муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 55
с изучением культур народов Поволжья»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла Протокол № 1 от 29. 08.2019 г. Руководитель ШМО Башмакова Е.Е. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Л.Б. Сафиулова 02.09.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора школы ___________М.Г. Чернышева Приказ № 169 от 02.09.2019 г. |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Личность в истории»
для обучающихся 7 класса
на 2019-2020 учебный год
количество часов на год - 70
Разработала:
Ильина Татьяна Владимировна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Ульяновск, 2019 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Личность в истории» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден Приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) (с изменениями от 7 июня 2017 г. Приказ Министерства образования и науки РФ № 506), на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 389 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011 №85, 25.12.2013 №72, 24.11.2015 №81)
Примерные программы по учебным предметам. Программа Всеобщая история. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2014г
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9классы А. А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина, М.: Просвещение, 2016.
План внеурочной деятельности приказ №205 от 02.09.2019г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Личность в истории» предназначена для учащихся 7 классов, и рассчитана на 68 часов. Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всѐ больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства.
Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны.
Программа по внеурочной деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность курса «Личность и история России» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны научиться описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории;
ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ.
Задачи:
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений,а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
Предметные:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик 7 класса научиться:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты, элементы его описания; регулируемых различными социальными нормами;
2) осуществлять поиск информации в различных источниках;
3) оценивать различные суждения об истории с точки зрения исторической науки;
4) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
5) применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия;
6) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы истории России;
Содержание учебного предмета.
Название разделов, тем | Кол-во часов по рабочей программе |
Введение | 1ч |
Тема 1 . Киевская Русь.( ч) Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, еѐ роль в русской истории.Первые князья. Владимир Святой. Борис и Глеб – князья-мученики. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. | 11ч |
Тема 2. Эпоха раздробленности. (8 ч)Князья эпохи раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. Иван Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. | 14ч |
Тема 3. Русь единая. ( 11 ч)Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный. Великие живописцы. Государь князь Фѐдор. Борис Годунов. Минин и Пожарский. Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет. | 15ч |
Тема 4. Путь к абсолютизму.( 7 ч) Государь Михаил Фѐдорович. Алексей Михайлович “Тишайший”. Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. | 11ч |
Тема 5. Западная Европа Генрих VIII Елизавета Тюдор Испанский король Филипп II.Людовик XIII и кардинал Ришелье.«Титаны Возрождения» | 18 |
Всего | 70 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Кол. часов | Тема | Основное содержание материала темы |
план | факт |
1. | | | 1 | Вводный урок | Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Разные оценки и подходы российской историографии к данным политическим и государственным деятелям. |
Тема1. Киевская Русь. 11ч. | |
2 | | | 2 | Рюрик. | Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, еѐ роль в русской истории. |
3 | | | 2 | Первые князья. | Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племенвд оль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и еѐ соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. |
4 | | | 2 | Владимир Святой | Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. |
5 | | | 2 | Борис и Глеб – князья мученики. | Борис и Глеб – князья-мученики. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава. |
6 | | | 2 | Ярослав Мудрый | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. |
7 | | | 1 | Владимир Мономах | Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы. |
Тема 2. Эпоха раздробленности.(14ч) |
8 | | | 3 | Князья эпохи раздробленности | Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. |
9 | | | 3 | Александр Невский | Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. |
10 | | | 2 | Деятели русской церкви и культуры | Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский. |
11 | | | 2 | Иван Калита | Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за еликокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. |
12 | | | 2 | Дмитрий Донской | Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тѐмном. |
13 | | | 2 | Сергий Радонежский | Сергий Радонежский. |
Тема 3. Русь единая. (15 ч) |
14 | | | 2 | Иван III и Василий III. | Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. |
15 | | | 4 | Иван IV Грозный | Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. |
16 | | | 3 | Великие живописцы | Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. |
17 | | | 2 | Государь Фѐдор. Борис Годунов. | Второй сын Ивана Грозного. Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. |
18 | | | 2 | Минин и Пожарский | Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. |
19 | | | 2 | Деятели русской церкви | Патриарх Гермоген. Патриарх Филарет. Взаимоотношения церкви и государства. Симфония властий. |
Тема 4. Путь к абсолютизму.( 11ч) |
20 | | | 2 | Государь Михаил Фѐдорович. | Управление страной с помощью отца – патриарха Филарета. Полки иноземного строя. «Куранты». |
21 | | | 2 | Алексей Михайлович “Тишайший | Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. |
22 | | | 2 | Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. | Фѐдор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества. Регенство царевны Софьи. |
| | | | | |
23 | | | 3 | Церковный раскол | Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. |
24 | | | 2 | Деятели культуры XVII в | Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. |
Западная Европа(18) |
25 | | | 2 | Географические открытия. | Значение Великих географических открытий: историческая дискуссия |
26 | | | 2 | Генрих VIII | Великие монархи Европы: Генрих VIII |
27 | | | 2 | Елизавета Тюдор | Великие монархи Европы: Елизавета Тюдор |
28 | | | 2 | Испанский король Филипп II | Великие монархи Европы: испанский король Филипп II |
29 | | | 2 | Людовик XIII и кардинал Ришелье. | Великие монархи Европы: Людовик XIII и кардинал Ришелье |
30 | | | 2 | «Титаны Возрождения» | Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения» |
31 | | | 2 | «Титаны Возрождения» | Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения» |
32 | | | 2 | Защита проектов | |
33 | | | 2 | Повторительно - обобщающий урок | |
Материально-техническое обеспечение
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2015
2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2011.
3.ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2016.
4.Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2013.
5. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2010.
7. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2014
8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения