СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Атлас профессий" .9 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по    внеурочной деятельности "Атлас профессий"

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Атлас профессий" .9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА

(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педагогического совета

МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска

от «28» августа 2019 года №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________/Герасимова С.В./


«29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска

_______________Н.В. Белан

Пр. от «30» августа 2019 г. № 174













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности "Атлас профессий"

Уровень общего образования: основное общее


Класс 9 Е общеобразовательный


Количество часов: 34


Учитель: Диденко Анна Ивановна











г. Волгодонск

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:

  1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.

  1. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.

  1. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.

  1. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.

  1. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.

  1. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.


Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.

Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Сопутствующие цели:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

  • выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;

  • обеспечить системой сведений о мире современных профессий;

  • развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.


Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);

  • Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;

  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;



Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания.

Предусмотрено безоценочное обучение.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 34 часа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:

  • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;

  • понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;

  • приемы анализа индивидуальных особенностей личности;

  • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;

  • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;

  • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;

  • роль эмоций в профессиональной деятельности человека;

  • понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;

  • понятие о специальности и квалификации работника;

  • требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;

  • характеристику профессий и специальностей;

  • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.

  • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;

  • факторы, влияющие на уровень оплаты труда;

  • виды и формы получения профессионального образования;

  • виды учреждений профессионального образования.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

  • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».

Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.

Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.

К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.

Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.

Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Курс внеурочной деятельности «Атлас профессий» нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • развить самостоятельность;

  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • систематизировать, анализировать полученные данные;

  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.



Предметные результаты осовения учебного предмета:



  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры;

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.

  • Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.

  • Сформированные рефлексивные действия:



  • способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;

  • способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;

  • способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.



  • Выпускник основной школы сможет:



  • проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);

  • устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;

  • работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.

  • совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;

  • выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе.

Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).

Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы.

Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).

Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.

Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).

Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе.

В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.

Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании).

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.

Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (3 часа).

В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего профессионального образования в Ростовской области.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения.

Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа).

В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

1

Введение в курс. Из истории профориентации.

1

Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала.

2

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

1

Изучение нового материала. Постановка и решение проблем. Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Мир профессий и его многообразие (3 часа)

3

Что такое профессия?

1

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

4

Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

1

Изучение нового материала.

5

Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

Секреты выбора профессии (2 часа).

6

Мотивы и основные условия выбора профессии.

1

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

7

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

Изучение нового материала. Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование.

На пути к самопознанию (7 часов).

8

Хорошо ли я себя знаю?

1

Рефлексия. Рассуждение.

9

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

1

Изучение нового материала.

10

Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

11

Самооценка и уровень притязаний.

1

Изучение нового материала.

12

Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности.

1

Изучение нового материала.

13

Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

14

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

1

Изучение нового материала.

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

(7 часов).

15

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Изучение нового материала

16

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

17

Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях?

1

Изучение нового материала, анализ, обобщение, рефлексия.

18

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

1

Изучение нового материала. Анализ. Рефлексия.

19

Способности к профессиям социального типа.

1

Изучение нового материала, рассуждение.

20

Способности к офисным видам деятельности.

1

Изучение нового материала, рассуждение.

21

Способность к предпринимательской деятельности.

1

Изучение нового материала, рассуждение.

Профессиональная пригодность (4 часа).

22

Здоровье и выбор профессии.

1

Изучение нового материала.

23

Что такое профессиональная пригодность?

1

Изучение нового материала, рассуждение.

24

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

1

Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование.

25

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

1

Рассуждение, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

26

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

1

Изучение нового материала.

27

Имидж и этикет современного делового человека.


1

Изучение нового материала.

28

Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

1

Изучение нового материала. Обобщение. Синтез.

29

Резюме: структура и содержание.

1

Практическая работа по отработке навыков составления резюме.

Возможности получения профессионального образования в России

(4 часа).

30

Виды профессионального образования в России.

1

Изучение нового материала. Рассуждение и обобщение.

31

Высшее профессиональное образование Ростовской области.

1

Классификация, анализ, обобщение.

32

Получение среднего профессионального образования в городе Волгодонске.

1

Классификация, анализ, обобщение.

Личный профессиональный план (2 часа).

33

Профессиональный план. Диагностика работоспособности.

1

Изучение нового материала. Познание своих индивидуально-личностных особенностей.

34

Итоговое занятие по курсу.

1

Повторение полученного материала. Анализ, Синтез, обобщение.























ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Атлас профессий» расчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9Е классе.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

9Е КЛАССА

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа)

1

5.09.19

Введение в курс. Из истории профориентации.

2

12.09.19

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

Мир профессий и его многообразие (3 часа)

3

19.09.19

Что такое профессия?

4

26.09.19

Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

5

3.10.19

Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

Секреты выбора профессии (2 часа)

6

10.10.19

Мотивы и основные условия выбора профессии.

7

17.10.19

Типичные ошибки при выборе профессии.

На пути к самопознанию (7 часов)

8

24.10.19

Хорошо ли я себя знаю?

9

7.11.19

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности.

10

14.11.19

Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

11

21.11.19

Самооценка и уровень притязаний.

12

28.11.19

Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной

деятельности.

13

5.12.19

Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

14

12.12.19

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

(7 часов)

15

19.12.19

Интересы и склонности в выборе профессии.

16

26.12.19

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

17

16.01.20

Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях?

18

23.01.20

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

19

30.01.20

Способности к профессиям социального типа.

20

6.02.20

Способности к офисным видам деятельности.

21

13.02.20

Способности к предпринимательской деятельности.

Профессиональная пригодность (4 часа)

22

20.02.20

Здоровье и выбор профессии.

23

27.02.20

Что такое профессиональная пригодность?

24

5.03.20

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

25

12.03.20

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа)

26

19.03.20

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

27

2.04.20

Имидж и этикет современного делового человека.

28

9.04.20

Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

29

16.04.20

Резюме: структура и содержание.

Профессиональная пригодность (3 часа)

30

23.04.20

Виды профессионального образования в России.

31

30.04.20

Высшее профессиональное образование Ростовской области.

32

7.05.20

Получение среднего профессионального образования в городе Волгодонске.

Личный профессиональный план (2 часа)

33

14.05.20

Профессиональный план. Диагностика работоспособности.

34

21.05.20

Итоговое занятие по курсу.




ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.  

  3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

  4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –  М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.

  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.

  6. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.

  7. Учебники:  Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С.   Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.

  8. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008.  -101 с. – (Профессиональная школа).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!