 1 | Сравнивать и характеризовать романский и готический храмы; описывать внешний облик города, характеризовать основные занятия горожан, образ жизни; раскрывать значение цеховой организации ремесленников; объяснять причины «возрождения» городов в Западной Европе | §15,16 |
17 | В поисках знаний | 1 | Характеризовать представление средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия; высказывать оценочные суждения об особенностях обучения в средневековых школах и университетах; объяснять значение терминов и понятий: схоластика, университет | §17 |
| Глава 8. Вершина Средневековья | | | |
18 | Во главе христианского мира | 1 | Давать характеристику различным еретическим учениям, сравнивать их основные постулаты, объяснять причины возникновения ересей, высказывать оценочные суждения о ересях и преследовании еретиков | §18 |
19 | Папы, императоры и короли в Европе XII-XVвв. | 1 | Анализировать учебный материал с целью составления сравнительной характеристики развития Священной Римской Империи, Франции, Англии; Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие против | §19 |
20 | Тяжкие времена. На востоке Европы | 1 | Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанна д Арк, Ян Гус и др.); объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений; характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе; | §20 повторить §§10-19 |
21 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Европа на подъеме» - собеседование | 1 | Знать пройденный материал, объяснять термины и понятия, работать с картой, давать образные характеристики, обобщать события и явления в политической и хозяйственной жизни, полно отвечать на поставленные вопросы | |
Раздел III. Дальние страны – 4ч. |
| Глава 9. Где был и где не был Марко Поло | | | |
22 | Во владениях великого хана | 1 | Показывать на карте направления завоеваний монголов; объяснять понятия хан, орда; характеризовать общественное устройство государств Востока, отношение власти и подданных, систему управления; сравнивать державы Чингисхана и Тамерлана, находить общее и различное | §22 |
23 | Индия: раджи и султаны | 1 | Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Индии; характеризовать общественное устройство, отношение власти и подданных, систему управления; определяют особенности религии | §23 |
24 | Поднебесная империя и страна Сипанго. | 1 | Представлять описание, характеристику памятников культуры Китая и Японии; рассказывать о положении различных групп населения; объяснять понятия Сегун, самурай; характеризовать общественное устройство Китая и Японии. | §24, §25читать самостоятельно |
25 | Народы Америки в Средние века | 1 | Показывать на карте древние государства Америки; рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и южной Америки | §26 повторить §§22-25 |
26 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Дальние страны» - представление творческих работ | 1 | Обобщать, систематизировать пройденный материал, уметь представить творческую работу, определив цели, задачи, выводы | |
Раздел IV. На пороге Нового времени – 1ч. |
| Глава 10.Навстречу новой эпохе | | | |
27 | Европа XIV-XVвв. | 1 | Представлять памятники культуры эпохи раннего Возрождения; высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития Европейского общества; объяснять причины ослабления и падения Византии; сравнивают различные точки зрения | §27,повторит термины, понятия, даты |
28 | Итоговое повторение-обобщение по курсу истории Средних веков. Промежуточная аттестация - итоговое собеседование. | 1 | Объяснять термины, понятия по курсу истории Средних веков, знать даты основных событий, персоналии; выполнять задания тестового характера | |
Методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Учебник « Всеобщая история. История нового времени» 7 класс ФГОС. Автор: О.В.Дмитриева. Изд-во: М., « Русское слово - РС» 2013
2. Программа курса «Всеобщая история. История нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. Автор: С.В.Агафонов
3. КИМы: «История Нового времени» 7класс. Изд-во: М. ВАКО, 2011г.
4. Интернет-ресурсы