Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
имени Романа Георгиевича Цецульникова»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я сам - мастер»
8 класс
| Составитель: учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории Степанова Елена Юрьевна |
Кемерово
2020 год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я сам - мастер»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Освоение учащихся внеурочного курса «Я сам - мастер» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к изобразительному искусству;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми − формировать собственное мнение и позицию;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учеников проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные − проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные − проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические − по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки
Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
В соответствии с ООП ООО в основе программы внеурочной деятельности по курсу «Я сам -мастер» лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении учащихся в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках программы. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных форм организации и видов деятельности учащихся.
1.Зимний пейзаж утренний (техника «мазок»). (1ч)
Задание: выполнить пейзаж в холодной светлой гамме.
Материал: бумага А 3, гуашь или акварель.
2.Зимний пейзаж ночной (техника « мазок»). (1ч)
Задание: выполнить пейзаж в холодной темной гамме.
Материал: бумага А 3 гуашь или акварель.
3. Цветовой круг. (1ч)
Задание: сделать цветовой круг 12 цветов.
Материал: бумага, гуашь, кисти нейлон.
4. «Валер» Задание на свободную тему (использование техники «валер»). (2ч)
Задание: выполнить работу на свободную тему в технике валер.
Материал: бумага А3,гуашь.
5. Цветовая среда. Влияние цвета на человека. Цвет в интерьере. (2ч)
Задание: прослушать лекцию.
6. Упражнения: интерьер в определенной гамме. (2ч)
Задание: выполнить эскиз интерьера в определенной цветовой гамме.
Материал: бумага А 4,гуашь или акварель.
7. Портрет. Телесный цвет лица, (гуашь) (2ч)
Задание: Изучить способы смешения телесного цвета лица. Выполнить портрет.
Материал: бумага А 4, гуашь.
8. Цветомузыка. Цветомузыкальное искусство. Редкие названия цветов. (2ч)
Задание: прослушать лекцию.
9. Закономерности цветовосприятия. Упражнения: яблоко в различном освещении. (2ч)
Задание: выполнить яблоко в различном освещении.
Материал: бумага А 4, гуашь.
10. Цветопунктура. (2ч)
Символика цветов. История цвета. Цветотерапия. теория.
11. «Сельский пейзаж Кемеровской области (живопись)» (2ч)
Задачи: Закрепление темы воздушная перспектива.компоновка изображения в листе, выразительность цветового решения.
Материалы: бумага фА3, гуашь, кисти.
12. Интерьер «Моя комната (графика)» Дизайнеров Кемеровской области. (2ч)
Задание: Выполнить интерьер комнаты.
Задачи: Закрепление темы линейная перспектива. Материалы: бумаг фА3, гуашь, кисти.
13. Этюд фруктов по наблюдениям в творчестве Междуреченской художницы Левадней В.А. (2ч)
Задание: Выполнить этюд фруктов с натуры.
Материалы: бумаг фА3, гуашь.
14. Зарисовка букета цветов с натуры. Графика Беловской художницы Адмакиной Л.В. Графика (2ч)
Задачи: развитие образного мышления, передача настроения в работе цветом.
Материалы: бумаг фА3, гуашь, кисти.
15. Цветочный натюрморт Новокузнецкого художника Бессонова В.В. (монотипия живопись) (2ч)
Задание: выполнить цветочную композицию.
Задачи: Грамотно за компоновать изображение в листе. Подобрать цветовую гамму.
Материалы: бумага А3, стекло, масло.
16.Композиция с чучелами Кемеровского художника Курасова С.В. (графика) (2ч)
Задание: Композиция выполняется по наблюдениям с натуры. Обучающиеся рассматривают чучела птиц, срисовывают и помещают в природную среду (дорисовывают пейзаж).
Задачи: развитие наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, приобретение практических навыков работы с натуры.
Материалы: бумага фА3, акварель, кисти.
17. Портрет «Моя мама» живопись Ленинск – Кузнецкого художника Волковой И.А. (2ч)
Задачи: организация плоскости листа, передача пропорций, передача характера, настроения в работе.
Материалы: бумага фА3,гуашь
18. «Забор» (ритм, графика) (2ч) Упражнение.
Задание: Прослушать материал по теме «ритм». Выполнить упражнение на закрепление темы «ритм».
19. Композиция на тему древнерусской архитектуры. Город Новокузнецк.
(2ч)
Задачи: знакомство с русским деревянным зодчеством, понятие о единстве архитектуры и окружающей среды, компоновка изображения в листе, закрепление темы ритм. Материалы: жатая бумага, мягкий материал, гелевая ручка, перо тушь
IV. Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов |
1 2 3 4 | Технические приемы. Цветоведения. Жанры изобразительного исусства. Резервное время. Итого | 3 6 25 1 35 |
№ урока | Наименование разделов, тем | Количество часов |
| Технические приемы | 3 |
1 | Зимний пейзаж утренний (техника «мазок»). | 1 |
2 | Зимний пейзаж ночной (техника « мазок»). | 1 |
3 | Цветовой круг. | 1 |
| Цветоведения. | 6 |
4 5 | «Валер» Задание на свободную тему (использование техники «валер»). | 2 |
6 7 | Цветовая среда. Влияние цвета на человека. Цвет в интерьере. | 2 |
8 9 | Упражнения: интерьер в определенной гамме. | 2 |
| Жанры изобразительного исусства. | |
10 11 | Портрет. Телесный цвет лица. (гуашь) | 2 |
12 13 | Цветомузыка. Цветомузыкальное искусство. Редкие названия цветов. | 2 |
14 15 | Закономерности цветовосприятия. Упражнения: яблоко в различном освещении. | 2 |
16 17 | Цветопунктура. Упражнение. | 2 |
18 19 | «Сельский пейзаж Кемеровской области.(живопись)» | 2 |
20 21 | Интерьер «Моя комната (графика)» Дизайнеров Кемеровской области. | 2 |
22 23 | Этюд фруктов по наблюдениям в творчестве Междуреченской художницы Левадней В.А. | 2 |
24 25 | Зарисовка букета цветов с натуры. Графика Беловской художницы Адмакиной Л.В. | 2 |
26 27 | Цветочный натюрморт (монотипия живопись) Новокузнецкого художника Бессонова В.В. | 2 |
28 29 | Композиция с чучелами (графика) Кемеровского художника Курасова С.В. | 2 |
30 31 | Портрет «Моя мама» живопись Ленинск –Кузнецкого художника Волковой И.А. | 2 |
32 33 | «Забор» (ритм, графика) Упражнение. | 2 |
34 35 | Композиция на тему древнерусской архитектуры. Город Новокузнецк. Резервное время | 1 1 |
14