1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№ 13 г. Темрюка » муниципального образования «Темрюкский район» Краснодарского края;
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №13 г.Темрюка МО «Темрюкский район» (ФГОС);
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности М.А. Десятниковой, Л.В. Мотиной. Издательство, Ульяновск» Центр ОСИ»,2015г.
Учебного плана МАОУ СОШ №13 г. Темрюка МО «Темрюкский» на 2019 – 2020 учебный год. Приказ № от 29.08.2020 г.;
Календарного учебного графика МАОУ СОШ г.Темрюка на 2019-2020 учебный год. Приказ № от 27.08.2016 г.;
Цель:
- Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность.
- Развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- Знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
2. Общая характеристика учебного предмета
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации
внеурочной деятельности обучающихся в 5 классе.
Программа «Юный историк» (по следам Древнего мира) имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и
социальных навыков,которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных
общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет
ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении
полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения -развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на
вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности.
Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «История Родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией Б. А. Горского. - М.:
Просвещение, 2011, Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс. М. : Просвещение, 2010 г., Всеобщая история : 5-9 классы : рабочие программы : предметная линия
учебников В.И. Уколовой : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. ; Просвещение, 2011 г.
Вид программы - авторская.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению древних цивилизации через изучение повседневного быта,
памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельный подход осуществляется через использование таких форм организации познавательной
деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.
Особенности возрастной группы детей 11-12 лет.
Пятиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных
интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.
Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, -34 часа в год, количество часов и занятий в неделю — 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.
Методы обучения:
наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием
драматизации вовнеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху»,
почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей.Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях,
умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания,памяти, воли, а также
многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания,
развития и обучения детей.
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного
вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные
решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения
пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать
умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий
осуществляется индивиду.
Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности,
игровыми реквизитами.
Место проведения занятий.
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих
условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
3. Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного
изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из
тематических блоков:
«Наши древнейшие предки»,
«Путешествие по странам Древнего Востока»,
«В Древней Греции»
«Древний Рим:
от города до могучей империи».
«Древний мир - удивительный мир».
Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.
Срок реализации программы - 1 год (34 часа из расчета 1 час в неделю).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательнойдеятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
Метапредметные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд,
культура).
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе
и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий {конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
.
собеседования {индивидуальное и групповое),
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или
презентации проектов.
5.Содержание программы
Введение (1 ч.)
Что изучает история Древнего мира. Источники знаний по истории.
Раздел 1. Наши древнейшие предки (4 ч.)
В гостях у первобытного человека (2 ч.)
далекие предки людей. Занятия, орудия труда, жилища первобытного человека. Овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей.
Загадки древнейших рисунков (2 ч.)
Пещерная живопись. Отражение религиозных представлений первобытных охотников и собирателей в рисунках и обрядах.
Раздел 2. Путешествие по странам древнего Востока (10 ч.)
В гостях у египтянина. (1 ч.)
Фараон — сын Бога. Во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Служба вельмож. В усадьбе вельможи. Занятия египетских ремесленников. Труд египетских крестьян. В хижинах ремесленника и крестьянина.
Храм — жилище богов. (1 ч.)
Священные животные и боги. Мифы древнего Египта.
Искусство древнего Египта. Внутри египетской пирамиды. (2ч.)
Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Письменность, знания древних египтян . Пирамида Хеопса — чудо света. Искусство древнеегипетской скульптуры; статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Загадки древнего Двуречья. (1 ч.)
Шумерские ступенчатые башни от земли до неба. Висячие сады Симирамиды - чудо света. Город Вавилон — главный город Двуречья.
Путешествие по городам древней Финикии. (1 ч.)
Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Садов, Тир. Морская торговля и пиратство финикийцев. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Путешествие по древней Палестине (]ч.)
Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейскихплемен. Исторический и нравственный опыт еврейского народа
Путешествие по Древней Индии. (1 ч.)
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. древнейшие города Вера в переселение душ. Культура Древней Индии. Индийская мудрость, знания и книги,
Дорогами Великого шёлкового пути. (!ч)
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские нероглифы. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь, Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Шёлк. Чай. Бумага. Компас.
Загадки Древнего Востока (итоговое повторение темы). (1 ч.)
Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел З. В древней Греции (9 ч.)
Греция Гомера. (2 ч)
Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, Троянском коне. Мораль поэмы. По страницам поэм «Илиада», «Одиссея»
На народном собрании в Афинах. (1 ч.)
Народное собрание и его функции. Перикл, его роль в развитии демократии в Афинах. Афинская демократия.
Священный огонь в Олимпии. (2 ч)
Олимпийские игры в Греции. Возникновение, развитие олимпийских видов спора Древнегреческие атлеты
Современные олимпийские виды спорта.
В греческом храме. (2 ч)
Древнегреческие боги. Мифы о Геракле, миф о Дионисе, миф о Прометее, о Деметре. Статуя Зевса в Олимпии. Особенности храмовой архитектуры Древней Греции. Фидий и его Афина. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе.
Наследие Александра Великого. (1 ч)
Держава Александра Македонского — уникальное явление древнего мира. Александрийский (Фаросский) маяк. Ученые Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии.
Дорогами древней Эллады (итоговое занятие по теме «В Древней Греции. (1 ч)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры.. Колосс Родосский — чудо света. Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру.
Раздел 4. Древний Рим: от города до могучей империи (8 ч.)
В гостях у римлянина (2 ч)
Древний Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская семья, ее особенности. Сравнительный анализ современной и римской семьи.
Религия древнего Рима. (]ч)
Боги древнего Рима. Мифы о древнеримских богах. Римские храмы. Сравнительный анализ египетских, греческих и римских храмов.
Раб (говорящее орудие труда)». (1 ч.)
Источники рабства в Риме. Обязанности рабов. Раб – «говорящее орудие». Римские учёные о рабах.
В школе гладиаторов. (1. ч)
Кто становился гладиатором в Риме. Гладиаторские бои. Амфитеатры.
Все дороги ведут в Рим. (2 ч)
Город —- столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. «Хлеб и зрелища» для бедноты.
Правление Траяна — лучшего из императоров. (1 ч.)
Расцвет Римской империи во II в. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Древний Рим: от города до могучей империи (обобщающее занятие). (Iч)
Раздел 5 Древний мир —удивительный мир. (З ч.)
Семь чудес света. (]ч)
Пирамиды в Египте, Висячие сады в Вавилоне, храм богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский маяк, Фаросский маяк, Колосе Родосский.
Общее и особенное древних цивилизаций. (2 ч)
Признаки цивилизации стран Древнего Востока, Греции и Рима. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Темы программы | Кол-во часов |
1 | Наши древнейшие предки(5 ч) | Введение | 1 |
| | В гостях у первобытного человека | 2 |
| | Загадки древнейших рисунков | 2 |
2 | Путешествие по странам Древнего Востока (10 ч) | В гостях у египтянина | 1 |
| | Храм-жилище богов | 1 |
| | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды | 2 |
| | Загадки Древнего Двуречья | 1 |
| | Путешествие по Финикии | 1 |
| | Путешествие по Древней Палестине | 1 |
| | Путешествие по Древней Индии | 1 |
| | Дорогами Великого шелкового пути | 1 |
| | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 |
3 | В Древней Греции (9ч) | Греция Гомера | 2 |
| | На народном собрании в Афинах | 1 |
| | Священный огонь в Олимпии | 2 |
| | В греческом храме | 2 |
Факт№ | Тема урока | Кол час | Тип урока | Планируемые результаты | ФОПД | Система контроля | ОЭР | Дата | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | | |
1 | Введение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Научатся. Получат первичные представления об исторической науке. Работать со справочным материалом книги. Получат возможность научиться. Работать с историческим источником. | П.- раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник. Р.- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу. К.-участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | Работа в группах по определению источников информации по истории Древнего мира в библиотеке и интернет-ресурсах | | | | |
Раздел 1. Наши древнейшие предки (4 ч.) |
2-3 | В гостях у первобытного человека | 2 | Пракическая работа | Пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Получат возможность научиться. Грамотно и красиво говорить | П.- сравнивать первобытного и современного человека; комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К.- устно описывать первые орудия труда; называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, -формирование целостного мировоззрения, соответствующе | Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | Устный опрос | Презентация к уроку истории «Древнейшие люди " URL:http//www.uchportal.ru//loa | | |
4-5 | Загадки древнейших рисунков | 2 | Комби- нирован- ный | Научатся. Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Получат возможность научиться. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников. | П.- объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников; характеризовать первобытные верования людей. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения; работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. | Понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; развивать способность к самооценке. | Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации | Устный опрос | | | |
Раздел 2. Путешествие по странам Древнего Востока (10 ч.) |
6 | В гостях у египтянина | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Получат возможность научиться. Находить и группировать информацию по данной теме из видеоряда | П.- находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий; выделять главное в части параграфа, во всём параграфе; выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Р.- планировать решение учебной задачи; выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей. К.- учиться работать в малой группе над общим заданием. | Понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность. | Индивидуальная или парная работало лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Жилище земледельца», «Мастерская ремесленника», «Ирригационная система» | Устный опрос | Презентация «Жизнь египетского вельможи» URL:http://www.uchportal.ru//loa d/ 54-1-0-4548 | | |
7 | Храм-жилище богов | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Анализировать исторические факты на элементарном уровне, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника. Получат возможность научиться. Творчески разрабатывать сюжеты | П.- искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов; характеризовать религию древних египтян; устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Р.- планировать решение учебной задачи; выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; развивать способность к самооценке. | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации. Интернет-ресурсы «Один день из жизни жреца» | текущий | Презентация по теме «Религия древних египтян» URL:http:// prezentacii.com/ istorii/-402 | | |
8-9 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды | 2 | Комби- нирован- ный | Научатся. Анализировать исторические факты на элементарном уровне, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника. Получат возможность научиться. Творчески разрабатывать сюжеты | П.- искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов; характеризовать религию древних египтян; устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Р.- планировать решение учебной задачи; выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; развивать способность к самооценке. | Краткосрочные информационные проекгы (индивидуальные или парные). Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | текущий | http://konan/3dn/ru\ http://ru. wikipedia.org\wiki/ | | |
10 | Загадки Древнего Двуречья | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой. Получат возможность научиться. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Составить рассказ об одном дне из жизни школьника. | П.- комментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Р.- характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья; выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; оформлять диалогические высказывания, понимать позицию | Понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; развивать способность к самооценке. | Составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды, сооружений и зданий Вавилона | текущий | http://konan/3dn/ru\ | | |
11 | Путешествие по Финикии | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. Получат возможность научиться. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир | П.- ставить и формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Р.- подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников; выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | Понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; развивать способность к самооценке. | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Одни день из жизни финикийца» | текущий | http//historic.ru/about/author.shtml | | |
12 | Путешествие по Древней Палестине | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду. Получат возможность научиться. Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | П.- изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Р.- объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласовывать действия с партнером. | Познаватель- ный интереск изучению истории. Представление о Библии как историческом источнике | Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме по природно-климатическим условиям и истории Древней Палестины | текущий | Презентация «Древнеев- рейское царство» URL:http://shlyahtun.ucoz.ru/2-1- 0-118 | | |
13 | Путешествие по Древней Индии | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ. Получат возможность научиться. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему | П.- показывать на карте основные географические объекты Древней Индии; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач. Р.- выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль. К.- рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. | Познаватель‑ ный интерес к истории, процессунаучного познания. Осознание роли труда народных масс в создании ци‑ вилизации | Групповая работа по составление буклетов на темы: «Жизнь среди природы: животные и боги индийцев», | текущий | Презентация «Природа и люди Древней Индии» URL:http://мир презентаций.рф/ load/istorija/ | | |
14 | Дорогами Великого шелкового пути | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное. Получат возможность научиться. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | П.- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач. Р.- определять и формулировать особенности китайской религии; работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Познаватель‑ ный интерес к истории, процессунаучного познания. Осознание роли труда народных масс в создании ци‑ вилизации | Подготовка и защита презентаций (проектов) по темам: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана», «Великая Китайская стена и мир атайцев», «Какие изобретения древние китайцы подарили миру?» | текущий | Презентация «Первый властелин единого Китая» URL:http://www.zavuch.info/meto dichka/obchestvovseobhistor/histo | | |
15 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 | Обобще ние и систематизация знаний | Научатся. Строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Получат возможность научиться. Составлять кроссворды по тематике урока. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. | П.- выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях; Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов. Р.- объяснять причины возведения Великой Китайской стены; показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль. К.- участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Познаватель‑ ный интерес к истории, процессунаучного познания. Осознание роли труда народных масс в создании ци‑ вилизации | Командное соревнование по вьполнению заданий: решение кроссвордов,»Найди лишнее», «Установи соответствия», | текущий | http//historic.ru/about/author.shtml | | |
Раздел 3. В Древней Греции (9ч) |
16-17 | Греция Гомера | 2 | Комби- нирован- ный | Научатся. Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний. Получат возможность научиться. Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока; последовательно рассказывать обо всех приключениях Одиссея | П.- раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада»; в группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Р.- читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. К.- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Рассказывать легенду о жизни Гомера; характеризовать образы основных героев «Илиады»; выделять основные вехи пути Одиссея домой; сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу. | Индивидуаль ные творческие работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея” (по выбору)» | текущий | «Поэма Гомера «Илиада» URL:http://www.uchportal.ru//loa d/ 53-1-0-20152 | | |
18 | На народном собрании в Афинах | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся.На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам. Получат возможность научиться. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | П.- уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике; формулировать свою точку зрения. Р.- сравнивать законы Драконта и Солона; устанавливать целевые приоритеты. К.- уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа; выражать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Народное собрание и его функция», «Перикл, его роль в развития демократии в Афинах», «Афинская демократия» | текущий | http//historic.ru/about/author.shtml | | |
19-20 | Священный огонь в Олимпии | 2 | Комби- нирован- ный | Научатся. Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний | П.- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач. Р.- определять и формулировать особенности китайской религии; работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Познавательный интерес к истории, познания. Понимание роли труда и творческих усилий людей для развития общества | Групповые информацион ные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», | текущий | | | |
21-22 | В греческом храме | 2 | Комби- нирован- ный | Научатся. Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний | П.- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач. Р.- определять и формулировать особенности китайской религии; работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Понимать значение знаний для человека и принимать его; сохраняют мотивацию к учебной деятельности, развивают способность к самооценке. | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности храмовой архитектуры Древней Греции, «Статуя Зевса в Олимпии» Фидий и его Афина», «Мавзолей Мавсола, «Храм Артемиды в Эфесе» | текущий | http//historic.ru/about/author.shtml | | |
23 | Наследие Александра Великого | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Получат возможность научиться. Составлять исторический портрет. | П.- используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток; оценивать поступки А. Македонского, его противников; уметь структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели. Р.- оценивать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. К.- характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского; участвовать в обсуждении вопросов, обмениваться мнениями, слушать друг друга, согласовывать действия с партнером | Понимать значение знаний для человека и принимать его; мотивировать свои действия, проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Составление карты «Памятники культуры державы Александра Великого», решение задач по установлению особенностей архитектурных сооружений | текущий | Презентация «Поход Александра Македонского на Вос ток» URL:http//nsportal.ru// shkola/ istoriya/library | | |
24 | Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады» | 1 | Обобще ние и систематизация знаний | Научатся. Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | П.- называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции; объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Р.- принимать учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности; учитывать выделенные учителей ориентиры действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения | Понимать значение знаний для человека и принимать его; сохраняют мотивацию к учебной деятельности, развивают способность к самооценке. | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т.д. | текущий | Презентация «Путешествие по Древней Греции» URL:http//nsportal.ru// shkola/ istoriya/library | | |
Раздел 4.Древний Рим: от города до могучей империи (9 ч) |
25 | В гостях у римлянина | 1 | Комби- нирован- ный | Знание образа жизни римлян,их быта и культуры | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, факты от мнений и предположений, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения | Парные информационные проекты по темам , - «Многоэтажные дома в низинах между холмами», «Обустройство повседневности римлян « Термы в жизни и культуре римлянина», «Римская семья, ее особенности». Индивидуальные творческие работы «Один день из жизни римлянина» | текущий | http//historic.ru/about/author.shtml | | |
26 | Религия Древнего Рима | 1 | Комби- нирован- ный | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. .Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; развивать способность к самооценке. | Работа в парах по изготовлению буклетов опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Боги древнего Работа в парах по изготовлению Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские храмы» Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа египетских, греческих и римских храмов | текущий | http//historic.ru/about/author.shtml | | |
27 | Раб-«говорящее орудие труда» | 1 | Комби- нирован- ный | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. .Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Познаватель- ный интерес к истории,процессу научного познания. Понимание роли личности в истории. Осознание справедливости борьбы человека за свои права | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Источники рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в име», «Римские учёные о рабах». Фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем Риме» | текущий | Презентация «Рабство в Древнем Риме» URL:http://900igr.net/ prezentacii./ istoriya/024 | | |
28 | В школе гладиаторов | 1 | Комби- нирован- ный | Знание положения рабов и причин крупнейшего восстания рабов в Риме. Описание гладиаторских боев в амфитеатрах, сражений восставших рабов с римскими войсками. Оценка личности Спартака как вождя восставших рабов. Умение показывать на карте направле- ния походов восставших рабов и места сражений | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. .Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Понимание роли личности в истории. Осознание справедливости борьбы человека за свои права | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина или рисованию с опорой на текст сюжетов: «Гладиаторские бои», «Амфитеатр» | текущий | URL:http:// prezentacii.com/ istorii/915 | | |
29-30 | В дороги ведут в Риме | 2 | Комби- нирован- ный | Умеет работать с исторической картой, историческими документами | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека | Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Город. столица империю, Фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации | текущий | Презентация «Расцвет Римской империи во II в.» Презентация«Вечный город» и его жители» URL:http://powerpt.ru:/ prezentacii/poistorii/1451 | | |
31 | Правление Траяна-«лучшего из императоров» | 1 | Комби- нирован- ный | Знание особенностей правления Траяна. Характеристика тика личности Нерона и Траяна. Формулирование своего отношения к нему. Умение показывать на карте завоеванные Траяном территории | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией | Познавательный интерес к истории, научного познания. Понимание роли личности в | Групповые информационные проекты по темам: «Расцвет Римской империи во 11 в.», «Военные успехи Травма — последние завоевания римлян», «Масштабное строительство в Риме и провинциях на века», «Новое в строительном ремесле», «Обустройство городов в провинциях империи» | текущий | Презентация «Знаменитые императоры: Нерон и Траяна» URL:http:// prezentacii.com/ istorii/415 | | |
32 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи | 1 | Обобще ние и систематизация знаний | Умеет работать с лентой времени и схемами; сравнивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздел | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства | | | Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия». «Собери аппликацию»и т. д. | текущий | | | |
Раздел 5.Древний мир-удивительный мир(3 ч) |
33 | Семь чудес света | 1 | Комби- нирован- ный | Научатся. логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представление о всемирно-историческом значении культуры | Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский. Фаросский маяк | текущий | Презен тации учащихся | | |
34-35 | Общее и особенное древних цивилизаций | 2 | Обобще ние и систематизация знаний | Умеет работать с лентой времени и схемами; сравнивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздел | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения | Выполнение заданий по индивидуальных темам «Признаки цивилизации стран древнего Востока, Греции и Рима, «Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока», «Вклад народов древности в мировую культуру», «Народовластие в Греции и Рим, «Роль граждан в управлении государством», «Нравы жителей древних государств | текущий | Презен тации учащихся | | |
| | | | | | | | | | | |
6. Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл. [Текст] : к учебнику Ф. А. Михайловского «История Древнего мира» / С. в. Агафонов. — М.:
Русское слово, 2005.— 23 с.
2. Григорьев, д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010 —223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам)
4. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М: Просвещение, 2011—178 с.
5. История древнего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://konan/3dn/ru\
6. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие / О. Ю. Стрелова,, Е. Е. Вяземский. — М. : Русское слово — учебник , 2014. — 178 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся.
: 7. Культура Древнего Египта [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ru. wikipedia.org\wiki/ древнегоЕгипта. — Загл. с экрана
8. Николаев, Д. В. Культура древнего мира [Текст]: учебное пособие / СП6ГТУРП. — СП6., 2011.— 49 с.
9. Проект «Всемирная история» [Электронный ресурс]. — Режим доступа
http//historic.ru/about/author.shtml
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011.— 79 с.-- (Стандарты второго поколения).
II. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя (под ред. А. Г. Асмолова. —2-е изд. — М. : Просвещение, 2011.— 159 с.
истории Древнего мира. 5 кл. [Текст] / Г. А. Цветкова. — М. : Владос-Пресс, 2003.— 272 с.
13. Энциклопедия для детей. Том 1 — Всемирная история 1996 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//nashol. Com/2011070357048/enclopediyadlya-detei-tom-1-vsemirnaya-istoriya.html
8. Планируемые результаты изучения учебного предмет
Ученик научится:
1. Знать хронологию, работать с хронологией:
Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знать исторические факты, работать с фактами:
Характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работать с историческими источниками:
Читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описывать (реконструкция):
Рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализировать, объяснять:
Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);
Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
Раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
Сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
Давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
Оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применять знания и умения в общении, социальной среде:
Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Ученик получит возможность научиться:
-давать характеристику общественного строя древних государств;
-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.