МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска от «28» августа 2019 года №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Герасимова С.В./ «29» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска _______________Н.В. Белан Пр. от «30» августа 2019 г. № 174 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности "Атлас профессий"
Уровень общего образования: основное общее
Класс 9 Е общеобразовательный
Количество часов: 34
Учитель: Диденко Анна Ивановна
г. Волгодонск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
Неопределенность целей профессионального самоопределения.
Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.
Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.
Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания.
Предусмотрено безоценочное обучение.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 34 часа.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:
роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;
понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
понятие о специальности и квалификации работника;
требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
характеристику профессий и специальностей;
понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
виды и формы получения профессионального образования;
виды учреждений профессионального образования.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».
Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.
К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.
Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.
Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.
Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Курс внеурочной деятельности «Атлас профессий» нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
развить самостоятельность;
оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты осовения учебного предмета:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
Сформированные рефлексивные действия:
способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.
проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе.
Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы.
Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.
Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.
Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).
Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе.
В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.
Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).
Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.
Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании).
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.
Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (3 часа).
В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего профессионального образования в Ростовской области.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения.
Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа).
В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). |
1 | Введение в курс. Из истории профориентации. | 1 | Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала. |
2 | Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. | 1 | Изучение нового материала. Постановка и решение проблем. Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Мир профессий и его многообразие (3 часа) |
3 | Что такое профессия? | 1 | Изучение нового материала. Рассуждение, анализ. |
4 | Ориентация в мире профессий – классификация профессий. | 1 | Изучение нового материала. |
5 | Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. | 1 | Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. |
Секреты выбора профессии (2 часа). |
6 | Мотивы и основные условия выбора профессии. | 1 | Изучение нового материала. Рассуждение, анализ. |
7 | Типичные ошибки при выборе профессии. | 1 | Изучение нового материала. Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование. |
На пути к самопознанию (7 часов). |
8 | Хорошо ли я себя знаю? | 1 | Рефлексия. Рассуждение. |
9 | Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности | 1 | Изучение нового материала. |
10 | Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. | 1 | Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. |
11 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | Изучение нового материала. |
12 | Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. | 1 | Изучение нового материала. |
13 | Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. | 1 | Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. |
14 | Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». | 1 | Изучение нового материала. |
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). |
15 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | Изучение нового материала |
16 | Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. | 1 | Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. |
17 | Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? | 1 | Изучение нового материала, анализ, обобщение, рефлексия. |
18 | Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. | 1 | Изучение нового материала. Анализ. Рефлексия. |
19 | Способности к профессиям социального типа. | 1 | Изучение нового материала, рассуждение. |
20 | Способности к офисным видам деятельности. | 1 | Изучение нового материала, рассуждение. |
21 | Способность к предпринимательской деятельности. | 1 | Изучение нового материала, рассуждение. |
Профессиональная пригодность (4 часа). |
22 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | Изучение нового материала. |
23 | Что такое профессиональная пригодность? | 1 | Изучение нового материала, рассуждение. |
24 | Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. | 1 | Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование. |
25 | Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. | 1 | Рассуждение, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). |
26 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. | 1 | Изучение нового материала. |
27 | Имидж и этикет современного делового человека. | 1 | Изучение нового материала. |
28 | Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. | 1 | Изучение нового материала. Обобщение. Синтез. |
29 | Резюме: структура и содержание. | 1 | Практическая работа по отработке навыков составления резюме. |
Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). |
30 | Виды профессионального образования в России. | 1 | Изучение нового материала. Рассуждение и обобщение. |
31 | Высшее профессиональное образование Ростовской области. | 1 | Классификация, анализ, обобщение. |
32 | Получение среднего профессионального образования в городе Волгодонске. | 1 | Классификация, анализ, обобщение. |
Личный профессиональный план (2 часа). |
33 | Профессиональный план. Диагностика работоспособности. | 1 | Изучение нового материала. Познание своих индивидуально-личностных особенностей. |
34 | Итоговое занятие по курсу. | 1 | Повторение полученного материала. Анализ, Синтез, обобщение. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Атлас профессий» расчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9Е классе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
9Е КЛАССА
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем |
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа) |
1 | 5.09.19 | Введение в курс. Из истории профориентации. |
2 | 12.09.19 | Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. |
Мир профессий и его многообразие (3 часа) |
3 | 19.09.19 | Что такое профессия? |
4 | 26.09.19 | Ориентация в мире профессий – классификация профессий. |
5 | 3.10.19 | Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. |
Секреты выбора профессии (2 часа) |
6 | 10.10.19 | Мотивы и основные условия выбора профессии. |
7 | 17.10.19 | Типичные ошибки при выборе профессии. |
На пути к самопознанию (7 часов) |
8 | 24.10.19 | Хорошо ли я себя знаю? |
9 | 7.11.19 | Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. |
10 | 14.11.19 | Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. |
11 | 21.11.19 | Самооценка и уровень притязаний. |
12 | 28.11.19 | Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. |
13 | 5.12.19 | Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. |
14 | 12.12.19 | Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». |
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов) |
15 | 19.12.19 | Интересы и склонности в выборе профессии. |
16 | 26.12.19 | Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. |
17 | 16.01.20 | Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? |
18 | 23.01.20 | Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. |
19 | 30.01.20 | Способности к профессиям социального типа. |
20 | 6.02.20 | Способности к офисным видам деятельности. |
21 | 13.02.20 | Способности к предпринимательской деятельности. |
Профессиональная пригодность (4 часа) |
22 | 20.02.20 | Здоровье и выбор профессии. |
23 | 27.02.20 | Что такое профессиональная пригодность? |
24 | 5.03.20 | Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. |
25 | 12.03.20 | Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа) |
26 | 19.03.20 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. |
27 | 2.04.20 | Имидж и этикет современного делового человека. |
28 | 9.04.20 | Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. |
29 | 16.04.20 | Резюме: структура и содержание. |
Профессиональная пригодность (3 часа) |
30 | 23.04.20 | Виды профессионального образования в России. |
31 | 30.04.20 | Высшее профессиональное образование Ростовской области. |
32 | 7.05.20 | Получение среднего профессионального образования в городе Волгодонске. |
Личный профессиональный план (2 часа) |
33 | 14.05.20 | Профессиональный план. Диагностика работоспособности. |
34 | 21.05.20 | Итоговое занятие по курсу. |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:
Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.
Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008. -101 с. – (Профессиональная школа).