СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности в 8-м классе «Уроки нравственности в русской литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса: изучать художественные произведения данного курса с позиций этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и  взаимоотношений между людьми

Задачи данного курса:

  • обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным
  • дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях
  • обучать уч-ся работать на литературном материале  посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.
  • развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.
  • Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией
  • Расширять круг чтения восьмиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности в 8-м классе «Уроки нравственности в русской литературе»»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Заместитель директора Директор

Председатель ГБОУ Школа № ____ ГБОУ Школа № ___

_____________________ ______________ _____________

«__»_______20 г. «__»_______20 г. «__»_______20 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ:


«Уроки нравственности в русской литературе»

в 8 классе




Категория учащихся: 8 классы Реализует программу

Форма обучения: коллективная _____________________________

Режим занятий: 17 ч.(1 час в неделю) (учитель ______________квалификационной категории)







20 -20 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089

3.Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: Наука/Интерпериодика


Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены обязательным минимумом основного общего образования.

Программный материал курса «Уроки нравственности в русской литературе» для 8 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решается проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют уч-ся размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведет себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика курса.

«Нравственные уроки русской и зарубежной литературы» относится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Этот курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Особое внимание в программе для 8 класса уделяется анализу нравственности поступков людей, развитию взаимоотношений детей друг с другом, правилам, по которым каждый строит свою жизнь. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.


Цель данного курса:

Изучать художественные произведения данного курса с позиций этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми

Задачи данного курса:

  • обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным

  • дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях

  • обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.

  • развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.

  • Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией

  • Расширять круг чтения восьмиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст

Программа рассчитана на 17 часов в 1-м п/г (1 час в неделю).

Данный курс дополняет учебники основного курса литературы; согласован с основными программами по литературе; в его основе – проблемно-тематический принцип структурирования; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).

Художественные и публицистические произведения. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов).

Для программы характерны:

  • Системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового;

  • Развивающий характер методики (активно-деятельная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность и др.)

Программа включает в себя 7 разделов. Ученики имеют возможность «настроиться» на восприятие предлагаемых для чтения литературных текстов, получают некоторую дополнительную информацию, знакомятся с произведениями или их фрагментами, выясняют значение незнакомых слов, знакомятся с вопросами и заданиями, которые могут быть выполнены на уроке. Между текстами есть логические связки-переходы, в конце разделов подводятся некоторые итоги.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения данного курса ученик должен:

Знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;

  • наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;


Уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

  • чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;

  • работать со словарными статьями;

  • расширять запас лексики;










Основные планируемые результаты по курсу


Результаты

Базовый уровень

Личностные

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Регулятивные УУД

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД

• понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной литературы;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.


Коммуникативные УУД


• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;


Предметные результаты

Базовый уровень

Базовые знания

Базовые умения

- Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;

- Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;


- Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

- Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;

- Составлять план небольшого эпического произведения;

- Составлять устный рассказ о литературном герое;

- Пользоваться справочной литературой.




Содержание тем учебного курса.


  1. Введение. (1 ч.)

Проекты в современном мире. Навыки работы в команде.

  1. «Будьте щедрей на ласку!» (5 ч.)


Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» (2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ Е. Носова «Тёпа» (1 ч.) Чувство сострадания к главному герою.

Рассказ В.И. Белова «Мальчики». (2 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство -

золотая пора?


  1. Жестокие игры. (7 ч.)

Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества.

  • Л. Толстой «Детство»(2 ч.)

Сложность взаимоотношений в группе.

  • В. Железников. «Чучело» (фрагменты из повести). (3 ч.)

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

  • Рассказ В. Солоухина «Мститель» (2 ч.) Возможность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее.


4) «Дом, который построю я…» (2 ч.)

  • Рассказы Л. Петрушевской «Страна» и И. Полянской «Мама» (2 ч.)

Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, морального и социального здоровья нации, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.

5)Заключение. (2 ч.) Уроки нравственности в русской литературе. Подведение итогов года. Защита проектов


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п


Дата

Тема

Деятельность обучающихся, обсуждаемые вопросы

Форма организации учебного занятия

I.Введение (1 ч.)

1


Проекты в современном мире. Навыки работы в команде.

История становления методов проекта, проектная деятельность, основные понятия.

Умения договариваться и решать совместно поставленную задачу

Беседа

II. «Будьте щедрей на ласку!» (5 ч.)

2-3


Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»

Размышление о том, что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Беседа

4


Рассказ Е. Носова «Тёпа»

Чувство сострадания к главному герою.

Анализ текста

5-6


Рассказ В.И. Белова «Мальчики».

Дети военной поры. Всякое ли детство -

золотая пора?

Анализ текста

III. Жестокие игры (7 ч.)


7-8


Л. Толстой «Детство»

Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества.

Анализ текста


9-11


В. Железников. «Чучело»

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

Анализ текста

12-13


Рассказ

В. Солоухина «Мститель»

Возможность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее.

Анализ текста

IV. «Дом, который построю я…» (2 ч.)

14-15


Рассказы Л. Петрушевской «Страна» и

И. Полянской «Мама»




Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, морального и социального здоровья нации, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.






Анализ текста

V. Заключение (2 ч.)

16-17


Подведение итогов года.

Уроки нравственности в русской литературе.

Защита проектов









10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!