СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабоая программа по внеурочной деятельности для 9 класса "Программирование на Pascal"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно. Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Программа рассчитана на учеников 9 класса. Учащиеся получают расширенные знания и навыки работы. Программа кружка направлена на развитие мышления учащихся и воспитания у них информационной культуры. На занятиях выполняются задания развивающие творчество учащихся, умение анализировать, систематизировать, визуализировать информацию. Учащиеся учатся моделировать реально происходящие процессы, т.е. создавать информационную модель задачи.

Целесообразность изучения алгоритмизации, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения алгоритмизации детей, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников, в-третьих, недостаточным количеством учебных часов по программе на изучение данных тем.

Цели внеурочной деятельности: обеспечить целостное компетентностное образование, воспитывать широкий кругозор, дать возможность детям самостоятельно выполнять собственные исследования в самом широком диапазоне направлений, воспитывать информационную культуру. Помочь детям узнать основные возможности программирования и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Основные задачи курса:
  • Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

  • Формирование алгоритмической культуры учащихся.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

  • Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

  • Формирование основ научного мировоззрения.

  • Повышение мотивации к учению.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Результаты освоения курса

Предметные результаты:

  • умение использовать термины “алгоритм”, “идентификатор”, “оператор”, “выражения”, “программа”;

  • умение использовать компьютерные программы, среды программирования Pascal;

  • навыки написания программ в зависимости от постановленной задачи.

Регулятивные УУД

В процессе изучения внеурочной деятельности ученик научится:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения,

  • ставить учебные цели,

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения,

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

  • адекватно воспринимать оценку учителя,

  • различать способ и результат действия,

  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок,

  • проявлять познавательную инициативу.

Познавательные УУД

  • В процессе изучения внеурочного модуля “Азы программирования”

Коммуникативные УУД

В процессе изучения модуля “Азы программирования” ученик научится:

  • учитывать разные мнения,

  • формулировать собственное мнение и позицию,

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • задавать вопросы,

  • аргументировать свою позицию,

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные результаты

В процессе изучения модуля внеурочной деятельности “Азы программирования” ученик получает возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения,

  • умения находить ответ на вопрос о том, “какой смысл имеет для меня учение”,

  • умения находить ответ на вопрос о том, “какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе ”,

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Содержание учебного курса

Введение в Паскаль. 10 часов

Место языка Паскаль среди языков. Умение войти в среду ТР. Знание основных компонентов среды ТР. Умение набирать программу, вводить в память компьютера и работать с ней.

  1. Организация ввода – вывода данных . 5 часа

Учащиеся должны знать и уметь:

Знания команд ввода – вывода. Умение использовать команды ввода – вывода. Знание видов операторов. Владение понятием оператора. Умение использовать операторы: присваивания; составной.

  1. Алгоритмы. 4 часа

Учащиеся должны знать и уметь:

Знать определение и свойства алгоритма. Уметь строить блок-схемы на изученные типы алгоритмов.

  1. Выражения. 4 часа

Учащиеся должны знать и уметь:

Что такое величина и чем она характеризуется. Арифметические выражения. Что может входить в состав арифметического выражения. Владение понятиями констант и переменной. Умение составлять имя величин.

  1. Алгоритмы линейной структуры. 4 часа

Учащиеся должны знать и уметь:

Знание основных элементов программирования. Знание структуры программы. Правила записи арифметических выражений. Уметь составлять программы для линейной алгоритмической конструкции. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.

  1. Алгоритмы разветвляющейся структуры. 6 часов

Учащиеся должны знать и уметь:

Владение понятием ветвления. Условный оператор. Умение использовать конструкцию ветвления при решении задач на языке PASCAL. Умение составить комментарий.

  1. Алгоритмы циклической структуры . 3 часа

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Введение в Паскаль

10

Организация ввода – вывода данных

5

Графика в Паскале

4

Программирование алгоритмов ветвление и циклы

9





Календарно - тематическое планирование

занятия

Наименование темы

Дата по плану

Дата по факту

1

Инструктаж по техники безопасности. Среда разработчика Pascal. Элементы интерфейса



2

Создание, компиляция, исполнение и отладка программ



3

Синтаксис и семантика языка Pascal. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках



4

Практикум 1. Использование среды Pascal



5

Данные. Типы данных.



6

Константы



7

Числовой тип данных



8

Построение арифметических выражений. Формат результата.



9

Оператор присваивания.



10

Выполнение оператора присваивания



11

Процедура вывода и ее простейшая форма



12

Процедура ввода и ее формат. Простейший ввод



13

Вывод информации на экран в текстовом режиме



14

Расчеты по линейному алгоритму



15

Практикум 2.Программа-калькулятор



16

Графический режим



17

Примитивы в графическом режиме.



18

Рисование с помощью примитивов



19

Практикум 3.Использование графики



20

Данные логического типа и логические выражения



21

Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор



22

Ветвление алгоритма на три и более рукавов



23

Практикум 4.Программирование алгоритмов с ветвлением



24

Виды операторов цикла.



25

Итерационные циклы



26

Регулярные циклы.



27

Вложенные циклы



28

Практикум 5. Рисуем узоры



29

Строковые данные. Основные принципы работы со строковыми данными



30

Функции для работы со строковыми данными



31

Практикум 6. Полнофункциональный калькулятор



32

Подпрограммы



33

Массивы



34

Ввод информации из файла. Работа с текстовым файлом



35

Создание собственной программы



Учебно-методическое обеспечение курса:

  • Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998.
  • Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  • Сухарев М. Turbo Pascal 7.0, теория и практика программирования. – СПб: Наука и техника, 2003. – 576 стр.: ил.
  • Окулов С.М. Основы программирования. – М.: Юнимедиастайл, 2010. – 424с.: ил.
  • Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10 11 кл. / А.Б. Николаев, Л.А. Акатнова, С.В. Алексахин и др. – М.: Просвещение, 2002. – 111 с.
  • Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. – М.: Бином, 2008

  • Кнут Е. Дональд. Искусство программирования. Том 1. Основные алгоритмы. – М.: Вильямс, 2011

  • Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н. Информатика 7–9 классы. – М.: Дрофа, 2009

  • Яшуев Р.Н. Работа со школьниками в области информатики. – М., 2010

  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

  • Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!