СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности туристско-краеведческой и музейной направленности «Прошлое рядом»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ориентирован на освоение обучающимися теоретического материала музееведческого содержания и  закрепления его в ходе практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности туристско-краеведческой и музейной направленности «Прошлое рядом»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области –

Филипповская средняя общеобразовательная школа





ПРИНЯТО

Решение педагогического совета

протокол от 30.08.20211





УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________В.В.Лапшина

приказ от 30.08.20214


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

туристско-краеведческой и

музейной направленности

«Прошлое рядом»


Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 2 года








Составитель: Манидина Светлана Евгеньевна



Филиппово 2021 г

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы ожидается, что:

- появится интерес к изучению истории своего края;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

Показателями эффективности достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы являются:

- уровень сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего края;

-компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

-компетентность в сфере музейной деятельности;

-результаты участия в краеведческих конференциях, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности: «Музейное дело» распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- формирование умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

- формирование теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края;

- развитие умений работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

- развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься самостоятельным исследовательским поиском, находить и осуществлять отбор нужной информации;

- развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

-формирование навыков самостоятельного творческого поиска.

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы.

- использовать речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс ориентирован на освоение обучающимися теоретического материала музееведческого содержания и  закрепления его в ходе практической деятельности.

1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея, формирование представления детей о правилах поведения в творческом объединении «Музееведение», правилах дорожного движения, техники безопасности, противопожарной безопасности;   развивать умение применять полученные знания в жизнедеятельности; воспитание уважительного отношения к труду, друг к другу.

Виды деятельности: познавательная деятельность (экскурсия, беседа)

Проводится  обзорная экскурсия по школьному музею  «Я поведу  тебя в музей…».  Изучение, имеющихся экспонатов, связанных с историей школы.

2. Собирательная деятельность. Музейная шкатулка.

Принципы систематизации, сбор  и оформление материала.  Встреча с ветеранами войны, труда, выпускниками школы.

Обучение  принципам поисковой работы, сбору и систематизации материалов. Проводится инструктаж по правилам сбора материалов, интервьюирование ветеранов войны и труда, знакомство со средствами и способами сбора материалов. Проведение интервью с учителями, педагогами-ветеранами.

  Рассматривание альбомов, учетных карточек с уже собранным материалом. Представление собранных материалов.

3. Поисково-исследовательская работа.

Основные формы поисковой работы (походы, экспедиции, экскурсии, переписка, анкетирование, наблюдение, эксперимент и т.д.). Методика сбора и фиксации материалов (по направлениям краеведческой работы). Обработка собранного краеведческого материала.

Практические занятия:

Оформление полученных результатов в форме информационных карт, сообщений, отчётов, в том числе с использованием репродукций, фотографий, слайдовых презентаций, видеофильмов и т. д.).Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе». Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация научно-исследовательской работы;

Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно- поисковая.

4. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Деятельность по оформлению  и  исследованию фондов музея. Знакомство с фондами музея, научной организации фондовой работы, важными принципами сбора, отбора и хранения материала, ведения музейной документации.

Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

Виды деятельности: познавательная деятельность

(рассказ, просмотр видеофрагментов, использование ресурсов Интернета).

5. Учёт и хранение фондов

Задачи учётно – хранительской работы. Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов. Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, оцифровка материалов, ведение музейной документации. Шифрование музейных предметов. Картотеки. Единица хранения. Архив. Хранилище архива. Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники, фоно - и киноисточники. Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный материал. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

Виды деятельности: познавательная.

6. Экспозиционно - экскурсионная деятельность

 Понятия  «музейная экспозиция», «экспонат».  Знания о требованиях к экспозиции и этапы её создания. Принципы построения и создание новых экспозиций. Подборка текстового материала к экспозициям и оформление. Обучение ребят готовить материал к новым экспозициям, создавать новые.

Презентация музейной экспозиции. Например:

«Мы гордимся историей школы»;

«Директора школы»;

«Выдающиеся выпускники школы».

(Все экскурсии ведет человек -…экскурсовод ). Знакомство с видами экскурсий: обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем, и тематические, проводимые по конкретной теме с использованием экспонатов одного, иногда нескольких музейных разделов.  

Занятие практикой: умение составлять материал для проведения экскурсий различного вида, составление плана экскурсии, составление текстов по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

Виды деятельности: познавательная деятельность, интеллектуально-творческая.

7. Проектная и социально-значимая деятельность

  • Я – экскурсовод. Творческий отчет «Из истории одной вещи»

  • Устный журнал «Музейная азбука от А до Я»

  • Составление презентаций, выставок, посвященных    годовщине Победы

  • Создание фильма о ветеранах педагогического труда.

8. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

  1. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

  2. Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

  3. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

  4. Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.

  5. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

  6. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».

Виды деятельности: познавательная, поисковая деятельность.

Методы обучения

Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

Поисковый – сбор информации по интересующей теме.

Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов,

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование

- поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

- познавательные беседы;

- коллективно – творческое дело;

-музейные уроки;

-выставки;


9. Подведение итогов реализации программы

По окончании реализации программы участники должны подвести итоги. Формами итогов могут быть:

  1. Совершение экскурсии в музеи.

  2. Проведение экскурсий для учащихся, родителей и гостей школы.

  3. Викторины;

  4. Участие в школьных, районных и областных  конкурсах.

  5. Творческие работы;

  6. Оформление экспозиций.

  7. Оформление и защита проектов.

  8. Презентации мини-проектов;

  9. Публикации в сборниках работ учащихся школ.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения)

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

4 часа

2

Собирательная деятельность. Музейная шкатулка

8 часов

3

Поисково-исследовательская работа.

8 часов

4

Фонды музея. Научная организация фондовой работы

8 часов

5

Учёт и хранение фондов

6 часов


Итого

34 часа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год обучения)

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Экспозиционно - экскурсионная деятельность

6 часов

2

Проектная и социально-значимая деятельность

8 часов

3

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

12 часов

4

Подведение итогов реализации программы

8 часов


Итого

34 часа







Календарно - тематическое планирование  кружка  «Прошлое рядом»

занятия

Тема

Краткое описание

1

Введение. Классификация музеев


Собирательная деятельность. Музейная шкатулка  

2

История музейного дела в мире, России.

Музеи России: Государственный Русский музей

Интерактивное путешествие по  Государственному Русскому музею. Знакомство с основными экспонатами

3

История музейной работы в школе

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея  

4

Ордынский краеведческий музей

Знакомство с экспозициями  исторического музея

5

Основные направления музейной деятельности

Практическая работа по правилам оформления   инвентарной книги.

Деятельность по оформлению  и  исследованию фондов музея. Работа с  фондами

6

Научно-фондовая работа музеев

О чем  рассказывают собранные материалы?

7

Работа с музейным фондом школы

Работа в архиве школы. Рассматривание и анализ описания архивных карточек.

8

Учет музейных фондов

Практическая работа по правилам оформления   инвентарной книги.

9

Комплектование музейных фондов школы

Усвоение правил оформления карточек и этикеток.

10

Изучение материалов о деятельности детских и юношеских организаций на базе школы в 1974 – 2019 гг.


11

Экспозиционная работа в музее школы. Реставрация, обновление экспонатов.


Экспозиционно - экскурсионная деятельность

12

Все экскурсии ведет человек - экскурсовод

Мастер класс по проведению экскурсии по школьному музею активом музея.

13

Классификация экскурсий


14

Искусство экспозиции.   Экспозиция и выставка.

Знакомство с экспозициями и выставками (виртуальная экскурсия).

15

Художественное проектирование музейной экспозиции

создание проекта

16

Основные этапы подготовки музейной экскурсии. 

составление маршрута экскурсии;

   


17

История одной вещи

Упражнения по определению значения музейного предмета, его содержания, возможностей экспонирования.

18

Составление плана экскурсии

Написание плана конспекта текста сопровождающего экскурсию

19

Я–экскурсовод

Пробная экскурсия для обучающихся  начальной школы

20

Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира.

 Показ и анализ экспонатов, просмотр виртуальных экскурсий с последующим анализом.

21

Другие формы культурно-образовательной работы в музеях


 Проектная и социально-значимая деятельность  

22

Проект «Моя любимая семья» или «Архив моей семьи»

Показ презентации и рассказ о своей семье

23

Изучение материалов о деятельности детских и юношеских организаций на базе школы в 1991 – 2017 гг.


24

Сбор материалов о первых учителях школы

Посещение учителей ветеранов пед. труда

25

Сбор материалов о первых учениках школы


26

Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей»


27

Пополнение сбора информации для участия в акции «Бессмертный полк»

Сбор информации у обучающихся школы, учителей, родителей, жителей поселка о своем бессмертном герое.

28

Интерактивная программа «Тоннель времени» (подготовка)

Подготовка  к школьному мероприятию, посвященному 75 годовщине Великой Победы

29

Мероприятие « У времени своя Память»


30

Оформление передвижной выставки

Коллективная работа по изготовлению выставки

31

Презентация выставки «Никто не забыт, ничто не забыто»

Коллективная работа

32

Презентация проектов и выбор лучших

Показ видеофильмов


Презентация проектов и выбор лучших

Показ видеофильмов


31

Экскурсии для младших школьников по экспозициям музея (3 класс)


32

Экскурсии для младших школьников по экспозициям музея (4 класс)


33

Проведение дня музея в школе.

Презентация проектов, проведение элементов экскурсии.

34

Подведение итогов работы кружка


























Рекомендуемая литература


  1. ФЗ “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.

  2. ФЗ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

  3. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. - М., 2007

  4. Методика историко-краеведческой работы в школе/ под ред. Н.С. Борисова. - М., 1982

  5. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 –

музеология / под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. -  Владимир, 2010.

  1. Музеи образовательных учреждений. Серия “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве” / отв. Ред. Г.Д. Кузнецов. - М., 1997.

  2. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр /Центр музей Революции. - М., 1986.

  3. Музееведение. Музеи исторического профиля. Учеб. пособие для студентов вузов по спец. “История” / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. – М., 1988.

  4. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных общественно-политических музеев. - М., 1988.

  5. Нагорский, Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. – 2005. – №4. – С.27-34.

  6. Нагорский, Н.В.Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – №5. – С.3-15

  7. Организация работы музея образовательного учреждения // Методические рекомендации - Пермь,2005.

  8. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М., 2001

  9. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации – М., 1986.

  10. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 1985.

  11. Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М., 2001

  12. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе. - М., 1987

  13. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. - М., 2002.

  14. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб.,2000.

  15. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник. -  М., 2007.






Пояснительная записка

Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека.

Музееведение, как наука, занимающаяся рассмотрением истории и развития музейного дела, представляет собой интерес, как для истории, так и для всего общества в целом и является важной частью культурного наследия страны.  

 Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Программа  «Прошлое рядом» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.

Данная программа разработана основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и  предназначена  для  реализации  внеурочной  деятельности   обучающихся   в   среднем звене.    Программа имеет научно-познавательную  (общеинтеллектуальную)  направленность и представляет собой вариант   программы организации внеурочной деятельности школьников.

 Данная программа рассчитана на 34 часа кружковой работы , из расчета 1 час в неделю.

Кружок предназначен для обучающихся 8-11 классов.



Цель программы

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи программы:

  • Познакомить детей с историей музейного дела и с основными музеями города и района;

  • Способствовать развитию способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

  • Способствовать развитию самостоятельности и инициативы.

Программа предусматривает следующие формы организации работы с

обучающимися:

  • индивидуальная,

  • коллективная,

  • групповая,

  • фронтальная.

Формы организации работы с музейной аудиторией:

  • лекции;

  • экскурсии;консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины, акции;

  • создание видеопрезентаций;

  • посещение школьных музеев, музеев  поселка и областного центра;

  • конкурсы;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • мероприятия по реализации социально-значимой деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!