СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по истории в 7 класссе " Личность в истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по истории в 7 класссе " Личность в истории"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 55

с изучением культур народов Поволжья»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

общественно-научного цикла

Протокол № 1 от 29. 08.2019 г.

Руководитель ШМО

Башмакова Е.Е.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Л.Б. Сафиулова

02.09.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора школы

___________М.Г. Чернышева

Приказ № 169 от 02.09.2019 г.







Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Личность в истории»

для обучающихся 7 класса

на 2019-2020 учебный год

количество часов на год - 70






Разработала:

Ильина Татьяна Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории






Ульяновск, 2019 г.

      1. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Личность в истории» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден Приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) (с изменениями от 7 июня 2017 г. Приказ Министерства образования и науки РФ № 506), на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 389 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011 №85, 25.12.2013 №72, 24.11.2015 №81)

  • Примерные программы по учебным предметам. Программа Всеобщая история. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2014г

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9классы А. А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина, М.: Просвещение, 2016.

  • План внеурочной деятельности приказ №205 от 02.09.2019г.




































Рабочая программа по внеурочной деятельности «Личность в истории» предназначена для учащихся 7 классов, и рассчитана на 68 часов. Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всѐ больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства.

Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны.

Программа по внеурочной деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность курса «Личность и история России» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны научиться описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

 осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

 осознание роли личности в истории;

 ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

 развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

 совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ.

Задачи:

 Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений,а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

Предметные:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов.



Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик 7 класса научиться:

1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты, элементы его описания; регулируемых различными социальными нормами;

2) осуществлять поиск информации в различных источниках;

3) оценивать различные суждения об истории с точки зрения исторической науки;

4) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

5) применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия;

6) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы истории России;


Содержание учебного предмета.


Название разделов, тем



Кол-во часов по

рабочей программе

Введение

Тема 1 . Киевская Русь.( ч) Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, еѐ роль в русской истории.Первые князья. Владимир Святой. Борис и Глеб – князья-мученики. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.

11ч

Тема 2. Эпоха раздробленности. (8 ч)Князья эпохи раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. Иван

Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

14ч

Тема 3. Русь единая. ( 11 ч)Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный. Великие живописцы. Государь князь Фѐдор. Борис Годунов. Минин и Пожарский. Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет.

15ч

Тема 4. Путь к абсолютизму.( 7 ч) Государь Михаил Фѐдорович. Алексей Михайлович “Тишайший”. Фѐдор Тишайший. Царевна Софья.

11ч

Тема 5. Западная Европа

Генрих VIII Елизавета Тюдор Испанский король Филипп II.Людовик XIII и кардинал Ришелье.«Титаны Возрождения»


18

Всего

70











Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Кол.

часов

Тема

Основное содержание материала темы

план

факт

1.



1

Вводный урок


Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Разные оценки и подходы российской историографии к данным политическим и

государственным деятелям.

Тема1. Киевская Русь. 11ч.


2



2

Рюрик.

Легендарное и реальное в “признании варягов”.

Рюрик. Норманнская теория, еѐ роль в русской

истории.

3



2

Первые князья.

Борьба Новгорода и Киева как двух центров

государственности на Руси. Русь в конце IX –

середине X в. Объединением вещим Олегом племенвд оль пути “из варяг в греки”. Значение общего

похода на Царьград. Древняя Русь и еѐ соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга.

Реформа управления и налогообложения при Ольге.

Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав –

“Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

4



2

Владимир Святой

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины

провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от

печенегов. Междоусобица на Руси после смерти

Владимира Святославича.

5



2

Борис и Глеб –

князья мученики.

Борис и Глеб – князья-мученики. Начало усобиц

между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.

6



2

Ярослав Мудрый

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление

международного положения Руси. Просвещение.

“Русская правда” – княжий закон. Что охранялось

законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

7



1

Владимир

Мономах

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы.


Тема 2. Эпоха раздробленности.(14ч)

8



3

Князья эпохи

раздробленности

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15

крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь.

Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и

зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое

Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород.

Система “выкармливания” князя – особенность

Новгородской государственности.

9



3

Александр

Невский

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович

Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и

немецких рыцарей.

10



2

Деятели русской

церкви и культуры

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и

просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил

Заточник, Кирилл Туровский.

11



2

Иван Калита

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение

Москвы. Начало московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за еликокняжеский ярлык. Переезд в Москву

митрополита. Способы расширения владений.

12



2

Дмитрий Донской

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.

Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тѐмном.

13



2

Сергий

Радонежский

Сергий Радонежский.

Тема 3. Русь единая. (15 ч)

14



2

Иван III и

Василий III.

Возникновение государства Российского. Иван III –

первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.

Дела семейные. Софья Палеолог- супруга

Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”.

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

15



4

Иван IV Грозный

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей

Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление

дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”.

Опричнина как средство утверждения самодержавной

деспотии. Культура и быт.

16



3

Великие

живописцы

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”.

Феофан Грек. Дионисий.

17



2

Государь Фѐдор.

Борис Годунов.

Второй сын Ивана Грозного. Борис Годунов –

опричник – правитель – царь. Учреждение

патриаршества. Развитие барщины и закрепощение

крестьян.

18



2

Минин и

Пожарский

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий

Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

19



2

Деятели русской

церкви

Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет.

Взаимоотношения церкви и государства. Симфония

властий.

Тема 4. Путь к абсолютизму.( 11ч)

20



2

Государь Михаил

Фѐдорович.

Управление страной с помощью отца – патриарха

Филарета. Полки иноземного строя. «Куранты».

21



2

Алексей

Михайлович

“Тишайший

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей

Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение

крестьянства.

22



2

Фѐдор Тишайший.

Царевна Софья.

Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на запад.

Принятие первого государственного бюджета. Отмена

местничества. Регенство царевны Софьи.







23



3

Церковный раскол

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство

выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон,

протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

24



2

Деятели культуры

XVII в

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”.

“Обмирщение” культуры. Общественная мысль.

Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Западная Европа(18)

25



2

Географические открытия.

Значение Великих географических открытий: историческая дискуссия

26



2

Генрих VIII

Великие монархи Европы: Генрих VIII

27



2

Елизавета Тюдор

Великие монархи Европы: Елизавета Тюдор

28



2

Испанский король Филипп II

Великие монархи Европы: испанский король Филипп II

29



2

Людовик XIII и кардинал Ришелье.

Великие монархи Европы: Людовик XIII и кардинал Ришелье

30



2

«Титаны Возрождения»

Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения»

31



2

«Титаны Возрождения»

Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения»

32



2

Защита проектов


33



2

Повторительно - обобщающий урок




Материально-техническое обеспечение

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2015

2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2011.

3.ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2016.

4.Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2013.

5. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.

6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2010.

7. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2014

8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.




ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!