СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина»»







Рабочая программа по внеурочной деятельности

Нравственно-патриотическое направление

«Моя малая Родина»

2 класс





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 2 класса . Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на2 часа в неделю, 68 занятий в год.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моей области», «Род, семья и я», «Мой город: прошлое, настоящее, будущее»,

Содержание программы имеет общеинтеллектуальную направленность: изучение истории своего края, географическое положения области, история образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.

  2. Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного города, области.

  3. Изучение истории и природы своего родного города, области.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

  2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  1. Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

  2. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся



Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.



В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения программы «Моя малая Родина» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.

Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.

Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.







Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов. 2 часа в неделю. Срок реализации 3 года.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.



Условия для реализации программы.



Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).

  2. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.



Принципы организации деятельности:

  • гуманизации

  • личностно-ориентированный подход

  • научность

  • доступность

  • дифференцированный подход

  • практическая направленность.



Формы организации деятельности:

  • групповые

  • коллективные

  • индивидуальные.

Формы занятий:

    • игра

    • экскурсия

    • беседа

    • практическая работа

    • творческая работа

    • викторина

    • проект

Т





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 7. Города и поселки Челябинской области

п/п

Дата



Наименование тем

Общее кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1


Вводное занятие: Что такое город, поселок?



2




Гороода Челябинской области


3


Поселки Челябинской области



4




Итоговое занятие. Фотовыставка «Города Челябинской области».




ИТОГО






Раздел 7. Города и поселки Челябинской области

п/п

Дата



Наименование тем

Общее кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1


Вводное занятие: Что такое город, поселок?



2




Гороода Челябинской области


3


Поселки Челябинской области



4




Итоговое занятие. Фотовыставка «Города Челябинской области».




ИТОГО
























Раздел 1. Род, семья и я



п/п

Дата



Наименование тем

Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит)

1




Вводное занятие.


2




Моя родословная


3




Семейные традиции


4




Герб моей семьи.


5




Роль семьи в истории города


6




Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …»



ИТОГО


























Раздел 2. Природа моей области

п/п

Дата



Наименование тем

Общее кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1


Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности


2




Растительный мир.


3




Животный мир.


4




Красная книга нашей области


5




Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашей области»



Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

ИТОГО














п/п


Дата



Наименование тем

Общее кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1




Вводное занятие.


2




Город, в котором мы живем.


2




Наша школа


3




Здравоохранение


4




Искусство


5




Спорт в городе


6




Много профессий хороших и разных


7




Улицы города Магнитогорска


8




Памятники города Магнитогорска


9




Никто не забыт, ничто не забыто!


10




Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили …»Фотовыставка «Мой город»




ИТОГО












Раздел 4. Озера, реки моей области

п/п

Дата



Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1


Вводное занятие: Что такое озеро, река?

Правила техники безопасности


2




Озера Челябинской области


3




Реки Челябинской области


4




Работа с атласом и контурн.картой Челябинской области


5




Итоговое занятие. Проект «Легенды рек и озер Челябинской области»



ИТОГО










Раздел 5.. Полезные ископаемые Челябинской области

п/п

Дата



Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1


Вводное занятие: Что такое полезные ископаемые?



2




Добыча полезных ископаемых в Челябинской области


3




Работа с атласом и контурной картой


4




Итоговое занятие. Сочинение « Роль полезных ископаемых в жизни человека»



ИТОГО














Раздел 6.. Заповедники Челябинской области

п/п

Дата



Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1


Вводное занятие: Что такое заповедник?



2




Заповедники Челябинской области


4




Итоговое занятие. Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».




ИТОГО






Раздел 7. Города и поселки Челябинской области

п/п

Дата



Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

1


Вводное занятие: Что такое город, поселок?



2




Гороода Челябинской области


3


Поселки Челябинской области



4




Итоговое занятие. Фотовыставка «Города Челябинской области».




ИТОГО




























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Раздел 1. Природа моего села ( часов)

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

2. Растительный мир.

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.

3. Животный мир.

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.

Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

4. Красная книга нашего села.

Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.



Раздел 2. Род, семья и я ( час)

1. Вводное занятие.

Понятия «род», «семья», «родословная».

2. Моя Родословная.

Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.

Составление генеалогического древа.

Составление семейного альбома, устное описание родственников.

Выделение общих моментов в родословных различных семей.

Презентация результатов проекта.

3. Семейные традиции.

Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе до сих пор с целью их обогащения.

4.Семейные реликвии.

Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

5. Роль семьи в истории села.

Изучение истории своей семьи в истории развития села.

6.Итоговое занятие.

Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».



Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. ( часов)

История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!